Вектор на человекопостроение

Роль жёстких и мягких навыков в профессиональном развитии в условиях постиндустриальной цивилизации. Вектор на Человекопостроение.

Жанр: пазл

„Кто двигается вперед в знании,
но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем вперед.“
Аристотель

На современном этапе, когда мировое Со-Общество находится в состоянии экономического, политического и экологического кризисов, в основе которых лежит кризис ценностей, пришло время правильной расстановки ключевых приоритетов. Поскольку от этого зависит будущее всей цивилизации.
Чтобы верно определить направление дальнейшего движения, сделаем шаг назад и рассмотрим ряд цивилизационных теорий. Для начала проследим за развитием взглядов учёных, рассуждавших о прошлом, настоящем и будущем человечества, отводя главную роль в процессе социального развития технологическим революциям, полагая что благодаря им совершался диалектический переход общества на качественно новый уровень жизни.

Понятийный аппарат

Прежде чем начать обзор основных теорий, уделим внимание таким терминам как технология, цивилизация, культура, холизм, эмерджентность.

Согласно Большой Российской энциклопедии «Технология от греч. ;;;;; – искусство, мастерство, ремесло, наука и ...логия... Термин «Технология» ввёл в 1772 немецкий учёный И. Бекман. Со временем Технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то под Технологией подразумевался простой навык, то ныне это сложный комплекс знаний – ноу-хау (от англ. know how– знать как) или секретов производства, полученных порой с помощью дорогостоящих исследований».
Исходя из данного значения, технологическая революция дословно означает коренной переворот (революцию) в какой-то конкретной области знаний*.

Важно! Знания здесь понимаются в узком контексте, применительно к конкретной области и вне холистической* концепции мироустройства. *Холизм – принцип целостности мира, выраженный в формуле «целое больше, чем сумма его частей» (Аристотель). Сформулирован принцип холизма философом Я. Смэтсом в 1926г.

Отсюда вытекает такое понятие как эмерджентность (от англ. emergent «возникающий, неожиданно появляющийся») — это появление у системы свойств, не присущих её элементам в отдельности. Несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов. Из элементов, имеющих одни качественные особенности, может сложиться система, обладающая иными качественными чертами. В литературе, чтобы подчеркнуть парадоксальность идеи целостности, ее символизируют формулой «2+2=4». Это означает, что система представляет собой нечто отличное (количественно или качественно) от суммы составляющих ее частей. Эмерджентность - форма проявления закона диалектики «переход количественных изменений в качественные».

Понятие цивилизация появилось в древности (Греция, Китай) и противопоставлялось варварству и дикости, т.е. было связано с представлением людей о благоустроенном гражданском обществе: нормах, благопристойности поведения, законности власти, просвещённости и тд.

С точки зрения классика теории цивилизаций француза Марка Блока (1886-1944) понятие цивилизация носит оценочный характер, а цивилизационная теория - «метод сравнительно-исторического изучения обществ, основанный на их различении по ряду факторов…».

Совокупность ряда факторов представляет собой культуру общества.

Понятие культуры есть во многих словарях, в основном предлагается перевод с латинского cultura (cult (культ) и ur (пламя, свет) или ra (бог солнца).
Термин впервые прозвучал в контексте возделывания сельскохозяйственных культур, в настоящем возделывание имеет более широкое звучание: почитание (изначально бога солнца), воспитание, образование, развитие.

Малый академический словарь пишет, что культура - это система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения). Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Другими словами, культура это всё созданное человеком, а не природой.
Большой психологический словарь указывает что «Понятие «Культура» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании».
Человеческое общество проживало разные этапы становления культуры от дикого состояния до культурно развитого.

Таким образом цивилизационные теории сравнивают уровень культуры (возделывания) человека в частности и человеческого общества в целом на разных этапах развития обществ.

Цивилизационные теории, ориентированные на развитие познавательных возможностей

Анализ процесса окультуривания человеческих обществ начал появляться с середины 18 века в работах учёных В. Мирабо, Н.А. Буланже, Вольтера, А. Фергюсона, М.Ж.А. Кондорсе, Ф. Гизо, Г.Т. Бокля и др.
В работах этих учёных понятие цивилизации сводилось к борьбе разума с дикостью, варварством и предрассудками (с точки зрения европейского рационального мышления).

Что морально обосновывало цивилизаторство - насаждение своих культурных ценностей и изменение образа жизни неевропейских народов (Америки, Азии, Африки).

Движение к цивилизации понималось как прогресс и рассматривалось как историческая необходимость, а идеалом и высшей стадией развития общества полагалось общество с развитой наукой. Ибо наука, а точнее исследовательский рационализм, с точки зрения представителей философии позитивизма*, это третья и высшая стадия развития цивилизации.


*Позитивизм отрицает познавательную ценность философского исследования (теоретического размышления) исходя из тезиса о том, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено только эмпирическим путём, а именно методом эксперимента и описания фактов и явлений.
Это понимание роли разума в цивилизации прижилось в европейской культуре и стало нормативным.

Но в прокрустово ложе цивилизационных теорий, где доминирует рациональное мышление, не помещались «варварские» культуры стран Древнего Востока, Греции, Рима, Западной Европы с их философией, мифологией, поэзией, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой. Поэтому в конце 19 начале 20 веков противопоставление цивилизации варварству стало носить размытые очертания. Появились локальные и диалогические цивилизационные теории, в которых каждая из цивилизаций либо развивалась под влиянием местных условий, либо под влиянием диалога культур.

