Таланту Л. Толстого. Эпилог. Александр 1. Человек

   Ещё большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра Первого  -
того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад,
хотя и не  единственного.
   Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других,
стоял во главе этого движения с востока на запад во имя свободы их?
   Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы,
но отдалённое, не затемненное мелочными интересами,
и даже не смотря на расстояния и будущие русские, да и европейские сугробы;
нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами —
того времени государями;
нужна кроткая и привлекательная личность, без сомнения;
нужно против Наполеона личное оскорбление.
    И всё это есть в Александре I;
всё это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями
всей его прошедшей жизни необычайностями:
и воспитанием, и либеральными начинаниями, да и потом -
окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.
    Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно.
Но как скоро является необходимость общей европейской войны,
лицо это в данный момент является на своё место
и, соединяя европейские народы, ведёт их к цели – к справедливому победному окончанию войны.
    Цель достигнута в нужные года.
После последней войны 1815 года
Александр находится на вершине возможной человеческой власти.
Как же он употребляет её?
Александр I, умиротворитель Европы,
человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов и в Европе народов её,
первый зачинщик либеральных нововведений в своём отечестве,
теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью
и потому возможностью сделать благо своих народов, ведя их к счастию,
в то время, как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том,
как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть притом, -
Александр 1, исполнив своё призвание и почуяв на себе руку Божию,
вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от неё в минуту великую сию,
передает её в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:
«Не нам, не нам, а имени твоему!» И  только…
Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека,
и думать о своей душе и о Боге* - на века.
_____
//* БОГ – Бесконечное Обогащение Гармонии –
поток Гармонии знаний, умений и чувств во всей Вселенной. //

_____
Л. Н. Толстой. Война и мир. Эпилог. Часть первая.
IV
   Еще большую последовательность и необходимость представляет жизнь Александра I, того лица, которое стояло во главе противодвижения с востока на запад.Что нужно для того человека, который бы, заслоняя других, стоял во главе этого движения с востока на запад?Нужно чувство справедливости, участие к делам Европы, но отдаленное, не затемненное мелочными интересами; нужно преобладание высоты нравственной над сотоварищами — государями того времени; нужна кроткая и привлекательная личность; нужно личное оскорбление против Наполеона. И все это есть в Александре I; все это подготовлено бесчисленными так называемыми случайностями всей его прошедшей жизни: и воспитанием, и либеральными начинаниями, и окружающими советниками, и Аустерлицем, и Тильзитом, и Эрфуртом.Во время народной войны лицо это бездействует, так как оно не нужно. Но как скоро является необходимость общей европейской войны, лицо это в данный момент является на свое место и, соединяя европейские народы, ведет их к цели.Цель достигнута.
 После последней войны 1815 года Александр находится на вершине возможной человеческой власти. Как же он употребляет ее?Александр I, умиротворитель Европы, человек, с молодых лет стремившийся только к благу своих народов, первый зачинщик либеральных нововведений в своем отечестве, теперь, когда, кажется, он владеет наибольшей властью и потому возможностью сделать благо своих народов, в то время как Наполеон в изгнании делает детские и лживые планы о том, как бы он осчастливил человечество, если бы имел власть, Александр 1, исполнив свое призвание и почуяв на себе руку Божию, вдруг признает ничтожность этой мнимой власти, отворачивается от нее, передает ее в руки презираемых им и презренных людей и говорит только:— «Не нам, не нам, а имени твоему!» Я человек тоже, как и вы; оставьте меня жить, как человека, и думать о своей душе и о Боге.


Рецензии