Первый крестовый поход. Чёрная смерть. И др
Первый крестовый поход.
Призыв Папы Урбана II к Первому крестовому походу, прозвучавший на Клермонском соборе в 1095 году, был ключевым событием, которое инициировало движение крестоносцев в Святую землю. За этим событием стояли глобальные акторы того времени, каждый из которых имел свои цели и интересы.
1. Папа Урбан II и Римско-католическая церковь
Цели:
Укрепление папской власти: Папа Урбан II стремился укрепить авторитет папства и его влияние в христианском мире, особенно на фоне соперничества с Византийской империей и усилившейся раздробленности в Европе.
Объединение христианского мира: Призыв к крестовому походу был попыткой объединить западных христиан против общего врага — мусульман, контролировавших Святую землю.
Реакция на просьбу о помощи от Византии: Византийский император Алексей I Комнин обратился к Папе с просьбой о военной помощи против турок-сельджуков, которые угрожали его империи. Урбан II видел в этом возможность улучшить отношения между Восточной и Западной церквями, которые были в конфликте после Великого раскола 1054 года.
2. Византийская империя
Цели:
Оборона и восстановление территорий: Император Алексей I стремился вернуть земли, утраченные в результате турецких завоеваний, особенно в Малой Азии.
Поддержка и союзники: Византийцы надеялись, что помощь крестоносцев позволит стабилизировать ситуацию на восточных границах империи и укрепить её оборону.
Контроль над святыми местами: Византийская империя также была заинтересована в контроле над святыми местами в Иерусалиме и окрестностях.
3. Западные европейские правители и знать
Цели:
Укрепление политической власти: Участие в крестовом походе позволяло западным правителям и знати укрепить свои позиции в Европе, получая новые титулы, земли и влияние.
Религиозное спасение: Крестоносцы верили, что участие в крестовом походе и освобождение Святой земли позволит им получить отпущение грехов и заслужить вечное спасение.
Экономические выгоды: Крестоносцы также надеялись на возможность захватить новые земли и ресурсы на Востоке, что сулило значительные экономические выгоды.
4. Мусульманские государства
Цели:
Защита своих земель: Для мусульманских правителей крестовые походы представляли угрозу их территориальному контролю и религиозным святыням.
Сопротивление и восстановление контроля: Мусульманские лидеры стремились отразить нападение крестоносцев и вернуть утраченные территории, особенно после падения Иерусалима в 1099 году.
5. Еврейские общины
Цели:
Выживание: Еврейские общины оказались в крайне уязвимом положении во время крестовых походов, так как крестоносцы часто подвергали их нападениям на пути в Святую землю, обвиняя в "богоубийстве" и стремясь к насильственному обращению или уничтожению.
Сохранение культурной и религиозной идентичности: Несмотря на угрозу, еврейские общины пытались сохранить свои традиции, культуру и религию в условиях постоянных гонений.
6. Простые крестьяне и горожане
Цели:
Обретение нового статуса и улучшение условий жизни: Для многих крестьян и простолюдинов участие в крестовом походе представляло возможность вырваться из бедности, получить землю и свободу.
Религиозное рвение: Множество людей также двигало искреннее желание исполнить религиозный долг и совершить паломничество к святым местам.
Таким образом, Призыв Папы Урбана II к Первому крестовому походу был встречен с разными мотивами и целями со стороны различных глобальных акторов того времени, что привело к сложным и неоднозначным последствиям в течение следующих столетий.
*****
Как эта стратегия походов работала до Чёрной чумы, уничтожившей почти всё население Европы и остановившей крестовые походы на восток и так-же как эта чума покончила с правление Татаромонглол в мире? Способствовала к появлению Московского княжества в изоляции лесов той тайги древней?
Чума, известная как Чёрная смерть, действительно оказала колоссальное влияние на Европу, её население, экономику и политику, а также на крестовые походы и Монгольскую империю. Чтобы разобраться в этом более детально, рассмотрим каждую из тем вопроса по отдельности:
1. Крестовые походы и их окончание
Крестовые походы были серией военных экспедиций, организованных западноевропейскими христианами для восстановления контроля над Святыми землями, в первую очередь Иерусалимом, которые оказались под мусульманским контролем. Однако к 14 веку крестовые походы уже ослабли из-за целого ряда факторов:
Усталость и разочарование: После почти двух столетий крестовых походов, результативность этих экспедиций уменьшилась. Постоянные поражения, территориальные потери и огромные затраты ослабили энтузиазм среди европейцев.
Изменение приоритетов: Политические и экономические интересы начали сдвигаться от Востока к внутренним европейским делам, особенно к экономическому развитию и укреплению местной власти.
Экономические и демографические потери от Чёрной смерти: Чёрная чума, которая обрушилась на Европу в 1347-1351 годах, уничтожила до 30-60% населения Европы. Этот коллапс населения оказал огромное воздействие на социальную и экономическую структуры, сделав организацию новых крестовых походов практически невозможной. Ресурсы, которые могли быть использованы для новых экспедиций, теперь были необходимы для восстановления и поддержания собственных территорий.
2. Влияние Чёрной смерти на Монгольскую империю
Монгольская империя, которая когда-то простиралась от Восточной Европы до Китая, в значительной степени пострадала от последствий Чёрной смерти. Хотя эпидемия затронула Монгольскую империю не так тяжело, как Европу, она все же сыграла роль в её упадке:
Снижение численности населения: Как и в Европе, чума привела к значительному сокращению населения на обширных территориях Монгольской империи, что подорвало её экономическую мощь.
Дезинтеграция империи: Чёрная смерть ускорила процессы распада Монгольской империи. Монгольская империя уже столкнулась с внутренними проблемами, связанными с междоусобицами, местными восстаниями и децентрализацией власти, а эпидемия лишь усугубила эти проблемы.
Ослабление контроля над завоёванными территориями: Из-за потерь от чумы и других факторов, монгольская власть ослабла, и многие завоёванные территории начали выходить из-под контроля. В частности, это относится к Золотой Орде, которая к середине 14 века начала терять контроль над своими западными владениями, включая Русь.
3. Возникновение Московского княжества и его роль в тайге
Ослабление Золотой Орды: Смертоносные эпидемии и внутренние проблемы в Золотой Орде привели к её ослаблению, что дало шанс русским княжествам, включая Московское княжество, постепенно освобождаться от ордынского ига. Московское княжество, находясь в географической изоляции, было защищено лесами и реками, что частично помогло ему избежать самых жестоких последствий чумы и ордынских набегов.
Консолидация власти: Московские князья использовали ослабление Орды для того, чтобы расширить свою территорию и укрепить свою власть. Иван Калита и его наследники начали объединять земли вокруг Москвы, пользуясь внутренней раздробленностью и борьбой между другими княжествами.
Роль лесов и тайги: Леса и тайга предоставляли природную защиту и ресурсы, которые помогли московским князьям укрепить своё государство в условиях нестабильности и вражеских нападений.
Таким образом, Чёрная смерть оказала мощное воздействие на всю Евразию. Она ускорила упадок крестовых походов, дезинтеграцию Монгольской империи и способствовала возникновению и усилению Московского княжества, что в конечном итоге привело к становлению Московского царства как одного из важнейших государств на мировой арене.
*****
Как она ослабила Византию и способствовала ли падению православной Византии? И какие глобальные акторы остались после краха Византии? Сравнение, каких глобальных акторов со сцены геополитической игры убрала Чёрная чума, кто исчез а кто остался и кто новый появился?
Чёрная чума, или Чёрная смерть, была катастрофическим событием, которое оказало влияние на практически все аспекты жизни в Европе и Евразии, включая Византийскую империю. Хотя Византия не была так сильно затронута чумой, как Западная Европа, эпидемия всё равно сыграла свою роль в ослаблении империи и в конечном итоге способствовала её падению.
Как Чёрная чума ослабила Византию и способствовала её падению
Ослабление экономики и общества:
Византия уже находилась в тяжелом положении к середине XIV века, страдая от внутренних конфликтов и внешних угроз, включая постоянное давление со стороны Османской империи.
Чума усугубила эти проблемы, вызвав значительное сокращение населения, что в свою очередь привело к падению сельскохозяйственного производства, ослаблению торговли и снижению налоговых поступлений.
Политическая нестабильность:
В это время Византия также сталкивалась с внутренними политическими конфликтами, включая гражданскую войну между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином. Чума ещё больше усложнила управление страной и способствовала дальнейшему ослаблению центральной власти.
Уменьшение численности населения также означало, что империя имела меньшее количество солдат, что снижало её способность защищать свои территории от внешних угроз.
Давление Османской империи:
Пока Византия ослабевала из-за чумы и внутренних конфликтов, Османская империя укрепляла свои позиции на Балканах и в Малой Азии. Турки-османы постепенно захватывали византийские земли, что ускоряло упадок империи.
Византийская армия и флот, ослабленные чумой и нехваткой ресурсов, не могли эффективно противостоять османским нападениям.
Падение Константинополя в 1453 году:
Ослабленная Византия не смогла сопротивляться последнему и решающему штурму османов под предводительством султана Мехмеда II. В 1453 году Константинополь пал, что ознаменовало окончательный конец Византийской империи.
Глобальные акторы до и после падения Византии
До падения Византии:
Византийская империя:
Ключевой актор на Востоке, сохранявший наследие Римской империи и христианскую культуру, был важным игроком в Средиземноморье и на Балканах.
