Обыкновенное чудо Евгения Шварца. Пьеса и фильмы
В пьесе много личного. Например, под образами Хозяина и Хозяйки скрываются сам автор и его вторая жена Екатерина Ивановна. За масками других персонажей прячутся известные политические деятели, современники Евгения Шварца. Пьеса закончена в 1956 году. Ну чем Король - не Никита Сергеевич Хрущев?
Актер и режиссер Михаил Козаков присутствовал на первой читке пьесы. К нему подошел Анатолий Мариенгоф и сказал, чтобы Миша не сболтнул, что слушал "Обыкновенное чудо". Мише было тринадцать, а пьеса называлась "Медведь".
Но поскольку пьеса и ее одноименная экранизация были уже лет пятнадцать как известны широкому зрителю, это Чеховский «Медведь» - шеднвр с Андровской и Жаровым, пришлось переименовать.
Драматурга интересовала личность как она есть, без маски и налета.
Поэтому сам Евгений Шварц, Хозяин и Медведь - как бы одно лицо. Его интересует как верующего христианина чей ты образ? Человека или зверя?
Хозяйка, Принцесса и Эмилия в юности, до встречи с Трактирщиком - это Екатерина Ивановна.
Эмиль и Эмилия после венчания сливаются в одно, в плоть едину. Они и антагонисты, и андроген, дополняющие и завершающие друг друга.
Король лицо утратил, дворцовая жизнь стерла его образ до белого обмылка. Король сам от собственной личности отказался, передал полномочия Администратору (отрекся от престола) и стал в конце концов тем, что он такое. Ничем, облаком.
Фрейлины - отражение друг друга в мутных зеркалах уличных витрин. Они говорят и делают то, что от них хотят другие. Несвободные.
Администратор - одномерный, плоский тип, крысил у своих и стал крысой. То есть, наконец-то получил свое настоящее лицо.
Охотник - ничто. Пустое место. Ему нужны чужие свидетельства существования, дипломы.
Ученик - это и есть прирожденный охотник. Это утраченное лицо Охотника, вероятно, он был таким, но зависимость от мнения других испортила и сбила его с дороги. Он позволил им сбить себя и потерялся.
Палач - функция. Делай свое дело и помалкивай. Не думай, не рассуждай. Работа такая при Короле, поэтому, Когда Король уступил трон Администратору, Палач стал наконец самим собой. У Палача не слов в роли, это немой персонаж. Но только до времени. Мы узнаем в конце сказки, что он перешел со службы на служение, язык развязался, накопленные, нерастраченные слова и образы потекли рекой, Палач стал поэтом, но с "плахой" не расстался. Палач "пишет стихи в газету", то есть, на злобу дня и кому-то от него достается...
Тема озверения-вочеловечения поддерживается автором на протяжении всей пьесы.
"Все как у людей" - говорит Хозяин, подметая кухню. "Все как у людей", "жить как все", "поступать по-человечески", повторяют Хозяйка и фрейлины принцессы. Король только противопоставляет себя "нормальному отцу", но он не нормальный.
В самом деле, почему же юноша от поцелуя принцессы должен был озвереть? Обыкновенное дело: проходит конфетно-букетный период, через год другой начинаются претензии, потом драки и скандалы, и развод. Озверение в браке разлучает бывших людей и они бегут в леса и горы, ревя, как дикие. Если любовь ненастоящая. А какая настоящая? Жертвенная. Любовь не знает страха. Значит, сказка не просто про любовь, а про настоящую любовь.
Почему Медведь в медведя не превратился?
Хозяин (Шварц)нас уверяет, что дело в любви, она творит чудеса. На самом деле, Хозяин говорит это при своей жене, которая должна в это поверить и перестать бояться жить "не как все люди".
Хозяин сильно рискует, задумав такую сказку. По пьесе, жена давно сердита на своего писателя и волшебника за его детские шалости. Она в шоке от его новой выдумки, обращения в зверя юноши от поцелуя влюбленной девушки.
Ее муж все время валяет дурака, чтоб повеселить жену, в которую влюблен уже более пятнадцати лет. Чтоб не скучала. Обычные бытовые трюки Хозяйке уже вот где. Вот муженек и переключился, так сказать, на людей, добавил огоньку в отношения. Детей у них нет, скука, тоска, не смотря на волшебную палочку и деланное веселье. Хозяйка сходу, с первого появления Медведя в пьесе начинает звать его... сынком.
А что: интрига, эмоции, приключения и все довольны. Хозяйка наконец-то мать, а это значит, что Волшебник не заинтересован в превращении парня, пасынка, опять в медведя. Он же уйдет в горы, в леса и Хозяйка снова заскучает. Итак, Медведь усыновлен, а конце пьесы Хозяйка уже мать двоих детей: Принцессу она так же зовет дочкой.