В настоящем принято различать агрессивную колониальную идеологию и представления о цивилизованном сознании, ориентированном на познание.

Рассмотрим наиболее популярные цивилизационные теории учёных-футурологов, среди которых есть и наши современники.

1. «Английский археолог Гордон Чайлд (1892-1957) представил цивилизацию как результат неолитической* и урбанистической революций, которые породили производящее хозяйство и города».

Под *неолитической революцией подразумевается переход от присваивающего типа хозяйствования (охоты и собирательства) к производящему типу (земледелию - окультуриванию земли, и животноводству), также в отдельную отрасль выделилось ремесло.

2. Американский социолог, создатель теории постиндустриального общества Даниэл Белл (1919 – 2011)
а. выделил три технологические революции:
1) изобретение паровой машины в XVIII веке
2) научно-технологические достижения в области электричества и химии в XIX веке
3) создание компьютеров в XX веке
б. предложил логику развития общества:
Доиндустриальное ; Индустриальное ; Постиндустриальное.
Постиндустриальное общество характеризуется:
• главенством знания (а не собственности);
• наличием интеллектуальных технологий;
• переходом от производства товаров к оказанию услуг;
• ростом численности носителей знания.

3 Американский философ, социолог и футуролог Э;лвин То;ффлер (1928-2016), один из авторов концепции постиндустриального общества, выделял три волны в развитии общества:
1. Аграрную. С ней связана неолити;ческая револю;ция, которая породила традиционное общество.
2. Индустриальную. С ней связана промышленная революция, породившая индустриальное общество.
3. Информационную. С ней связана научно-техническая революция, породившая тип общества, основанного на знании (постиндустриальное, оно же информационное).

4 Советский и российский философ Анатолий Ракитов (1928 – 2019) определял все технологические революции, повлиявшие на развитие человеческого общества, как информационные:
1. появление и внедрение в деятельность и сознание человека языка;
2. изобретение письменности;
3. изобретение книгопечатания;
4. изобретение телеграфа и телефона;
5. изобретение компьютеров и появление Интернета.
 
5 Российский социолог, философ и футуролог Леонид Гринин (1958г.) выделяет три революции, повлиявшие на технологическое развитие человечества:
1. Аграрную
2. Промышленную
3. Научно-информационную (кибернетическую).
Последняя в его видении началась в 1950—1990-е годы с развития автоматизации, энергетики, области синтетических материалов, космоса, создания средств управления, связи и информации и завершится управлением систем, которая начнётся с 2030—2040-х годов.

6. Доктор физико-математических наук, профессор, эксперт в области коммерциализации научных исследований Михаил Бутусов в статье «Человеческая цивилизация: создавая уничтожаем?» (2022г) берёт за основу циклы развития экономики и технического прогресса, предложенные советским экономистом Н. Кондратьевым (в последствии его идею поддержал и популяризовал австрийский и американский экономист Йозеф Шумпетер). Каждый современный цикл продолжается 45-60 лет и имеет «четыре специфических характеристики: способы информационного обмена, промышленные достижения, социальные особенности, основные источники энергии».
«1 цикл. Информационный обмен — книги ручной печати, почта. Промышленное достижение — паровая машина и ее использование в ткацких мануфактурах. Источник энергии — уголь. Социальные особенности — массовое привлечение рабочей силы из деревень в города, образование т.н. «рабочих кварталов». Центр развития — Англия.
2 цикл. Информационный обмен — книги и газеты для масс, первые телефон и телеграф. Промышленные достижения — паровой локомотив, железная дорога, металлургия. Социальные особенности — появление промышленных городов (Манчестер, Ливерпуль). Центр развития цикла — Англия.

3 цикл. Информационный обмен — радиосвязь, массовая телефония. Промышленные достижения — двигатель внутреннего сгорания, передача электроэнергии на большие расстояния, химия, фармацевтика. Источник энергии — нефть. Социальные особенности — интенсивная урбанизация с делением городов на деловые центры и жилые пригороды. Расширение сети автодорог. Центра развития — США.

4 цикл. Информационный обмен — телевидение. Промышленные достижения — автомобили, электропоезда. Источники энергии — нефть, газ, уголь. Социальные особенности — повышение мобильности населения, продолжение урбанизации и рост глобализации. Центры развития — США, Япония и Европа.

5 цикл. В работах Кондратьева этот цикл не был подробно описан… Этот цикл характеризуется интенсивным развитием информационных технологий, компьютеров, возникновением интернета как всемирной информационной системы. Это стало выдающимся технологическим достижением, позволившим странам, которые ранее считались «развивающимися» (Индия, Китай, Тайвань и пр.), приблизиться и даже в некоторых случаях превзойти уровень европейских стран и США. Энергетическое обеспечение этого цикла кардинально не изменилось, что повлекло за собой глобальные проблемы и конфликт между экстенсивным развитием и ограниченностью природных ресурсов планеты. С этими проблемами мир столкнулся в период между 5 и 6 циклами».

Далее М. Бутусов предлагает дополнить циклы Кондратьева/Шумпетера 6м циклом:
«Логично заключить, что оптимальными задачами шестого цикла должны стать вопросы, связанные с улучшением глобального качества жизни всего населения: биотехнологии, альтернативные источники энергии, когнитивные технологии и искусственный интеллект. Здесь роль основного драйвера прогресса полностью перейдет к интеллектуальному потенциалу человечества.»

