Диалоги

ПРОЛОГ

В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.
     - М. Цветаева


Есть вещи, что отнять нельзя:
Что знаешь, веру и надежду.
И лишь зависит от тебя -
Тянуться к знаниям, жить невеждой.

Ты жизни подводя итог
И подходя к черте заветной
Твой результат - все то, что смог
Сказать и сделать есть ответом.

Кого обидел невзначай,
Кому помог, кто тебя вспомнит...
Кого случайно повстречал,
С кем дружен был, а кто не стоил. 

Дал негодяям ли отпор,
Тянул ли руку "за" не "против",
Судил ли с честью злобный спор,
Всегда ли спрашивал ты совесть.

Я знаю - нет святых средь нас,
Всяк виноват и в том и в этом,
Но надо, чтоб добра запас
Был на счету полезным весом.




СПОР ЭТО - ДИАЛОГ

Я не проиграл спор ни одному ученому, но я не выиграл ни у одного дурака.
                —  Мухаммад аш-Шафии

Когда я говорю сам с собой, последнее слово не всегда остается за мной.
              - Ежи Лец


Потеряно искусство спора,
А ведь ему так много лет -
Со дня Адама и Гоморры
Как спор вести? Даю ответ.

Все люди спорят постоянно.
Спор, видимо, у нас в крови.
Но бессистемно, хоть рьяно,
А есть законы спор вести.

Пункт первый: Лучше избежать
Любого спора, если можно.
Чтобы друзей не потерять,
Но понимаю, это сложно.

Определите цель и суть,
Что доказать, узнать в то время -
Найти ли к истине свой путь?
Решение лучшее к проблеме?

Запомните, спор - диалог!
Здесь очерёдность очень важна.
Сказать и слушать, как итог
Процесса спора. Знает каждый.

Не должен спор оставить “жёлчь”,
Осадок на душе тяжёлый.
Проблеме может он помочь,
И информацию дать новой.

Здесь, в идеале, кто-то есть,
Кто поменяет убеждения.
И благодарной будет речь
Так спор приходит к завершению.

Бессмыслен для спора спор,
Энергии затраты, силы.
Ведёт к конфликтам только он,
Его и помнят “до могилы”.

Условием в каждом диалоге
Чтоб с уважением к тому,
С кем может не согласен в споре,
Но дать внимание ему. 


Просты законы, а они
Придуманы ещё Сократом.
Как спорщик - был неповторим,
Фундаментален, словно - атом.

Мы спорим дома, на работе,
В кругу друзей, врагов среди…
Хоть все из нас, в конечном счёте,
Оставят мнения свои.

Не учат нас искусству спора,
А, как нам важно дать понять,
Свой взгляд к предмету разговора,
Но как нам спорить - надо знать.




УМЕНИЕ СЛУШАТЬ

Старайся к месту говорить
И слушать больше, много больше.
     -  Биант Приенский


Имеем слух мы все, конечно,
Но часто слышим ли других?
Вникая, чувствуя сердечно,
Что, как и где болит у них?

Перебиваем ли мы часто,
Пытаясь ум свой показать?
С вниманием полным и участно
Их боль пытаемся понять?

Вставляем умные словечки
И подоспевший анекдот,
Но забываем мы, беспечно,
Что рана у других печёт.

Умение слушать - есть усилие,
Целенаправленный процесс,
Искусство, что не модно ныне…
А слух, конечно, не у всех.



ПЕРВЫЙ СОФИСТ

“Человек есть мера всех вещей”
                Протагор (1)

Софист древнейший и мудрейший   (2)
Был Демокрита ученик.           (3)
Он стал философом виднейшим
И был учителем других.

Он жил во времена Перикла,       (4)
А то значит - “повезло”!
Афины стали центром мира
А, значит, мудрецов полно.

Перикл был сам не простофиля
И цену знал уму, речам…
При нем Афины стали силой,
Культуры, знаний - просто храм.

Так Протагор дружил с Периклом
Платон об этом нам сказал -
Он в “Диалогах” их со смыслом
И описал и дань отдал.        (5)

Теперь софисты - демагоги,
Любую мысль свернут в кольцо,
Найдут тропинки от дороги
Чтоб доказать - не так, не то…

Винить не надо Протагора,
Его учение не о том -
Он “человеком” мерил споры,
Как гуманисты все потом.

Его риторика сегодня
Вполне могла иметь успех -
Он для идеи был не “сводня”,
Эпиграф выше - он из тех.


(1) Протагор  (486-411 до н.э) - древнегреческий философ, виднейший представитель софистов.  Также его относят к скептикам и материалистам. Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.

(2) Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель)  — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философскогонаправления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение
В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.

(3) Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Античные авторы утверждают, что Протагор был учеником Демокрита. Однако, это не подтверждается хронологически. Демокрит был значительно младше своего предполагаемого ученика, который странствовал по Греции, останавливался в домах богатых людей и преподавал за высокую плату

(4) Перикл (около 494—429 г. до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.

