Байка про скрипку Страдиварю

(Из писем к Маргарите, дочери Элины, скрипачки ансамбля «Слобода»)

Привет, детка! Обещанная байка из жизни нашей «Слободы».

Байка про скрипку  «Страдиварю».

     В каждой семье есть свои семейные легенды.
В каждом музыкальном  коллективе - тоже. Эти легенды хранят, в них свято верят, иногда ими хвастаются, а иногда их приходится скрывать.
Такой нашей сладкой тайной была Элькина скрипка. По легенде - её по случаю купил у спившегося скрипача Большого театра Элинин отец, обожавший свою крошку. Скрипка была очень старая, итальянской работы. Об этом говорили какие-то клейма внутри. Понятно, что не Страдивари и не Амати, но всё же...  И прозвали мы её ласково, по-нашему: Страдиваря. :)

     Ясно, что при таком способе приобретения и образе жизни предыдущего владельца документов на инструмент не было, и быть не могло. Звук, впрочем, у скрипки  был отменный!  Глубокий, бархатных тонов… Напоминал голос Элины по тембру. Не удивительно, что любой цыганский репертуар у нас шёл на ура! :))

«Нанэ цоха, нанэ гад,
Мэ кинэл мангэ ё дад!
Сыр выджява палором,
Мэ кинэл мангэ ё ром!...»
(Надо же, многое ещё помню.)  :)
   
     При этом она же (скрипка) и составляла нашу проблему на любой таможне!  Погранцы и таможенники нутром чуяли её "дворянское" происхождение, возбуждались, очень жаждали почитать паспорт на скрипку! А поскольку такового не было, то  хотя бы получить мзду за "контрабанду". Лишних денег, как и лишних документов,  как ты понимаешь, у нас не было. У нас вообще ничего лишнего не было.          
    А иногда и просто нужного. :)))

     И вот однажды собрались мы в море. Были тогда популярны рейсы Мурманск – Вадсё (Норвегия). Я подрабатывала в Турбюро и иногда имела возможность протащить свою банду в рейс. На простых условиях, озвученных мне моим начальством: «Вы живёте в нормальных каютах. Питаетесь, отдыхаете. Иногда играете на увеселительных мероприятиях на борту судна (для пассажиров и экипажа). Не требуете при этом зарплату. А вот то, что вы заработаете на берегу концертами, уже не касается нас».(с) Условия такого рода устраивали всех.

     Ночь перехода морем. Планов было много. Мы должны были отыграть несколько небольших концертов на борту корабля. Это была «Новогодняя Ночь».  Поэтому играть нужно было  почти одновременно в нескольких местах:  в ресторане и в 2-х барах люди садились за стол, а мы последовательно, на этих трёх точках  должны  были отыграть. Затем нужно было быстро спуститься по трапу корабля (в костюмах, со всеми инструментами) и нестись в ресторан, куда нас пригласили поиграть. (Кажется, за 1 000 норвежских  крон. Тогда это были немалые деньги для нас). После  всего этого мы могли отдыхать, как белые люди. Всё хорошо и гармонично…
      И всё вот это чуть было не сорвалось!
При досмотре,  уже на рейде возле Мурманска, к нам прикопался молодой и очень рьяный таможенник. Капитан. Ну ооочень честный...          И что самое противное - учился в параллельном классе со мной! 
Он прочитал мне, как предводителю банды, целую лекцию, что, мол, детская дружба не даёт мне права нарушать таможенное законодательство Российской Федерации…. Делал многозначительное лицо, поигрывал пальцами по столу…

     Я ему говорю: "Слышь, Чумагин, ты ошибаешься по крайней мере дважды.
Во - первых - мы не везём незаконного багажа. Мы не по этой части.
Мы музыканты, и нам нет интереса вляпаться в контрабанду и перекрыть себе норвежскую визу.
Во- вторых, о «детской дружбе». Что-то не припомню. Я училась в "Б" классе. Если в нашей параллели были стоящие ребята, то только в нашем, "Б" классе, ну, может, ещё в "Г". Но никак не в вашем "А"! Все концерты, смотры  строя и песни, олимпиады, музыкалки  и  художки, секции и школьные дискотеки — это  был наш конёк. В вашем же колхозе преобладали гопники, двоечники и унылая посредственность. Наши пацаны вас даже лупить гнушались. Так что пальцы тут не гни!  Давай культурно разойдёмся, друг другу нежно улыбнёмся...

