Раневская, культовая актриса театра и кино

Из несказанного Фаиной Раневской -3
http://stihi.ru/2024/04/28/23

https://www.youtube.com/shorts/PpKZVKXBgKk

Фаина Раневская, культовая актриса театра и кино, оставила нам не только незабываемые роли, но и остроумные цитаты, которые давно стали народными афоризмами. Эти меткие высказывания, полные жизненной мудрости и иронии, отражают её уникальное восприятие мира. ИА Nakhodka.Media представляет десять её лучших цитат, которые продолжают вдохновлять и развлекать нас и сегодня:
Эти высказывания, наполненные иронией и жизненным опытом, остаются актуальными и проницательными даже спустя десятилетия, передает портал dzen.ru  Раневская сумела легко и с юмором высказать то, что волнует нас всех, и её слова продолжают находить отклик в наших сердцах.

Фаина Георгиевна Ране;вская (имя при рождении — Фанни Ги;ршевна Фе;льдман; 15 [27] августа 1896, Таганрог, область Войска Донского — 19 июля 1984[1], Москва) — советская актриса театра, кино и озвучивания, народная артистка СССР (1961)[2], лауреат трёх Сталинских премий (1949, 1951, 1951). Кавалер ордена Ленина (1976)

Родилась 15 [27] августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье.

Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Изабелла. В 1898 году семья переселилась в заново отстроенный по заказу отца дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову[6].


Обучалась в Мариинской женской гимназии. Получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание: обучалась музыке, пению, иностранным языкам. Театром увлекалась с 14 лет[7], посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга), окончив её в 1914 году.

В 1915 году уехала в Москву. Жила в комнатке на Большой Никитской. В эти годы познакомилась с М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Маяковским, впервые встретилась с В. Качаловым. Судя по её воспоминаниям, была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой[8].

Родители, братья и сестра актрисы в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.

Осенью 1915 года подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась: к новой труппе публика не проявила большого интереса. Будучи на прогулке на гору Митридат с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской, решила заглянуть в банк (мать тайком от отца посылала ей денежные переводы). Актриса вспоминает:
Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…

Играла во многих театрах, начиная с провинциальных (частная антреприза Малаховского дачного театра, Подмосковье (1915), частная антреприза Е. А. Лавровской, Керчь, Феодосия (1915—1916), частная антреприза П. Л. Вульф, Ростов-на-Дону (1916—1917), Симферополь — 1-й Советский театр (ныне Крымский академический русский драматический театр имени А. М. Горького) (1918—1924)[9].

После перехода власти в Крыму к ВСЮР (а позже — к П. Н. Врангелю) в Крыму скопилось немалое число беженцев, в том числе актёров. 29 марта 1920 газета «Таврический голос» сообщила, что в середине апреля в Симферополе начнутся гастроли «Театра актёра», к которым был привлечён сатирик А. Т. Аверченко. Планировались постановка пьес талантливого, как он был назван, юмориста и его сольные выступления. История «Театра актёра» в последние годы более-менее воссоздана именно потому, что в труппе состояла начинающая Фаина Раневская. Театр был антрепризой В. А. Ермолова-Бороздина, арендовавшего для этих целей симферопольский Дворянский театр, а также летний театр Городского сада[10].

Далее были Театр Московского отдела образования (1924), Бакинский рабочий театр (ныне Азербайджанский государственный академический русский драматический театр имени Самеда Вургуна) (1925—1927 и 1929—1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927—1928), Сталинградский драматический театр (1928—1929), а затем в Москве: Камерный театр Таирова (1931—1933), Центральный театр Красной армии (1933—1939), Театр драмы (ныне Московский театр имени В. Маяковского) (1943—1949), Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963), Театр имени Моссовета (1949—1955 и 1963—1984).

 
Её педагогом была Павла Леонтьевна Вульф.

Более четверти века проработала в Театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).

Пребывание в Театре имени Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах). Конфликты порождались несходством их творческих методов: решение ролей, предлагавшееся актрисой, было присуще скорее театру брехтовского типа.



В кино дебютировала в 1934 году в фильме М. Ромма «Пышка». В 1939—1941 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941—1943 — Ташкентской киностудии (ныне Узбекфильм)[11].



В кино играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался»[12]. На киноэкране могла быть и вспыльчивой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), и экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947), и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947), и спекулянткой по прозвищу «Королева Марго» в сатирической комедии «Лёгкая жизнь». В истории советского кино навсегда остались её роли в чеховских экранизациях — «Человек в футляре» и «Свадьба». Примечательным низким голосом актрисы говорит «домомучительница» фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).

Мечтала сыграть у С. Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный». Однако в итоге роль получила С. Бирман. Объяснила это «пятым пунктом в паспорте»: Бирман значилась «молдаванкой».

Член Союза кинематографистов СССР.

Актриса театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её популярности, ставшей независимой от сценической известности. Своеобразный стиль речи и поведения актрисы отразился в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие её высказывания (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали их ёмкость и образность, равно как и отсутствие у актрисы внутренней цензуры, свобода её суждений (например, в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутьё позволяло ей выступать в жанре пародии, причём не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

Актриса любила читать А. Пушкина, который, по воспоминаниям, был у неё с А. Ахматовой «общей страстью»[8].

Итогом 60-летней актёрской карьеры стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино.

Один из биографов актрисы, М. Гейзер, писал: "Самое парадоксальное в актёрской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.“»"[14].

Принимала участие в озвучивании мультфильмов.

Переживала трагическую смерть С. Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, когда с присущим себе юмором она сказала Михоэлсу (запись датирована 14 января 1948 года): «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан».

Незадолго до смерти с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите: „Умерла от отвращения“».

Единственным существом, скрасившим в старости её одиночество, был пёс по кличке Мальчик — подобранная ею на улице дворняжка.

Живя в Москве, довольно часто меняла адреса проживания, а первую собственную квартиру получила в начале 50-х, в элитной высотке на Котельнической набережной. Последние годы жизни она провела в доме на Большом Палашёвском переулке.

Фаина Георгиевна Раневская скончалась 19 июля (по другим источникам — 20 июля[15] и 20 июня[16]) 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии[17], не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия. Похоронена на Новом Донском кладбище[18] в могиле её сестры Изабеллы, участок № 4. На надгробии актрисы установлена фигурка её любимого пса Мальчика.

«Муля, не нервируй меня!»

Ляля: «Муля, не нервируй меня!». Кадр фильма «Подкидыш», 1939 год
Авторство крылатой фразы из «Подкидыша» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к фильму женщин. В 1964 году в программе «Кинопанорама» актриса рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма А. Барто, которая приписывала авторство фразы себе[19]. На авторство фразы претендовала также и Р. Зелёная, будучи соавтором сценария фильма[20].

Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала актрису. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту же фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Л. Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наша Муля-не-нервируй-меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генеральный секретарь ЦК КПСС смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».

Семья

Гирш Хаимович Фельдман

Милка Рафаиловна Заговайлова
Отец — Гирш Хаимович Фельдман (1863 — не позднее 1945), уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии, екатеринославский купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912—1917), почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии[21][22][23][24][25][26].

Мать — Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957), уроженка Лепеля Витебской губернии. Родители поженились 26 декабря 1889 года[27][28].

Братья — Яков, Рудольф и Лазарь (1897—1900). Сестра Изабелла (в замужестве Аллен, 1892—1963)[29].

Своей единственной любовью называла актрису Павлу Вульф[30].


Рецензии