Монгольская империя:
Огромная империя, простиравшаяся от Китая до Европы. К началу XIV века она уже начала распадаться на отдельные ханства.
Папская власть и католическая Европа:
Папство играло ведущую роль в европейской политике и крестовых походах, направленных на восстановление контроля над Святой землёй.
Золотая Орда:
Монгольское государство, которое контролировало значительные территории Руси и Восточной Европы.
Мамлюкский султанат:
Исламское государство, контролировавшее Египет, Сирию и части Аравийского полуострова, важный актор на Ближнем Востоке.
После падения Византии:
Османская империя:
Османы стали доминирующей силой на Востоке после завоевания Византии. Они контролировали Балканы, Анатолию, Ближний Восток и Северную Африку, став новым глобальным актором, который будет определять геополитическую ситуацию в течение нескольких столетий.
Московское княжество (позднее Российское царство):
Московское княжество начало консолидировать власть и территории после ослабления Золотой Орды и стало центральной силой, которая впоследствии приведёт к образованию Российской империи.
Папская власть и католическая Европа:
Папство оставалось влиятельным, но его влияние начало ослабевать в результате внутренних конфликтов и Реформации, которая начнётся в следующем веке.
Западноевропейские государства:
Такие как Франция, Англия и Испания, начали усиленно развиваться после ослабления внутреннего кризиса и, несмотря на потери от чумы, начали формироваться как сильные национальные государства с возрастающими амбициями на международной арене.
Сравнение глобальных акторов до и после Чёрной чумы:
Исчезли:
Монгольская империя:
Хотя её распад начался до чумы, эпидемия ускорила этот процесс, что привело к окончательному развалу Монгольской империи как единого государства.
Византийская империя:
Чума ослабила империю, способствуя её падению в 1453 году под ударами османов.
Золотая Орда:
Ослабевшая от чумы и внутренних конфликтов, она потеряла влияние и была в конечном счёте уничтожена в начале XV века.
Остались и усилились:
Османская империя:
Оставшись, османы смогли захватить Византию и значительно расширить свои территории, став новой сверхдержавой.
Западные европейские государства:
Восстановив свои силы после чумы, они стали более централизованными и мощными, что привело к эпохе Великих географических открытий и колонизации.
Московское княжество (Российское царство):
Изолированное в тайге и менее затронутое чумой, Московское княжество смогло стать центром консолидации русских земель и началом российского государства.
Новые акторы:
Османская империя:
Как новый мощный глобальный актор, который стал ключевым игроком в восточном Средиземноморье, на Балканах и Ближнем Востоке.
Португалия и Испания:
В качестве новых глобальных акторов, которые благодаря географическим открытиям начали расширяться за пределы Европы, создавая колониальные империи.
Таким образом, Чёрная чума была катализатором для значительных изменений на глобальной арене. Она убрала с геополитической сцены несколько мощных акторов, таких как Монгольская империя и Византия, и создала условия для появления новых держав, которые будут определять дальнейшую историю.
*****
Как эти два амбициозных глупца ослабило Византию масштабным убийствами?! :внутренними политическими конфликтами, включая гражданскую войну между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином.
Внутренние политические конфликты, такие как гражданская война между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином, сыграли значительную роль в ослаблении Византийской империи в XIV веке. Эти конфликты привели к масштабным убийствам, разрушению экономики и общества, что ещё больше подорвало и без того ослабленное государство. Вот как эти события ослабили Византию:
1. Гражданская война между Иоанном V и Иоанном VI (1341-1347)
Предыстория конфликта:
Император Андроник III Палеолог умер в 1341 году, оставив своего девятилетнего сына Иоанна V Палеолога наследником престола. В это время государством фактически управлял регентский совет, в который входил один из ближайших соратников покойного императора, Иоанн VI Кантакузин.
Вскоре после смерти Андроника III начались интриги и борьба за власть. Кантакузин, бывший влиятельным полководцем и государственным деятелем, провозгласил себя соправителем и регентом при малолетнем Иоанне V, что вызвало конфликт с другими членами регентского совета, в частности с Анной Савойской, матерью Иоанна V.
Разрушительные последствия:
Военные действия: Гражданская война длилась с 1341 по 1347 годы и охватила значительные территории империи. В результате боевых действий многие города и деревни были разрушены, что привело к значительным жертвам среди мирного населения.
Экономический упадок: Война серьёзно подорвала экономику Византии. Земледелие, торговля и ремесла пришли в упадок, поскольку земли опустели, и население сократилось. Грабежи, разорение сельской местности и разрушение инфраструктуры ослабили государственные финансы.
Эпидемии и голод: Вслед за гражданской войной в Византии начались эпидемии и голод, что ещё больше усугубило ситуацию. Массовая смертность, вызванная болезнями и недоеданием, снизила численность населения и подорвала обороноспособность государства.
Привлечение внешних сил:
Османская империя: Иоанн VI Кантакузин обратился за помощью к Османской империи, которая в то время только начинала своё восхождение. Турки-османы предоставили Кантакузину военную поддержку, что помогло ему одержать верх в конфликте, но в итоге османские войска закрепились на европейских территориях Византии.
Сербия и Болгария: Оба правителя, стремясь выиграть в конфликте, также искали поддержки у Сербии и Болгарии, что привело к их вмешательству во внутренние дела империи и дальнейшему ослаблению её независимости.
2. Последствия войны для Византии
Политическая нестабильность:
Гражданская война не привела к укреплению власти ни одного из участников. В 1347 году Иоанн VI Кантакузин стал единоличным правителем, но его правление было непрочным. В 1354 году он был свергнут, и Иоанн V вернулся к власти, что не привело к долгосрочной стабилизации государства.
Территориальные потери:
Ослабленная войной Византия потеряла значительные территории, особенно на Балканах, которые постепенно переходили под контроль Османской империи. Каждый раз, когда Византия привлекала османов в качестве союзников, это приводило к расширению османских владений на её территории.
Дезинтеграция и потеря влияния:
Гражданская война окончательно подорвала центральную власть в Византии. Империя больше не могла эффективно управлять своими территориями и обеспечивать безопасность своих границ. Это привело к дальнейшей дезинтеграции и постепенному распаду государства.
3. Долгосрочные последствия
Ускорение падения Византии: Гражданская война значительно ослабила Византию как политически, так и экономически. Империя утратила способность эффективно сопротивляться внешним угрозам, что привело к её окончательному падению в 1453 году.
Возвышение Османской империи: Привлечение османов в качестве союзников дало им возможность утвердиться на Балканах и постепенно захватывать византийские территории, что подготовило почву для их дальнейшего расширения.
Таким образом, гражданская война между Иоанном V Палеологом и Иоанном VI Кантакузином стала одним из важнейших факторов, которые ускорили упадок Византийской империи. Внутренние конфликты, политическая нестабильность и привлечение внешних сил привели к ослаблению империи и её неспособности противостоять возрастающей угрозе со стороны Османской империи.
*****
Размышлегия:
Хронология захвата?! :Турки-османы постепенно захватывали византийские земли, что ускоряло упадок империи.
Захват византийских земель турками-османами был постепенным процессом, который длился более века и окончательно привел к падению Византийской империи в 1453 году. Вот хронология ключевых событий и этапов этого захвата:
1. Начало османской экспансии на Балканах (1299-1326)
1299: Основание Османского бейлика. Осман I Гази, основатель династии, начинает завоевания византийских территорий в Малой Азии.
1302: Битва при Бафее. Турки-османы под предводительством Османа I наносят первое крупное поражение византийской армии в Малой Азии.
2. Утверждение османов в Малой Азии (1326-1354)
1326: Захват Бурсы. Османы под предводительством Орхана I, сына Османа I, захватывают Бурсу и делают её своей столицей. Этот город становится опорной базой для дальнейших завоеваний.
1331: Захват Никеи (современный Изник). Важный византийский город в Малой Азии, который был захвачен османами.
1337: Захват Никомедии (современный Измит). Последний крупный византийский город в северо-западной Малой Азии пал под ударами османов.
3. Первое проникновение османов на Балканы (1352-1389)
1352: Захват крепости Цимпе на Галлипольском полуострове. Это первое османское завоевание на европейской территории, которое ознаменовало начало их экспансии на Балканы.
1354: Захват Галлиполи. Османы под предводительством Сулеймана Паши захватывают важную крепость Галлиполи, что позволяет им закрепиться в Европе.
1361: Захват Адрианополя (современный Эдирне). Этот ключевой город на Балканах становится новой столицей османского государства.
1389: Битва на Косовом поле. Османы под предводительством Мурада I побеждают объединённые сербские и византийские силы, что закрепляет их власть на Балканах.
4. Османская экспансия на Балканах и в Малой Азии (1390-1422)
1396: Битва при Никополе. Османы под предводительством Баязида I наносят поражение крестоносцам и окончательно утверждаются на Балканах.
1402: Битва при Анкаре. Тимуридские войска разгромили османов, взяли в плен султана Баязида I, что привело к временному ослаблению османов и гражданской войне среди его сыновей (1402-1413).
1413: Мехмед I восстанавливает османскую империю после гражданской войны и продолжает расширение на Балканах и в Малой Азии.
1422: Первая осада Константинополя. Мурад II осаждает столицу Византии, но не добивается успеха.
5. Консолидация османской власти и падение византийских крепостей (1423-1453)
1430: Захват Салоник. Османы захватывают этот важный византийский город в Македонии.
1444: Битва при Варне. Османская армия под командованием Мурада II побеждает крестоносцев, закрепляя контроль над Балканами.