Волшебник называет себя добрым. Но нет. Он всякий. Когда сказка не складывается и сценарий живет сам по себе, он злится. Начинает рвать и метать.
Волшебник, пусть и добрый, он не Бог, чувствами жены и других людей он управлять не может. Хозяин сделал вызов Богу, забыв, что Он есть и Любовь, и Жизнь. И смертный человек не властен над ними. Волшебник заигрался.
О принцессе он выразился опираясь на житейский опыт.Не высокого он о ней мнения, потому что думает: яблочко от яблони не далеко падает. Он ошибся. Принцесса не в папу.
Хозяин: Влюбляться полезно. Не умрет, Господи Боже мой!
Настоящая любовь - одна на всю жизнь. А влюбляются такие как Оринтия, Аманда, Администратор...
Но все пошло не так, не всесилен Волшебник. И даже Эмиль и Эмилия, которых волшебник придумал, чтоб они помогали влюбленным, обрели самостоятельность. Они полюбили и занялись друг другом. Взяли и обвенчались. Кстати, фразу "Взяли и обвенчались" Хозяин повторяет пять раз подряд!
Хозяин: ...Не зачеркивать же! Не слова — люди. Вот, например, Эмиль и Эмилия. Я надеялся, что они будут помогать молодым, помня свои минувшие горести. А они взяли да и обвенчались. Взяли да и обвенчались! Ха-ха-ха! Молодцы! Не вычеркивать же мне их за это. Взяли да и обвенчались, дурачки, ха-ха-ха! Взяли да и обвенчались! ...(садится рядом с женой | обнимает ее за плечи | говорит, тихонько покачивая ее, как бы убаюкивая)
Взяли да и обвенчались, дурачки такие. И пусть, и пусть!
Следовательно, он расписался в своем бессилии и пустил сказку на самотек. Волшебник не смог помочь, а после того, как Медведь не поцеловал принцессу, начинает ему мешать. Но чары бессильны против настоящей любви.
Есть второе главное условие для превращения медведя в человека: сама принцесса. Настоящая принцесса. Настоящая ли она, родная ли дочь своего папы? Смотрим в текст.
Король многократно повторяет: дочь моя, моя единственная дочь, моя родная дочурка. Нажимает и подчеркивает: моя любимая, родная, единственная. Эти навязчивые повторы привлекают внимание. И эффект достигнут. Что он оправдывается-то все время?
Король деспот, самодур, тиран, а его единственная любимая дочь...совсем другая. Присмотримся к репликам Короля.
Король: Ах, я перестаю быть королем, когда я вижу ее или думаю о ней. Друзья, друзья мои, какое счастье, что я так люблю только родную дочь! Чужой человек веревки из меня вил бы, и я скончался бы от этого.
Король: Дело в том, друзья мои, что принцессе еще и пяти лет не было, когда я заметил, что она совсем не похожа на королевскую дочь. Сначала я ужаснулся. Даже заподозрил в измене свою бедную покойную жену. Стал выяснять, выспрашивать... и забросил следствие на полдороге. Испугался. Я успел так сильно привязаться к девочке! ...Что сделал бы на моем месте настоящий добрый отец?
Принцесса упала в обморок, когда Король велел сказать Герцогине, что его нет дома.
Король:... Ее, видите ли, поразило, что папа, ее папа может сказать неправду. Стала она скучать, задумываться, томиться, а я растерялся.
...Принцесса бродит по дворцу, думает, глядит, слушает, а я сижу на троне сложа ручки да посвистываю. Принцесса вот-вот узнает обо мне такое, что убьет ее насмерть, а я беспомощно улыбаюсь.
Принцесса засомневалась, что она королевская дочь? Интуиция. Этого и боится Король, ведь Принцесса не сможет, не захочет скрыть, что она незаконнорожденная, если всплывет правда. А у Короля нет других наследников, она единственная. Это реально ее убьет. Тюрьма, монастырь в лучшем случае. А король без наследника - прямая мишень. Жди переворота.
Он бежит от разоблачения и предвидимых бед, свалив на принцессу ответственность за дорожные мучения всех придворных. Он бросил королевство! Хорош король.
Король:...У соседей мы не задерживались. Известно, что за сплетники соседи. Мы мчались все дальше и дальше, пока не добрались до Карпатских гор, где о нас никто никогда ничего и не слыхивал.
Еще о догадках Принцессы об истинном положении дел. При первой встрече Медведь и Принцесса обмениваются словами:
Медведь: Я сирота.
Принцесса: Я тоже.
Она спохватывается и продолжает, что только мать умерла, а отец жив. Но она чувствует себя одинокой, сиротой. Медведь правдив, Принцесса тоже. Родственные души встретились.
