Синдром единственного ребёнка. 18. О любимых учите
18. О любимых учителях
Вот и пришло время рассказать о любимых учителях. Их было несколько. И каждый из них в своё время вошёл в моё сердце и оставил мощный след в душе\.
Марфеевна, так у нас в школе называли учительницу русского языка и литературы Маргариту Тимофеевну. Называли между собой все и учителя, и ученики. Она знала об этом и только посмеивалась.
Марфеевна была статной высокой, под метр девяносто. Смуглое лицо пышущее умом и добротой, живые чёрные глаза, тёмные волосы и весёлая улыбка. Голос громовой, сильный. Как скажет – так скажет!
Когда она впервые пришла на урок к нам, пятиклашкам, мы сразу поняли, что по русскому и литературе будем учиться хорошо. Даже если не хотим, то придётся. Попробуй-ка у такой тётеньки не выучи! Или поведи себя неподобающе.
В общем, сделали правильные выводы. А то один из седьмого не сделал, так вылетел вместе с партой в открытую дверь. Ну трепал он на уроке русского языка Марфеевне нервы, трепал, старался изо всех сил урок сорвать, старался-старался, ну прям из кожи лез. В «снайперы» заделался и лишь Марфеевна к доске повернётся, он сразу свою снайперскую трубочку из рукава и давай оплёвывать девчонок пульками из жеваной бумаги. Те взвизгивают, кулаки ему демонстрируют, Марфеевна отвлекается от объяснения, делает ему замечания. Урок почти насмарку. А тема сложнейшая!
А «снайперишко» сам не слушает и другим не даёт. Марфеевна ему раз, другой, третий на вид поставила, а дитятко не внемлет здравым учительским словам и всё тут.
Марфеевна вежливенько просит его покинуть класс и проветрить буйную головушку в коридоре. Но где там! Дитятко хоть бы хны, и уже в наглую народонаселение класса своими плевашками обстреливает.
Мареевна повторила просьбу проветрить головушку в «автономном плаванье» по коридору, иначе ей самой придётся отправить его верным курсом вместе с партой. А тот увещеваниям снова не внял и ещё пуще хорохорится, да где вам, мол. Ну Марфеевнв парту вместе с ним подняла и в двери-то и маханула. Тот только так, под дружное «ах!» класса, в коридор вместе с партой и выпорхнул. С тех пор Марфеевну в школе зауважали не только за обширные знания, но и за недюжинную силушку.
Свои предметы она знала великолепно и могла так рассказать, что даже таким скучным академический предметом как русский, с кучей правил и исключений, было заниматься интересно, потому что Маргарита Тимофеевна всегда приводила столь весёлые и забавные примеры, что мы ухахатывались. Она знала неисчислимое количество шуток, прибауток, поговорок.
Марфеевна очень ценила и уважала начитанных детей и тех, кто неравнодушен к литературе не только как предмету изучения, но и как великой грани духовной культуры. А уж, нас, сочиняющий ребят, она прямо таки пестовала.
К сожалению, она вела у нас только в пятом-шестом классах, а в седьмом нас передали другой учительнице, тоже очень хорошей и знающей, но совершенно иной по характеру и манере преподавания.
Но я с Маргаритой Тимофеевной много общалась и вне школы. Они приятельствовали с моей мамой, к тому же мы жили в соседних домах и Марфеевна частенько заскакивала к нам, а мы к ней. А ведь, как говорится, где два учителя – там малый педсовет.
Так вот, с приходом Мрфеевны всегда начинался малый педсовет. Правда педсовет весёлый, обхохочешься.
Обе мои педагогини начинали вспоминать смешные высказывания на очередных уроках и забавные случаи.
Ну, на маминых перлов было не так уж и много, на домоводстве ведь меньше говорят, больше руками делают. Но и то хватало. Ну, а вот ситуаций смешных – тех не перечесть. Такое порой отчебучивали!
Однажды, например, на уроке кройки куда-то запропастились большие раскройные ножницы. А ножниц-то таких всего пять, на пять звеньев. Девчонкам этого звена надо кроить, а нечем. Ну их, эти ножницы, прямо таки обыскались, но нет нигде. Что делать, два звена объединились и кроили по очереди. Неудобно, времени на раскрой мало остаётся, не успевают.
А уроки домоводства были сдвоенные, ножницы пропали как раз на втором уроке. И вот со звонком одна из девочек встаёт со стула и вдруг ойкает: «Ой, вот они! Я на них сидела!»
