Бессмертный Кремль стоит перед тобою
Бессмертный Кремль стоит перед тобою;
Он в бурях возмужал — и, рока властелин,
Собрав века над древнею главою,
Возвысился могуч, неколебим,
Как гений славы над Москвою!
Здесь гордый ум смирен, окованы мечты,
Но сердце русское исполнено отрады;
Порой устремлены к земле немые взгляды:
Там, в прахе — искрЯтся великие следы.
Н. Станкевич
Официальный сайт, как и любой толковый путеводитель-справочник нынешних и давно прошедших времен, с уверенностью поведает уважаемому читателю, что наиболее интересными, а главное доступными для посещения объектами Московского Кремля являются: архитектурный ансамбль Соборной площади, Патриарший дворец и Оружейная палата.
Обзор Московского Кремля я, воодушевленный стихами графини Ростопчиной, опубликованными в 1840 году, решил начать именно с посещения Оружейной платы:
Здесь много видим мы и редкостей и славы,
Доспехов и держав, престолов и венцов;
Здесь Русская земля скрижалью величавой
Почтила подвиги исчезнувших веков.
И доблесть воинов, и мудрость государей,
И преданность граждан, и пастырей мольбу,
Здесь могут вопрошать преданья и судьбу
Историк мыслящий и страстный антикварий.
Первое упоминание Оружейной палаты в летописи датируется 1547 годом, по этому знаменательному случаю и в связи с 425-летием события в 1972 году Московским монетным двором была отчеканена памятная медаль.
В нынешнем своем составе, как редчайшее музейное собрание старинных государственных и царских регалий, коронационных одежд и принадлежностей, драгоценной золотой, серебряной, финифтяной и другой посуды, а также царского и воинского оружия, знамен и трофеев, драгоценного конюшенного и ловчего снаряда, экипажей, фарфора, гравюр, портретов и многого другого Оружейная палата существует лишь с XIX века. Начало собранию редкостей было положено столетием раньше, при Петре Великом не на пустом месте.
Почему музей получил название Оружейной палаты, хотя разнообразное оружие в нынешней экспозиции, хотя и исчерпывающе представлено, но, пожалуй, не является основой экспозиции.
В эту эпоху, в царствование Иоанна III, одно, из первых мест занимало оружие, так же, как и в ряду царских развлечений — охота. Оружие наши предки любили и дорожили им, особенно бережно сохраняя перешедшее к ним по наследству, «праотеческое». Так, св. князь Андрей Боголюбский хранил в своей опочивальне, над изголовьем, меч св. князя Бориса: с ним он ратоборствовал, с ним побеждал, его же тщетно искал в предсмертный свой час. Знаменитый современник Грозного царя, князь Андрей Курбский, в 1552 году, под Казанью, один из первых врезался в басурманское войско и уцелел, благодаря тому, что на нем надета была «праотеческая» броня.
На Руси издревле ценили и уважали оружие, как знак могущества и власти. При самых древних наших великокняжеских дворах, в XI в., уже существовала особая почетная должность — «меченоши», а в 1511 году великий князь Василий Иоаннович устанавливает высокую придворную должность «оружничаго», в заведывании которого находилась Оружничья Палата, впоследствии развившаяся в Оружейный Приказ.
И в Оружейном Приказе собирают лучших мастеров всевозможных направлений: чеканщики и рисовальщики, златари и серебряники, финифтяных дел мастера и художники изографы. Таким образом, Оружейный Приказ становится средоточием всего русского искусства. По мере развития Московского государства, расширялась деятельность Оружейного Приказа и из него стали выделяться отдельно и царские мастерские, Золотая и Серебряная Палаты, Конюшенная и т. д., но все главное управление было, по-прежнему, в руках и заведывании оружничего. Оружейный Приказ, иначе Палата, — так как каждое отдельное его управление помещалось в особом здании, палате, — оставался во главе русского искусства. К нему же принадлежало и драгоценнейшее русское мастерство — иконопись. Конечно, каждая палата Оружейного Приказа не только изготавливала специальные предметы по своему профилю, но и хранила запасы и образцы их; лучшие же шли в Большую Казну, — сокровищницу, построенную еще в 1494 году, или в более специальные управления: Конюшенный двор, Запасной и т. п. Процветание мастерских Оружейной Палаты продолжалось до 1707 года, когда последним оружничим был князь П. И. Прозоровской.
Царь Алексей Михайлович, усердно заботившийся об устройстве русского войска по образцу иноземного и, кроме того, как страстный любитель охоты, весьма способствовал развитию оружейного производства в России. Московские мастерские Оружейной Палаты достигли при нем своего наивысшего процветания. Ее мастера, преимущественно русские, настолько усовершенствовались, что их изделия могли поспорить с работою лучших немецких мастеров этой же эпохи. Они обладали также искусством выделки стволов и полос из так называемого красного булата (дамаска). Московские оружейники XVII века изготовляли не только гладкие и нарезные ружья, но делали также весьма сложные двуствольные, многоствольные, репетирные пищали, карабины и пистоли, револьверы, то подражая иностранным образцам, то изобретая и совершенствуя свой собственный московский стиль оружия, в известной степени соответствовавший богатому национальному костюму того времени. В Оружейной Палате сохранились многочисленные образцы этой лучшей эпохи московского оружейного и бронного дела: богатые зерцальные доспехи царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, собрание пищалей и самопалов мастеров Оружейного Приказа. Между московскими оружейниками в то время, особенно славился самопального и бронного дела мастер Никита Давыдов, муромский уроженец и ученик цареградских бронников, который работал в мастерских Оружейной Палаты с 1613 по 1664 год и оставил после себя несколько талантливых учеников, почему его признают отцом русского оружейного дела. Давыдов весьма искусен был также и в ковке брони.
В 1711 году, по указу царя Петра Алексеевича, мастеровые люди «разных художеств» из московской мастерской переведены были в С.-Петербург для работ на вновь учрежденном Оружейном дворе, под наблюдением иностранцев. С этих пор художественный «рассадник», как говорили в XIX веке, русского самобытного искусства в Москве, при Оружейной Палате, прекратил свое существование.
Свидетельство о публикации №124083005620