Персефона-Кора

ПерсеФона-КоРа

В тенях подземных свет угас,
Во тьме томится Персефона.
Владычицей, женой в плену,
Объятиях мужа Плутона.

На краю света. Там она
Где аромат цветка нарцисса.
И зёрен семь растут гранат
Из капель крови Диониса.

В сердце огонь, страсть за спиной.
Деметрой вскормлена в пещере.
И Зевсом отдана она
Аиду падшей уже девой.

Аид Плутон любой ей рад.
С рубцами на душе от брата.
Зевс изнасиловал и дочь.
Будто других любовниц мало.

Спорные чувства, боль оков.
И искалечена судьбою.
Но всё же Рай для дураков.
Навеяны мечты любовью.

И иллюзорны так они
Когда в объятиях Аида,
На грани пропасти и тьмы,
С верой: любовь что правит миром.
 
P.S:

* Сборник стихов "Нити Бога". Религиозная лирика
* http://stihi.ru/2018/01/02/8159

Персефона — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых, владычица преисподней. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида. У римлян — Прозерпина. Входит в число Олимпийских богов.

Встречаются также диалектные варианты Персефонея, Ферсефонея, Ферсефона, иногда Феррефатта. Персефона (лат. Persephone) также Кора (лат. Cora — девушка, дева). У римлян — Прозерпина (лат. Proserpina).

Культ богини преисподней существовал в Пилосе ещё в микенскую эпоху. Невозможность объяснить имя Персефоны, исходя из греческого языка, заставляет предполагать, что она является древней местной богиней, культ которой был распространён до вторжения греков на Балканский полуостров. У завоевателей греков свой культ Персефоны сливается с местным культом богини-девы Коры. Кора почиталась как богиня плодородия и, возможно, первоначально отождествлялась с богиней-матерью Деметрой. Дальнейшее развитие греческой религии превращает Персефону-Кору в дочь Деметры, но общность культа этих богинь сохраняется на протяжении всей древнегреческой истории. Миф о похищении Аидом в поэмах Гомера не упоминается, что может объясняться его мистериальным характером.

Как отмечает профессор В. Г. Борухович, она является «олицетворением растительности — посева, скрытого в земле, и всходов, выбивающихся на поверхность (цикл, повторяемый ежегодно)». В произведениях греческих мифографов и в литературе Персефона стала символом бессмертия души.

Мифология
Дочь Деметры и Зевса, она была вскормлена матерью и нимфами в пещере. Когда она подросла, к ней сватались Арес и Аполлон. По мифу, вместе с ней росли девушки Афина и Артемида (либо ещё Афродита). Цветком Коры называют нарцисс.

Супруга Аида (Плутона), который похитил её и унёс в своё царство (по Гигину, она похищена Плутоном с помощью Зевса). Существовало несколько вариантов места похищения. По наиболее популярному, похищение произошло на лугу у озера Перг рядом с Генной/Энной в Сицилии. В Сиракузах ей посвящён источник Киана, в месте, где разверзлась земля. По другим версиям, либо Плутон спустился под землю в местечке Эринеон близ Элевсина, либо у реки Химарр в Арголиде, либо на краю гипподрома в Олимпии.

Деметра искала дочь по всему миру, предаваясь безутешной скорби, и в это время земля была бесплодна, ничто не всходило на засеянных полях. Узнав о похищении, Деметра обратилась за помощью к Зевсу с требованием вернуть Персефону. Аид отпустил Персефону, но перед освобождением дал ей семь зёрен (либо три зерна, о чём сообщил Гермес) граната (своего атрибутивного плода). Эти зёрна возникли из капель крови старшего Диониса. Персефона, всё это время отказывавшаяся от пищи, проглотила зёрна — и тем самым оказалась обречена на возвращение в царство Аида. Свидетелем против Персефоны выступил садовник Аскалаф.

Чтобы успокоить Деметру, Зевс решил, что (согласно гомеровскому гимну и Псевдо-Аполлодору) Персефона будет проводить две трети года на Олимпе, треть — в царстве Аида, либо (согласно Овидию и Сервию) полгода (весну и лето) на Олимпе, другие полгода (осень и зиму) же — в царстве Аида.

В некоторых источниках сказано, что Персефона во время нахождения на Олимпе каждое утро поднималась на небо и становилась созвездием Дева, чтобы мать Деметра её могла видеть отовсюду.

По некоторым поэтам, во время свадьбы Плутона и Персефоны Зевс отдал невесте как свадебный дар остров Сицилию, либо Фивы, либо Кизик.

Персефона — владычица подземного царства. Обитает на краю света. Согласно Суде, имела дочь от Аида Макарию (богиню блаженной смерти), а согласно орфикам, родила от него же Евменид. От Зевса (явившегося к ней в виде змея) она родила Сабасия (Загрея).

Похищению Персефоны была посвящена одна из орфических поэм. Общепризнано с древности, что миф о Персефоне символизирует смену времён года.

Эпитеты и отождествления

Данте Габриэль Россетти. Прозерпина
Деспина.
Кора. «Дева». Имя Персефоны.
Лептинида. Эпитет Персефоны.
Обримо. Эпитет Персефоны.
Праксидика.

По одному сказанию, Афила — дочь Зевса и Реи, прозванная Корой и Персефоной. Зевс преследовал свою мать, ставшую змеёй, сам превратился в змея, связал её гераклейским узлом и вступил в связь с ней (что означает жезл Гермеса), а затем в облике змея овладел и дочерью. Афила имела два глаза на лбу, птичий клюв сзади шеи и рога.

Персефоне соответствует римская Прозерпина. В Риме с ней также отождествлялась Либера.

Спутницы Персефоны
Иахе (Яхе). Спутница игр Персефоны.
Каллигенейя. Нимфа, сторожившая Персефону.
Левкиппа. Спутница игр Персефоны.
Фено (Файно). Спутница игр Персефоны.


Рецензии