1448: Вторая битва на Косовом поле. Османы вновь одерживают победу, ещё больше укрепляя своё господство на Балканах.
1453: Захват Константинополя. Под предводительством султана Мехмеда II османы окончательно захватывают Константинополь 29 мая 1453 года, что ознаменовало конец Византийской империи.
Заключение
Процесс захвата византийских земель турками-османами был медленным, но неизбежным. С каждым десятилетием Византия теряла свои территории, экономическую и военную мощь. Начиная с первых успехов в Малой Азии и на Балканах, османы постепенно окружали и ослабляли Византию, пока, наконец, в 1453 году Константинополь не пал, положив конец тысячелетней истории Восточной Римской империи.
Справка /
(Как София стала мечетью?
Айя-София: Турция и ЮНЕСКО обменялись жесткими заявлениями в связи с этим:
10 июля 2020 года Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей и постановил, что это здание может использоваться в качестве мечети. В этот же день президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении Айи-Софии в мечеть.
Это произошло после национализации РПЦ храмов на Украине новой Украинской властью после революции 2014 года на Украине. РПЦ храмы массово отбирались Украинской стороной у Московского патриархата под предлогом войны с Россией и православных священников Московского патриархата убивали или выгоняли из храмов специально подготовленные для этой операции украинские отряды для захватывания храмов, монастырей, приходов. (Крупная религиозная организация Московского патриархата, объединяющая сотни монастырей и тысячи приходов на Украине была насильственно национализирована).
Где Порошенко получил Томос?
6 января 2019 года на Фанаре (Стамбул) Православная церковь Украины получила от Константинопольского патриархата томос о предоставлении ей автокефалии.
12 июн. 2018;г. — 10 апреля 2018 года Порошенко заявил, что Украина в лице государственной власти просит у патриарха Варфоломея дать автокефалию.
18 июн. 2020;г. — Пятый президент Петр Порошенко заявил, что против него возбудили дело из-за разжигания религиозной розни, потому что Украина получила Томос.
15 окт. 2018;г. — Президент Петр Порошенко подчеркнул, что «в освященную томосом православную церковь тоже никто никого не будет «приглашать» силой».
14 нояб. 2018;г. — Также собор постановил, что "предоставление так называемого томоса об автокефалии является искусственным… и усилит конфликты среди народа
4 янв. 2019;г. — После литургии Порошенко будет вручен томос об автокефалии Украинской православной церкви.
15 янв. 2019;г. — Получив томос об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ), президент Петр Порошенко знакомит с документом регионы страны.
Кто дал автокефалию Украинской православной церкви?
5 января 2019 года в Георгиевском соборе на Фанаре патриарх Константинопольский Варфоломей подписал свидетельство об автокефалии ПЦУ (томос). Официальная передача томоса предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию состоялась 6 января.
Что такое УПЦ и ПЦУ в Украине?
Православная церковь там теперь представлена двумя полностью местными организациями: Православной церковью Украины (ПЦУ), в 2019 году получившей от Константинопольского патриархата автокефалию, и Украинской православной церковью (УПЦ), ушедшей от Московского патриархата по решению своего Поместного собора.31 мая 2022;г.
5 янв. 2019;г. — Митрополит Епифаний, ставший главой новой церкви, согласно томосу будет носить титул блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины.
Кто не признал Томос Украины?
Бывший глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет заявил, что не признаёт томос (указ) об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ).11 июн. 2019;г.
Чем отличается автокефальная Церковь от православной?
Автокефалия в Православии. Что означает и какие права дает ...
Автономия и самоуправление — в чем разница? При самостоятельном управлении (автокефалии) Церковь считается абсолютно независимой от остальных поместных православных Церквей. Автокефальная Церковь не может находиться в подчинении других церквей, а наоборот, может иметь церкви в подчинении.
Какие Православные церкви не признали Пцу?
В ответ на признание ПЦУ, Московский патриархат исключил из своего диптиха Элладскую церковь (3 ноября 2019 года), Александрийскую церковь (8 ноября 2019 года) и Кипрскую церковь (20 ноября 2020).
Справка как было во времена согласия до революции на Украине 2014 года:
Кто Митрополит Украинской православной церкви?
Предстоятель УПЦ является членом Священного синода РПЦ, а украинский епископат участвует в Архиерейских и Поместных соборах РПЦ, в выборах патриарха Московского и всея Руси. Предстоятель УПЦ с 2014 года — митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский); резиденция — Киево-Печерская лавра.
23 апр. 2018;г. — Хотя, как это ни парадоксально, Томос Патриарха Алексия II, который был дарован в 90-м году, предоставил Украинской церкви автокефалию.
Справка :
6 января томос о ее автокефалии был вручен главе этой церкви Епифанию (Думенко). Эти действия Константинополя были резко раскритикованы Русской православной церковью и стали причиной разрыва ее отношений со Вселенским престолом.12 окт. 2019;г.
Справка :
Кто глава Пцу в Украине?
Православная церковь Украины — Википедия
С 15 декабря 2018 года в этой должности — митрополит Епифаний (Думенко), бывший митрополит Переяславский и Белоцерковский УПЦ КП. 5 января 2019 года в Георгиевском соборе на Фанаре в Стамбуле патриарх Константинопольский Варфоломей подписал свидетельство об автокефалии ПЦУ (томос).
Справка :
Томос об автокефалии
5 января 2019 года в Георгиевском соборе на Фанаре патриарх Константинопольский Варфоломей подписал свидетельство об автокефалии ПЦУ (томос). Официальная передача томоса предстоятелю ПЦУ митрополиту Епифанию состоялась 6 января.
Справка :
Резиденция и контакты Патриаршая резиденция и кафедральный собор во имя святого великомученика Георгия Победоносца находятся в Фанаре (район Стамбула).
Справка :
Где резиденция Константинопольского патриарха?
Патриаршая резиденция и кафедральный собор святого великомученика Георгия Победоносца находится в Фанаре (район Стамбула). Сейчас Константинопольскую Церковь возглавляет 232-й Патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис), избранный Предстоятелем 22 октября 1991 г. Интронизация состоялась 2 ноября того же года.
Справка :
Где живет патриарх Константинопольский?
Ecumenical Patriarchate of Constantinople -
С 1586 года резиденция Вселенского Патриархата находится в сравнительно скромной церкви Святого Георгия в районе Фенер (Фанар) в Стамбуле .
Справка :
В 1453 году после захвата Константинополя турками султан Мехмед II превратил собор Святой Софии в мечеть. После захвата собора хранившиеся в нем многочисленное ценности были разграблены, а древние иконы уничтожены.24 июл. 2021;г.). (Что случилось с собором Святой Софии?
Собор Святой Софии в Стамбуле : где находится, как ...
Следующее, и самое трагическое, падение христианской церкви произошло в 1453 году. Османские войска, которые ворвались в Константинополь, разграбили Софийский собор. Но полностью его не разрушили, а переделали в мечеть и назвали Айя-София. Христианские фрески замазали, а к зданию пристроили минареты.3 дек. 2023;г.). (С VI по XV век собор Святой Софии был символом могущества Византийской империи, после завоевания Константинополя турками в 1453 году — мечетью).
Справка :
Почему храм Софии стал мечетью?
Собор Святой Софии (Константинополь) —
Султан Мехмед II направился прямо к собору Святой Софии, восхитился величием и великолепием храма и помолился там. Мехмед Завоеватель приказал немедленно превратить церковь в мечеть и приказал своим солдатам не повреждать священные мозаики и реликвии.
Справка :
Что сейчас с собором Святой Софии?
Собор Святой Софии (Путеводитель по Ая-София 2024)
Построенный как церковь в 325 году, собор Святой Софии был перестроен в 537 году и преобразован в мечеть султаном Фатихом Мехметом после завоевания Стамбула в 1453 году. С 1935 года является музеем, а с 10 июля 2020 года – мечетью.20 мая 2024;г.
*****
Итог :
Хронология событий, связанных с автокефалией Православной Церкви Украины (ПЦУ) и превращением собора Святой Софии в мечеть, включает в себя несколько ключевых моментов.
1. Автокефалия Православной Церкви Украины:
2014 год: После революции на Украине и последующего обострения отношений с Россией, начались процессы, связанные с отделением Украинской православной церкви от Московского патриархата. Новая украинская власть активно поддерживала создание независимой (автокефальной) православной церкви на Украине.
10 апреля 2018 года: Президент Украины Петр Порошенко официально заявил о просьбе государственной власти Украины к Константинопольскому патриарху Варфоломею о предоставлении автокефалии.
15 декабря 2018 года: На объединительном соборе в Киеве была создана Православная Церковь Украины (ПЦУ).
5 января 2019 года: В Георгиевском соборе на Фанаре (Стамбул) патриарх Константинопольский Варфоломей подписал томос об автокефалии ПЦУ.
6 января 2019 года: Томос был официально передан митрополиту Епифанию, главе ПЦУ.
Эти действия вызвали разрыв отношений между Русской православной церковью (РПЦ) и Константинопольским патриархатом. РПЦ осудила решение Константинополя и заявила о его неканоничности.
2. Превращение собора Святой Софии в мечеть:
1453 год: После захвата Константинополя османскими войсками султан Мехмед II Завоеватель приказал превратить собор Святой Софии в мечеть. Были замазаны христианские фрески, и здание приобрело исламские черты, включая добавление минаретов.
