ГОЙЯ
ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСТВА
Посвящение и штрихи к портрету
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентесу (1746 - 1828)
Личный взгляд автора стихотворения
На человека, художника и его творчество
...Стою перед портретом Сарате...
Антония...,
О, как же ты прекрасна!..
Ты песенка о женской красоте.
Такой, как ты,
любовь мужчин подвластна!..
***
...И кто же ты, художник из времён,
не близких...
и не ты ль, глухой испанец,
с душой, в которой вой и дикий стон
с виденьями смешались в странный танец?
...Я удивляюсь...
Жил, да был, малец...
Любил корриду.
И в плаще тореро,
как истинный испанец и боец,
входил в арену,
словно кабальеро!
Рожденья благородного...
Бедняк...
Новатор,
радикал,
творец гротеска,
подавший экс –
прессионизму знак,
и сюру, и,
наверное,
бурлеску (?)...
...Был точен глаз,
рука была тверда,
ещё когда
творил он в Сарагосе!
А рисовал, как Бог,
уже тогда,
когда ещё читать
не мог и вовсе...
Боялся инквизиции святой,
Порой, переставал общаться с миром..
Очаг души –
с неубранной золой...
А свет ума –
с чумным безумным пиром...
...Ранения от слов крутых врагов
он принимал с ранениями в спину
кинжалами.
И тут уж не до слов...
Так и писал
своей судьбы картину...
...Ходили слухи-клоны
тут и там,
мол, странен,
возбудим, неуправляем...
И сексуально озабочен
(срам!)...
А то, вдруг,
гениален, невменяем...
Слыл хвастуном, задирой.
Но, порой,
обуреваем непокорным чувством,
за праведность и честь
стоял горой,
за пониманье своего искусства...
Как, анти-
социальный радикал,
авантюрист и агрессивный мачо,
депрессию свою от мира пряча,
всю жизнь от инквизиции бежал...
...Высоты гениальности своей,
и буйство личной жизни
с рисованьем
он сочетал умело
(прохиндей!)
с любовью
и болезненным страданьем.
Живя, не приспособившись к мирам,
что окружали люд его эпохи,
то к королевским припадал хлебам,
то подбирал в курных тавернах крохи
Смятенье, неуверенность и боль,
оторванность от времени и веры...
В душевных ранах от людей –
лишь соль....
В больном сознании –
туман химеры...
Тоской и одиночеством томим,
борясь с врагами, с собственным недугом,
он изъяснялся с миром,
словно мим,
считая только СВОЙ рассудок другом
В болезненной замкнувшись глухоте,
в безумстве,
в одиночестве
и в крахе
надежд и вер,
он вывел на холсте
видений бред,
фантазии и страхи...
С годами растворился романтизм
во мраке колдовства,
религий, смерти,
эмоций...
И былой мифологизм
исчез в мирской,
недоброй круговерти...
...И вот... мастеровитый, адский сюр...
Ну, как понять шизофрению ада?
Психическое шествие фигур...
Кошмар потустороннего парада...
...А стиль! А стиль!
О, диссонанс времён!
Безумный ужас
тёмного рассудка
к больной фантасмагории сведён,
к виденьям,
от которых просто жутко...
Во вспышках нездорового ума,
то дикость, то костлявые скелеты,
то существа с неведомой планеты...
И первобытность...
Отчужденья тьма...
Звероподобный, дикий диссонанс...
Сознанья мрак,
глубокое унынье...
С людьми утрачен замиренья шанс...
А в жилах кровь от сновидений стынет...
И демоны в его вселились дом...
И он, оставшись без убежищ в мире,
с судьбиною сцепился... на излом,
найдя себе приют в безумном пире...
... И вот...
«САТУРН, снедающий детей»...
Кашмаров сонм
и флёр галлюцинаций...
Нашествие убийственных теней,
чудовищных видений и простраций...
Издёвка?
Мастерство?
Он был таким...
То антисоциальным лицемером,
то, в пику церкви, представал святым,
то дьявола слепым миссионером...
М-да...
«Дом глухого человека» сник
и в землю врос испанскую навеки...
И на холстах, то недочеловеки,
то короли,
то живописца лик...
Своё искусство, превратив в психоз,
в недуге перейдя от света к мраку,
нам на холстах оставил симбиоз
Великий Гойя,
с миром влезший в драку.
Безумство с гениальностью сошлось...
Не первый случай...
Так уже бывало...
Порой, природа вымещает злость
на том, в ком даровитости немало...
Джакомо Леопарди, Эдвард Мунк
Ван Гог, Лотрек и Врубель с Ренуаром...
И Гоголь, и Некрасов....
Их недуг
во многом отозвался Божьим даром...
...Угасшая испанская звезда...
Угасшая?
Так что ж в музее ПРАДО
Толпа не иссякает НИКОГДА,
Чтоб восторгаться реализмом ада?
***
...Последний вздох искусства на холсте
с коричневой и серенькой печалью...
В унылом доме веет стылой далью,
и сохнет боль пастелью на листе...
© 2024
Владимир СПАСИБЕНКО
Свидетельство о публикации №124082400665
Хорошо!!!
Когда-то ... Лет 40 назад(страшно от такой цифры)) смотрела фильм"Гойя или тяжкий путь познания"- кажется так называлась картина про него?
Вовико ну ты тут целую поэму выдал!!!
С уважением -
Лариса Часовская 20.10.2024 22:26 Заявить о нарушении
Владимир Спасибенко 21.10.2024 03:39 Заявить о нарушении