И указывает на две проблемы вхождения в 6й цивилизационный цикл:
1. «начавшийся в конце XX в. климатический кризис создал глобальный конфликт между традиционной парадигмой экстенсивного производства и нарастающего потребления, с одной стороны, и необходимостью предохранения среды обитания и качества жизни человека от собственного антропогенного воздействия — с другой. По сути дела, это первый конфликт между двумя ранее сосуществовавшими процессами развития — биологической эволюцией Планеты (и человека как ее части) и человеческой цивилизацией».

2. «В этот непростой момент хотелось бы напомнить слова одного из величайших творцов нашего времени — сербского ученого, инженера и философа Николы Тесла: «В XX в. большинство цивилизованных стран тратит максимум своих доходов на войну и минимум — на обучение, но в XXI в. этот порядок будет изменен на обратный. Станет более достойным стяжать славу в борьбе с невежеством, нежели погибнуть на поле брани». Именно поэтому проблема сохранения и развития интеллектуального потенциала и инновационных навыков человека, а не только разработка и внедрение часто обсуждаемых и актуальных энергосберегающих «зеленых» технологий, критически важна для вхождения в шестой цикл цивилизации.»
Итак, что мы получаем из обзора познавательных цивилизационных теорий?
Учёные, предложившие каждый свой тип классификации, сходились в том, что человечество пережило несколько стадий развития, связанных с технологическими рывками, в основе которых лежало получение новых знаний в какой-то конкретной области, и способы их распространения.

Из представленных классификаций видно, что в качестве главной ценности, благодаря которой стали возможны научные достижения, учёные выделяют интеллект.
Логично, что современным сообществом был сделан вывод: будущее человечества за интеллектуальным потенциалом и инновациями в технологиях. За рациональным мышлением.

В качестве ответа на вызовы современности 28 февраля 2024 г. в РФ был официально обозначен курс на инновации, как способ для достижения устойчивого развития. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Предполагается что «…успешная реализация стратегии даст новый импульс в обеспечении устойчивого развития России как важнейшего национального приоритета».

Следовательно, вместе с устойчивым развитием экономики страны повысится качество жизни каждого человека.

Взаимосвязь между качеством жизни и устойчивым развитием

«Строителям коммунизма на Земле казалось,
 что все возможно: повернуть реки вспять,
осушить моря, изменить климат»
Телеканал «Наука»

Концепция качества жизни появилась на Западе в условиях индустриального общества в 60х годах 20го века в качестве ответа на концепцию общества потребления. В котором основными индикаторами благополучия служили показатели экономического благосостояния социума.

Качество жизни понятие многоаспектное и не сводится к экономическим показателям, материальному благосостоянию и способности человека потреблять (уровню жизни).
Сам концепт качества жизни сочетает монетарные и немонетарные показатели и, представляя собой альтернативу валовому национальному продукту (ВНП), призван служить ориентиром для расстановки приоритетов в современном обществе.

В 2009 году лауреатами Нобелевской премии Джозефом Стиглицем, Амартией Сен и профессором Жаном-Полем Фитусси (Рис.1) была предложена схема с ключевыми составляющими качества жизни.

Качество жизни определяют:
1. Здоровье
2. Текущее и будущее состояние окружающей среды
3. Гражданские права
4. Материальное благополучие
5. Работа и другая индивидуальная деятельность
6. Уровень образования и навыков
7. Социальные коммуникации
8. Экономическая и физическая безопасность

Авторы предложили сместить акцент с измерения экономического производства на измерение человеческого благополучия с учетом концепции устойчивого развития. Для этого они определили из чего состоит человеческое благополучие и как измерять устойчивое развитие.

Проследим за историей появления понятия «устойчивое развитие».

В 1972 году Римский клуб, – общественная организация, члены которой взялись проанализировать корни глобального кризиса, опубликовал свой первый и самый знаковый доклад «Преде;лы ро;ста», в котором представлена математическая модель роста человеческой популяции и исчерпания природных ресурсов Земли, являющихся источниками энергии, доступными на данный момент человечеству.

Исходя из этой модели докладчиками был сделан вывод о том, что планета перенаселена и дальнейший демографический рост и рост промышленности истощают природные ресурсы, что неминуемо ведёт к краху мировой системы. А значит следует найти оптимальные сценарии развития человеческой цивилизации. Был предложен сценарий «Глобального равновесия», согласно которому следовало:
1. Сократить средний размер семьи до двух детей.
2. Сохранить средний подушевой выпуск продукции на уровне 1975 года.
3. Разработать новые методы вторичной переработки отходов и ввести их в действие.
4. Разработать способы использования в качестве энергии естественной солнечной радиации.

И хотя доклад вызвал волну критики в мировом сообществе, его главная цель была достигнута – он положил начало дискуссии о глобальных проблемах (экологических, экономических и политических), показал взаимозависимость между экономикой и экологией и внёс трещину в философию общества потребления. В последствии Римским клубом было опубликовано более 30 докладов, однако именно доклад «Пределы роста» стал первым импульсом, положившим начало цепной реакции исследований на тему будущего человечества.

И уже через 11 лет в 1983 году Генеральной Ассамблеей ООН была создана Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР), которая в 1987 году предложила в докладе «Наше общее будущее» Концепцию устойчивого развития. Цель концепции состояла в сглаживании противоречия между экономикой и экологией и нивелировании негативных эффектов научно-технических «прорывов».
Согласно докладу, устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, не ставя под угрозу возможность удовлетворения своих потребностей будущими поколениями землян. А это подразумевает поддержание способности экосистем Земли к самовосстановлению путём использования ресурсосберегающих технологий.