1935 год: После создания Турецкой Республики собор Святой Софии был преобразован в музей по решению основателя республики Мустафы Кемаля Ататюрка.
10 июля 2020 года: Госсовет Турции отменил решение 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей, после чего президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о возвращении статус мечети. Это решение вызвало негативную реакцию со стороны ЮНЕСКО и международного сообщества.
Связь событий:
Решение о превращении собора Святой Софии обратно в мечеть произошло в контексте националистической и религиозной политики Турции, что косвенно связано с процессами на Украине. В ответ на стремление Украины к независимости от РПЦ, Турция активизировала свои действия в контексте религиозной символики, в том числе и в отношении Айя-Софии, подчеркивая свое влияние на православный мир и исторические процессы.
Эти события отражают глобальные сдвиги в политике и религиозной сфере, где религиозные символы используются как инструменты для укрепления национальной идентичности и власти.
*****
По факту Константинопольский потерял храм, хоть и это как-бы музей был уже?
Да, фактически Константинопольский патриархат утратил возможность считать собор Святой Софии своим символическим храмом, даже несмотря на то, что он долгое время уже был музеем. Собор Святой Софии (Айя-София) исторически был главным храмом Константинопольского патриархата и важнейшим символом православного христианства.
Ситуация с собором Святой Софии:
1453 год: После захвата Константинополя османами собор Святой Софии был превращен в мечеть. Это стало символом падения Византийской империи и перехода центра власти в руки Османской империи.
1935 год: После основания Турецкой Республики под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка собор был преобразован в музей. Это решение воспринималось как попытка секуляризации и нейтрализации религиозных конфликтов.
2020 год: Решение турецкого правительства вернуть собору статус мечети было воспринято как символическое отступление от принципов секуляризма и как попытка вернуть исламский характер этому историческому зданию. Это решение вызвало критику как со стороны православного мира, так и со стороны международного сообщества.
Потери для Константинопольского патриархата:
Символическая утрата: Несмотря на то, что собор уже почти столетие был музеем, для Константинопольского патриархата и православных верующих он оставался символом их религиозного и культурного наследия. Возвращение собора в статус мечети было воспринято как утрата этого символического значения.
Политические последствия: Это решение укрепило позиции Турции как независимого религиозного и политического игрока, одновременно ослабив влияние Константинопольского патриархата на международной арене. Патриархат потерял возможность использовать собор как место для каких-либо религиозных или символических мероприятий.
Таким образом, хотя собор Святой Софии и не использовался как храм Константинопольским патриархатом в течение многих десятилетий, его превращение в мечеть символически отразило утрату еще одного важного элемента византийского и православного наследия.
*****
Что ещё он потерял?
Константинопольский патриархат в течение своей долгой истории столкнулся с рядом значительных утрат, как территориальных, так и символических, которые серьезно ослабили его позиции в мире православия. Вот основные из этих утрат:
1. Территориальные потери:
Падение Византийской империи (1453): С захватом Константинополя турками-османами в 1453 году, Константинопольский патриархат потерял не только свой столичный город, но и большую часть территории, которая составляла базу его влияния. После этого патриархат оказался в подчиненном положении в рамках Османской империи.
Потеря территорий на Балканах: В результате османской экспансии Константинопольский патриархат постепенно утратил контроль над православными церквями на Балканах. Многие из них обрели автокефалию, что существенно уменьшило влияние патриархата на этих территориях.
Потеря территорий в Малой Азии: Малые города и регионы Малой Азии, где изначально находились важные христианские общины, перешли под контроль Османской империи, что также снизило влияние патриархата.
2. Утрата влияния на православные церкви:
Автокефалия национальных церквей: Начиная с XVIII века и далее, многие православные церкви в пределах Османской империи получили автокефалию (например, Сербская, Болгарская, Греческая, Русская православные церкви). Это означало, что они стали независимыми от Константинопольского патриархата и больше не подчинялись его юрисдикции.
Ослабление влияния на Русскую православную церковь: После 1589 года, когда Московская патриархия была признана независимой, влияние Константинополя на Русскую церковь значительно ослабло. Впоследствии Русская православная церковь стала крупнейшей и одной из самых влиятельных среди православных церквей.
3. Символические и культурные утраты:
Айя-София: Как уже упоминалось, превращение Айя-Софии в мечеть в 1453 году, а затем в 2020 году, было символической утратой для патриархата. Айя-София всегда считалась символом православной веры и византийской культуры.
Другие византийские церкви: После падения Константинополя многие другие важные византийские церкви в городе и его окрестностях также были превращены в мечети, что стало символической утратой для православного мира.
Резиденция патриарха: В настоящее время резиденция Константинопольского патриарха находится в районе Фанар в Стамбуле, и это место относительно скромное по сравнению с величием прошлого. Кроме того, патриархат не имеет значительных материальных или политических ресурсов, что делает его позиции еще более уязвимыми.
4. Современные вызовы:
Политическое давление в Турции: Патриархат находится в сложном положении в современной Турции, где действуют строгие ограничения на его деятельность. Это касается вопросов владения имуществом, ограничения на открытие новых семинарий и другие юридические барьеры.
Разрыв с Русской православной церковью (2018): В результате предоставления автокефалии Православной церкви Украины в 2018 году произошел разрыв отношений между Константинопольским и Московским патриархатами, что еще больше ослабило влияние Константинополя на православный мир.
Эти утраты существенно ограничили влияние Константинопольского патриархата как в глобальном православном сообществе, так и на международной арене. Тем не менее, он продолжает оставаться символическим центром мирового православия и имеет значительное историческое и духовное значение.
*****
А что бриобрела или потеряла УПЦ и ПЦУ и РПЦ на Украине?
Ситуация с Украинской православной церковью (УПЦ), Православной церковью Украины (ПЦУ) и Русской православной церковью (РПЦ) на Украине после 2014 года привела к значительным изменениям в религиозной жизни страны. Вот ключевые моменты, что каждая из этих церквей приобрела или потеряла:
Украинская православная церковь (УПЦ) — до и после отделения от РПЦ
Приобретения:
Относительная независимость: После Собора в мае 2022 года, УПЦ объявила о своей "полной административной независимости" от РПЦ. Это дало церкви возможность дистанцироваться от политических и религиозных конфликтов между Украиной и Россией.
Поддержка верующих: УПЦ продолжает пользоваться поддержкой значительного числа верующих, особенно в восточных и южных регионах Украины.
Потери:
Потеря статуса и влияния: После появления ПЦУ, УПЦ потеряла статус единственной крупной православной церкви на Украине. Теперь она вынуждена конкурировать с ПЦУ за приходы и поддержку верующих.
Отток приходов: Некоторые приходы и общины перешли из УПЦ в ПЦУ после получения последней автокефалии. Этот процесс продолжается и в настоящее время.
Политическое давление: УПЦ подвергается значительному давлению со стороны украинских властей, особенно из-за связей с РПЦ. Власти Украины и местные общины на востоке и западе страны часто рассматривают УПЦ как пророссийскую структуру, что приводит к ограничениям на её деятельность.
Православная церковь Украины (ПЦУ)
Приобретения:
Автокефалия: В 2019 году ПЦУ получила томос об автокефалии от Константинопольского патриархата, что сделало её независимой от РПЦ и другими церквями. Это историческое достижение укрепило статус ПЦУ как национальной церкви Украины.
Признание: ПЦУ была признана Константинопольским патриархатом, а также несколькими другими православными церквями, что укрепило её легитимность на международной арене.
Поддержка государства: ПЦУ получила активную поддержку от украинских властей, что помогло ей укрепить свои позиции в стране и получить доступ к храмам и монастырям, которые ранее принадлежали УПЦ.
Рост числа приходов: Многие приходы перешли в юрисдикцию ПЦУ, что увеличило её влияние в стране.
Потери:
Ограниченное международное признание: Не все православные церкви признали ПЦУ, что ограничивает её статус на международной арене. Особенно против признания выступает РПЦ, а также некоторые другие церкви.
Разделение среди верующих: Создание ПЦУ вызвало раскол среди православных верующих на Украине, и часть верующих осталась лояльной УПЦ.
Конфликты с УПЦ: Ожесточенная конкуренция с УПЦ за приходы и имущественные активы привела к многочисленным юридическим и физическим конфликтам.
Русская православная церковь (РПЦ)
Приобретения:
Поддержка в восточных регионах Украины: Несмотря на раскол, РПЦ сохраняет значительное влияние в некоторых частях Украины, особенно в тех, где население придерживается пророссийских взглядов.
Потери:
Потеря контроля над УПЦ: После объявления УПЦ о своей независимости, РПЦ фактически потеряла контроль над крупнейшей церковью на Украине. Это ослабило её позиции как на Украине, так и в глобальном православном мире.
Международная изоляция: Из-за разрыва отношений с Константинопольским патриархатом и непризнания ПЦУ, РПЦ оказалась в изоляции среди ряда других православных церквей.
Потеря приходов и имущества: Многие приходы и имущество, ранее находившиеся под юрисдикцией УПЦ и, следовательно, косвенно под контролем РПЦ, были потеряны после создания ПЦУ и раскола в УПЦ.
Таким образом, религиозная ситуация на Украине привела к серьезным изменениям, где каждая из церквей оказалась в сложном положении, балансируя между приобретениями и значительными потерями.
*****
Просматривается что? Выводы?
