Основные буддийские системы

1. Адвайта-веданта

Адва;йта-веда;нта (санскр. ;;;;;; ;;;;;;; — «не-двойственная веданта») — индийское философское учение о тождестве человеческого духа с мировым духом (advaita = «недвойственность», «единство»).

Всё, что мы видим в мире — разные формы, произведённые мировым духом, и в то же время впечатления нашей души. Вне нашей души и вне верховного духа нет ничего. Таким образом, весь мир есть не что иное, как наша иллюзия, наше представление. Только наше незнание заставляет нас отделять нашу душу от мирового духа и считать её существующей отдельно и независимо.

Тат твам аси - Ты есть ТО.

Шанкара и его последователи уточнили, в каком смысле мир иллюзорен. Было введено понятие трёх уровней реальности: парамартхика (истинная реальность), вьявахарика (условная реальность) и пратибхасика (призрачная реальность).

К парамартхике относится только Брахман — только он действительно реален. Вьявахарика — то, что обычно считается реальностью: материальный мир, множественность субъектов, Ишвара — Владыка мира и его Творец, религиозные установления. Всё это не обладает подлинной реальностью, но не является и совершенно ложным — хотя бы в силу общезначимости таких представлений. К пратибхасике относятся сновидения, миражи и т. п., которые тоже в каком-то смысле реальны: если нам что-то приснилось, то это действительно приснилось.

Майя создаёт упадхи (от upa-;-dh; «накладывать») — наложения, проекции из-за которых джива видит себя отличным от Брахмана и окруженным другими самостоятельными дживами, как на веревку в темноте накладывается образ змеи.

Эти «наложения» неотделимы от Брахмана и являются принимаемыми Им формами, в множественности которых упускается их суть — единый Брахман.

Практика осознавания своей тождественности Брахману — это джняна-йога. Остальные виды религиозной практики, в том числе карма-йога и бхакти-йога, могут быть этапами в духовном совершенствовании.

2. Вишишта-адвайта

Признавая окончательное единство всей реальности, сторонники вишишта-адвайты в то же время утверждают реальное существование материального бытия, природы и живых существ, которые имеют тесную связь и зависимость от Высшей реальности, Брахмана. На персонифицированном уровне Высшей реальностью выступает Господь Вишну. Вселенная рассматривается в вишишта-адвайте как тело Господа.

Вишишта-адвайта является вторым по значимости после адвайты направлением веданты. Оно возникло из критики адвайты в связи с необходимостью адаптации концепции Брахмана (обезличенной высшей реальности) к потребностям практического религиозного почитания Господа.

Для вишишта-адвайты характерен как монизм, так и прямой реализм. Монистический аспект связан с тем, что Брахман признается единственной независимой реальностью. Он выше бытия и небытия (по выражению Рамануджи, «сат-асато-парам», sat-asato; param). Мир, в отличие от адвайты и буддизма, в вишишта-адвайте является реальным, а не иллюзорным. Его познание возможно и будет (частично) объективным. Мир существует благодаря воле Брахмана и является его отражением.

3. Ачи;нтья-бхе;да-абхе;да

Ачинтья-бхеда-абхеда-таттва-вада — это непостижимое для человеческого ума одновременное единство и различие между творением и Творцом.

Ачинтья означает «непостижимый», бхеда переводится как «различие» и абхеда как «единство».

Бог делим (бхеда) и неделим (абхеда) в одно и то же время. Для человеческого разума это непостижимо (ачинтья).

4. Мадхьямика

В мадхьямике, как и в адвайта-веданте, утверждается недвойственность (адвая) мира, призрачность деления на сансару и нирвану. Подлинной реальностью признается шунья — пустота, о которой, как и о Брахмане, нельзя сказать ничего. То, что есть страдающие существа, — тоже иллюзия: на высшей точке зрения все уже спасены, все находятся в нирване — как в адвайта-веданте все уже тождественны Брахману, нет ничего, кроме него.

Брахман в адвайта-веданте — это мировое Я, в то время как шунья в некоторых взглядах буддизма (жентонг) также есть союз «ясности (сознания) и пустоты».

В рамках Мадхьямаки сформировались два основных направления:

1) Прасангика: Это направление, которое  отстаивает более радикальную трактовку "шуньята", утверждая, что "все явления являются пустотой".  Прасангики аргументируют, что никакое утверждение о  реальности нельзя сделать, так как все явления зависимовозникшие и не имеют собственной сущности.

2) Сватантрика: Это направление  более умеренно интерпретирует "шуньята", утверждая, что "у явлений есть относительная реальность, но они пусты относительно собственной сущности". Сватантрики признают наличие относительной реальности, но настаивают, что никакое явление не может быть независимо от других.

5. Йогачара (также Виджнянава;да, Читтам;тра, Виджняптиматра)

Название Читтаматра означает только-сознание.
Название Виджнянавада означает путь познания.
Эту систему называют субъективным реализмом.

Мадхъямака утверждает, что «абсолютная реальность» неописуема словами и концептуальными умопостроениями, а достижима только в состоянии йогического созерцания. Йогачара утверждает, что сознание (опираясь на алая-виджняну) является абсолютной реальностью.

Имеется синтетическое учение Йогачара-Сватантрика-Мадхъямака, которое создал Шантаракшита.

