Таланту Л. Н. Толстого. Эпилог. Атом. Личность
и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, —
так и каждая личность носит в самой себе
свои цели и между тем носит их для того,
чтобы служить недоступным человеку целям - общим для будущего всего.
Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребёнка – самого маленького из людей.
И ребёнок боится пчёл и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей.
Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка,
и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов от каждого цветка.
Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль и приносит её в улей,
говорит, что цель пчелы состоит в собирании мёда в каждый свой улей.
Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя,
говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчёл и выведения матки,
что цель её состоит в продолжении рода - для жизни всего роя.
Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик,
пчела оплодотворяет, опыляет его, улучшая жизнь растений на далёких расстояниях
и ботаник в этом видит цель пчелы – опылять цветки на малых и больших расстояниях.
Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению,
и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы –
цветками полей заселению.
Но конечная цель пчелы –
не исчерпывается ни той, ни другой, ни третьей целью,
которые в состоянии открыть ум человеческий, в отличие от пчелы!
Чем выше поднимается ум человеческий в открытиях этих целей,
тем очевиднее для него недоступность каждой из конечных целей.
Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы
с другими явлениями жизни.
То же с целями исторических лиц и народов в нашей бесконечно ценной во Вселенной жизни.
_____
Л. Н. Толстой. Война и мир. Эпилог. Часть первая
IV
Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, — так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим.Пчела, сидевшая на цветке, ужалила ребенка. И ребенок боится пчел и говорит, что цель пчелы состоит в том, чтобы жалить людей. Поэт любуется пчелой, впивающейся в чашечку цветка, и говорит, цель пчелы состоит во впивании в себя аромата цветов. Пчеловод, замечая, что пчела собирает цветочную пыль и приносит ее в улей, говорит, что цель пчелы состоит в собирании меда. Другой пчеловод, ближе изучив жизнь роя, говорит, что пчела собирает пыль для выкармливанья молодых пчел и выведения матки, что цель ее состоит в продолжении рода. Ботаник замечает, что, перелетая с пылью двудомного цветка на пестик, пчела оплодотворяет его, и ботаник в этом видит цель пчелы. Другой, наблюдая переселение растений, видит, что пчела содействует этому переселению, и этот новый наблюдатель может сказать, что в этом состоит цель пчелы. Но конечная цель пчелы не исчерпывается ни тою, ни другой, ни третьей целью, которые в состоянии открыть ум человеческий. Чем выше поднимается ум человеческий в открытиях этих целей, тем очевиднее для него недоступность конечной цели.Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов.
Свидетельство о публикации №124082505890