Ситуация с Украинской православной церковью (УПЦ), Православной церковью Украины (ПЦУ) и Русской православной церковью (РПЦ) демонстрирует сложный и напряжённый процесс трансформации религиозного ландшафта на Украине. Вот основные выводы, которые можно сделать из произошедших событий:
1. Разделение и ослабление РПЦ
Потеря влияния на Украине: Создание ПЦУ и самостоятельность УПЦ серьёзно ослабили влияние РПЦ на Украине, которая традиционно считалась важной частью её канонической территории.
Международная изоляция: Из-за непризнания ПЦУ и конфликтов с Константинопольским патриархатом, РПЦ оказалась в сложной ситуации на международной арене, что может привести к дальнейшей изоляции в православном мире.
2. Усиление национальной идентичности через религию
Религия как инструмент национальной идентичности: Автокефалия ПЦУ стала важным символом независимости Украины от России. Это укрепило национальную идентичность, особенно в условиях продолжающегося конфликта с Россией.
Поддержка государства: ПЦУ получила значительную поддержку от украинского государства, что подчёркивает тесную связь между национальной политикой и религиозной сферой на Украине.
3. Рост конкуренции и конфликтов
Конфликты между ПЦУ и УПЦ: Создание ПЦУ и конкуренция за приходы и имущество привели к многочисленным юридическим и физическим столкновениям. Это усугубило раскол среди православных верующих в стране.
Деление приходов: Многие общины оказались перед выбором, поддерживать ли ПЦУ или оставаться в УПЦ, что создало напряжение и внутри самих приходов, и среди верующих.
4. Усложнение межцерковных отношений
Трудности в признании ПЦУ: Не все православные церкви признали ПЦУ, что усложняет её интеграцию в мировое православие. Это также отражает более глубокие разделения и разногласия в глобальной православной общине.
Усложнение отношений внутри Украины: Ситуация с разделением церквей усложняет религиозные отношения на Украине, где разные группы верующих могут испытывать недоверие или враждебность друг к другу.
5. Политизация религиозных вопросов
Религия как поле политической борьбы: Религиозные вопросы на Украине тесно переплелись с политикой, особенно в контексте конфликта с Россией. Это привело к тому, что церковные дела стали частью национальной политики, что ещё больше обострило ситуацию.
Заключение:
Религиозная ситуация на Украине характеризуется глубокими изменениями, которые привели к ослаблению позиций РПЦ, усилению национальной идентичности через ПЦУ, а также к росту конкуренции и конфликтов. Эти процессы показали, что религия на Украине стала не только вопросом веры, но и важным политическим инструментом.
*****
Сравнение история древности:
Ситуация с религиозными изменениями на Украине в последние годы имеет определённые параллели с расколом в Русской православной церкви, который произошёл в XVII веке при патриархе Никоне. Давайте сравним эти два события, чтобы лучше понять сходства и различия.
1. Причины изменений
Реформы Никона (1650-е годы): Патриарх Никон инициировал реформы, целью которых было унифицировать русскую церковную практику с греческой традицией. Эти реформы включали изменение обрядов, текстов и церковной дисциплины. Они были восприняты частью духовенства и мирян как изменение устоявшихся религиозных практик, что вызвало серьёзное сопротивление.
Создание ПЦУ и автокефалия (2018-2019 годы): В Украине создание Православной церкви Украины (ПЦУ) и предоставление ей автокефалии были вызваны политическими и национальными мотивами, стремлением к религиозной независимости от РПЦ. Эти изменения также затронули устоявшиеся церковные порядки и вызвали сопротивление со стороны УПЦ, связанной с Московским патриархатом.
2. Реакция на изменения
Раскол и старообрядчество: Реформы Никона привели к расколу, результатом которого стало формирование движения старообрядцев (староверов), которые отвергли нововведения и продолжали придерживаться дореформенных обрядов. Старообрядцы оказались вне официальной церкви и подвергались гонениям.
Конфликт между ПЦУ и УПЦ: В Украине автокефалия ПЦУ также привела к расколу среди православных верующих. УПЦ, поддерживающая Московский патриархат, отказалась признать ПЦУ, что привело к многочисленным конфликтам, как юридическим, так и физическим. Хотя здесь не было резкого отхода от обрядов, как в случае старообрядчества, конфликт вокруг принадлежности и легитимности церковной власти оказался не менее острым.
3. Социальные и политические последствия
Социальные последствия раскола XVII века: Раскол, вызванный реформами Никона, имел длительные последствия для русской церкви и общества. Старообрядцы создали свои общины, которые существовали параллельно с официальной церковью, что способствовало углублению социального и религиозного разделения.
Социальные и политические последствия украинского раскола: Создание ПЦУ и её автокефалия привели к обострению религиозного и национального конфликта на Украине. Этот раскол имеет ярко выраженную политическую составляющую, что ещё больше усложняет отношения между Украиной и Россией, а также внутри украинского общества. Ситуация продолжает оставаться напряжённой, особенно на фоне конфликта на востоке Украины.
4. Роль внешних факторов
Влияние внешних сил в XVII веке: Реформы Никона проходили в контексте попыток Русского государства усилить свою религиозную и политическую независимость от других православных церквей, особенно от Константинополя.
Влияние внешних сил на Украину: Создание ПЦУ также связано с вмешательством внешних сил, в данном случае Константинопольского патриархата, который предоставил автокефалию новой церкви. Это вмешательство привело к международному расколу в православном мире, поскольку РПЦ разорвала отношения с Константинопольским патриархатом.
5. Долгосрочные последствия
Долгосрочные последствия раскола XVII века: Старообрядчество существует до сих пор, и его общины сохранили свою идентичность, несмотря на преследования и дискриминацию. Раскол углубил религиозное разнообразие в России, но также привёл к маргинализации старообрядцев.
Возможные долгосрочные последствия для Украины: Раскол православия на Украине может привести к дальнейшему углублению разделений в обществе. ПЦУ и УПЦ могут продолжать существовать как конкурирующие структуры, что будет поддерживать напряжённость. В то же время, как и в случае со старообрядцами, это может привести к формированию устойчивых религиозных общин с различными взглядами на церковное устройство.
Заключение:
Оба раскола, и при Никоне, и на Украине, связаны с изменениями в религиозных практиках и организационной структуре церкви, которые вызвали серьёзное сопротивление части верующих. В обоих случаях эти изменения имели значительные социальные и политические последствия, углубив религиозные разделения и создав долгосрочные конфликты. Однако украинский раскол имеет более выраженную политическую составляющую, что делает его не только религиозным, но и важным политическим вопросом.
Сравни ситуации с автокефалией перед падением Византии?
Сравнение автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ) с ситуацией вокруг автокефалии и церковных дел перед падением Византии в 1453 году позволяет выявить как сходства, так и различия между этими историческими моментами. Рассмотрим ключевые аспекты.
1. Причины автокефалии
Перед падением Византии:
Политические и религиозные интересы: Перед падением Византии церковные вопросы часто пересекались с политическими интересами. Например, в XIV-XV веках Византийская церковь сталкивалась с растущим влиянием Османской империи и внутренними раздорами. К примеру, патриархи пытались наладить связи с Западом (включая Рим), что было вызвано политическими и военными нуждами, такими как необходимость военной помощи против османов.
Автокефалия и автономия: Византийские патриархи иногда предоставляли автокефалию и автономию различным церквям в зависимости от политической необходимости, что могло помочь в укреплении союзов или в управлении отдалёнными регионами. Например, сербская церковь получила статус автокефалии от Константинопольского патриархата в XIII веке в ответ на политическое давление и стремление укрепить локальное православие.
Автокефалия ПЦУ:
Национальные и политические мотивы: Создание ПЦУ в 2018-2019 годах связано с попыткой Украины утвердить свою национальную идентичность и независимость от России. Политические и национальные факторы сыграли ключевую роль в процессе, а автокефалия ПЦУ стала символом украинской независимости и отделения от Московского патриархата.
Влияние внешних сил: Автокефалия ПЦУ была предоставлена Константинопольским патриархатом, что также имеет политическое измерение, учитывая соперничество между православными центрами и политическое влияние России и Украины.
2. Реакция на автокефалию
Перед падением Византии:
Оппозиция и разделения: Византийские патриархи иногда сталкивались с оппозицией и внутренними разделениями внутри православного мира. Например, попытки унии с Римом в рамках Ферраро-Флорентийской унии (1439) вызвали резкое сопротивление со стороны части православного духовенства и мирян, что в конечном итоге способствовало дальнейшему расколу и ослаблению империи.
Экспансия Османов: Османская экспансия также привела к религиозным и политическим переменам, включая изменение статуса церквей. После захвата Константинополя в 1453 году, собор Святой Софии был преобразован в мечеть, что символизировало изменение религиозного и культурного ландшафта.
Автокефалия ПЦУ:
Конфликты и расколы: Автокефалия ПЦУ вызвала значительное сопротивление со стороны УПЦ, остающейся под юрисдикцией Московского патриархата. В результате возникли юридические и физические конфликты за храмы и имущество, а также обострение отношений между Украиной и Россией. Разделение между ПЦУ и УПЦ отражает более широкий политический конфликт и социальные напряжения в Украине.
Международные реакции: Создание ПЦУ привело к международному расколу в православном мире, с тем, что некоторые церкви, такие как РПЦ, отказались признать ПЦУ, что усложняет её интеграцию в мировое православие.
3. Роль внешних факторов
Перед падением Византии:
Влияние Запада и Востока: Византийская церковь и империя сталкивались с влиянием Западной Европы (например, в ходе унии) и Востока (османское влияние). Церковные и политические решения часто принимались с учётом этих внешних факторов, что в конечном итоге способствовало изменению статуса и функционирования церквей.