(5) Протагор подружился с Периклом, который даже доверил ему составить устав для Фурии, одной из греческих колоний в Италии. Платон посвятил другу Перикла одноименный диалог.
«Протагор» — один из диалогов Платона (входит в шестую тетралогию диалогов). Относится к IV веку до н. э., точная дата написания неизвестна. Действие диалога происходит не ранее 433 года до н. э. (то есть, в V веке до н. э.).






“ДИАЛОГИ”  ПЛАТОНА

Умение вести диалог — это талант.
       —  Стендаль


То, что зовётся “диалогом”,
Мы очень редко слышим в жизни.
Он в философии - дорога
Для логикой рождённой мысли.

Хоть появились до Платона
(Индусы знали и шумеры),
Взял для учения за основу,
Его контрасты и примеры,

Из “Диалогов” мы лишь знаем
Сократа мудрого беседы,
Он там герой и узнаваем
По смыслу, глубиной без меры. (1)

Сократ, открытый для насмешек
И поведением и видом,
Хоть был “ферзём" средь прочих “пешек”,
Не отвечал на них обидой.

Его оружие - вопросы,
Ведущие к заветной цели -
В них и ущелья, и откосы,
И рифы, также, как и мели.

Вопросы ставил однозначно,
На них лишь “да” иль “нет” ответом -
Вот вам “ущелье”, где прозрачно
Ведёт одна дорога к свету.

Затем даётся вывод краткий,
Сравнение с жизнью всем известной
И в логике на почве шаткой
Противник на “утёсе” тесном.

Словами мОщена дорога,
А логика ведёт к решению!
Сейчас не встретишь диалога,
И глубины, и уважения. 

С экрана лезут балаболки,
Своей идеей только сыты.
Закрыт их ум для диалога,
И результат - тупик закрытый.


(1) Диалоги Платона — сочинения древнегреческого афинского философа Платона (428/427 до н. э. — 348/347 до н. э.) в форме диалогов между различными историческими и вымышленными персонажами (List of speakers in Plato's dialogues). Представляют собой значительную часть всех платоновских сочинений — так называемого «платоновского корпуса» (лат. Corpus Platonicum)




ДИАЛОГИ  ПЬЕРА АБЕЛЯРА
 
Как понимать страну и право,
Что справедливо, а что нет?
А есть на короля управа?
Пьер Абеляр искал ответ
;Был диалектиком великим,
Спинозе путь он проложил –
Он верил в разум, верил в личность
В “разумной вере” жизнь прожил.
 
Не принимал слепой он веры,
“Мол верь, потом ты всё поймёшь…”
Он был для Энгельса примером:
“Не вера, мысль его ведёт”.
 
Был музыкантом и поэтом,
Он Элоизе письма слал,
Вийон, Руссо так чтили это,
Что каждый это отмечал.
 
Свой философский труд последний
В Платона стиле он писал,
Где христианин с иудеем
Вёл диалог...  Но он не знал.
;
Не знал он, что его потомки
Без диалогов решат спор,
Зачем им логики обломки -
Погром, Освенцим - приговор.



Пьер Абеля -  — средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Один из основоположников и представителей концептуализма.



ИСКУССТВО ДИАЛОГА АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА

"Не спорить с первым встречным...  ...из ста людей едва ли один достоин того, чтобы с ним начать спор..."
                Артур Шопенгауэр


Есть от философа совет,
Добиться как победы в спорах
Не знаю, нужно вам иль нет -
Здесь есть примеры разговора.

                1

Есть оскорбления прямые,
Что вам бросаются в лицо.
А это значит, что противник
Не знает, что сказать ещё.

Нет доказательств, аргументов.
Здесь на эмоции расчёт!
Вы избегайте оппонентов,
Кто с низостью идёт вперёд.

                2

На личность может переход,
Где ваша жизнь под микроскопом.
Опять, по сути где подход?
Предмет дебатов без подвохов..

Признайтесь, правда, не святой,
Как и другие все на свете.
Вернитесь к теме, не другой,
О том, что спорите предмете.

                3

Возможно резок диалог,
Вас упрекнут в неуважении.
Приём известен, но итог
Вернитесь к теме обсуждения.

                4

Вас могут выбить из седла
Не к месту чуждым аргументом.
Проигнорируют слова
И сменят тему для момента.

Не позволяйте улизнуть,
И возвращайтесь к теме снова.
Пусть оппонент поймёт, что суть
Для вас знакома и не нова.

                5

На ваш весомый аргумент
Противник свой на суд представит.
Не упустите тот момент,
Важнейшее из этих правил.

Его дослушай до конца,
Найти возможные пробои,
Возможно прав он и тогда,
Принять частично и без боли.

Но если есть ошибка там -
Важнее часа не бывает,
Чтоб опровергнуть. Помни сам -
Сарказм твой довод ослабляет.


Просты уроки, но в пылу
Дебатов, нервы все на взводе,
Там важно применять свой ум
И чувств не доверять природе



Эристика  — искусство спора, диспута и полемики.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр подробно рассматривал искусство эристики и многие приемы внес в свою книгу, которая называется «Искусство побеждать в спорах».