Таким образом, благополучие человеческого общества и качество жизни каждого его члена зависит далеко не только от технологических прорывов и экономических показателей, а от сочетания ряда факторов.

В 2011 году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработала 11 критериев качества жизни и Индекс лучшей жизни для измерения благополучия людей по странам.

«Методика расчета Индекса является альтернативой стандартному подходу измерения благополучия жизни человека, основанному на показателе ВВП на душу населения, который не всегда свидетельствует о «здоровом состоянии» экономики или высоком качестве жизни людей».

Россия участвует в Индексе с 2011 года.

«Индекс рассчитывается в соответствии с 11 направлениями, которые ОЭСР определяет как важнейшие составляющие благополучия людей с точки зрения:
1. Материальных условий (жилищных условий, дохода, работы).
2. Качества жизни (социальных связей, образования, качества окружающей среды, гражданских прав, состояния здоровья, удовлетворенности жизнью, личной безопасности, а также баланса работы и отдыха).»

В 2017 году перечисленные показатели были приняты как статистические индикаторы качества жизни в странах Европейского союза.

В концепцию качества жизни не случайно включены такие критерии как состояние окружающей среды и здоровье. Ещё в 1950 – 1960 годах в учёных кругах появилась обеспокоенность о влиянии СО2 на озоновый слой Земли и парниковом эффекте, который ведёт к глобальному потеплению и гибели экосистем планеты.

Отсюда можно сделать вывод, что перевороты в знаниях привели общество не только к положительным результатам в виде развития промышленности и научно-технического прогресса, но и к глобальным климатическим изменениям, которые напрямую влияют на состояние окружающей среды и здоровье людей. На качество жизни всех биологических видов на Земле. И даже на возможность её существования.

Логика социальной эволюции

«Есть люди, которые относятся к нравственности,
как некоторые архитекторы к домам:
на первый план становится удобство.
Люк де Клапье де Вовенарг»

Теперь вернёмся к предложенной Даниелом Беллом логике развития общества: доиндустриальное общество (традиционное) - индустриальное – постиндустриальное. И сравним их ключевые характеристики с точки зрения характера экономики, социальной сферы, политического строя и превалирующих ценностных установок.
Доиндустриальное (традиционное общество).

Это «первый в истории мировой культуры и хронологически самый продолжительный опыт отбора и утверждения оптимальных с точки зрения адаптации традиций сохранения баланса социоприродной среды». Возникло с приходом, как мы сейчас называем, аграрных технологий. Однако, «Инновационная деятельность в таких обществах не воспринималась как высшая ценность. Она имела ограничения и допускалась лишь в рамках веками апробированных традиций.

В средневековых обществах главной целью познания являлась расшифровка промысла Божьего, плана божественного творения, реализованного в мире… природа в контексте бытия «традиционных цивилизаций» не являлась объектом экспансии, завоевания, покорения».

Экономическая сфера

Главный фактор производства земля
Основная сфера экономики – сельское хозяйство и скотоводство
Основной продукт (ценность)-пища
Ведущая технология ручной труд
Настороженность к инновациям (у разных культур по-разному)

Социальная сфера

Оседлый или кочевой образ жизни.
Образование могли себе позволить немногие
Закрытые социальные структуры – сословия
Низкая социальная мобильность (возможность смены человеком своего социального слоя)

Политическая сфера

Отсутствие политических свобод
Доминирующие институты армия и церковь
Власть носит авторитарный характер, преобладают диктатуры
Цель власти – охранять традиции

Духовная сфера (ценности и жизненные приоритеты)

Доминируют сюжеты мифологии, фольклора и Священных писаний (религиозные традиции)
Коллективные установки. Индивидуализм в действиях рассматривается как угроза заведённого порядка, проверенного временем (традиций).
Консервативность психологических установок и страх нововведений. Архетип единства человека и природы, где силы природы рассматриваются как божественные установки, и человек полностью зависит от неё.
Обществом правит религиозная идея

Индустриальное общество.

Необратимая трансформация традиционного общества в индустриальное начала происходить с XVIII века (в эпоху Просвещения) благодаря развитию свободомыслия, научной, философской и общественной мысли, что способствовало промышленной революции. Индустриализация определяется высоким уровнем технического прогресса и индустриального развития.

Процесс индустриализации и появления товаров массового производства привёл к зарождению общества потребления (в США процесс начал развиваться с 20х годов 20в., в Западной Европе с конца 50х годов 20 века, в странах соцлагеря ценности общества потребления стали появляться в конце 20 - начале 21вв.). Предпосылкой его появления «является формирование консьюмеристской культуры, в которой индивидуальное потребление занимает ключевое место в системе ценностей, превращается в важное средство конструирования идентичности, мерило личного успеха…» (Общество потребления: общее и особенное. В.И. Ильин).

Экономическая сфера

Главный фактор производства – капитал и предпринимательство
Основная сфера экономики – промышленность, в ней занято более 50% населения
Основной продукт (ценность) – промышленные изделия массового производства, серийное машинное производство
Ведущие технологии разделение и механизация труда, машинизация и автоматизация процессов.