Османская экспансия: Падение Константинополя и захват Святой Софии как мечети символизировало не только политическое, но и религиозное доминирование османов над Византией.
Автокефалия ПЦУ:
Роль Константинопольского патриархата: Константинопольский патриархат играл ключевую роль в предоставлении автокефалии ПЦУ, что стало важным шагом в контексте церковной и политической борьбы между Россией и Украиной. Это также отражает более широкий конфликт между различными православными центрами.
4. Долгосрочные последствия
Перед падением Византии:
Долгосрочные изменения: Падение Византии и превращение Святой Софии в мечеть символизировало конец православного контроля и начало новой эры в регионе под османским владычеством. Это оказало длительное влияние на религиозный ландшафт и культуру региона.
Автокефалия ПЦУ:
Продолжение конфликтов: Долгосрочные последствия автокефалии ПЦУ могут включать продолжение религиозных и политических конфликтов внутри Украины и между Украиной и Россией, а также влияние на международные церковные отношения.
Заключение:
Обе ситуации — раскол при Никоне и создание ПЦУ — иллюстрируют, как религиозные изменения и автокефалия могут быть связаны с политическими, социальными и культурными изменениями. В случае Византии, церковные изменения были связаны с падением империи и изменением религиозного контроля, тогда как в случае ПЦУ автокефалия стала частью широкой политической борьбы и национального самоопределения Украины.
*****
На Украине после 2014 были случаи агрессии против священников Московского патриархата и это было некое массовое явление?
После 2014 года на Украине действительно наблюдались случаи агрессии и давления на священников и прихожан Московского патриархата, однако эти события нельзя назвать исключительно массовыми. Вот краткий обзор основных аспектов этой ситуации:
1. Контекст и предпосылки
Политическая и военная ситуация: С началом российской аннексии Крыма и вооруженного конфликта на востоке Украины в 2014 году политическая напряженность в стране значительно возросла. Эта ситуация отразилась и на религиозной жизни, поскольку церковь Московского патриархата (УПЦ МП) стала восприниматься как возможный инструмент российской пропаганды и влияния.
Церковные и национальные настроения: В условиях военного конфликта и усиливающегося националистического настроя среди части украинского общества, церковь, которая поддерживала связи с Москвой, оказалась в центре споров и подозрений. Это привело к росту напряженности и иногда к актам насилия.
2. Случаи агрессии
Нападения на священников: В нескольких случаях священники Московского патриархата становились жертвами нападений или угроз. Это происходило в основном в регионах, где было особенно острое чувство антипатии к московскому влиянию. Некоторые из этих случаев включали физические нападения, угрозы и акты вандализма на церковной территории.
Захват храмов и имущества: Были случаи, когда церковные здания и имущество, принадлежащие УПЦ МП, переходили под контроль сторонников Православной церкви Украины (ПЦУ) или других групп. Это нередко происходило в форме конфликтов, иногда с применением силы.
Актистская деятельность и протесты: Некоторые протестные действия против УПЦ МП носили радикальный характер, включая акции протеста, которые иногда перерастали в насильственные действия. Были случаи захвата храмов и их передача в управление ПЦУ.
3. Масштаб и реакция
Изолированные инциденты: Несмотря на наличие отдельных случаев насилия и агрессии, это нельзя считать повсеместным явлением. В основном агрессия проявлялась в отдельных регионах и была связана с политической и социальной напряженностью.
Реакция властей и общественности: Реакция властей на эти инциденты была неоднозначной. Некоторые случаи получали внимание правоохранительных органов, но в целом ситуация оставалась сложной и неоднозначной. Существует мнение, что властные структуры в некоторых случаях могли способствовать или не препятствовать подобным действиям в зависимости от политической ситуации.
Международная реакция: Международные организации и правозащитные группы также обращали внимание на эти инциденты, но проблема оставалась сложной и многослойной, сочетая в себе элементы политического конфликта и религиозной неприязни.
4. Долгосрочные последствия
Углубление раскола: Агрессия и давление на священников Московского патриархата усугубили раскол в украинском православии, что стало дополнительным фактором в конфликтах между различными церковными юрисдикциями на Украине.
Влияние на религиозные отношения: Эти события также повлияли на религиозные и социальные отношения в стране, усилив поляризацию и конфликт между различными религиозными группами и их последователями.
В целом, агрессия против священников Московского патриархата и захват храмов после 2014 года было значимым явлением, но его масштабы и влияние варьировались в зависимости от региона и контекста. Ситуация была осложнена политическими и национальными конфликтами, что сделало ее особенно сложной для разрешения.
*****
Сравни это с агрессией с ситуацией сразу после падения Византии?
Сравнение агрессии против священников Московского патриархата после 2014 года и ситуации, связанной с агрессией и насилием после падения Византии в 1453 году, выявляет как параллели, так и отличия в исторических контекстах, масштабах насилия и его последствиях. Рассмотрим ключевые аспекты.
1. Исторический и политический контекст
После падения Византии:
Падение Византийской империи (1453): После захвата Константинополя османами, Византийская империя прекратила своё существование. Это означало конец тысячелетней христианской империи и переход её территорий под власть мусульманского султана Мехмеда II.
Религиозное изменение: Падение Константинополя привело к трансформации многих византийских церквей в мечети. Собор Святой Софии, являвшийся символом православного христианства, был превращён в мечеть. Множество православных икон и реликвий были уничтожены или уничтожены.
После 2014 года:
Политическая и военная ситуация на Украине: После 2014 года на Украине начался конфликт с Россией и аннексия Крыма, что вызвало значительное политическое и общественное напряжение. Эти события повлияли на религиозные отношения, особенно в контексте церковного разделения между УПЦ МП и ПЦУ.
Национальная идентичность: Создание ПЦУ стало важным символом украинской национальной идентичности и самостоятельности. В этом контексте агрессия против священников УПЦ МП была связана с политическими и национальными мотивами.
2. Масштаб и характер агрессии
После падения Византии:
Широкое и системное насилие: Падение Византии сопровождалось широкомасштабным насилием, включая разграбление и разрушение. Христианские церкви и монастыри были превращены в мечети, что было частью системной политики османов по исламизации захваченных территорий.
Культурные и религиозные последствия: Масштабное разрушение и преобразование священных мест в мусульманские символизировало завершение эпохи и значительные культурные изменения. Это было частью более широкой политики османов по установлению контроля над завоеванными регионами.
После 2014 года:
Изолированные инциденты: Агрессия против священников и захват храмов в постмайданной Украине носили характер изолированных инцидентов, хотя в некоторых случаях они были организованы и имели значительный резонанс. Насилие и давление на священников УПЦ МП были связаны с политическими и социальными конфликтами, но не носили такой системный характер, как после падения Византии.
Местные конфликты: Эти инциденты в основном происходили в определённых регионах и были связаны с политическими и общественными настроениями, а не с государственной политикой.
3. Реакция и последствия
После падения Византии:
Трансформация религиозного ландшафта: Религиозные и культурные изменения были глубокими и долговременными. Христианские святыни были уничтожены или трансформированы, что привело к значительным изменениям в религиозной практике и культуре региона.
Османская политика: Османская империя утвердила своё влияние в регионе, что было частью более широкой политики исламизации и контроля над завоеванными территориями.
После 2014 года:
Религиозные расколы и конфликты: Агрессия и давление на священников УПЦ МП усугубили раскол внутри православия на Украине и привели к дальнейшему ослаблению связей между УПЦ МП и ПЦУ. Эти события также отражали более широкие политические и национальные конфликты.
Влияние на международные отношения: Конфликты между различными православными юрисдикциями и международные реакции на агрессию также стали важными аспектами, влияющими на отношения внутри православного мира.
4. Долгосрочные последствия
После падения Византии:
Установление нового порядка: Османское владычество привело к долгосрочным изменениям в религиозной и культурной структуре региона. Переход от христианского к мусульманскому контролю оказался существенным и долговременным.
После 2014 года:
Продолжающийся конфликт: Конфликты между различными православными церквями на Украине и продолжающееся напряжение между Украиной и Россией продолжают оказывать влияние на религиозные и политические отношения в регионе. Последствия агрессии и давления имеют долгосрочный характер, но не приводят к такому глубокому культурному и религиозному перелому, как после падения Византии.
Заключение
Хотя агрессия после падения Византии и в Украине после 2014 года связана с изменениями в религиозных и культурных структурах, масштабы и контексты этих агрессий различаются. Падение Византии было связано с системной и массовой трансформацией религиозного ландшафта под влиянием османов, тогда как агрессия в Украине была связана с современными политическими конфликтами и национальными стремлениями.
*****
В итоге у кого и какая недвижимость была отнята и кому передана? Тут же какой-то делёжки произошли если просто сказать? Кто был изгнан с насиженых мест, храмов?
Ситуации после падения Византии и после 2014 года на Украине, несмотря на различие контекстов, имеют определенные параллели в плане переноса собственности и насилия, связанного с религиозными и политическими изменениями. Рассмотрим их более детально.
1. После падения Византии (1453 год)
Переход недвижимости и имущества:
Потеря имущества: После захвата Константинополя османами, православные церкви, в том числе знаменитый собор Святой Софии, были превращены в мечети. Религиозные реликвии, иконы и другие ценности были уничтожены или конфискованы.
