ГОЙЯ

ГОЙЯ:
ВОСПРИЯТИЕ  ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА
Посвящение и штрихи к портрету
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентесу (1746 - 1828)
Личный взгляд автора стихотворения
На человека, художника и его творчество

...Стою перед портретом Сарате...
Антония...,
О,  как же ты прекрасна!..
Ты песенка о женской красоте.
Такой, как ты,
любовь мужчин подвластна!..

***
...И кто же ты, художник из времён,
не близких...
и не ты ль, глухой испанец,
с душой, в которой вой и дикий стон
с виденьями смешались в странный танец?

...Я удивляюсь...
Жил, да был, малец...
Любил корриду.
И в плаще тореро, 
как истинный испанец и боец,
входил в арену,
словно кабальеро!

Рожденья благородного...
Бедняк...
Новатор,
радикал,
творец гротеска,
подавший экс –
прессионизму знак,
и сюру, и,
наверное,
бурлеску (?)...

...Был точен глаз,
рука была тверда,
ещё когда
творил он в Сарагосе!
А рисовал, как Бог,
уже тогда,
когда ещё читать
не мог и вовсе...

Боялся инквизиции святой,
Порой, переставал общаться с миром..
Очаг души –
с неубранной золой...
А свет ума –
с чумным безумным пиром...

...Ранения от слов крутых врагов
он принимал с ранениями в спину
кинжалами.
И тут уж не до слов...
Так и писал
своей судьбы картину...

...Ходили слухи-клоны
тут и там,
мол, странен,
возбудим, неуправляем...
И сексуально озабочен
(срам!)...
А то, вдруг,
гениален, невменяем...

Слыл хвастуном, задирой.
Но, порой,
обуреваем непокорным чувством,
за праведность и  честь
стоял горой,
за пониманье своего искусства...

Как, анти-
социальный радикал,
авантюрист и агрессивный мачо,
депрессию свою от мира пряча,
всю жизнь от инквизиции бежал...

...Высоты гениальности своей,
и буйство личной жизни
с рисованьем
он сочетал умело
(прохиндей!)
с любовью
и болезненным страданьем.

Живя, не приспособившись к мирам,
что окружали люд его эпохи,
то к королевским припадал хлебам,
то подбирал в курных тавернах крохи

Смятенье, неуверенность и боль,
оторванность от времени и веры...
В душевных ранах от людей –
лишь соль....
В больном сознании –
туман химеры...

Тоской и одиночеством томим,
борясь с врагами, с собственным недугом,
он изъяснялся с миром,
словно мим,
считая только СВОЙ рассудок другом


В болезненной замкнувшись глухоте,
в безумстве,
в одиночестве
и в крахе
надежд и вер,
он вывел на холсте
видений бред, 
фантазии и страхи...

С годами растворился романтизм
во мраке колдовства,
религий, смерти,
эмоций...
И былой мифологизм
исчез в мирской,
недоброй круговерти...

...И вот... мастеровитый, адский сюр...
Ну, как понять шизофрению ада?
Психическое шествие фигур...
Кошмар потустороннего парада...

...А стиль! А стиль!
О, диссонанс времён!
Безумный ужас
тёмного рассудка
к больной фантасмагории сведён,
к виденьям,
от которых просто жутко...

Во вспышках нездорового ума,
то дикость, то костлявые скелеты,
то существа с неведомой планеты...
И первобытность...
Отчужденья тьма...

Звероподобный, дикий диссонанс...
Сознанья мрак,
глубокое унынье...
С людьми утрачен замиренья шанс...
А в жилах кровь от сновидений стынет...

И демоны в его вселились дом...
И он, оставшись без убежищ в мире,
с судьбиною сцепился... на излом,
найдя себе приют в безумном пире...

... И вот... 
«САТУРН, снедающий детей»...
Кашмаров сонм
и флёр галлюцинаций...
Нашествие убийственных теней,
чудовищных видений и простраций...

Издёвка?
Мастерство?
Он был таким...
То антисоциальным лицемером,
то, в пику церкви, представал святым,
то дьявола слепым миссионером...

М-да...
«Дом глухого человека» сник
и в землю врос испанскую навеки...
И на холстах, то недочеловеки,
то короли,
то живописца лик...

Своё искусство, превратив в психоз,
в недуге перейдя от света к мраку,
нам на холстах оставил симбиоз
Великий Гойя,
с миром влезший в драку.

Безумство с гениальностью сошлось...
Не первый случай...
Так уже бывало...
Порой, природа вымещает злость
на том, в ком даровитости немало...

Джакомо Леопарди, Эдвард Мунк
Ван Гог, Лотрек и Врубель с Ренуаром...
И Гоголь, и  Некрасов....
Их недуг
во многом отозвался Божьим даром...

...Угасшая испанская звезда...
Угасшая?
Так что ж в музее ПРАДО
Толпа не иссякает НИКОГДА,
Чтоб восторгаться реализмом ада?

***
...Последний вздох искусства на холсте
с коричневой и серенькой печалью...
В унылом доме веет стылой далью,
и сохнет боль пастелью на листе...

© 2024
Владимир СПАСИБЕНКО


Рецензии
И сохнет боль пастелью на листе,,,

Хорошо!!!

Когда-то ... Лет 40 назад(страшно от такой цифры)) смотрела фильм"Гойя или тяжкий путь познания"- кажется так называлась картина про него?

Вовико ну ты тут целую поэму выдал!!!

С уважением -

Лариса Часовская   20.10.2024 22:26     Заявить о нарушении
Привет! Ну, не могу сказать, что я знаток жизни и творчества художников. Я вообще и во всём не знаток, а нахватчик (на ходу выдумал новое слово!)Помнишь, у Евтушенко в прологе к поэме "Братская ГЭС": "...нахватанность пророчеств не сулит.Но дух России надо мной витает и дерзновенно пробовать велит!" Вот так и я: нахватан некоторыми знаниями, некоторой информацией, понимаю, что сам-то я осёл, но пробовать выразить свои некоторые знания и эмоции сознание велит и ослу. Вот и рождаются такие полупоэмы (Дали, Гойя...). Других пока нет, но, конечно же, будут.Просто я знаю, что очень многие не имеют информации о тех или иных личностях. Вот, попытался передать такую информацию людям. (если им, конечно, не "за падло" читать вирши осла).Можно было бы это прочесть и в прозе, каждому найти информацию самому. Но я просто всё сконцентрировал именной в поэтизм. Так интереснее...Теперь боль на моём поэтическом листе по этому вопросу уже не сохнет пастелью...

Владимир Спасибенко   21.10.2024 03:39   Заявить о нарушении