В разливах прозы и стихов
Давид Самойлов.
Стихи возникли давным-давно, Они - квинтэссенция Поэзии. А та вечна. Она от природы.
Наверное, первый след поэзии – наскальный рисунок первобытного человека. Он не знал букв и слов, но очень хотел выразить свои пробуждающиеся чувства – написать первые стихи. А как иначе, когда у Природы столько красот!
Звуки: пенье птиц, журчанье ручьёв и горных речек, раскаты грома, шум дождя, лепетанье ребёнка, голоса с интонациями, тембрами, вскриками и шёпотом, с радостью, отчаяньем и горестью.
Ритмы: с гипнозом в повторах, темпах и разнобоях; в капелях дождей, шлепках волн, ударах копыт лошадей и бубнов, в перестуках сердец, порывах ветра и дыхания. Они не только в ушах - и перед глазами - в веточках, жилочках листочков, годичных кольцах, в череде цветочных лепестков.
А богатство красок? Небеса - всевозможных оттенков, луга, леса, дикие и садовые цветы, цветения и плоды фруктовых деревьев. Пляски пламени костров и печек.
И – запахи природы и дома...
И следуют отклики в сердцах. И начинались первые настоящие стихи – от простых однострочных перерастающие со веками в поэмы и романы.
С них начинали творить поэты и мыслители древней Греции и Рима. «Стихи повсюду были первыми детьми гения и первыми учителями красноречия» - заметил Вольтер. «Архилох, Гомер, Алкей, Сафо были уже тогда, когда никакой художественной прозы не было» (А.Кушнер).
И древнейшая книга - Библия – в стихах! Каждая её строчка - стих! А венец этой древнееврейской поэзии – «Книга Песни Песней Соломона».
И русская литература началась со стихов - «Слово о полку Игореве», «Задонщина», с устных песен и былин.
Понятно, что стихи - не для истории, философии, научных работ, воспоминаний - ими детально и глубоко не опишешь жизнь и психологию человека. При всех их достоинствах - «Тихий Дон», «Война и мир» в стихах не получатся. И стихи, к тому же, не интернациональны, они полноценны только в языке оригинала. И не всё выдающееся стихотворчество поэтично в привычных понятиях, как, например, позднего Маяковского, Саши Чёрного, Твардовского, Высоцкого. Но их стихи - с очаровывающими и энергетическими элементами Поэзии. И даже в неэстетичном «Улиссе» Джойса есть стихи – рифмованные и однострочные, и стихи в прозе. И они поэтичны!
Но поэзия только стихами не ограничивается. По словам Бродского – «поэзия это не "лучшие слова в лучшем порядке", это -- высшая форма существования языка».
Не привожу мудрёных определений словарей, поэтоведов и литераторов о поэзии и стихах, об и их особенностях и достоинствах и цитат, их восхваляющих.
Любознательные могут сами найти то, что им угодно.
Пусть пессимист ворчит о прозе жизни, связывая прозу с обыденностью, с рутиной. В прозаичных текстах есть немало поэзии - у древнего Рабле - в его озорной истории про Гаргантюа, у нашего современника Юрия Коваля в «Суер-Выере», а у Александра Сергеевича Пушкина - и драматургия в стихах! Нерифмованных. Но мы не замечаем этого. Всё так естественно!
Поэтичны и чистые прозаики: Гоголь, Чехов, Бунин, Набоков, Леонов, Федин, Паустовский, Лавренёв и ещё много других.
Мастерски стирал границы между ритмической прозой и стихами Андрей Белый. «Диалог поэзии и прозы (во всех смыслах обоих слов) пронизывает все написанное Высоцким» (В.И.Новиков, заслуженный профессор МГУ).
Высоцкий – вообще уникальный поэт и бард, мастер меткого образного слова, многообразный художник. Высоцкий – это марка «Высоцкий», и его фамилия – от Высоты. Даже его ранние блатные песни писатель Аркадий Вайнер, работавший в МУРе и знавший их море, сразу высоко оценил и определил как художественные.
Стихи в прозе есть у Саши Чёрного и даже у Чехова.
И не обязательно стихи рифмовать. Классик Шекспир писал белым стихом. И у Лермонтова, Бродского, Тарковского и других признанных поэтов их немало.
Стихи, включали в прозу для усиления и украшения текста: Толкин в масштабном фантастически-сказочном многокнижии; классик модернизма и постмодернизма Джойс (писал стихи и сам), Бунин, Набоков, Пастернак.
В официальном же советском «тормозном» литературном «производстве» поэзия и проза были строго разведены по соответствующим "цехам" со своими уставами и начальниками.
У Максимилиана Волошина такое мнение о стихах и прозе:
«Нет грани меж прозой и стихом:
Речение,
В котором все слова притерты,
Пригнаны и сплавлены
Умом и терпугом, паялом и терпеньем,
Становится лирической строфой, —
Будь то страница
Тацита
Иль медный текст закона».
Раскрываю наугад роман Константина Федина «Города и годы». И вот она поэтическая сокровищница – россыпи языковых самоцветов. Что ни строка – стих, что ни абзац – яркий эпизод: живопись, акварель, авангард, микрорассказы и образы, как праздничный стол искусной хозяйки, постигшей законы прекрасного, эффекты продуктов и ароматы специй.
Мы зазомбированы именами, мнениями, рейтингами, а сколько чудесных строк у немалого числа широко не известных авторов порталов Стихи и Проза, незаметных народу литераторов, одарённых природой и Музой!
Для их написания нужен большой талант, любовь и трудолюбие.
Особенно для стихов, о чём слова Маяковского:
«Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды».
Стихи и проза, поэзия и искусство – это одно целое. Микеланджело Буонарроти писал стихи, многие из которых при его жизни были положены на музыку и стали популярны. Лермонтову предрекали будущее художника. Чайковский писал стихи с детства.
Обладали литературным даром и писали стихи - и полководец Суворов, и глава КГБ Андропов. Поэтом был и легендарный силач, острослов, криминальный журналист и писатель Владимир Гиляровский.
А как не любить - умное, звучное, энергичное, чувственное, красивое, впечатляющее оригинальностью, разнообразием и меткостью определений, замечаний и мыслей не только в книгах и разговоре, но и, ощущая вживую, в жизни: в светлом духе первозданной природы, в приятных отношениях красивых душой людей, в их улыбках; в радости восприятия летнего солнечного безветренного утра, когда листочек благодатной зелени дерева не шелохнётся; в голубизне прозрачного и высокого неба, в ароматах и красочности цветов; не восторгаться грациозной походкой кошки и очарованием девушек и женщин, следящих за собой!
Только для ощущения поэзии надо пошире раскрывать не только глаза, но и души. И подготавливать их.
Свидетельство о публикации №124082901361
Плюс эрудиция, любознательность, авторская позиция, любовь к языку и литературе...
Кажется иной раз, что многое знаешь, но умение знания привести в систему, да чтобы заинтересовать читателя, на это талант нужен, публицистическая страстность. Это о Вас, Александр!
С благодарностью,
Гал Аник 17.09.2024 13:01 Заявить о нарушении
Желаю всех духовных и материальных благ и неунывающих Духа и здоровья!!!
Александр Сергеевич Трофимов 18.09.2024 07:28 Заявить о нарушении