Красная площадь

Цитата-эпиграф:   «Испокон веков площади в городах были местом народных гуляний. А все погосты и кладбища располагались на окраинах. И представителей местных властей хоронили на территориях монастырей. В Кремлёвских храмах покоятся мощи князей и царей. А для советских верховных правителей надо было выделить специальное место, и не превращать Красную Площадь в большевистский пантеон. Красная площадь должна нести людям радость, а не печаль. Да и вообще, Кремль - объект ЮНЕСКО, это исторический комплекс. Давно пора из Кремля сделать Музей.»

++

В настоящее время, в обществе периодически стало озвучиваться мнение, что захоронения у стен Московского Кремля видных государственных деятелей эпохи социализма являются, как бы, «неуместными».
Аргументация у людей разная, но общее мнение противников этого (как некоторые выражаются) «Кремлёвского погоста» заключается в том, что место для пантеона выбрано явно неудачно. И в то же время, сторонники и почитатели этой «святыни» стоят насмерть: «Руки прочь от..!», хотя вопрос пока ставится только теоретически и требует серьёзного исторического анализа.

Мне, как простому обывателю, конечно же, не по чину влезать в тонкости. Я многого не знаю и боюсь, что могу исказить историческую картину. Одно знаю точно, что начало было положено захоронением тела Владимира Ильича Ленина, для чего правительство дало поручение архитектору А.В.Щусеву к моменту похорон Ленина спроектировать и построить на Красной площади у Кремлевской стены временный Мавзолей со склепом для гроба вождя. С этого момента, с января 1924-го года и было положено начало традиции проводить захоронения видных государственных деятелей (сначала – соратников Ленина, а далее – коммунистов, активных участников строительства социализма) рядом с Мавзолеем, а позже – был устроен колумбарий в Кремлёвской стене.

Итак, можно сказать, что решение было принято из политических соображений: прославить в веках имена знаменитых людей, отдавших жизнь за воплощение идей вождя революции. Таким образом, Памятник-усыпальница Мавзолей и образованное рядом с ним кладбище стало местом памяти и поклонения, местом скорби и почитания праха заслуженных государственных деятелей, истинных коммунистов. И расположить его было решено в самом центре Москвы – с внешней стороны Кремлёвской стены, обращённой на Красную Площадь, в ближайшей доступности к народу.

В тот исторический момент, новой советской власти требовались свои «святые мученики», взамен прежних христианских святых. Таким образом, использовались психологические рычаги воздействия и воспитания граждан. Это был плавный визуальный переход от старой, религиозной  структуры мышления – к прогрессивной, атеистической идеологии.

Напрашивается вопрос: была ли альтернатива? Наверняка была. И не одна. В частности, Н.К.Крупская настаивала, чтобы тело Ильича было похоронено возле могилы его матери, как при жизни того хотел сам Ильич. И если бы история покатилась по другим рельсам, то не было бы Мавзолея и прочих захоронений у Кремлёвской стены. И сейчас общество не было бы расколото вопросом: хорошо это или плохо – иметь в сердце столицы политическое кладбище?

Честное слово: если бы я на тот момент могла как-то участвовать в принятии решения об этих захоронениях, то присоединилась бы к этому решению! Да и вы посудите сами: что можно было предложить лучше? Конечно, по древней традиции, за монастырскими оградами хоронили только богоотступников, и с этой точки зрения, большевики-атеисты  подходили под это определение, и они это осознавали. Возможно, что такое решение было неким вызовом старым, «тёмным» временам: да, мы отступники, но мы (как выразился некогда сам Ленин) «идём другим путём» ради счастья простых людей, и наши лучшие соратники заслужили быть похороненными не просто за оградой Кремля, а на Красной Площади, на глазах всего народа! Это место было почётным! И Кремлёвская стена стала порубежной полосой, разделяющей две исторические формации, она стала символом эпохи!

В январе текущего, 2024-го года исполнилось ровно 100 лет началу существования Кремлёвского Государственного Пантеона. Не знаю, существует ли официальное название у этого скорбного места, поэтому я называю его так – сама. И надеюсь, что это название дойдёт до ушей влиятельных особ, которые примут решение: это или другое, более подходящее название всё же дать, чтобы избежать в будущем всяких нелицеприятных слоганов, типа «кремлёвский погост», который слетел недавно с уст одного бывшего премьера Ельцинских времён.