Социальная сфера

Убранизация (люди покидают деревни и перебираются в города)
Развитие свободомыслия, научной, философской и общественной мысли. Тренд на получение образования масс.
Развитие средств массовой коммуникации
Подвижные социальные структуры – классы
Социальная мобильность повышается

Политическая сфера

Провозглашения политических свобод
Доминирующие институты корпорации и фирмы, организующие производственные процессы
Провозглашается равенство граждан перед законом
Отход от абсолютной монархии, демократия большинства
Возрастание роли государства в регулировании социально-экономической сферы

Духовная сфера (ценности и жизненные приоритеты)

Доминируют метафизические и научные взгляды. Агностицизм
Вера в технический прогресс и индивидуальный успех, главным мерилом которого являются благосостояние и частная собственность вне зависимости от способа их получения
Вызов силам природы, в сознании социума формируется образ человека царя природы:
противопоставление сил человека силам природы, выступающих в образе противника, которого следует покорить своей (героической) воле.
Компании – производители и массмедиа, используя рекламу, pr и gr технологии навязывают обществу ценности потребления (потреблять больше, чем требуется) по отношению к природе, товарам/услугам, человеку, способствовали созданию общества потребления, в котором культивируются нормы, не совместимые с выживанием на планете и нивелирующие универсальные ценности, нацеленные на гармоничное взаимодействие с природой.
Обществом правит монета (капитал)

Постиндустриальное (информационное общество)

Его ещё называют обществом знаний,— современный тип общества, который стал возможным благодаря тому, что с 20 века образование населения в развитых странах стало массовым. Основывается на преобладании знаний и компьютерных технологий в производственном процессе. В информационном обществе образование превращается в непрерывный процесс, так как человеку приходится постоянно приобретать новые знания. Важнейшим признаком, определяющим статус человека, его место в системе социальной стратификации, становится образование и профессиональная компетентность.

Экономическая сфера

Главный фактор производства и движущая сила экономики – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)
Основная сфера экономики – индустрия знаний и сфера услуг, в них занято более 50% населения
Основной продукт (ценность) высококачественные и инновационные услуги (удовлетворение потребностей потребителя услуги)
Основная единица товара — информация
Ведущая технология — умственная (человеческий и искусственный интеллект) и компьютерные технологии в производственном процессе
В экономике преобладает инновационный сектор

Социальная сфера

Образование стало общедоступным и массовым. Профессиональная дифференциация
С приходом Интернет-коммуникаций передача информации стала мгновенной
Максимальная социальная мобильность

Политическая сфера

Провозглашается политический плюрализм
Доминирующие институты -выполняющие роль кузниц кадров: образовательные и осуществляющие НИОКР
Провозглашаются гражданское общество и демократия консенсуса (решение, которое всех устраивает)

Духовная сфера (ценности и жизненные приоритеты)

ДухLess (бездуховность) как дух времени
Высшие конституциональные ценности декларативны
Ценны интеллект, уровень образования, обучаемость, прагматизм. Преобладание практического разума над этическими соображениями
Индивидуализм (личная независимость в рамках конституционного правопорядка).
Антропоцентризм - человек ставит себя в позицию «над природой».
Потребляя ресурсы планеты, человек живёт «здесь и сейчас», не задумываясь о том, что не оставляет шансов на выживание будущим поколениям. Девиз Людовика 14 «после нас хоть потоп» приобретает конкретные очертания.
Контроль и управление массовым сознанием с помощью рекламы, пропаганды, pr и gr технологий.
Акцент в развитии общества делается на инновационные технологии.
Обществом правит интеллект
_____________________________________
Научная, экономическая и политическая элиты в своих выводах однозначны – в эпоху информационного общества абсолютной ценностью являются интеллект и знания (рациональный подход европейской цивилизации). Референтные представители общества видят будущее за технологиями ИИ.

И не видят, что у человечества, где будущее за рацио и ИИ, будущего нет. Мир, где ведущей технологией является рациональное мышление и ИИ, априори бездуховен.
Чем отличается человек от ИИ? ИИ не имеет воли, эмоций, потребностей, чувств, совести, ему неведомы законы этики.

Если проследить логику развития человечества, видно, что рост уровня благосостояния людей действительно связан с развитием НИОКР (совокупности работ, направленных на получение новых знаний и практическое применение при создании нового изделия или технологии), а технологическая оснащённость и инновации существенно облегчают жизнь людей. Именно благодаря научно-техническому прогрессу в каждом домохозяйстве в индустриальном обществе появляются комфортабельный санузел, плита, холодильник, стиральная машина, микроволновка, телевизор, утюг, автомобиль, а в информационном компьютер, смартфон и масса других умных гаджетов… И «люди гибнут за металл» (Ш. Гуно, 1818 - 1893), обеспечивающий право обладать ими, быть имущими. Поскольку высокий уровень потребительской способности позволяет приобретать престижные вещи, являющиеся основным мерилом личного успеха. Транслирующие обществу доказательства собственной значимости, состоятельности.

Стали востребованы технологии управления общественным сознанием, конструирующие образ успешного человека/компании. В обществе появилась тенденция «казаться, а не быть».

И да, всё работает благодаря энергоносителям. Что крайне важно. Но о них речь пойдёт дальше.

Между тем, несмотря на всемирный тренд на инновации, развитие технологий и триумф рационального мышления, мы всей планетой по какой-то непонятной (?) причине находимся в стадии экономического, политического и экологического кризиса.

Возникает правомерный вопрос. Стало ли благодаря научно-техническому прогрессу качество жизни лучше, мир в целом более устойчив и более безопасен, а люди в таком мире счастливее?

Налицо противоречие. Обозначен курс на инновации, интеллект и рациональный подход в приоритете, а стабильности в мире нет, общество на грани климатической катастрофы и развязывания Третьей мировой войны.