     А он мне: «Вот это я и ждал услышать! И наконец-то поквитаться в твоём лице со всем твоим выделистым и выпендрёжным классом! «Бээээээшки».
Короче. У вас скрипка антикварная!  Документов  явно нет.
Вывод: Никуда вы не поедете! По коридору налево и по трапу вниз. Плиииииииз».
Улыбка на глупом  фейсе, как ты понимаешь, до ушей.
Ну, думаю, Чума, это твоя третья ошибка!

     Зову Элину: «Элина Георгиевна! Не соблаговолите ли подойти?
Тут гражданин начальник желают освидетельствовать Ваш рабочий инструмент!» Элина, мгновенно включаясь в игру, голосом оперной дивы,  томно спрашивает: «Да-даааа? Что желают досмотреть?»
Приносит в футляре скрипку, с грохотом швыряет на стол перед  очумевшим Чумагиным. (Саша его звали в миру, кажись).
Чума: «Как Вы обращаетесь с инструментом, дама?!»
Элина: «Голубчик  Вы  мой!..   Ах, если б это был настоящий инструмент, разве бы кто-то с ним так обращался?»
Чума: "А что же это, если не инструмент? Сразу видно - скрипка".
Элина: «Это??!! Это дрова. Видите ли, любезнейший. Инструменты делятся на два класса. Всего два. Знаете,  какие? Нет.
Я почему-то так и подумала. Ну да ладно, проведу ликбез, объясню. Для такого красивого капитана.
Первый класс инструментов - это те, которые «СТРОЯТ», если их настроить. И, что характерно, продолжают держать строй, если на них играть. То есть не фальшивят. Второй класс инструментов - это те, которые «НЕ СТРОЯТ».  НИКОГДА! Ни при каких обстоятельствах. Хоть зашибись! Почему? Потому что это -  «ДРОВА». Так вот. Перед вами именно ДРОВА. И я Вам это докажу. Попробуем вместе её настроить»?

     И Элина начинает отрабатывать коронный номер: «Настройка бревна».
С мучительным выражением на лице, она начинает крутить колки скрипки и возить смычком по струнам.  Баянист Саша с готовностью достаёт баян, даёт Элине ноту Соль. Элька ищет её в очень широком диапазоне, как потерянный в космосе спутник. Потом Саша даёт мне для флейты  - ноту До, потом для гитариста Сергея  - ноту Ми…(Мы же тоже хотим «строить», относительно хоть чего-нибудь!) Все стараются, с серьёзным видом. :)))
     Могу поспорить, что бравые таможенники вряд ли слышали за свою многотрудную жизнь что-либо более омерзительное, чем эти нестройные, гнусные и очень громкие звуки. Скоро уже все таможенники и погранцы верещали: «Быстро прекратите этот балаган!» 
Взвыли и пассажиры. Невинные жертвы этого шоу. :(

     На что мы невозмутимо отвечали: «Дак ведь гражданин капитан утверждают, что у нас антикварный инструмент, необыкновенной ценности. Чем же мы можем возразить, кроме как показать его в деле?!» 
Все зашикали на Чумагина. Таможенный досмотр был парализован. Очередь стояла и ждала, когда это закончится.
Давно пора было  отчаливать!
     А самый главный начальник нас спросил: «А как же вы играете на концертах?»  Элина издала рыдающий вздох таборного разлива и грустно ответила: "Вот так и мучаемся! Три часа настройка – пятнадцать  минут игры. Сплошной позор. Почему не покупаем новый инструмент? А на что же нам? Заработать трудно, да и всякий норовит обидеть  и обобрать... Желаете пожертвовать?»
     Тут мы все забубнили жалобно и горемычно, соглашаясь с последним предложением скрипачки.  Чума сидел красный от бешенства…
Начальник крикнул: "Пропустить артистов! Нечто не видно - ведь убогие! " Он ещё говорил тихо какие-то слова Чуме.
До нас долетали обрывки: «Нашёл с кого... Их там ждут... Международный скандал...  Скоморохи  хреновы…»

     И нас пропустили. После  короткого отдыха и ужина  мы уже вовсю репетировали и быстро приступили в выполнению боевого задания.
Всё прошло отлично, не считая 8-балльного шторма на обратном пути из Вадсё  в Мурманск, когда мы чуть не потопили корабль. 
Но это - в следующей байке... :)


Рецензии