Но давайте всё же, хотя бы с «низкого старта» начнём разбираться в правомочности существования данного объекта исторической памяти. А точнее – его местоположения. И я предлагаю начать несколько издалека, начать с ТРАДИЦИЙ, которые приняты испокон веков не только в Европейских, но и во многих других государствах мира. Итак…

Издавна городские площади служили населению торговым местом, куда стекался люд за покупками. И об этом писали наши и зарубежные писатели, в подробностях рассказывая о рынках и  базарах, где стояли торговые ряды или ставились временные палатки и лавки, где купцы сбывали свои товары. Можете почитать произведение В.А.Гиляровского «Москва и москвичи», чтобы иметь более полное представление о рыночных площадях. В больших городах таких торговых площадей было, как правило,  несколько. Так и в Москве их было  много. Теперь какие-то из них так и остались рынками, а какие-то со временем утратили свою торговую функцию.

Так и Красная Площадь, которая в древней Москве являлась рыночной площадью, по мере укрепления Москвы и укрепления Кремля, стала более значимым местом скопления народа. Да и вид торговли на Красной Площади был всегда, как сейчас говорят, «элитным». Здесь  «отоваривались» не простые смертные, а представители высшего общества. И товары на Красной Площади были  качественными и дорогими, а в торговых рядах были лавки с иноземной мануфактурой.  По Праздникам же, из ближайших храмов выносились на продажу изделия монахов – писанные иконы, подсвечники, лампады и прочая церковная утварь. В общем, жизнь била ключом…

А теперь – самое время спросить: была ли Красная Площадь местом увеселения горожан? Думаю, что на этот вопрос можно ответить, не прибегая к помощи авторитетных историков. Простая логика в совокупности с некоторыми сведениями из разных источников подскажет: НИКОГДА! И тому были объективные причины.  Если учесть, что Москва – это город, основанный в пору средневековья, когда христианство пускало свои корни во всех сферах человеческого бытия, когда строгий аскетизм считался добродетелью, а весёлый образ жизни – пороком, то сразу становится понятным: церковь не допустила бы разгула на главной площади Москвы. И такой, суровый стиль жизни лёг в основу московского быта. Конечно, по Праздникам народ приходил на площадь, чтобы весело пообщаться, похвалиться красивыми одеждами, полакомиться пряниками, но качели-карусели, как атрибуты языческого веселья, были исключены. Красная Площадь всегда была образцовым отражением царской политики.

Кремль, внутри которого располагались царские палаты,  где отстраивались храмы, в которых находили последнее упокоение останки московских и всероссийских правителей, никак не мог быть центром увеселений. Кремль был государственной святыней. И Красная Площадь, хоть и продолжала своё торговое дело, сохраняла уважение к власти и демонстрировала суровый нрав местных жителей.

Кремль – автономное территориальное образование, царская вотчина, которая отделяется стеной от жизненного пространства всех прочих представителей общества. Вход в Кремль был входом на царскую территорию, куда допускалась только знать. А Красная Площадь – место собраний и гуляний высокопоставленных горожан. Ну, а для торгового и ремесленного люда – была особая территория: Китай-город. Через Китай-город пролегали (да и сейчас пролегают) две заглавные улицы Москвы: Ильинка и Никольская, между которыми располагались храмы и монастыри. В частности, на улице Ильинке  находилось Новгородское архиерейское подворье, с которого митрополит Никон в прямом смысле «пошел на патриаршество», здесь он совершал торжественные богослужения и созидал подворья своих монастырей. По этой же улице Святейший Патриарх Никон, выйдя из Успенского собора Кремля, где он объявил об оставлении патриаршего престола,  пеший ушел на подворье Воскресенского монастыря, откуда уехал в Новый Иерусалим в добровольное изгнание.

В период междувластия, когда был повержен Борис Годунов, и царская резиденция была занята Лжедмитрием и его соратниками, польской шляхтой, стиль жизни москвичей был нарушен. Поляки вели разгульный образ жизни и развращали местное население попойками. А также, с целью завоевания симпатий в народе, Лжедмитрий усиленно насаждал так называемую «европейскую свободу» и моду на европейскую (латинскую) одежду. Лжедмитрий так же (раньше Петра Первого) поощрял сбривание бороды, и сам был образцом, и требовал того же от своих поданных.