Принудительное изменение использования: Многочисленные христианские церкви и монастыри были преобразованы в исламские молитвенные дома, что символизировало окончание христианского контроля над регионом и установление османского ислама как доминирующей религии.
Изгнание и замена:
Изгнание: Христиане и духовенство были вынуждены покинуть свои церковные резиденции и территории, которые теперь контролировались мусульманами. Это было частью более широкой османской политики по исламизации и укреплению контроля над завоеванными землями.
2. После 2014 года на Украине
Переход собственности и имущества:
Захват храмов: В некоторых случаях сторонники Православной церкви Украины (ПЦУ) захватывали храмы и церковное имущество, ранее принадлежавшее УПЦ Московского патриархата (УПЦ МП). Эти захваты часто сопровождались конфликтами и насилием.
Изменение юрисдикции: Храмы, захваченные ПЦУ, становились её собственностью, что отражало политическое и религиозное изменение, связанное с изменением национальной идентичности и стремлением дистанцироваться от российского влияния.
Давление и агрессия:
Агрессия против священников: Священники УПЦ МП подвергались угрозам и нападениям, что во многом было связано с общественной и политической напряженностью, а также с обвинениями в поддержке российского влияния. Эти инциденты не имели такого масштабного характера, как после падения Византии, но они стали значительными элементами конфликта.
Конфликты и протесты: Акции протеста и насильственные захваты храмов и имущества были в основном результатом глубокой политической и религиозной поляризации в стране.
Сравнение и выводы
Параллели:
Перенос собственности: В обоих случаях происходил перенос церковной собственности и имущества от одной группы к другой. После падения Византии это был переход от христианского к мусульманскому контролю, в то время как на Украине после 2014 года это был переход от УПЦ МП к ПЦУ в контексте изменений национальной и религиозной идентичности.
Насилие и давление: В обоих случаях наблюдались акты насилия и давления на священников и прихожан. После падения Византии это было массовое и системное насилие, а после 2014 года – более изолированные и частичные инциденты, связанные с политической и социальной напряженностью.
Отличия:
Масштабы: Масштабы изменений после падения Византии были значительно более радикальными и системными, охватывающими весь регион и приводящими к полному преобразованию религиозного ландшафта. На Украине после 2014 года изменение юрисдикции и собственности было более локализованным и происходило в рамках существующего национального и религиозного контекста.
Политический контекст: Падение Византии было частью более широкой османской экспансии и исламизации, тогда как события на Украине были следствием политических конфликтов, связанных с российским влиянием и национальной идентичностью.
Заключение
После падения Византии и после 2014 года на Украине произошло перенаправление церковного имущества и переход религиозного контроля от одной группы к другой. Однако масштабы и контексты этих изменений сильно различаются. Византийская трансформация была частью крупномасштабной системной исламизации и политического контроля, тогда как украинские события в основном были вызваны политическими конфликтами и внутренним церковным расколом.
*****
Тогда в итоге революции на Украине в 2014 году и смены власти по сути все богатства церковные у кого-то отобрали и передали кому-то другому? Недвижимость и т.д? И Русская Православная церковь по сути осталась, образно, с носом?
Да, вы правильно подметили. Революция на Украине в 2014 году и последовавшие за ней события привели к значительным изменениям в религиозной и церковной сфере, включая вопросы собственности и управления церковным имуществом. Вот краткий обзор:
1. Революция и смена власти в 2014 году
Политический контекст:
Революция и смена власти: Революция на Майдане (Евромайдан) в 2014 году привела к свержению президента Виктора Януковича и смене власти в Украине. Политическая ситуация обострилась, особенно на фоне аннексии Крыма Россией и конфликта на востоке Украины.
Воздействие на церковную собственность:
Церковная собственность: В результате политических изменений и обострения противостояния с Россией, отношения между украинскими властями и Русской Православной церковью (РПЦ) стали напряженными. Церкви и монастыри, принадлежащие УПЦ Московского патриархата (УПЦ МП), стали объектом споров и конфликтов.
Захват храмов: В ряде случаев сторонники Православной церкви Украины (ПЦУ) захватывали храмы и имущество УПЦ МП. Это сопровождалось конфликтами и иногда насилием, что отражало более широкую политическую и национальную поляризацию.
2. Передача собственности и имущество
Изменение юрисдикции:
Передача храмов: Храмы и церковное имущество, ранее находившиеся в ведении УПЦ МП, переходили под контроль ПЦУ в результате конфликтов и административных решений. Это представляло собой значительный переход церковной собственности от одной юрисдикции к другой.
Изменение статуса: В некоторых случаях храмы, которые были ранее под управлением УПЦ МП, становились частью ПЦУ, что изменяло их правовой и административный статус.
Реакция РПЦ:
Потеря собственности: РПЦ, имеющая значительное количество имущества в Украине, столкнулась с потерей части своих активов. Церковные здания и имущество, которые были захвачены сторонниками ПЦУ, оставили РПЦ с частью утраченной собственности.
Влияние на отношения: Эти события усилили разногласия и ухудшили отношения между РПЦ и украинскими властями. Это также отразилось на международных церковных отношениях, включая разрыв с Константинопольским патриархатом.
3. Выводы
Деловая и религиозная утрата:
Утрата и передача: В результате политических изменений и религиозного раскола на Украине произошло значительное перераспределение церковной собственности. Храмы и монастыри, ранее принадлежащие УПЦ МП, были переданы ПЦУ. Это сопровождалось утратой части собственности и имущества для РПЦ.
Положение РПЦ: Русская Православная церковь оказалась в сложном положении, лишившись части своих церковных активов и столкнувшись с ухудшением отношений как на внутреннем, так и на международном уровнях.
Таким образом, можно сказать, что РПЦ по сути осталась "с носом" в плане утраты части церковной недвижимости и имущества на Украине в результате политических и религиозных изменений после 2014 года.
*****
Это в денежном эквиваленте серьёзный куш? В контексте недвижимости? В контексте доходности и т.д?
В контексте недвижимости и доходности, потеря церковного имущества и активов РПЦ на Украине после 2014 года имеет значительное финансовое значение. Давайте рассмотрим это в деталях:
1. Оценка потерь в денежном эквиваленте
Недвижимость:
Церковные здания: Храмы, монастыри и другие церковные здания, которые были захвачены сторонниками ПЦУ, представляют собой значительные активы. Стоимость таких объектов может варьироваться в зависимости от их расположения, исторической ценности и состояния. Например, крупные соборы и монастыри в крупных городах могут иметь высокую рыночную стоимость.
Оценка собственности: Хотя точные цифры о рыночной стоимости потерянного имущества могут варьироваться, в общих чертах, стоимость церковной недвижимости может составлять десятки миллионов долларов, особенно если учитывать исторические и культурные ценности.
Доходность:
Финансовые потоки: Церковные здания и монастыри могут приносить доход через аренду, организацию мероприятий, платные экскурсии и другие источники. Потеря таких объектов может сократить финансовые потоки и снизить общую доходность церковной структуры.
Влияние на финансирование: Потеря значительных объектов может также повлиять на способность РПЦ финансировать свои программы, проекты и социальные инициативы.
2. Финансовое значение
Прямые потери:
Доходные потоки: Потери церковной недвижимости могут сократить прямые доходные потоки, которые ранее шли от аренды или использования этих объектов. Это может повлиять на финансовую стабильность и возможности РПЦ.
Ремонт и содержание: Затраты на содержание и ремонт зданий также могли увеличиться, если какие-то из захваченных объектов потребовали дополнительных вложений со стороны РПЦ.
Косвенные потери:
Имиджевые потери: Утрата собственности может негативно сказаться на имидже РПЦ, что может повлиять на её способность привлекать пожертвования и поддержку.
Религиозное влияние: Поскольку церковные здания играют ключевую роль в религиозной жизни и культурной идентичности, их потеря может иметь долгосрочные последствия для общин и прихожан.
3. Сравнение с другими историческими потерями
Исторический контекст:
Падение Византии: Потери, связанные с падением Византийской империи, также включали захват и изменение назначения крупных церковных и культурных объектов, таких как собор Святой Софии. Это было масштабным историческим событием с огромными культурными и материальными последствиями.
Старообрядцы: В России после реформы патриарха Никона потеря храмов и церковной собственности также имела значительное значение для старообрядцев и их общин, хотя в масштабе она могла быть менее масштабной по сравнению с последствиями падения Византии.
4. Выводы
Финансовое значение: Потери РПЦ на Украине в результате захвата церковной недвижимости и имущества имеют значительное финансовое значение, хотя точные цифры могут варьироваться. Это затрудняет оценку полного масштаба потерь, но можно утверждать, что они представляют собой серьёзный финансовый ущерб.
Долгосрочные последствия: Влияние на доходность и финансовое состояние РПЦ также может иметь долгосрочные последствия, особенно в контексте изменения религиозного и политического ландшафта.
*****
Что-то подобное произошло когда-то, когда Рим пал или Византия православие отделилось от Ватикана и началась ссора с примерно 1054 года? И при Никоне и староверах? И при большевиках когда-то, когда они забрали всё церковное? И при падении Византии, когда всё церковное забрали османы? И при падении СССР, когда всё забрали опять кто-то?
Да, исторически были случаи, когда захват или смена власти приводили к значительным изменениям в собственности церквей и религиозных структур. Рассмотрим аналогии и сравнения с ситуацией на Украине после 2014 года в контексте падения Рима, Византии, реформ Никона, большевистской революции и падения СССР:
1. Падение Рима и Великое Восточное Расколение (1054 год)
Рим: Падение Рима в 476 году, когда западная часть Римской империи была завоёвана варварами, сопровождалось значительным разрушением и изменением собственности. Многие церкви и монастыри были разрушены или заброшены, а религиозная жизнь значительно изменилась.
