Один и без оружия 11. Приложение
------------------------
Помимо вариативности самого понятия «интеллигенция»...
Начал и – осёкся, вспомнив о вариативности уже понятия «понятие» (по Лосеву – «логической модификации эйдоса», а у иных умников – иначе).
Однако...
То, что И, как атрибут действительной Личности (ой! – А это – что такое!?), и И, как некий социальный слой (допустим: «высший образованный» – как то было у П. Д. Боборыкина, запустившего в оборот самое слово, заимствованное, естественно, из латыни) – не одно и то же, очевидно. Иное дело, что и к И во втором смысле можно относить (есть смысл) тех, кто является носителем И в смысле первом.
В общем-то, и Лосев шёл от «имени». Латинского. Intelligentia – понимание, познавательная сила (способность), знание. С неизбежным (если – всерьёз) различением уже между знанием и пониманием.
От знания – как различения только иного (присущего и растениям), до знания, как различения себя в себе. Через все предшествующие модификации.
Психологи, относительно уровней «знания себя», обычно, оперируют такими терминами, как ощущение, восприятие, представление... Ну, и что-то дальше (вроде «мышления»).
Это – если всерьёз.
Дальше...
Дальше следовало бы различить мышление (как чисто смысловое конструирование) и понимание (невозможное без «выразительности» и кое-чего ещё).
В общем – дебри!
Как и с Личностью. Не сводимой ни к «самости», ни к «эго» (Я)...
Известно различие и между «интеллигентностью» и «интеллектуальностью». Из которого вытекает (а вдруг – наоборот!? (шутка!)) уже различие между интеллигентом и интеллектуалом. С уже набившим оскомину причислением первого исключительно к «русскому миру», притом – скорее, как «чужого» (и даже – «чуждого»).
Да уж... И ведь есть резон! Разве что ретивые «русские патриоты» (набрасываясь на интеллигенцию – естественно, за нелюбовь той к Родине (или: к Самодержавию, Православию, Народности)) пролетают (в идеологическом раже) мимо различия таких понятий, как «иной», «другой» и – «чужой», а тем более – «чуждый». «Враг народа», «инагент»... И – пошло-поехало.
И я не к тому, что здесь нет проблемы... Как философской, так и исторической.
Проблема (и ещё какая!), конечно, есть.
Просто... Нет человека – нет проблемы. А то: Нет личности, нет проблемы.
Ну, и кому-то неймётся упростить всё до самого края.
А проблема, конечно, есть. Не только в контексте «русского мира», но и в целом. Однако, в «русском мире» – в особенности. С претензией на Истину в последней инстанции (желательно – через Самодержавие, Православие, Народность).
Про то, что в скобках (мы – о Триаде)... Граф Уваров (Сергей Семёнович) был совсем не прост. И негодяем (во многих смыслах) он точно не был. Просто, ради дела, пошёл на некоторые жертвы и даже самопожертвование (дабы обвести кого-то вокруг пальца). Так и «обвёл». Как с одной стороны, так и с другой. За что и «схлопотал» (с обеих).
Однако...
А к «слову» (то бишь – к теме)...
Парочку (из сонма достойных) «подходов». Разнокалиберных. Считай, наугад.
Сначала – с сайта Проза. ру. Сжато и совсем недурно.
[Многие путают понятия интеллигентности и интеллектуальности. Не смотря на их похожее звучание, интеллигентность является следствием углублённого познания внутреннего человека(личности), в то время как интеллектуальность относится к умственному изучению внешнего мира. Как следствие, интеллектуалы в основном поверхностны: не смотря на внешний лоск, часто бывают совершенными пустышками с духовной точки зрения. Они не способны понять внутренней глубины и богатства истинной интеллигентности, но тем не менее любят называть себя интеллигенцией ради престижа, заслуженного благородными качествами настоящих интеллигентов.
Уязвимость интеллигентных людей заключается в том, что, купаясь в своих радужных переживаниях, счастливо погружённые в себя, они часто не замечают, не понимают происходящего во внешнем окружении, или же вовсе не придают значения жизни на физическом плане, оставаясь не понятыми своим окружением. Однако в конечном результате каждый остаётся при своём: духовные интеллигенты черпают блаженство внутри самих себя, интеллектуалы живут материалистичными выражениями своих мыслительных спекуляций.]
(Ирина Нармонтене. Интеллигентность и интеллектуальность. – Проза. ру, 2012)
Понятно, что требует комментариев. Но – оставим, как есть.
И... От «русского мира» (пусть и не от «классиков», но – вполне «адекватное»).
От Сергея Сергеевича Лабанова (не путать с покойным – мною глубоко уважаемым сыном Веры Захаровны – выдающимся философом, богословом, переводчиком (а ещё и не слабым физиком) С. С. Хоружим, а также с разными «лОбановыми»). Мелькающего на Ютубе и замеченного мною (по последнему часу) в штатах Московского финансово-юридического университета.
В нулевые-десятые С. С. закидал своими статьями такой сайт, как Православие. Ru.
Тексты – нормальные, но с соответствующим уклоном-креном.
И есть там статья с названием «Феномен российской интеллигенции» (едва ли не от начала нулевых). Сергей Сергеевич выдавал этот текст и в чуть изменённом варианте (не меняя главного).
О данном «Феномене» пишут с давних пор. Большие люди казывали! И у С. С., считай-таки, кратенький обзор.
Нормальный. Только подходить к самому таковскому повороту «темы» тоже не мешало бы критически. Ну, или – хотя бы, так сказать, со стороны.
Сам-то я всю эту «науку» («русскую философию») пропустил сквозь себя в объёмах немалых. Принимал, критически переосмысливал... Уважение сохранил. Однако...
В смысле, есть что «вставить» и за что «отшлёпать».
Но – прочитать можно. Я – только о Сергее Сергеевиче. О его «ФРИ».
В том числе – и к нашему с Германом.
Ничего из опуса (сочинения) Лабанова приводить не буду. Поднимается оно легко. Но – для острастки, почти в шутку – в одном месте (по самому верху) таки ущипну. Сугубо формально.
[Само слово «интеллигенция» ввёл в употребление писатель П.Д. Боборыкин, который в 1866 году определил таким образом «высшим образованным слоем общества».]
Это – понятно. Мы – токмо о построении фразы. Не мешало бы только в закавыченном трижды поменять «м» на «й». Ну, или как-то чуть иначе построить всё предложение.
Пустяки (сам таким страдаю)! Однако – на таком уважаемом сайте. Да и не в одном варианте...
Просто, впечатывая в свой текст что-то из иных источников, неплохо бы это несколько раз перечитать. Дабы – согласовать.
Так и все мы – не без этого.
Мабыть, пару слов о самом понятии (И) ещё и вставлю. В дальнейшем. От себя.
21.08.2024
Свидетельство о публикации №124082103246