И это всё на фоне принятой странами концепции качества жизни и устойчивого развития.

Позволят ли новые знания и технологии снять глобальную напряжённость во всех сферах? И не начнётся ли новая гонка вооружения?
Нет ли некой неучтённой иррациональной величины, исключение которой из формулы всеобщего счастья подрывает основы устойчивости развития человеческой цивилизации?

Е. Замятин (1884-1937) в романе «Мы» (1920) писал о рацио европейской цивилизации, отрицающем выход за плоскость линейного мышления: «…иррациональные величины прорастают сквозь все прочное, привычное, трехмерное… в математике, как на экране, проходят перед нами их причудливые, колючие тени – иррациональные формулы; и математика, и смерть – никогда не ошибаются».

И рациональный мозг главного строителя Интеграла романа Е. Замятина фиксирует наличие иррациональных, неразумных величин, нарушающих привычный стройный математический порядок его жизни.

Или как бы сказали учёные, опытным путём фиксирует их присутствие и вмешательство.

Замятин не случайно описывает в романе «Мы» общество жёсткого тотального контроля. Эта идея родилась во время командировки в Англию, куда он был отправлен в 1916 г. в качестве морского инженера на кораблестроительные заводы Ньюкасла, Глазго и Сандерленда, где строились первые российские ледоколы. Он хорошо узнал быт «машинизированной» Англии, что и дало толчок для создания романа о рациональном тоталитарном обществе, где победил архитектурный конструктивизм и сквозь стеклянные «просолнеченные стены – мне далеко видно вправо и влево и вниз – повисшие в воздухе, пустые, зеркально повторяющие одна другую комнаты» – потому что «нам нечего скрывать друг от друга».

Заканчивается роман знаковой фразой, звучащей как рекламный слоган: «И я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить».
Так какие неразумные величины должен победить разум? От чего отмахивается общество, в котором правит рациональное мышление?

Энергетические цивилизационные теории и теории внутренней и внешней экспансии

Одна планета жалуется другой
 что на ней люди завелись.
Вторая отвечает, мол,
не переживай, сами пройдут.
Анекдот

Мы сделали обзор теорий, рассматривающих развитие человеческих обществ с точки зрения переворота в знаниях. Благодаря которому появились инновационные технологии… чью работу обеспечивают различные источники энергии (энергоносители), которые делятся на истощаемые и неистощаемые.
Истощаемые:
1. а) углеводороды (топливная энергия): уголь, торф, нефть, природный и сланцевый газ;
2. б) радиоактивные металлы (ядерная энергия): урановая руда, плутоний, дейтерий и др;
Неистощаемые:
3. Гидроэнергия
4. Энергия приливов и отливов
5. Геотермальная энергия
6. Энергия солнца (родительской звезды)
7. Энергия ветра
8. Биомасса

Все виды энергии человечество открывало, постепенно погружаясь в изучение тайн природы.

Положил начало энергетическим теориям американец Лесли Э. Уайт (1900 – 1975). Он рассматривал культуру как инструмент, с помощью которого человек приспосабливается к природе. Культура, согласно Уайту, это система, состоящая из технологической (первичной, обеспечивающей адаптацию человека к природной среде), социальной и идеологической подсистем. В последнюю включена наука, её цель материальное обеспечение жизни и технико-технологическое развитие. При этом главная технологическая проблема - обеспечение всех подсистем энергией. Уайт разработал энергетическую концепцию культурной эволюции, согласно которой уровень развития определяется видом и количеством используемой энергии (мускульная сила человека, солнечная, паровая, атомная энергия); выделил в культурной эволюции аграрную, топливную и термоядерную «энергетические революции».

Особое внимание вопросам использования энергии уделял советский астроном Николай Кардашёв (1932–2019), которому принадлежит заслуга создания энергетической шкалы. После первого полёта человека в космос в 1961 году советские учёные задумались о реальном поиске возможностей контакта с внеземными цивилизациями. В 1964 году Кардашёв организовал в Армении первую советскую конференцию, в ходе которой выступил с докладом «Передача информации внеземными цивилизациями», в котором предложил метод, с помощью которого можно оценить уровень технологического развития цивилизаций в зависимости от их способности добывать и использовать различные виды энергий в требуемых объёмах.

Кардашёв определил цивилизацию как «состояние очень стабильной материи, способной приобретать, абстрактно анализировать и применять информацию с целью извлечения данных об окружающей среде и о себе, с целью выработки реакций выживания». Таким образом цивилизация «основана на принципе накопления все большей и большей информации».

И предложил шкалу, согласно которой:
• Цивилизация типа I способна получить доступ и потреблять всю энергию, доступную на ее планете и ПОЛУЧАЕМУЮ от её родительской звезды (в нашей солнечной системе это Солнце), и хранить ее для потребления. Она имеет возможность контролировать природные явления: землетрясения, извержения вулканов и т. д.
• Цивилизация II типа может напрямую потреблять всю энергию, ИЗЛУЧАЕМУЮ родительской звездой (Солнцем).
• Цивилизация III типа способна улавливать всю энергию, излучаемую ее галактикой, и каждым объектом внутри нее, например, каждой звездой, чёрной дырой и т. д.
• Цивилизация IV типа (не включенная в исходную теорию Кардашёва) способна использовать такую энергию, которая сопоставима с мощностью всей вселенной.
«По мнению Кардашева, наиважнейшими параметрами, определяющими существование цивилизации, являются:
• наличие очень мощных источников энергии,
• использование нестандартных технологий,
• передача значительных объемов информации различного рода через пространство».