 


ЧТО И КОГДА НАМ ГОВОРИТЬ

Есть те, кто промолчат пока,
С философом они не в соре;
С ученым видом знатока
Хранят молчание в важном споре...
                -  А. С. Пушкин, Евгений Онегин


Мы учимся всю нашу жизнь -
От первых слов до слов последних.
Что и когда нам говорить,
И где молчание  нам посредник.

На это жестких правил нет.
Есть этикет, мораль, устои;
Есть здравый смысл и есть обет,
Присяга может быть пред строем.

Мы часто говорим не то
И невпопад, бывало, шутим.
И слова нужное звено
Мы в рассуждениях пропустим.

Потом на ум оно прийдёт,
Потом, к обиде и к досаде,
Как трудно видеть наперёд?
Нельзя иметь слова в засаде.

Запас словарный множим мы,
Словарь с годами всё толстеет.
Нам архаизмы все чужды,
Считаем новые - умнее.

Но как же древние умы
Все выражали лаконично?
Без современной новизны…
Мы ж их цитируем привычно.




ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ

Космического диалога не будет. В космосе возможны лишь монологи.
        —  Станислав Лем

Основная задача теории сложных систем —
построение новой научной картины мира
или выработка «нового диалога человека
с Природой»
           - И. Пригожин


Мудрец Гёдель нам доказал, -
Нам не дано познать себя.
И, что Сократ нам наказал -
Непроходимая стезя.

Мы изучаем подсистемы
В науке каждой по частям,
Там независимы разделы,
Но нет концепции - “всё и вся”,

Мы изучаем лишь фрагмент,
О нём и пишут диссертации,
Но черепок - не монумент
Великой в прежнем древней нации.

Систему сложной мы зовём
Где много разных элементов
И связей слабых, и при том
Не разграничишь компоненты.

Всё связано в один клубок,
Одно влияет на другое.
По разному тепло и срок
Для составляющих иное.

Звено не вырвешь из цепи,
Оно ведёт себя иначе,
И по иному от среды,
Звено понять не много значит.

Теперь представьте, элементы
Меняться могут произвольно
Влияет время, обучение ,
В системах их всегда довольно.

Здесь математика - не властна,
Всё переменно, безгранично!
Сократ мечтал тогда напрасно -
Себя нельзя познать нам лично!

А мы пытаемся познать
Намного более - Вселенную!
Сложней системы нам не знать,
Мы, как Сизиф, навечно пленные.



 Курт Фридрих Гёдель (1906 - 1978) — австрийский логик, математик и философ математики, наиболее известный сформулированной и доказанной им теоремой о неполноте.

Илья Романович Пригожин (1917-2003) — бельгийский физик и физикохимик.
Лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года, виконт Бельгии – создатель «синергетики» - теории саморегулирующихся систем.




ДИАЛОГ С ВЛАСТЬЮ

Что такое демократия? Может быть, диалог человека с государством?   
      —  Сергей Донатович Довлатов

Человеку, который предлагал установить в городе демократию, = «Сперва установи демократию в своем доме».
        - Ликург (800-730 BC) 

Демократический процесс
По детски - сказочно наивен,
Кто верит в принцев и в принцесс
И в Золушек, и в Буратино.

Мы выбираем тех, кто врёт
И лжёт в глаза нам не моргая,
Кто обещания всем нам шлёт
Не исполнимые. Сам знает. 

Задача есть у них одна -
Забраться выше, пусть по трупам.
На всё поднимется рука,
На одиночек или группу.

"Мы из народа" - говорят,
Но не загнать "в народ" обратно
Когда он власти аромат
Вкусил и кровь ему приятна.

Была ль толпа у нас права?
Я, честно, это не припомню.
Но сказка есть! Она жива.
А пресса принцу служит сводней.






ЭПИЛОГ

На этой сцене нет антракта.
Все зрители и все актёры.
И акт меняется за актом
Приходом чьим-то и уходом.

Все говорят здесь без суфлёра,
Нет репетиций, бенефисов.
Играет каждый в главной роли
Умрёт на сцене и родится.

Здесь дилетант на дилетанте,
Хотя себя так не считают.
Никто не ждёт здесь конферанса
И режиссёра не встречают.

Здесь всё случайное - законно.
Здесь постоянное - на время.
Нет утверждённых диалогов,
Нет амплуа, но есть идеи.

Идеи - пьеса не напрасна,
Что режиссёр всё лучше знает,
Что что-то впереди прекрасно
Что нас никто не забывает...


Рецензии
Всю жизнь ведём мы диалоги:
красиво о главном
и порой с матерком,
и впустую,
словесный понос
обильно льём...
А бывает потом
сожалеем о сказанном,
но увы! уже ничего
назад не вернём...

Эстрела Мар   23.09.2024 14:47     Заявить о нарушении
когда слова не помогают
то выраженья применяй
- В. Поляков

;))

Оскар Хуторянский   23.09.2024 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.