В поисках Истины ч. 1 Время

                «Время - это расстояние движения».
                Зенон Китийский
                древнегреческий философ,
                основоположник стоической школы.
                334 г. до Рождества Христова, Китион


Как быстрее и надежнее всего найти дорогу к ИСТИНЕ. Кого взять в проводники? А есть ли выбор? Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека сказал:
«Только время принадлежит нам». «Истину выявляет время».
А  французский драматург и публицист Бомарше даже поручился за него: «Время – честный человек» - сказал, найду дорогу – значит найду.
Естественно, этот проводник, честный человек - не просто имеет часы в кармане или на руке - это, всего лишь, аллегория ВРЕМЕНИ. Именно ОНО незримо, но вполне резонно участвует  в нашем поиске Истины:
 
- Дает промежуточный результат, вдохновляя нас на следующий шаг в этом направлении, подтверждая, что мы на верном пути.
- Торопит нас или вовсе ограничивает, говоря, что вы не успеете, а то и вовсе предупреждает, что ваш путь - "не ко времени"
- Следуя формулировке Зенона, призывает оценивать наши силы и возможности для  преодоления "расстояния движения" - как двигаться, на чем, каким багажом и запасом сил и знаний. Если в формуле Эйнштейна Энергия уравнивается с Массой. то Зенон предлагает уравнять уже Расстояние со Временем, естественно через коэффициенты.
Наблюдайте Время - оно не обманывает нас в наших делах, хотя и может обманывать наши чувства!

А как вам нравится это:

                «Счастливые часов не наблюдают»
      (некоторые понимают это, как "Быть за пазухой у Бога - прожигая жизнь)

Это фраза Софьи -  главной героини пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума» -
так ответила она своей служанке на ее призыв соблюдать осторожность, так как строгий отец может застать ее вместе с возлюбленным – ведь уже наступило утро.
И теперь – внимание – как понимал и ценил ВРЕМЯ уже сам автор знаменитой пьесы – пожалуйста:

                ************
Александр Сергеевич Грибоедов - русский писатель, прозаик, драматург, дипломат, лингвист( 9 иностранных языков), историк, востоковед, пианист и композитор (два «Грибоедовских вальса»). Статский советник (5-й класс из 14 соответствовал капитану 1 ранга) – скажу больше, все это к моменту его насильственной смерти в Персии в чине полномочного министра в 34 года.

                *************
Самое время поговорить о ИСТИНЕ – можно ли, даже найдя дорогу к ней, достичь и постигнуть её вполне? Древние утверждали – и я им доверяю – она непостижима! Нет, и вовсе не оттого, что она у каждого – своя, даже для камня:
- для геолога вано наличие в нем полезных ископаемых;
- скульптор будет ценить его за цвет и отсутствие трещин и пр.;
- в горах, он, лишь источник преград и опасностей и т. д.
Отнюдь не лишне будет и вспомнить о картинке к этой работе – там приведены слова Эйнштейна:
        « Поиск Истины важнее, чем обладание Истиной»
Конечно, сразу же, эти слова напоминает японскую пословицу:
        «Канун праздника – лучше самого праздника».
Разумеется, мы, чаще всего, воспринимаем эту пословицу чувствами – ожидания, вдохновения при исполнении подготовки, ожиданием чудес, гостей и пр. Резонно ли сравнивать, раз от раза, повторяющиеся праздники с Истиной? Чаще всего –нет! Ну, разве только, если праздник будет заслужен упорным трудом, ратными успехами – будет подводить черту подо всем этим. Только, ведь, - за одним трудом будут следовать уже другие трудовые дела, со своими ожиданиями их окончания…. Да и смотрим ли мы, даже на сложный и интеллектуальный труд, как на поиск Истины? Возможно, но лишь в очень и очень редких случаях, когда речь будет идти о настолько важных и необходимых вещах и проблемах, касающихся нас не просто из интереса, увлечения и пр. , а для достижения или познания чего-либо очень важного, как в знаниях, так и для самой жизни.

Новые знания и новые проблемы всегда возникали и будут возникать из новых открытий, опытов и наблюдний – и это лишний раз подтверждает недостижимость истины. Истину, мы понимаем всегда исходя из нашего понимания мира и его законов на сей час – пройдет время – и новые данные опровергнут наши понимания, модели и представления о том, что мы пытаемся постичь, «докопаться» до истины – и так будет всегда. Мы обречены пользоваться ьой истиной, которую мы можем понять в тех рамках, котрые мы прежде установили «априори», как не требующие доказательств. Пройдет время – и эти доказательства вновь потребует уже новое время. В чем же прав Эйнштейн, произнося эти слова? В том, что истин много, а следовательно и много дорог ведущих к ним. Именно это и ценно! Идя к одной истине, мы неминуемо можем столкнуться, не только с новыми догадками и открытиями, касаемыми той истины, к которой идем, но и открыть новые пути, уже к новым истинам. Эти новые истины, могут нас: ошеломить, заставить на них «закрыть глаза», уцепиться за старое, боясь новизны, которая потребует нового, а новое всегда пугает – будущей работой, непониманием, неприятием и потерей старого, к чему мы успели прирасти душой и телом.
Мы никогда не будем обладать истиной в полной мере – в той мере, которую «придумала» Природа и по которой она существует и живет. Мы будем обладать лишь нашей истиной, придуманной нами, основываясь на нашем уровне развития и понимания мира. Жизнь обязательно будет раздвигать рамки наших представлений, пониманий и непониманий. Оттого и поиск Истины важнее и нужнее, чем обладание «нашей» «временной», придуманной нами и возведенной в ранг «априори». Не всем это будет видеться, но все это должны понимать, чтобы, хотя бы не быть настолько самонадеянными в своих знаниях и понимании Мира. Эйнштейн и произнес эти слова, хотя бы потому, что намного более заслуженный, чем он, голландский ученый-физик Лоренц принял Теорию Относительности в оформлении Эйнштейна, но не согласился с нею вполне. Не наводит ли этот факт на размышления о том, что и в этом случае мы не обладаем Истиной вполне.
        Удач, вам, на путях к истине – в большом и малом!!!


Рецензии