В соответствии с воззрениями Йогачары, истинным является только виджняна (познание, сознание), а все явления (дхармы) и внешний мир за пределами сознания является ложным, нереальным. Реален только познающий субъект.

Йогачара утверждает, что все явления являются проявлениями сознания, а не чем-то внешним, независимым от него.

Различается несколько уровней сознания, при этом определяется абсолютное, непрекращающееся сознание — алая-виджняна — «сознание-сокровищница», которое запускает и координирует все остальные уровни.

Йогачара определяет три природы сознания (трисвабхава), соответствующие разным уровням:
1) Парикалпита или Воображаемая Природа — неправильное восприятие явлений, базируемое на ложных концепциях, возникших вследствие ошибок или отсутствия объективности; опредмечивание сознанием собственных идей.
2) Паратантра или Зависимая Природа, когда становится понятной взаимозависимость явлений; функционирование сознания через собственные механизмы причинно-следственных связей.
3) Паринишпанна или Абсолютная Природа — в;дение явлений такими, какие они есть, независимо от концепций и воззрений; сознание, свободное от мысленных конструкций неизменных сущностей.

Йогачара утверждает, что наше восприятие внешних объектов может быть искажённым.

Согласно Йогачаре, виджняна (психика, сознание) представляет собой восемь уровней:
1) Сознание зрения — распознавание цвето-формы.
2) Сознание слуха — распознавание звука.
3) Сознание обоняния — распознавание запаха.
4) Сознание вкуса — распознавание вкусового ощущения.
5) Сознание осязания — распознавание тактильного ощущения.
6) Мано-виджняна — сознание ума, ментальное распознавание[4].
7) Клишта-манас — омраченный ум; проецирует «эго» на любой познавательный опыт, поэтому, его ещё называют адана-виджняна — «присваивающее сознание»; загрязняет опыт ложными категориями «субъект» и «объект».
8) Алая-виджняна — «аккумулированное сознание», сознание-хранилище «семян» предыдущих опытов.

Первые шесть сознаний объединяются в категорию «актуально функционирующие распознавания» (правритти-виджняна) и в категорию «объектные сознания» (вишая-виджняна).

В учении Йогачары первые шесть виджнян возникают одновременно, и представляют собой шесть параллельных «каналов» обработки информации.

Добавив к первым шести седьмое сознание «клишта-манас» (омраченный ум), философы йогачары решили вопрос об источнике эгоцентрированности опыта.

В то время как йогачара и адвайта, признавая единство воспринимающего и воспринимаемого, решают проблему дуальности объекта и субъекта через отказ от реальности объекта, мадхъямака признаёт существование объективного, при этом подчёркивая единство объективного и субъективного через пустотность (шуньяту).

6. Татхагатагарбха

1. все существа могут стать буддами, поскольку в природе существ нет ничего, что могло бы этому воспрепятствовать;
2. все существа уже суть будды и им надо лишь раскрыть, реализовать свою «буддовость».

Теория Татхагатагарбхи близка по своей сути теории об Алая-виджняне.

Природа человеческого ума есть Пробуждение, или изначальное знание (ригпа, джняна, видья).

7. Вайбхашика (также называемая муласарвастивада, или сарвастивада, санскр. ;;;;;;;;;;;;;; кит. ;;;;;).

Изначально школа называлась сарвастивада (от санскритских слов сарва – "всё" и асти – "есть").

Все дхармы (прошлые, настоящие и будущие) реальны, и ничего более реального, чем дхармы, нет. Эта школа также утверждала, что дхармы обладают действительным онтологическим статусом (дравья сат), будучи одновременно и условными единицами языка описания психофизического опыта, то есть опять-таки дхарм (праджняпти сат).

Вайбхашика предполагает многочисленные классификации дхарм, наиболее значимые из них, с точки зрения течения процесса познания – классификации на скандхи, аятаны и дхату.

Нирвана, как абсолютная реальность, представляется в вайбхашике совершенно отделенной от нирваны как психологического состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом, означающим безличный материальный остаток, выступает как некая материальная данность – дравья.

Муласарвастивада признает доктрину ана;тман, которая утверждает, что у человека нет постоянного, неизменного "я" или души.

Важнейшим памятником школы вайбхашики является "Энциклопедия Абхидхармы" – Абхидхармакоша (V век), написанная великим буддийским мыслителем Васубандху.

***
Будда представлял пратитья-самутпаду (концепцию причинности, теория взаимозависимого возникновения) как «срединный путь» между двумя «крайностями» — воззрением этернализма (вера в вечную душу-эго) (сассатавада: действует тот же, кто пожинает результаты действия) и воззрением аннигиляционизма, материализма (уччхедавада: действует один, а пожинает плоды другой).

***
Сочетание воззрения Мадхьямаки и Йогачары предлагает целостное понимание реальности:

1) Абсолютная истина: Мадхьямака раскрывает абсолютную истину,  указывающую на  "шуньята" -  отсутствие у явлений собственной сущности.

2) Относительная истина: Йогачара  описывает относительную истину, утверждая, что все явления  являются проявлениями сознания и имеют относительную реальность.

Мадхьямака объясняет отсутствие у явлений самостоятельной реальности, а Йогачара  -  роль сознания в их возникновении.


Рецензии