Кому-то это нравилось, но большинству такие новшества были не по душе. И когда пьяные оргии поляков стали откровенно наглыми, русское общество начало роптать, и возникли желания избавиться и от лже-царя, и от его камарильи. Так зарождалось движение, которое потом возглавили князь Пожарский и простолюдин, купец Минин. А когда с Лжедмитрием было покончено, и Кремль, и Красная Площадь были обагрены кровью,  с этой минуты духовные сущности этих территорий слились в союз и стали для народа единой Святыней.

Однако, произошло событие, которое наложило чёрную печать на судьбу последующей династии Романовых, это казнь малолетнего (5-ти летнего ребёнка) Ивана, сына Лжедмитрия и его супруги Марины Мнишек. Младенец провисел в петле для удушения несколько дней и умирал в муках. Это было жестокое преступление, которое стало проклятием дома Романовых. И это преступление так и осталось их  нераскаянным грехом, за который они расплатились вырождением династии и трагической кончиной последнего императора Николая Второго и его семьи.

Ко всему прочему, следует добавить ещё одно событие, которое проходило непосредственно на Красной Площади. Это казнь стрельцов после знаменитого стрелецкого бунта 1682 года  в начале правления 10-летнего Петра I, в результате которого его соправителем стал старший 15-летний брат Иван. Тогда Красная Площадь вновь была обагрена кровью. По свидетельству очевидцев, она вся была заставлена мини-плахами, и подле каждой стоял на коленях преступник-стрелец, положив на неё свою голову. Это была массовая казнь, не имевшая аналогов в Европе.

Несколько позже, когда Пётр Первый наконец-то стал единоличным правителем России, он без всякого сожаления покинул Москву – город заговорщиков и преступных стяжателей, которые ни раз покушались на его жизнь. В то время он перенёс свою резиденцию на север, где начиналось строительство новой столицы. А Москва вскоре пришла в запустение и превратилась в уездный город. Но, между тем, в покинутые дома знати, устремившейся за царём, стали постепенно вселяться люди попроще – купцы и чиновники низкого ранга. Москва стала обретать иной облик. Там постепенно  стали свиваться обывательские гнёзда, ведущие богомольный образ жизни. В отличие от предприимчивого, активного Петербурга, в Москве укрепились старые рода бывших некогда бояр, хранившие дух своих предков. Но  этому кратковременному затишью, положило конец нашествие Наполеона и последовавший пожар, в котором Москва сгорела основательно.

Что было потом с Москвой, как она залечивала свои раны? Да просто народ московский оказался живучим. Постепенно к Москве вернулся её исконный, купеческий дух. Окрепли староверческие кланы, дали отечеству новых предпринимателей. Москва стала обновляться, сохраняя прежнюю автономию, но у неё уже не было сил претендовать на нечто большее. Статус второй столицы её устраивал. И Кремль зажил полусонной религиозной жизнью, и Красная Площадь по-прежнему олицетворяла собой торговый центр, пока на горизонте не замаячили времена советских перемен, открывших ворота новой власти.

Революция 1917-го сменила полюса реальности, и в бывшие апартаменты русских царей въехали представители иной – народной власти. По мнению представителей старой знати, в Кремль вошли «новые варвары», которые стали решительно преобразовывать его облик, расчищая территорию, избавляясь от кичливых монастырских построек, от безвкусного московского модерна. Атеисты стали наводить порядок, исходя из НАУЧНЫХ соображений исторической целесообразности. Они бережно сохранили образцы подлинных шедевров русской архитектуры и провели санитарную обработку всех древних захоронений, в результате которых была выявлена масса лживых кувуклий с якобы «мощами святых угодников», в реальности представлявших собой ёмкости, как говорил Иисус Христос, «полные мерзости и нечистот». И в принципе, это было ПРАВИЛЬНО! Кремль давно нуждался в обновлении. И вместе с Кремлём засияла чистотой и Красная Площадь. Торговые лавки были снесены, брусчатка обновлена, и Красная Площадь приобрела вид военного плаца. Она стала лицом военного коммунизма.

К началу Отечественной войны 41-го года, Красная Площадь уже имела красивый, опрятный облик пространства, общедоступного для всех слоёв общества. Тут  проводились праздничные парады и демонстрации, школьники и студенты устраивали гуляния в дни выпуска из учебных учреждений, народ активно посещал Мавзолей, проводились экскурсии, кипела культурная жизнь столицы. Однако, впереди вновь замаячила война, и Красная Площадь стала суровым местом отправления на фронт солдат Красной Армии, а по окончании войны, наши солдаты-победители бросали к Мавзолею знамёна врага. И с этого момента, Красная Площадь стала для всего Советского Союза главным СИМВОЛОМ нерушимости советского строя. Советский народ был окончательно убеждён, что Советская Власть – это «всерьёз и надолго».