К какому типу цивилизации по Кардашёву можно отнести нашу цивилизацию?
Американский астроном Дональд Голдсмит подсчитал, что Земля получает около одной миллиардной части энергии Солнца, а люди используют около одной миллионной ее части. Таким образом, мы потребляем около одной миллионной миллиардной части всей энергии Солнца.

Произведём самостоятельно простые расчёты.
По данным https://www.tadviser.ru/ «в 2023 году объем потребления первичной энергии в глобальном масштабе достиг рекордного значения — приблизительно 620 эксаджоулей (ЭДж)».

1 эксаджоуль – это 1 миллион триллионов джоулей.

По шкале Кардашёва цивилизация I типа умеет потреблять всю доступную ей энергию и энергию, поступающую от родительской звезды, которой для Земли является Солнце.

По данным Википедии «количество солнечной энергии, которая достигает поверхности земли, такое большое, что за год оно примерно вдвое превзойдет всю энергию, которую потенциально можно выработать из всех невозобновляемых источников… общее количество солнечной энергии, которую поглощает атмосфера, поверхность суши и океана составляет примерно 3 850 000 ЭДж в год.»

Составив пропорцию, в которой 3 850 000 ЭДж это 100% солнечной энергии, потребляемой Землёй в год, а 620 ЭДж это Х% потребляемой человечеством энергии в год, получаем что человеческая цивилизация способна потребить всего 0,016% энергии. Причём сюда включены все энергоносители, доступные людям на данный момент, а не только поставляемые Солнцем.

Если за год Земля потребляет 3 850 000 ЭДж, а в обычном году 8760 часов, то разделив одно на другое мы получим что в час Земля потребляет 439,49 ЭДж. А человеческая цивилизация расходует в год 620 ЭДж от всех энергоносителей. Т.е. на данный момент люди не способны использовать даже такое количество энергии, которая поступает на Землю от светила за 1 час 40 минут.

Очевидно, что в настоящем человечество не дотягивает даже до цивилизации I типа по шкале Кардашёва, поскольку не владеет уровнем знаний, позволяющим освоить все существующие на Земле энергоносители и получаемую от Солнца энергию.
И поэтому существует острая нужда в технологиях, которые позволят полностью перейти с истощаемых источников энергии, приносящих непоправимый вред экосистемам Земли, на неистощаемые.

Энергетическая типология цивилизаций Н. Кардашёва по сей день вызывает огромный отклик в научном мире. У неё много как сторонников, так и противников. Например, британо-американский физик-математик Фримен Дайсон (1923 – 2020гг) в книге «Время без конца: физика и биология в открытой Вселенной» (1979) размышлял о том что не энергия, а интеллект является фундаментальным параметром для выживания цивилизации, а аргентинский физик Гильермо Лемаршан (1963 г.) в книге «Размышления о первом контакте» 2000г. в качестве одного из аргументов невозможности достижения человечеством хотя-бы первого типа цивилизации выдвигает предположение о том, что оно будет уничтожено оружием массового поражения в течение нескольких столетий.

По мнению американского физика-планетолога «Филиппа Т. Метцгера, человечество достигло цивилизации Типа I согласно шкале Кардашёва, но столкнулось с энергетической проблемой. В своей статье 2011 года «Способ природы сделать смелые космические проекты жизнеспособными» он утверждает, что невозобновляемые источники энергии Земли почти исчерпаны; природный газ будет исчерпан к 2020–2030 годам, уголь к 2035 году, уран к 2056 году, в то время как добыча нефти достигла пика в 2006–2008 годах. Ядерная энергия не может полностью удовлетворить мировые потребности в энергии (она составляла всего 6% в 2011 году). Кроме того, возобновляемая энергия не может удовлетворить растущий спрос на энергию. Большинство минералов, используемых людьми, находятся под угрозой исчезновения; 11 минералов уже классифицированы как прошедшие пик своего производства».

Американский астроном и планетолог Карл Саган в 1973 году в книге «Космическая связь: Внеземная перспектива» предложил усовершенствовать шкалу Н. Кардашева:

• оценив в ваттах количество потребляемой энергии разными типами цивилизаций, что позволяет осознать глобальную разницу между ними, например, если цивилизация типа I способна потребить в год 1017 ватт, то цивилизация II типа уже способна управлять энергией 1029 ватт в год.
• дополнив классификацию цивилизаций шкалой, указывающей на количество информации в битах, доступной каждой цивилизации. Поскольку от уровня владения уникальной информацией (знаниями) зависит способность управлять определённым количеством энергии, от чего, в свою очередь, зависит уровень социального развития и благосостояния конкретной цивилизации. Таким образом подчеркнув прямую зависимость между уровнем знания, уровнем владения энергией и уровнем технологического развития цивилизации.

Английский физик-теоретик, математик, известный своими работами в области космологии и астрофизики Джон Барроу (1952 – 2020гг) в книге «Невозможность: пределы науки и наука о пределах» (1998) предложил другой взгляд на развитие человеческой цивилизации.