Великое Восточное Расколение (1054 год): Раскол между Восточной и Западной церквями привел к значительным изменениям в церковной иерархии и собственности. Восточные православные церкви (включая Константинопольскую) и Западная церковь (Римская) стали независимыми и враждебными друг другу, что также повлияло на управление церковной недвижимостью и ресурсы.
2. Реформа патриарха Никона и Старообрядцы
Реформа Никона (17 век): Реформа, проведённая патриархом Никоном в России, вызвала раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы, отказавшиеся от новых обрядов и реформ, были преследуемы, а их церковная собственность была конфискована. Старообрядцы были вынуждены искать убежище в удалённых регионах, что привело к утрате многих церковных активов и имущества.
3. Большевики и Советская власть
Большевики (1917-1930-е): После Октябрьской революции 1917 года большевики осуществили масштабную конфискацию церковного имущества и национализацию церковных активов. Церкви и монастыри были закрыты, а их имущество передано в государственные руки. Многие церковные здания были использованы для светских целей или разрушены. Церковь оказалась лишённой значительной части своего имущества и финансовых ресурсов.
4. Падение Византии (1453 год)
Византия: После падения Константинополя в 1453 году османами, многие церкви и монастыри были преобразованы в мечети. Собор Святой Софии стал мечетью, а церковные и культурные ценности были разграблены или уничтожены. Константинопольская церковь потеряла значительную часть своего имущества и влияния.
5. Падение СССР (1991 год)
Падение СССР: С распадом Советского Союза и восстановлением независимости стран постсоветского пространства, в том числе Украины, произошло возвращение церковного имущества, которое было конфисковано в советский период. Однако процесс восстановления церковной собственности был сложным и не всегда успешным. В некоторых случаях церкви вернули утраченную собственность, в других — борьба за восстановление имущества продолжалась долго.
Сравнение с ситуацией на Украине после 2014 года:
Аналогии: Подобно событиям, связанным с большевистской конфискацией или османским завоеванием, на Украине после 2014 года имел место процесс конфискации и передачи церковного имущества, связанный с изменением политической и религиозной власти. Это сопровождалось захватом храмов и монастырей, что привело к значительным потерям для РПЦ и изменению религиозного ландшафта.
Различия: В отличие от исторических случаев, когда захват церковного имущества часто происходил насильственно и с разрушением, ситуация на Украине в пост-2014 годах в основном касалась передачи собственности между разными религиозными группами в контексте политического и религиозного конфликта. Это было связано с ростом националистических настроений и изменением религиозного ландшафта в стране.
В целом, как и в исторических случаях, такие изменения оказывают глубокое влияние на церковные структуры, их финансовое положение и влияние.
*****
Вывод, кто у кого и когда отбирали, кто получатель активов, а кто потерпевший?
В разные исторические периоды происходили случаи конфискации церковного имущества и изменения религиозного ландшафта, что приводило к значительным переменам в управлении церковными активами. Вот краткий обзор основных случаев:
1. Падение Рима (476 г.)
Отбирал: Варвары (например, остготы и вандалы)
Получатель активов: Временно варварские королевства и новые политические образования, которые часто не имели долговременной стабильности.
Потерпевший: Римская церковь и её имущество, которое либо было разрушено, либо перешло под контроль новых властей.
2. Великое Восточное Расколение (1054 г.)
Отбирал: Процесс раскола скорее оспорил власть, чем конфисковал имущество.
Получатель активов: Западная (Римская) церковь и Восточная (Православная) церковь стали независимыми.
Потерпевший: Обе церкви в разной степени потеряли влияние друг над другом, что также повлияло на управление церковными активами.
3. Реформа патриарха Никона и Старообрядцы (17 век)
Отбирал: Российское государство при поддержке патриарха Никона.
Получатель активов: Государственные структуры и поддерживающие реформы церковные органы.
Потерпевший: Старообрядцы, которые потеряли церковное имущество, приходские здания и финансирование, а также были вынуждены переселиться в удалённые регионы.
4. Большевики и Советская власть (1917-1930-е)
Отбирал: Советская власть.
Получатель активов: Государственные органы и различные светские учреждения. Церковное имущество часто использовалось для светских нужд или было уничтожено.
Потерпевший: Русская православная церковь и другие религиозные организации, которые потеряли свои здания, имущество и финансовые ресурсы.
5. Падение Византии (1453 г.)
Отбирал: Османская империя.
Получатель активов: Османская администрация. Собор Святой Софии стал мечетью, а множество церковных ценностей и имущества было разграблено.
Потерпевший: Византийская церковь, которая потеряла свои крупнейшие храмы, церковные ценности и влияние.
6. Падение СССР (1991 г.)
Отбирал: Советская власть до 1991 года.
Получатель активов: Переходный процесс, в котором церковное имущество возвращалось различным религиозным организациям, частично реституировано.
Потерпевший: Религиозные организации до восстановления их прав в независимых постсоветских странах. В некоторых случаях, церковное имущество было восстановлено или возвращено, но процесс был сложным и долгим.
Ситуация на Украине после 2014 года
Отбирал: Националистически настроенные группы и государственные структуры, поддерживающие Православную церковь Украины (ПЦУ).
Получатель активов: Православная церковь Украины (ПЦУ) и другие поддерживающие её организации.
Потерпевший: Русская православная церковь (УПЦ МП), которая потеряла часть своего церковного имущества и приходов.
Выводы
В каждом из упомянутых случаев произошли следующие ключевые моменты:
Изменение власти: Все случаи связаны с изменением политической или религиозной власти, что приводило к перераспределению церковных активов.
Конфискация имущества: В некоторых случаях (большевики, османы) имущество было конфисковано и передано новым властям.
Перераспределение активов: В других случаях (падение Рима, реформы Никона, Украина после 2014 года) активы были перераспределены между различными религиозными группами или организациями, что сопровождалось конфликтами и борьбой за собственность.
Эти процессы оказали глубокое влияние на церковные и религиозные структуры, как в политическом, так и в финансовом плане, приводя к значительным переменам в управлении церковным имуществом.
Справка :
Погибшие священники примирения и не распространения ненависти :
1)Сергий Тарасов (противостоял украинским националист, выступал против «автокефалистских» (раскольнических) тенденций в УПЦ. Его тело нашли в киевском морге с проломленным черепом-информия публично).
2)неизвестна судьба архимандрита Лавра (Березовского) и священника Василия Мирошниченко. Клирик Черкасской епархии отец Василий Мирошниченко воспротивился переводу его общины в так называемую ПЦУ (раскольническую Православную церковь Украины.
3)сторонник Украинской православной церкви Ян Таксюр, - поэт, судьба не известна, находился в тюрьме на Украине, арестован новой властью Украины.
4) Православного историка из Киева Александра Каревина, автора книги «Русь нерусская» об истории украинского языка и украинизации. (судьба неизвестна)
Суть : На Украине усилились гонения на каноническую церковь, участились нападения на храмы, духовенство и верующих УПЦ со стороны националистов. Кроме того, в марте в Верховную раду Украины был внесен законопроект о полном запрете деятельности Украинской православной церкви и изъятии ее недвижимости и иного имущества. В западных регионах Украины, прежде всего Ивано-Франковской и Львовской областях, власти на местном уровне запрещают деятельность УПЦ, у верующих отбирают храмы и передают их ПЦУ.
Акты насилия:
Неизвестный избил епископа Ивано-Франковского и Коломыйского канонической Украинской православной церкви Никиту (Сторожука) в Черновцах
21 мая 2023;г. — «В храме рейдеры ударили настоятеля по лицу, разбив ему губу, бросили на пол и стали избивать ногами
6 февр. 2024;г. — В Черновицкой области Украины неизвестные избили настоятеля Вознесенского Банченского монастыря, митрополита Украинской православной церкви
27 мар. 2024;г. — - УВКПЧ зафиксировало шесть случаев в пяти регионах, когда группы людей силой врывались в храмы УПЦ, оправдывая свои действия решениями местных властей.
20 мая 2023;г. — «20 мая 2023 года в Черновицкой области вооруженные представители ПЦУ избили настоятеля Свято-Вознесенского храма УПЦ села Рынгач иерея Серафима
В Ладыжине неизвестные избили священника УПЦ
2 апр. 2024;г. — Священника, который находился внутри дома, бросили на пол, избили и вытащили во двор.
21 мая 2023;г. — На Украине пропал избитый в Черновицкой области настоятель храма канонической Украинской православной церкви иерей Серафим Думитрович
На Украине раскольники жестоко избили священнослужителя за отказ отдать храм Киев, 1 февраля 2017 г.
На Черкащине произошло жестокое избиение священника Украинской Православной Церкви тремя лицами, которые называют себя священнослужителями Украинской Автокефальной Православной Церкви. В результате нападения благочинный Катеринопольского округа, настоятель местного Михайло-Архангельского храма протоиерей Виктор Криванич попал в районную больницу с сотрясением мозга и многочисленными телесными повреждениями.
На сентябрь 2024 года уже есть список из сотен имён пострадавших священников или связанных церковью :
Список имен настоятелей гонимых общин
Украинской Православной Церкви
(для молитвенного поминовения за богослужениями и келейно).
Свидетельство о публикации №124090106047