Однако-однако… Мы подошли к рубежу двух эпох. Кому-то из советских правителей стало тесно в рамках марксистско-ленинской философии. Кому-то захотелось влиться в глобальную сеть международного рынка.

Я не буду развивать эту тему, которая  уведёт нас от главного. Скажу только что идеология РЫНКА, которая заполонила умы нашего руководства, сделала своё дело: она ОБЕСЦЕНИЛА прежние идеалы. И в результате, высокая духовная составляющая была смыта с Красной Площади, и эта пена быстро превратила её в ГУЛЬБИЩЕ! Свобода рынка позволила некоторым предприимчивым нуворишам устраивать на Красной Площади торговые сооружения и эстрадные площадки, откуда на москвичей и гостей столицы стали транслироваться образцы глобальной поп-культуры. Избавление от якобы «советского тоталитаризма», которое выразилось в этом беспределе, раскололо общество на сторонников и противников захоронений у Кремлёвской стены. Эти захоронения были для служителей рынку (новому Золотому тельцу) немым укором, они их смущали. Вот, почему уже несколько лет они драпируют Мавзолей, который стоит перед ними немым укором…

И вот, на гребне этой псевдо-культурной пены и появился вброс в умы – идея о перезахоронении тела Ленина по традиционному, христианскому канону. Это был пробный камешек, который активно поддержала Церковь. Сложился альянс, в котором обе стороны имели свою выгоду.

Таким образом, постсоветская, рыночная власть (задекларировавшая себя в новой Конституции, как преемницу СССР), почувствовала поддержку со стороны Церкви и быстро поняла свою выгоду – иметь нового идейного покровителя. Она просто переметнулась от атеизма в сторону религии, поняв, что обрела союзника в деле борьбы с ненавистным «коммунизмом», который мешал личному обогащению. Надо сказать, что эти идейные вырожденцы, в своём большинстве, были выходцами из прежних партийных структур, а по сути – предателями, которые теперь вполне легально и торговали, и блудили (устраивая на Красной Площади увеселительные мероприятия), одновременно реставируя храмы, дабы замолить свои грехи…

Это был следующий виток всё той же исторической спирали, который нашёл своё отражение в установлении государственного праздника 4-го ноября – дня изгнания польских интервентов из Кремля  и убийства лже-Дмитрия. Вот, такие исторические параллели и поставили российское общество в позицию новой конфронтации. Как и в те далёкие времена, в сердцах определённой части населения, преданной достижениям советской власти, растёт недовольство точно такими же западными «свободами», которые стали пропагандироваться практически официально. Истинные коммунисты, не пошедшие на сделку с совестью, продолжают внутреннюю борьбу за Ленинские идеалы, хотя (как люди просвещённые) смотрят на духовные аспекты более широко, чисто умозрительно признавая за религией историческое право на существование.

Какие же выводы можно сделать на основе выше сказанного?

Пожалуй, первым делом, надо признать, что общество расколото – по классовому принципу.
Равенство, которое было завоёвано Пролетарской Революцией, сейчас утеряно.
Бесклассовое общество перестало существовать.
На смену пришло пост-советское, глобалистское сознание, внесшее новые проблемы и пока неразрешимые вопросы.

Однако, и на западе не всё так однозначно. Там тоже происходят процессы, меняющие традиционные взгляды на революционные. Правда, такая, мультикультурная революция вряд ли будет содействовать дальнейшему процветанию. Скорее – наоборот.

Сейчас мы находимся на очередном изломе, и куда он нас приведёт – загадка…
Однако, в свете этих событий становится всё более очевидной ошибка Ленина, сделавшего резиденцией советского правительства – Кремль.

Думаю, это было НЕЭТИЧНО – осваивать бывшие царские покои, которые могли бы стать музейными экспонатами.

Для новой, ПРОЛЕТАРСКОЙ власти нужны были новые формы: новые помещения или хотя бы нейтральные здания. Тогда не было бы тех сложностей, в которые погрузилось наше поколение.

