Достоевский и Бесы
И помнят, чтобы главного достичь,
Навязчивою стать должна идея,
Великою добычей из добыч.
И вот когда в прицеле цель маячит,
И вера в свои силы мозг пьянит,
Намечен план и путь до цели начат,
Преграды расчищая на пути.
Да, ради достижения успеха
На многое способен человек!
И никакая на пути помеха
Не остановит, кажется, вовек.
И бес, в душе засевший, призывает
Не слушать Откровение души,
Смелее быть, уж бес то точно знает -
Все средства для победы хороши.
И здравый смысл сдаётся, отступает,
И совесть приглушённая молчит...
И страх за наказанье не пугает,
Гром самооправдания звучит.
Да, многих научили ещё с детства,
И хищное теперь у них в крови,
Что цель всегда оправдывает средства,
Когда в душе нет места для любви.
28 августа 2024 года
P.S.: Для Достоевского "бесовские идеи" - это маниакальные неокультурные силы, способные соблазнять и подчинять индивидуальное сознание, в результате чего подчинённый им индивид отходит от своих национальных традиций, совершает непотребные проступки, оправдывая свой грех во имя благой цели. По словам переводчика Достоевского Ричарда Певира, бесовщина - это "тот легион измов, который пришёл в Россию с Запада: идеализм, рационализм, эмпиризм, материализм, утилитаризм, позитивизм, социализм, анархизм, нигилизм и, лежащий в основе их всех, атеизм". Одержимость нигилизмом проникла в Россию в 1860-х годах. Идеалы подлинно русской культуры, произрастающие из присущей народу духовности и веры, не смогли противостоять напористым новым идеологическим течениям, подпитанным антагонизмом труда и капитала, усилившимся расслоением общества на бедных и богатых. Силы оказались не равны.
В 1872 году был написан роман Достоевского "Бесы". Это одно из самых политизированных произведений писателя, которое было создано под впечатлением от деятельности террористических и революционных движений, которые в то время возникали в России. Роман стал своеобразным предупреждением о грядущей общественной катастрофе, вызванной жестокими методами достижения идеи всеобщего счастья и принципом "цель оправдывает средства".
Так вот, оказывается, Фёдор Михайлович Достоевский дважды был в Екатеринбурге - в 1850 году по пути на Омскую каторгу и в 1859 году, возвращаясь из ссылки. Сам писатель описал своё посещение города словами: "Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привёл, наконец, Господь увидать обетованную землю".
В память о нём в Екатеринбурге есть улица на Уралмаше и бюст на Аллее писателей.
Сейчас был бы очень кстати и памятник писателю с надписью "Фёдору Достоевскому - от благодарных бесов"…
Но видимо время ещё не пришло.
Свидетельство о публикации №124082802428
бежностью,редко,кто посвятит стихотворение творчеству гениальнейшего
писателя Ф Достоевского,с почтением и пожеланием новых подобных тво-
рений.Это нужно.
Людмила Кириллова 5 15.11.2024 20:07 Заявить о нарушении