Одесские Евреи в Батуми

Одесские Евреи в Батуми: Как Сеня-Псих Превратил Конфликт в Праздник

Личности моего отца всегда был присущ особый магнетизм. Окружающие тянулись к нему, как пчелы к меду, ощущая, вероятно, мощную внутреннюю энергетику. Это был тот случай, когда даже спившиеся бомжи, как кошки, чувствующие доброе сердце, начинали пересказывать свою жизнь прямо на улице. И хотя отец всегда выслушивал их с уважением, маленький я, крепко держась за его рукав, опасливо поглядывал на этих неожиданных исповедников. Но те, как правило, были смирны — ведь не всякая птица осмелится петь рядом с львом.

Однажды отец рассказал мне случай из своей молодости. Когда меня еще не было и в планах, его двоюродный брат Вова пригласил его в Батуми: навестить родственников, себя показать. В компанию взяли еще и Няшу, вовиного друга, известного на всю Молдаванку под грозным именем Сеня-псих. Говорят, что лучше иметь одного друга умного, чем десять сильных — но с Сеней-психом можно было чувствовать себя в безопасности на всех фронтах.

Поездка по Крымско-Кавказской дороге прошла гладко, но уже в Батуми на пляже произошел инцидент. Группа местных грузин, подозревая в Вове горячую кровь, отозвала его в сторонку под каким-то предлогом. Вовкино отсутствие начало настораживать, и Сеня, взглянув на часы, мрачно пробормотал: «Что-то его долго нет». Отец, прищурившись, предложил пройтись — ведь кто рано встает, того и тапки.

Разыскать пропавшего товарища оказалось легче, чем найти иголку в стоге сена. Вова был окружен местной компанией, настроенной явно не на дружеский диалог. Парни эти, по всей видимости, жили по принципу: лучше один раз ударить, чем семь раз извиняться. Но стоило Сене-психу вальяжно подойти к компании, как лед в их сердцах начал трещать. В этот момент, как говорится в Талмуде, «сила человека не в его мускулах, а в его умении уладить конфликт».

Сеня представляться не стал — за него говорили его наколки. Каждая из них была как глава из книги, и эту книгу никто не хотел перечитывать. Отец же, со своей неподражаемой харизмой, добавил в ситуацию необходимую дозу мудрости. Сложно спорить, когда два льва смотрят на тебя с вершины холма.

А когда грузины узнали, что Вова вовсе не осетин, а еврей, и друзья его евреи, да еще и из Одессы, то тут уже всё пошло по-другому сценарию. К евреям у грузин претензий никогда не было. Более того, их встретили по-братски и решили компенсировать возникшее недоразумение щедрым грузинским гостеприимством. Ведь всем известно, что в Грузии никогда не было антисемитизма, и евреи там себя чувствовали не как в гостях, а как дома.

В итоге грузины решили разойтись мирно. Как в старом еврейском анекдоте: «Если не знаешь, чем дело кончится, лучше сразу начать с угощения». Они угостили туристов шашлыками, выпивкой, поговорили за жизнь и разошлись. Ведь, как говорил Соломон, «лучше кусок сухого хлеба с миром, чем дом, полный пиршеств, с ссорой».


Рецензии