Диалоги
В диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.
- М. Цветаева
Есть вещи, что отнять нельзя:
Что знаешь, веру и надежду.
И лишь зависит от тебя -
Тянуться к знаниям, жить невеждой.
Ты жизни подводя итог
И подходя к черте заветной
Твой результат - все то, что смог
Сказать и сделать есть ответом.
Кого обидел невзначай,
Кому помог, кто тебя вспомнит...
Кого случайно повстречал,
С кем дружен был, а кто не стоил.
Дал негодяям ли отпор,
Тянул ли руку "за" не "против",
Судил ли с честью злобный спор,
Всегда ли спрашивал ты совесть.
Я знаю - нет святых средь нас,
Всяк виноват и в том и в этом,
Но надо, чтоб добра запас
Был на счету полезным весом.
СПОР ЭТО - ДИАЛОГ
Я не проиграл спор ни одному ученому, но я не выиграл ни у одного дурака.
— Мухаммад аш-Шафии
Когда я говорю сам с собой, последнее слово не всегда остается за мной.
- Ежи Лец
Потеряно искусство спора,
А ведь ему так много лет -
Со дня Адама и Гоморры
Как спор вести? Даю ответ.
Все люди спорят постоянно.
Спор, видимо, у нас в крови.
Но бессистемно, хоть рьяно,
А есть законы спор вести.
Пункт первый: Лучше избежать
Любого спора, если можно.
Чтобы друзей не потерять,
Но понимаю, это сложно.
Определите цель и суть,
Что доказать, узнать в то время -
Найти ли к истине свой путь?
Решение лучшее к проблеме?
Запомните, спор - диалог!
Здесь очерёдность очень важна.
Сказать и слушать, как итог
Процесса спора. Знает каждый.
Не должен спор оставить “жёлчь”,
Осадок на душе тяжёлый.
Проблеме может он помочь,
И информацию дать новой.
Здесь, в идеале, кто-то есть,
Кто поменяет убеждения.
И благодарной будет речь
Так спор приходит к завершению.
Бессмыслен для спора спор,
Энергии затраты, силы.
Ведёт к конфликтам только он,
Его и помнят “до могилы”.
Условием в каждом диалоге
Чтоб с уважением к тому,
С кем может не согласен в споре,
Но дать внимание ему.
Просты законы, а они
Придуманы ещё Сократом.
Как спорщик - был неповторим,
Фундаментален, словно - атом.
Мы спорим дома, на работе,
В кругу друзей, врагов среди…
Хоть все из нас, в конечном счёте,
Оставят мнения свои.
Не учат нас искусству спора,
А, как нам важно дать понять,
Свой взгляд к предмету разговора,
Но как нам спорить - надо знать.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ
Старайся к месту говорить
И слушать больше, много больше.
- Биант Приенский
Имеем слух мы все, конечно,
Но часто слышим ли других?
Вникая, чувствуя сердечно,
Что, как и где болит у них?
Перебиваем ли мы часто,
Пытаясь ум свой показать?
С вниманием полным и участно
Их боль пытаемся понять?
Вставляем умные словечки
И подоспевший анекдот,
Но забываем мы, беспечно,
Что рана у других печёт.
Умение слушать - есть усилие,
Целенаправленный процесс,
Искусство, что не модно ныне…
А слух, конечно, не у всех.
ПЕРВЫЙ СОФИСТ
“Человек есть мера всех вещей”
Протагор (1)
Софист древнейший и мудрейший (2)
Был Демокрита ученик. (3)
Он стал философом виднейшим
И был учителем других.
Он жил во времена Перикла, (4)
А то значит - “повезло”!
Афины стали центром мира
А, значит, мудрецов полно.
Перикл был сам не простофиля
И цену знал уму, речам…
При нем Афины стали силой,
Культуры, знаний - просто храм.
Так Протагор дружил с Периклом
Платон об этом нам сказал -
Он в “Диалогах” их со смыслом
И описал и дань отдал. (5)
Теперь софисты - демагоги,
Любую мысль свернут в кольцо,
Найдут тропинки от дороги
Чтоб доказать - не так, не то…
Винить не надо Протагора,
Его учение не о том -
Он “человеком” мерил споры,
Как гуманисты все потом.
Его риторика сегодня
Вполне могла иметь успех -
Он для идеи был не “сводня”,
Эпиграф выше - он из тех.
(1) Протагор (486-411 до н.э) - древнегреческий философ, виднейший представитель софистов. Также его относят к скептикам и материалистам. Приобрёл известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий.
(2) Софисты - (др. греч. - умелец, изобретатель, мудрец, знаток, мастер, художник, создатель) — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноимённого философскогонаправления, распространённого в Греции во 2-й половине V — 1-й половине IV веков до н. э. Изначально термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека, однако уже в древности приобрёл уничижительное значение
В настоящее время софистами называют демагогов, которые стараются убедить людей в нужном им мнении.
(3) Демокрит Абдерский (ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Античные авторы утверждают, что Протагор был учеником Демокрита. Однако, это не подтверждается хронологически. Демокрит был значительно младше своего предполагаемого ученика, который странствовал по Греции, останавливался в домах богатых людей и преподавал за высокую плату
(4) Перикл (около 494—429 г. до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, знаменитый оратор и полководец.