И Кремль сиял бы чистотой, сохраняя историческую память в статусе Музея. И Красная Площадь не превратилась бы в помпезное кладбище. И Мавзолей нашёл бы себе место, например, в Александровском саду, где стоит сейчас Могила Неизвестному солдату. И Пролетарский Пантеон нашёл бы там своё заслуженное место. И не было бы никаких сомнений в том, что на Красной Площади устраиваются всякого рода сооружения для отдыха граждан. И пусть бы в зимнее время там были бы катки, а в летнее – карусели. Народ и вправду заслужил достойный отдых и чувство радости и веры в счастливое будущее…

Ну, и под конец, традиционный русский вопрос: кто виноват, и что делать?
Думаю, у многих есть своё личное мнение на этот счёт…

А моё мнение выражено в цитате-эпиграфе.


Рецензии
Неточности.

"С этого момента, с января 1924-го года и было положено начало традиции проводить захоронения видных государственных деятелей (сначала – соратников Ленина, а далее – коммунистов, активных участников строительства социализма) рядом с Мавзолеем, а позже – был устроен колумбарий в Кремлёвской стене."
Кладбище на Красной площади было устроено ранее.
В Средние века на Красной площади было три церковных погоста. Считается, что Василий Блаженный - первый человек, похороненных на Красной площади.
Захоронения у соборов - традиция. Например, у Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в центре города Ростова-на-Дону, рядом с Центральным рынком захоронены священники.
10 ноября 1917 в двух братских могилах были похоронены 238 человек.
Т.е. Мавзолей - это далеко не первая могила на Красной площади.

"за монастырскими оградами хоронили только богоотступников"
Притянуто за уши: Кремль - не кладбище и не монастырь.

"казнь малолетнего (5-ти летнего ребёнка) Ивана, сына Лжедмитрия и его супруги Марины Мнишек."
Сын лже-Дмитрия II и царицы Марины Иван родился в 1611 году в Калуге, а повешен 6 (16) июля 1614 года в Москве. Ему было 3 года. Это не считалось "преступлением" в средневековье: Марина объявила сына царём, поэтому Михаил Фёдорович и убил претендента на престол. Не стоит современные моральные принципы распространять на прошлое.

"Это была массовая казнь, не имевшая аналогов в Европе."
Пётр казнил 201 стрельца.
16 февраля 1568 года cвятая инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов. Только в Харлеме было убито 20 тысяч человек, а всего в Нидерландах – 100 тысяч. Вот это казнь!
Напомню, что стрелецкая казнь состоялась после возвращения Петра из просвещённой Европы, где уложения о казнях (десятки причин для смерти) привела Петра к мысли, что прогресс западных стран связан с жестокостью тамошних законов и нравов. Плоды "просвещения": самая жестокая и массовая акция его царствования (но вовсе не Европы).

"А Москва вскоре пришла в запустение и превратилась в уездный город"
Да ничего подобного. Москва осталась столицей. Свою жену Екатерину I Пётр короновал в Москве, в Успенском соборе Кремля. Хорош "уездный город"!

"расчищая территорию, избавляясь от кичливых монастырских построек, от безвкусного московского модерна"
Скажем, что "безвкусный" хотя бы в кавычки поставить. Это такой же признанный архитектурный стиль, как и остальные.

"ошибка Ленина, сделавшего резиденцией советского правительства – Кремль."
В Москве в 1918 году не было более безопасного места, где могло бы спокойно располагаться советское правительство. Переезд в Кремль - это не прихоть, а необходимость. Причём, бывшие царские покои и стали музейными экспонатами. Совнарком расположился в Сенатском дворце (там и сегодня администрация Президента), а цари останавливались, когда наезжали в Москву, в Большом Кремлёвском дворце. Так что коммунисты в царских покоях не жили.
А из Кремля хотели переехать: строился огромный дворец на месте храма Христа-спасителя, но...
В Кремле никто из современных чиновников не живёт, там в основном музеи да рабочий кабинет Президента. Кремль - место для официальных встреч по большим праздникам.

"И Мавзолей нашёл бы себе место, например, в Александровском саду,"
Это сделать невозможно. С 1990 ансамбль Московского Кремля и Красной площади - объект всемирного наследия, находится под защитой ЮНЕСКО.

-------------------------------------------

Что касается некрополя у Кремлёвской стены, то мне нравится мысль: "Сейчас мы находимся на очередном изломе, и куда он нас приведёт – загадка…" Думаю, что Мавзолей на Красной площади навечно. Будет ли там тело Ленина лежать, будет ли кладбище - решат потомки. Мне лично погост у стены не мешает.

Морж   20.09.2024 22:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.