Пролог. Поэма начала

ПРОЛОГ*
Поэма

Без печали дожидайся
Утешительного сна
Сологуб

В квартире 113 сходили
с ума – трое
Ахматова

I.
Andante – allegretto

Луч заката,
Серый вечер
Занавешен кисеей.

Вдоль ограды
Мчится ветер
Столь холодный — ледяной —

Сквозь замыленный вечер,
Сквозь безрадостные года...
Здравствуй снова, невстреча,
И новая, здравствуй, беда...
Я зажгу для вас свечи,
Поставлю икону Христа.

Богородице Дево!
Душа — не судьба — легка,
Так что хватит напева:
Ворон смотрит свысока.

Теперь<1>
Раскрываю ту дверь,
Что в подвал, как тогда —
Всегда
По закону цикличности
Ещё с гордой античности
Счет
Ведет, —
А поэт никого не ждет.

. . . . . . . . . . . . . . . . . <2>

— Эх, печальный народ...
   — И куда столько льет?..
— Ты скажи, хоровод
         Смерть ведет
              Каждый год?
                Значит правда: "Столь многих".
— Пришлось ей обить пороги...

Крик
Возник.

Шумят студенты:
По лужам шлеп
И девку хлоп
Пониже. Эх, вы...

— Тянутся часоминуты!..
   — Говорят мне, что Кнут и…

— Душно, влажно…
   — Тож-мне-скептик…
— Антисептик-
у? —Не важно…

На осколки огни дробит,
Постой-ка, знать, что-то горит!

В красном свете офицеры <3>
Гонят всех подальше, прочь.
Страшным мыслям нету меры;
Наступает тихо ночь.
Красный вечер,
Сильный ветер,
Что там так стонет в груди?
Святой огонь,
Сожми ладонь,
То ли ещё впереди?

II.
Adagio falso – largo

Стук
Вдруг,
Как падение вниз,
И убьемся на бис.
. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Вот муза вновь усталая;
Пускай сквозь окна зала я
Не вижу всего,
Но смотрю ещё дальше:
Слова — вещество,
Незнакомое фальши,
. . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . .

КтО зА слОвом пойдет в печальный час? <4>

За окном пахнет дымом и гарью,
Черных птиц в небесах грай стоит.
Может быть, все укутано хмарью
Из романа, где старенький Брит
Ушел из дому вместе с женою,
Чтобы сына в пути отыскать?
Впрочем это неважно, иною
Я терзаю задумкой тетрадь:

Унесусь во владенья Ану, <5>
И мучиться больше не стану,
И собою — пугать других;
За приятый венец терновый
Человек снимает оковы,
Так рождается новый стих.

Над морем высится утес;
Слова живительнее роз,
Их запах как Его <6> Благая весть,
И потому так важно произнесть...

III.
Andante – allegretto furioso

Я веду
За собою стихов,
А не плакальщиц стаю.
И шепчут они
За детей, притворявшихся
Кем-то другим.

Трубачом
На служенье эпохи,
Как Д. Шостакович
Когда-то сказал.

Или снова
Вязать паутиною слово,
Набатом греметь в темноте? <7>

В общем, сказано
Слишком много
И поздно уже отступать.
Две главы рисовали мы время,
И поздно дорогу
Менять

Но, поскольку
Поэма
Написана эта
Скорее прологом к чему-то,
Осталось лишь несколько
Слов.

Все, как классик
Сказал.

Отвечать
Надо не на вопрос, мол,
Да кто он такой, чтоб меня...
Отвечать надо прежде,
Кто ТЫ
В этой жизни такой.

Решенье ж всего
Остального
Совсем не в насмешке,
Оно
В состраданье одном.
Богатырь из былины
Или' великан,
Словно то,
Что еще раньше слова
Сияло,
Ворвется в извечность,
Расставив все точки
Над i.



2024


Примечания <8>:
* опубликована в литературном альманахе "Царицын", выпуск 2(13) в 2024 году

1. Экспозиция завершается звучанием чаконы Баха из второй партиты для сольной скрипки BWV 1004
2. Цезура дает время сознанию автора вырваться на улицу
3. Общее завершение похоже то ли на маскарад фигур без лиц, то ли на зловещий марш из финала 5 симвонии Шостаковича (топот демонических копыт у Мравинского), то ли на 2 ч. его же 10 симфонии
4. Места ударений лучше парцелляции показывают особое напряжение автора
5. Ану — шумерское божество неба
6. Речь, конечно, о Христе
7. Имеются ввиду стихотворения Анны Сторожаковой и Анастасии Арамиры
8. Примечания а-ля Пушкин и Ахматова


Рецензии