Вот так вот! Не заметила и села на огромные раскройные ножницы, да ещё и просидела на них весь урок, и даже не почувствовала! Ну хохоту было потом!
А у Марфеевны на уроках смешных высказываний было – пруд пруди. Она рассказывала каждый раз что-то новенькое. Это был цирк!
И надо отдать должное, ни Марфеевна, ни мама никогда не называли имена детей-авторов перлов.
Лучшей подругой Марфеевны была Людмила Ивановна, учитель начальных классов и биологии. В начальных классах она учила мою сестру Лариску и Катю Мачехину. А у нас вела ботанику и зоологию в пятом и шестом классах.
Людмила Ивановна и Марфеевна дружили с детства. В школе сидели за одной партой. А став взрослыми и работали в одной школе – нашей чёртовой дюжине.
Людмила Ивановна и Маргарита Тимофеевна - ярчайший пример полного единства противоположностей.
Высокая статная Марфеевна и миниатюрная хрупкая Людмила Ивановна, ниже Маргариты Тимофеевны на две головы. Лицо красивое, точёное, огромные пронзительные тёмные глаза по дугообразными бровями. Голос тихий спокойный. Дюймовочка! Правда в очках и с указкой. Очки придавали ей строгости, но мы-то знали, что она весёлая и добрая, и тоже очень умная и знающая.
Она знала столько всего интересного, о каждом растении могла рассказать – как песню спеть. Мы слушали буквально с открытыми ртами. Ну и смешные казусы, само собой, встречались.
На одном из уроков мы изучали строение цветка. А на следующем занятии был опрос на знание изученного. Дети отвечали, что такое цветоножка, чашелистики, лепестки, тычинки, пыльца.
И вот вызвали к доске Федорхина, того самого, вредину из вредин, и попросили найти на схеме пестик и рассказать о нём. И развенулся настоящий шпионский детектив, с пытками, каверзными вопросами и увиливаниями от честных ответов.
Федорахин тык-мык у схемы, то в тычинки ткнёт указкой, то в цветоножку, по в чашелистики. Уводил от ответа.
Ну, а раз ткнул указкой – изволь объяснить. Но Федорахин героически молчал.
- Так что же всё-таки такое пестик? - попыталась выудить засекреченную информацию спецагент в образе Людмилы Ивановны.
Только ведь Федорахин-то у нас опытный резидент, он государственных тайн не выдаёт! Ещё чего, он даже под пытками не признается!
И Федорахин решил увести ответ в сторону и прикинулся простачком.
- А-а, вспомнил, что такое пестик! – заверещал он, - бабушка им карточку толчёт, для пире!
Он так и сказанул – «пире», пусть вражины поломают головы над заковыкой, ведь посторонним незачем знать, как произносится и пишется слово «пюре»!
Повторение домашнего задания по классификации плодов, тоже было ещё тем цирком. На это раз главным действующим лицом стал Долгих – тот самый Дама, из тандема «Васька да Дама», прославившегося на уроке по Великим географическим открытиям у Геры Гавриловны.
Людмила Ивановна попросила класс вспомнить как называется плод у тыквы, и все вспомнили, что тыквина.
И тут она задала вопрос Даме, а как называется плод дыни, арбуза и кабачка.
- Дынина! – уверенно заявил Дама.
- Нет, - улыбнулась Людмила Ивановна,
- Арбузина? - удивился Дама.
- И снова нет!
И тут в игру вступил хитрый коварный насмешник Васька без Дамы. Он прошептал как бы невзначай… А Дама, разумеется, это моментом услыхал и выпалил.
- Кабачкинина!
Последствия, в виде реакции Людмилы Ивановны и класса, я думаю, озвучивать не стоит.
Людмила Ивановна уже давно на пенсии, но она всё такая же весёлая и неунывающая. И очень мудрая. Мы периодически с ней перезваниваемся и ездим друг к другу в гости. Некоторые считают, что ученикам непозволительно дружить с учителями, а я считаю, что можно и нужно, тем более, когда ученики уже давно взрослые.
Ещё один учитель оставивший живейший след в моей душе – наш учитель физики Юрий Иванович, а в последствии и мой классный руководитель, а ещё в последствии директор техникума, где я стала преподавать политэкономию после окончания университета.
Юрий Иванович появился в нашей школе сразу после института. И стал вести у нас, шестиклашек, физику. Уроки его были интересны, с кучей разных физических опытов. Мы занимались по учебнику Пёрышкина, он был написан лёгким понятным языком, да и Юрий Иванович объяснял материал замечательно, поэтому физика нас очень заворожила.