(5) Протагор подружился с Периклом, который даже доверил ему составить устав для Фурии, одной из греческих колоний в Италии. Платон посвятил другу Перикла одноименный диалог.
«Протагор» — один из диалогов Платона (входит в шестую тетралогию диалогов). Относится к IV веку до н. э., точная дата написания неизвестна. Действие диалога происходит не ранее 433 года до н. э. (то есть, в V веке до н. э.).
“ДИАЛОГИ” ПЛАТОНА
Умение вести диалог — это талант.
— Стендаль
То, что зовётся “диалогом”,
Мы очень редко слышим в жизни.
Он в философии - дорога
Для логикой рождённой мысли.
Хоть появились до Платона
(Индусы знали и шумеры),
Взял для учения за основу,
Его контрасты и примеры,
Из “Диалогов” мы лишь знаем
Сократа мудрого беседы,
Он там герой и узнаваем
По смыслу, глубиной без меры. (1)
Сократ, открытый для насмешек
И поведением и видом,
Хоть был “ферзём" средь прочих “пешек”,
Не отвечал на них обидой.
Его оружие - вопросы,
Ведущие к заветной цели -
В них и ущелья, и откосы,
И рифы, также, как и мели.
Вопросы ставил однозначно,
На них лишь “да” иль “нет” ответом -
Вот вам “ущелье”, где прозрачно
Ведёт одна дорога к свету.
Затем даётся вывод краткий,
Сравнение с жизнью всем известной
И в логике на почве шаткой
Противник на “утёсе” тесном.
Словами мОщена дорога,
А логика ведёт к решению!
Сейчас не встретишь диалога,
И глубины, и уважения.
С экрана лезут балаболки,
Своей идеей только сыты.
Закрыт их ум для диалога,
И результат - тупик закрытый.
(1) Диалоги Платона — сочинения древнегреческого афинского философа Платона (428/427 до н. э. — 348/347 до н. э.) в форме диалогов между различными историческими и вымышленными персонажами (List of speakers in Plato's dialogues). Представляют собой значительную часть всех платоновских сочинений — так называемого «платоновского корпуса» (лат. Corpus Platonicum)
ДИАЛОГИ ПЬЕРА АБЕЛЯРА
Как понимать страну и право,
Что справедливо, а что нет?
А есть на короля управа?
Пьер Абеляр искал ответ
;Был диалектиком великим,
Спинозе путь он проложил –
Он верил в разум, верил в личность
В “разумной вере” жизнь прожил.
Не принимал слепой он веры,
“Мол верь, потом ты всё поймёшь…”
Он был для Энгельса примером:
“Не вера, мысль его ведёт”.
Был музыкантом и поэтом,
Он Элоизе письма слал,
Вийон, Руссо так чтили это,
Что каждый это отмечал.
Свой философский труд последний
В Платона стиле он писал,
Где христианин с иудеем
Вёл диалог... Но он не знал.
;
Не знал он, что его потомки
Без диалогов решат спор,
Зачем им логики обломки -
Погром, Освенцим - приговор.
Пьер Абеля - — средневековый французский философ-схоласт, теолог, поэт и музыкант. Один из основоположников и представителей концептуализма.
ИСКУССТВО ДИАЛОГА АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА
"Не спорить с первым встречным... ...из ста людей едва ли один достоин того, чтобы с ним начать спор..."
Артур Шопенгауэр
Есть от философа совет,
Добиться как победы в спорах
Не знаю, нужно вам иль нет -
Здесь есть примеры разговора.
1
Есть оскорбления прямые,
Что вам бросаются в лицо.
А это значит, что противник
Не знает, что сказать ещё.
Нет доказательств, аргументов.
Здесь на эмоции расчёт!
Вы избегайте оппонентов,
Кто с низостью идёт вперёд.
2
На личность может переход,
Где ваша жизнь под микроскопом.
Опять, по сути где подход?
Предмет дебатов без подвохов..
Признайтесь, правда, не святой,
Как и другие все на свете.
Вернитесь к теме, не другой,
О том, что спорите предмете.
3
Возможно резок диалог,
Вас упрекнут в неуважении.
Приём известен, но итог
Вернитесь к теме обсуждения.
4
Вас могут выбить из седла
Не к месту чуждым аргументом.
Проигнорируют слова
И сменят тему для момента.
Не позволяйте улизнуть,
И возвращайтесь к теме снова.
Пусть оппонент поймёт, что суть
Для вас знакома и не нова.
5
На ваш весомый аргумент
Противник свой на суд представит.
Не упустите тот момент,
Важнейшее из этих правил.
Его дослушай до конца,
Найти возможные пробои,
Возможно прав он и тогда,
Принять частично и без боли.
Но если есть ошибка там -
Важнее часа не бывает,
Чтоб опровергнуть. Помни сам -
Сарказм твой довод ослабляет.
Просты уроки, но в пылу
Дебатов, нервы все на взводе,
Там важно применять свой ум
И чувств не доверять природе
Эристика — искусство спора, диспута и полемики.
