Он прилетел в Париж, и началось 1...

У них бывают лихорадки, галлюцинации, обмороки... Есть на свете места, посетители которых порой теряют здоровье и рассудок. Одни из туристов бывают слишком поражены увиденным,  другие, наоборот, столь сильно разочаровываются, что они заболевают. Ежегодно в места влияния необычной силы отправляются миллионы паломников.

Представь, мой читатель, что за окном первая половина 19 века. В церкви Санта-Кроче во Флоренции оказывается  двадцатилетняя Мари-Анри Бейль. Сегодня мы знаем девушку, как  французского писателя-романтика, имевшего псевдонимом Стендаль, но в это утро перед нами никому неизвестная девочка, с  чувствительной психикой, бреядщая о славе нового Мольера,  сожалеющая, что не может стать солдатом Наполеона, безумно  влюбленная в Италию.

Вот в этот момент наша чудная героиня  любуется фресками Джотто, долго в молчании пребывает  у могилы Микеланджело и Галилея. Постепенно накатывают волны самых разных  эмоции, разрывающих нежное и трепетное сердце. Девушка очарована и тронута величием момента. Устав и обессилев, Мари покидает завороживший её душу  храм, и по мере удаления от Места обитания Святого Духа  сердце теряет свой привычный ритм, его пульсация становится все более  хаотичной,  девушка  чувствует, как  жизнь утекает из неподдающегося увещеванию успокоиться взволнованного сердечка. Держась за стены встречных домов, Мари бредет к себе, постоянно ощущая, что  вот-вот упадет. Следующие несколько дней девушка проводит в постели, сраженная лихорадкой.

«Я была в своего рода экстазе при мысли, что нахожусь во Флоренции, рядом с великими людьми, могилы которых предстали пред моим взором. [...] Я достигла той точки слияния с Высшим Миром, когда на человека изливаются  небесные переживания. [...] Душа моя  одновременно обмирала и оживала», — так описала позже Мари свое свое состояние.


«СИНДРОМ СТЕНДАЛЯ»

1970-е и 1980-е годы. Некоторые туристы, посещающие Флоренцию – гордую жемчужину Италии, колыбель Возрождения – испытывают те же симптомы, что похожи на симптомы уже извесной нам Мари [Стендаль].

Все случаи тщательно фиксирует итальянский психиатр и психоаналитик Грациелла Магерини,  которая после окончания медицинского факультета по  специальности психиатрии работает в больнице Санта-Мария-Нуова во Флоренции. В 1989 году в книге «Синдром Стендаля» она приводит описание аналогичных состояний, на примере  более сотни пациентов, пришедших в учреждение прямо из городских художественных галерей и музеев, — дезориентированных, теряющих сознание, с галлюцинациями и признаками психического кризиса.

Среди пациентов Магерини были самые различные люди:  22-летний студент, который через несколько дней после посещения знаменитой галереи Уффици начал видеть и слышать ангелов. Инге, учительница итальянского языка, приехавшая в столицу Тосканы из Скандинавии, получила от персонажей изумивших её фресок выговор за то, что оставила на родине больного отца. Дошло до того, что вполне до этого дня здравомыслящая девушка  попала в больницу,  ощущая себя персонажем картины, сопровождающим  Иисуса к месту казни. 

Симптомам, столь близким к тем, которые описаны Стендаль после посещения Флоренции, Магерини дала общее название —  «синдромом Стендаля», который сегодня еще называют  «флорентийским синдромом».  В результате проведенных исследований врач  начшла новое  название – «Mal di Storia», что можно перевести как «боль истории», «болезненность истории».

«Сначала мы все думали, что это «болезнь истории», вызванная концентрацией такого количества исторических мест во Флоренции», — объяснила она в одном из интервью.

ЧУВСТВИТЕЛЕН К КРАСОТЕ

Синдром Стендаля – расстройство, являющееся реакцией на избыток эстетических переживаний. Наблюдения Магерини показывают, что: симптомы касаются только иностранных туристов, возникают внезапно, беспокоят от двух до восьми дней, а наиболее распространенными являются: боль в груди, учащенное сердцебиение, повышенная потливость, слабость и беспокойство. Известно, что более половины ее пациентов отмечали нервно-психические симптомы, примерно 30% случаев  показали признаки серьезных расстройств настроения, и примерно у 5% возникали  панические атаки и симптомы дизавтономии.


«Кризисы варьировались от приступов паники, сопровождающихся физическим дискомфортом, например, страхом обморока, удушья, смерти или безумия, [...] до внезапного желания или принуждения вернуться домой, тоски по семье, а в некоторых случаях даже сильного чувства отчуждение и крайне неприятное ощущение того, что окружающий мир стал опасным и даже враждебным»  - рассказывает сама автор "Синдрома Стендаля".  По ее словам, синдром Стендаля поражает прежде всего «очень чувствительных людей», которые в силу своей природы легче поддаются влиянию предметов искусства, с которыми сталкиваются за рубежом, в чужом контексте.

Магерини почти всю свою жизнь посвятила синдрому Стендаля. Она умерла в декабре прошлого года в возрасте 96 лет. Ее произведения переведены на многие языки, а случаи описанного ею явления до сих пор собираются последователями.

(продолжение следует)


Рецензии