Юрий Иванович и его жена Нива Васильевна сразу же вжились в учительский коллектив, особенно тесно они подружились с моей тётушкой Герой Гавриловной, а также приятельствовали с моей мамой.
Я помню, как праздновали День рождения тётушки Геры, когда я училась в седьмом классе. Помимо родственников и друзей на Дне рождения собрались и почти все учителя нашей школы. Нам, ребятне, был накрыт стол в маленькой комнате, и мы, народонаселение в количестве пяти человек от трёх и до четырнадцати лет очень даже неплохо провели время среди всяческих вкусностей, сладостей и игр.
Самое интересное, что в наши детские настольные игры включились постепенно и взрослые, а началось всё с Юрия Ивановича и Нины Васильевны. Потом, уже в большой комнате, где праздновали взрослые, был устроен импровизированный концерт. Именно тогда я впервые услышала студенческие песни, которые самозабвенно распевали учителя, и это как оказалось в последствие, были песни Визбора, Кукина, Городницкого. Так, в возрасте тринадцати лет я впервые приобщилась к бардовской песне.
Так вот, когда мы перешли в восьмой класс, Юрия Ивановича призвали в армию, на целый год. И физику у нас вёл другой учитель. А по окончании восьмого класса, я решила уйти в другую школу, поближе к дому. Тем более, что Гера Гавриловна перешла на работу в техникум, преподавателем истории и одновременно парторгом, это её так повысили, по настоянию горкома партии.
А у меня был ещё повод не возвращаться в школу – мы опоздали с подачей документов в художественное училище. В те времена вступительные экзамены в творческие учебные заведения проходили на месяц раньше в начале июля, а не в августе. А мы с дядюшкой Вилей и мамой заявились в училище, узнать об условиях поступления, когда там уже во всю шли экзамены. Так сорвалась моя мечта учиться на художника. Поэтому я вообще не хотела возвращатьс в свою школу, мне казалось, что все будут смеяться, что вот мол хвалёная художница не поступила. Не буду же я всем объяснять про опоздание. Или мне повесить на шею табличку, что мол вообще и не думала поступать. И мы с мамой в большом расстройстве укатили в Грузию. Но сентябрь неуклонно приближался.
И вот буквально за день до начала нового учебного года к нам домой заявился Юрий Иванович. А мы только-только вернулись из Грузии и я была переполнена восторгами. И уговаривала родителей, что если у них не получается сейчас переехать в Грузию, то пусть отпустят туда хотя бы меня, ведь тётушка Рая пообещала моё устройство в художественное училище.
Но родители даже слушать не хотели мои уговоры, мол, будем переезжать на будущий год все вместе, а пока давай в девятый класс. И мне пришлось подчиниться суровой родительской силе.
Вот тут-то и нагрянул Юрий Иванович и уломал меня поступить к нему в класс, набранный из лучших учеников городских школ. Тем более, что там будет учиться мой друг Женька Иванов. И я согласилась. А Юрий Иванович наверное потом пожалел, потому как весь девятый класс я задавала ему на каждом уроке каверзные вопросы, например, почему днём на небе видна Луна. Или отчего в некоторых местах очень странная Роза ветров и ветра там дут сразу во все стороны. А весь класс меня подначивал, мол давай на следующий урок очередной вопросик. И ведь Юрий Иванович отвечал на все эти вопросы.
Когда я уже преподавала в техникуме, то однажды извинилась за эти каверзы, на что Юрий Иванович улыбнулся и ответил, что был рад этим вопросам, они его подстёгивали отыскивать интересные факты и материалы, и ещё больше читать научной литературы. И одновременно он был рад, что дети в моём лице проявляют такую заинтересованность к физическим явлениям, а ведь учителю этого и надо.
И другие учителя были тоже замечательные: и учитель географии Ираида Ильинична, и биолог Нелли Яковлевна, и Зоя Антоновна по немецкому, и словесники Нина Васильевна и Людмила Андреевна, и математики Ольга Георгиевна, Людмила Георгиевна и Наталья Васильевна, и учитель физкультуры Тамара Леонидовна, и библиотекарь Ольга Васильевна, и наконец директора Нонна Петровна и Нина Яковлевна. Сейчас, когда я вспоминаю своё школьное детство, я всё явственнее понимаю, как же мне повезло с учителями, со всеми!
Свидетельство о публикации №124083105446