Безнадежное рабство
себя кто полагает свободным от оков.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Рабство – начало витка новой власти. Его отсутствие – признак завершения. Далее, либо переход на новый виток, либо скольжение вспять и вниз, но, все равно – к рабству. Ибо, всякое развитие – это борьба с рабством, которое всякий раз становится иным, более высоким и утонченным. ©
*******************
Сразу же хочу предупредить читателя, что и сейчас, равно как и прежде, меня будет больше интересовать сам человек, а не общество и тем более, их взаимоотношения с иными сообществами и государствами. Ибо, только люди являют суть и смысл государств и их взаимоотношений – и, оставляя их прежними, невозможно изменить государства, их строй и их взаимоотношения.
Мне всегда нравились цитаты Гёте – их полнота и точность. В этой цитате, помещенной в эпиграфе, эта полнота ещё и загадочная – всё дело в ключевом слове «безнадежнее». Уж, слишком оно ёмкое – оттого и понять его правильно и к месту весьма важно и ответственно. В этом нам сможет помочь ещё и ключевые слова: «себя кто полагает» - т.е. самомнение и самоопределение этих рабов, считающих себя свободными, здесь играет тоже ключевую роль. Каковы же, на самом деле границы такового самоопределения – кто их может утвердить, подтвердить или, наоборот, опровергнуть? Может время – извечный и самый верный судья, или естественный отбор, вопреки искусственному, творимому людьми, а не историей и природой? Может – соответствие или хотя бы движение к истине? Вопросы, вопросы, вопросы…
Насколько велико само понятие рабства? Полагаю, - оно бесконечно:
- эгоист – раб самого себя;
- влюбленный – раб своих чувств;
- ученый – раб своих догадок и открытий;
- человек искусства – раб всего возвышенного;
- политик – раб власти
- и т. д. – до бесконечности.
Свободны ли они от оков своего рабства? И да, и нет. Только гении способны заступить за границы вседозволенного и общепринятого, да и то рискуют взойти на «костер». Зато, лишь гении делают безнадежным рабство тех, кто однажды уверовал во всеми признанную «истину» и не желает её отмены или уточнения.
Так то – гении от науки! А сколько тех вождей и повелителей, равно как и народов и сообществ, воздвигших и продолжающих воздвигать для себя пьедестал «свободных от оков»!? Какова их участь? У них только два пути:
1. Стоять на пьедестале до революции – это, вниз скольженья, скорбный путь, ещё и потому, что им, увы, пока-что все идут;
2. Самим понять, что рабство – их удел и нужен добровольный путь от безнадежного их рабства – к искоренению его. Дабы отдохнуть в свободе и принять рабство вновь – уже более высокое, изящное. Чем? Тем, что это рабство уже полезней будет всем, а они найдут выгоду и там, вновь чтобы чувствовать себя свободными от оков рабства. Ну, кто захочет добровольно отказаться от оков рабов, их рабов – лишь чтобы лучше стало всем. Не только им, но и их рабам!? Вот и не торят тот путь – который вверх ведет. Увы, сие не могут короли.
А, ведь, могли бы ощутить свободу, пусть на время, но зато как птицы, ощутить полет – и свой и сбросить иго с них, рабов своих. Стоит вспомнить здесь слова Иисуса:
******
«…необходимо быть рабом, чтобы быть «первым» среди умерших, попадающих на небеса».
******
А смерть, ведь, всем грозит, но короли не имут совершенства – славу и убранства за изящество считают. В этом смысле, я бы предложил свою цитату:
«РАБСТВО – НАЧАЛО И УСЛОВИЕ ВСЯКОГО ДВИЖЕНИЯ»
При всём при том, что интересно - справедливо это всё:
- как для рабов, считающих себя рабами – великолепный пример «ненасильственного сопротивления» позорного ига рабства в Индии, положившего окончанию там Английского господства
- так и для тех «рабов», считающих себя свободными от оков рабства. Примеров пока нет, разве только – в личном плане.
Увы, всё изложенное здесь – спорно как тема, так и как метод. Тем не менее, я надеюсь на правильное понимание, вами, её важности и действенности, хотя бы в личном плане.
Удач!!!
Свидетельство о публикации №124082503726