Немецкий философ Артур Шопенгауэр подробно рассматривал искусство эристики и многие приемы внес в свою книгу, которая называется «Искусство побеждать в спорах».
ЧТО И КОГДА НАМ ГОВОРИТЬ
Есть те, кто промолчат пока,
С философом они не в соре;
С ученым видом знатока
Хранят молчание в важном споре...
- А. С. Пушкин, Евгений Онегин
Мы учимся всю нашу жизнь -
От первых слов до слов последних.
Что и когда нам говорить,
И где молчание нам посредник.
На это жестких правил нет.
Есть этикет, мораль, устои;
Есть здравый смысл и есть обет,
Присяга может быть пред строем.
Мы часто говорим не то
И невпопад, бывало, шутим.
И слова нужное звено
Мы в рассуждениях пропустим.
Потом на ум оно прийдёт,
Потом, к обиде и к досаде,
Как трудно видеть наперёд?
Нельзя иметь слова в засаде.
Запас словарный множим мы,
Словарь с годами всё толстеет.
Нам архаизмы все чужды,
Считаем новые - умнее.
Но как же древние умы
Все выражали лаконично?
Без современной новизны…
Мы ж их цитируем привычно.
ДИАЛОГ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ
Космического диалога не будет. В космосе возможны лишь монологи.
— Станислав Лем
Основная задача теории сложных систем —
построение новой научной картины мира
или выработка «нового диалога человека
с Природой»
- И. Пригожин
Мудрец Гёдель нам доказал, -
Нам не дано познать себя.
И, что Сократ нам наказал -
Непроходимая стезя.
Мы изучаем подсистемы
В науке каждой по частям,
Там независимы разделы,
Но нет концепции - “всё и вся”,
Мы изучаем лишь фрагмент,
О нём и пишут диссертации,
Но черепок - не монумент
Великой в прежнем древней нации.
Систему сложной мы зовём
Где много разных элементов
И связей слабых, и при том
Не разграничишь компоненты.
Всё связано в один клубок,
Одно влияет на другое.
По разному тепло и срок
Для составляющих иное.
Звено не вырвешь из цепи,
Оно ведёт себя иначе,
И по иному от среды,
Звено понять не много значит.
Теперь представьте, элементы
Меняться могут произвольно
Влияет время, обучение ,
В системах их всегда довольно.
Здесь математика - не властна,
Всё переменно, безгранично!
Сократ мечтал тогда напрасно -
Себя нельзя познать нам лично!
А мы пытаемся познать
Намного более - Вселенную!
Сложней системы нам не знать,
Мы, как Сизиф, навечно пленные.
Курт Фридрих Гёдель (1906 - 1978) — австрийский логик, математик и философ математики, наиболее известный сформулированной и доказанной им теоремой о неполноте.
Илья Романович Пригожин (1917-2003) — бельгийский физик и физикохимик.
Лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года, виконт Бельгии – создатель «синергетики» - теории саморегулирующихся систем.
ДИАЛОГ С ВЛАСТЬЮ
Что такое демократия? Может быть, диалог человека с государством?
— Сергей Донатович Довлатов
Человеку, который предлагал установить в городе демократию, = «Сперва установи демократию в своем доме».
- Ликург (800-730 BC)
Демократический процесс
По детски - сказочно наивен,
Кто верит в принцев и в принцесс
И в Золушек, и в Буратино.
Мы выбираем тех, кто врёт
И лжёт в глаза нам не моргая,
Кто обещания всем нам шлёт
Не исполнимые. Сам знает.
Задача есть у них одна -
Забраться выше, пусть по трупам.
На всё поднимется рука,
На одиночек или группу.
"Мы из народа" - говорят,
Но не загнать "в народ" обратно
Когда он власти аромат
Вкусил и кровь ему приятна.
Была ль толпа у нас права?
Я, честно, это не припомню.
Но сказка есть! Она жива.
А пресса принцу служит сводней.
ЭПИЛОГ
На этой сцене нет антракта.
Все зрители и все актёры.
И акт меняется за актом
Приходом чьим-то и уходом.
Все говорят здесь без суфлёра,
Нет репетиций, бенефисов.
Играет каждый в главной роли
Умрёт на сцене и родится.
Здесь дилетант на дилетанте,
Хотя себя так не считают.
Никто не ждёт здесь конферанса
И режиссёра не встречают.
Здесь всё случайное - законно.
Здесь постоянное - на время.
Нет утверждённых диалогов,
Нет амплуа, но есть идеи.
Идеи - пьеса не напрасна,
Что режиссёр всё лучше знает,
Что что-то впереди прекрасно
Что нас никто не забывает...
Свидетельство о публикации №124082404312
красиво о главном
и порой с матерком,
и впустую,
словесный понос
обильно льём...
А бывает потом
сожалеем о сказанном,
но увы! уже ничего
назад не вернём...
Эстрела Мар 23.09.2024 14:47 Заявить о нарушении
то выраженья применяй
- В. Поляков
;))
Оскар Хуторянский 23.09.2024 18:32 Заявить о нарушении