Возвращаюсь к теме озверения. Эту фазу Медведь и Принцесса прошли до свадьбы. Вот в каком месте, в сцене встречи и поединка в трактире.
После бегства Медведя, Принцессы переоделась в мальчика, чтобы найти любимого и выяснить отношения. Они поменялись ролями: парень бежит от страха, девушка мужественно его ищет и дает пощечин словами: болтун, хвастун и т.д.
В диалоге перед поединком Медведь узнал Принцессу, но в фильме этого нет.
Медведь:...Так вот как ты поняла меня!
И тут звучит только вызов на поединок и бой.
Далее в диалоге с Трактирщиком Медведь говорит, что сразу, как увидел, тотчас узнал Принцессу.
Еще доказательство, что принцесса ненастоящая и это всем ясно, что Король не родной отец принцессы, в репликах Первого министра, когда он взбунтовался.
Первый министр: ...Почетный папа римский? Ха-ха! Вы не папа римский, не папа, поняли? Не папа, да и все тут!
Король: Ну, это уж слишком! Палач!
"Не папа" - эти слова Король вынести не мог, это и есть жало его трагедии. Он понял, что Первому министру все известно. Принцесса, дочурка родня, наследница не от него.
Продолжу про озверение.
Озверела в несчастливом браке без любви, от службы и мучительного путешествия Первая придворная Дама. Вдова.
Дама: Черт его знает, когда это кончится! Мы тут запаршивеем к свиньям, пока этот ядовитый гад соблаговолит дать нам мыла. Здравствуйте, хозяйка, простите, что мы без стука. Мы в дороге одичали, как чертова мать.
Озверевшие от тягот походной жизни Фрейлины принцессы Оринтия и Аманда в пьесе откровенничают о своей "дикой" любви к детям и супругам. Сплетни, ревность, бытовые ссоры...
Увы, в фильме нет этих забавных картин.
Еще досадный прием: если нужно оставить героев наедине, режиссер выводит их со сцены. Буквально. Они уходят и приходят, когда их позовут Принцесса или Медведь. А как в пьесе? Медведь и принцесса целуются, когда все вокруг уснули, спят среди белого дня. И люди и природа спят, у замочной скважины спит Администратор...Жаль, мы не увидели в фильме.
Хотя для конца 70-х это был безусловный успех. Фильм шедевральный, новаторский, актеры замечательные. И все же фильм мог бы стать интереснее, если бы режиссер следовал за мыслью Евгения Шварца, а не вымарывал главные идеи и мысли автора.
Все вышесказанное относится к фильму 1986 года, режиссера Марка Захарова.
Есть не менее очаровательная ранняя экранизация Эраста Гарина. У нее свои плюсы: Гарин отнесся бережно к тексту Евгения Шварца, но, как и Марк Захаров, он пожертвовал кусками пьесы, где Трактирщик Эмиль телепатически контактирует с Монахом-экономом горного монастыря, сплетником и любителем всего человеческого.
Видимо эти куски, как о вообще упоминания о Боге, вырезала цензура, поскольку что Никита Хрущев устроил гонения на религию и служителей церкви и обещал показать по телевизору последнего священника. И все, что напоминает духовное в человеке – понятие греха, бессмертия, вечности – все вырезано вместе с телепатическими контактами.
К сожалению, в фильме изменены и финальные сцены в обеих экранизациях. Где шварцовская жизнеутверждающая концовка?
И у Гарина, и у Захарова по тексту идет сплошная отсебятина. Взявшись за руки влюбленные бредут за свитой... в горы.
У Захарова Хозяйка в слезах говорит мужу, что это его лучшая сказка, по крайней мере удачная. Звучит из ее уст это неубедительно.
Все серо, уныло, и самое обидное, сокращены диалоги, ведь зло в сказке всегда бывает наказано в конце. Но… опять вивисекция хвостика.
В тексте пьесы Волшебник по просьбе жены превратил Администратора в крысу, а Короля в облако.
Хозяйка: Хорошо бы и короля… подальше бы. Вот это был бы подарок. Избавиться от такого тестя!
Хозяин: Какой он тесть! Он…
Хозяйка: Посплетничай в праздник! Грех!
Что и требовалось доказать: принцесса не родная дочь Короля, следовательно, не наследница престола, и никакая не принцесса. Вот почему Медведь остался человеком после поцелуя обычной, хоть и очень влюбленной, девушки, а чудо, соответственно, сотворено Провидением Божьим, то есть - обыкновенное чудо.
Пора снимать новую версию.
Согласны?
Свидетельство о публикации №124082304059
Доктор Нэля 25.08.2024 07:06 Заявить о нарушении
Екатерина Игоревна Жданова 26.08.2024 08:13 Заявить о нарушении