Согласно Борроу уровень развития цивилизации зависит от глубины знаний о всё более мелких частицах окружающего пространства и умения ими манипулировать.
Им была предложена следующая классификация уровней развития общества «от типа I-минус к типу Омега-минус:
• Тип I-минус способен манипулировать объектами в масштабе себя: строить структуры, добывать полезные ископаемые, соединять и ломать твёрдые тела;
• Тип II-минус способен манипулировать генами и изменять развитие живых существ, пересаживать или заменять части себя, считывать и конструировать их генетический код;
• Тип III-минус способен манипулировать молекулами и молекулярными связями, создавая новые материалы;
• Тип IV-минус способен манипулировать отдельными атомами, создавать нанотехнологии в атомном масштабе, создавать сложные формы искусственной жизни;
• Тип V-минус способен манипулировать атомным ядром и создавать нуклоны, входящие в его состав;
• Тип VI-минус способен манипулировать самыми элементарными частицами материи (кварками и лептонами) для создания организованной сложности среди популяций элементарных частиц;
• Тип Омега-минус способен манипулировать пространством и временем
Согласно этой классификации, человеческая цивилизация находится где-то между типами I-минус и II-минус.

В 1999 году вышла книга американского аэрокосмического инженера и основателя Марсианского общества Роберта Зубрина (1952) «Выход в космос: создание космической цивилизации», предложившая свой взгляд на развитие цивилизаций:
1. цивилизация I типа способна достичь полного освоения ресурсов своей планеты (глобальная),
2. цивилизация II типа достигает освоения ресурсов своей солнечной системы (межпланетная),
3. цивилизация III типа способна освоить весь потенциал галактики (звездная цивилизация).

Автор книги акцентирует внимание на способности цивилизацией потребления ресурсов.

Приверженцем данной типологии и сторонником теории территориальной экспансии, когда уровень развития общества напрямую зависит от количества колонизированных им планет, звёздных систем и галактик, является американский бизнесмен И. Маск, планирующий освоить Марс и создать там город миллионник.

«Если мы станем межпланетными, а затем и межзвездными, наша цивилизация просуществует миллионы лет. Если нет, то, возможно, всего несколько сотен лет», — заявил Маск. По его словам, цивилизация должна сохранять свой уровень технологического развития, пока Марс не станет самодостаточной планетой, чего можно достичь в течение 20 лет.»

Таким образом, теории обосновывают важность технологической способности потреблять требуемое количество энергии и ресурсов, доступных обществу.

О том что может произойти, если дать волю гению - потребителю, ещё в 1965г предупреждали братья А. и Б. Стругацкие в сказке для младших научных сотрудников «Понедельник начинается в субботу». Один из братьев Борис Стругацкий по образованию астроном. Авторы совсем не праздно обозначили на обложке произведения целевую аудиторию, - работников научной отрасли. Один из героев произведения так объяснил причину катаклизма, возникшего в результате научного эксперимента: "Я говорил ему тысячу раз… Вы программируете стандартного суперэгоцентриста. Он загребет все материальные ценности, до которых сможет дотянуться, а потом свернет пространство, закуклится и остановит время".

Цивилизационные последствия

«…мы стараемся одолеть зверя в себе
 и таящегося в каждой науке дьявола»
Г. Гессе «Игра в бисер»

В настоящем мы наблюдаем к чему привёл цивилизацию безудержный потребительский тренд. Несмотря на все доводы в пользу разумного потребления и предостережения со стороны научного сообщества о вероятности климатической катастрофы на Земле, человечество, находясь в стадии жёсткого ограничения природных ресурсов, участвует в разворачивании одного из предсказанных сценариев глобального мирового кризиса – военных действий за энергоресурсы. Которые преследуют две основные цели:
1. получить доступ к территориям, богатым полезными ископаемыми, являющимися невозобновляемыми источниками энергии.
2. уменьшить количество претендентов на энергоносители.

Издательство «Гардиан» в статье «Крестные отцы климатического хаоса» пишет, что в июне 2024 года Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш в своей речи в Нью-Йорке в Американском музее естественной истории раскритиковал компании, занимающиеся добычей ископаемого топлива, за их скудные инвестиции в более чистые формы энергии и за «искажение истины, обман общественности и сеяние сомнений» относительно климатической науки , после чего призвал правительство запретить рекламу ископаемого топлива, а также призвал компании по связям с общественностью и СМИ разорвать связи с нефтяными, газовыми и угольными компаниями и прекратить способствовать «планетарному разрушению», получая деньги от рекламы ископаемого топлива.

Он заявил, что компании, занимающиеся добычей ископаемого топлива, являются «крестными отцами климатического хаоса».

Отметив, что странам необходимо приложить гораздо больше усилий для сокращения выбросов углерода, увеличения финансирования мер по борьбе с изменением климата для бедных стран и превращения индустрии ископаемого топлива в изгоев со стороны правительств, СМИ и других предприятий за ее роль в возникновении климатического кризиса. «Нам нужен съезд с шоссе в климатический ад», - сказал генеральный секретарь.

Как указывает журнал «Nature Communications» в статье «Достижение нулевых выбросов парниковых газов имеет решающее значение для ограничения рисков изменения климата» от 01 августа 2024г., бездумное использование углеводородов без адекватного отвода тепла уже привело к резким скачкам температуры на планете, что грозит разрушить природные экосистемы, такие как атлантические течения, тропические леса Амазонки, ледники Арктики и Антарктики и тд. Разрушение любой из этих экосистем из-за повышения температуры может спровоцировать цепную реакцию, в результате которой последует деградация окружающей среды и планета может стать непригодной для биологических форм жизни. Для предотвращения этого сценария согласно Парижского соглашения 2015 года странам – участникам соглашения необходимо достичь нулевых выбросов парниковых газов к 2100 году. Что означает отказ от углеродных невозобновляемых энергоносителей.

«Однако сохраняются существенные пробелы в выполнении… этого сценария из-за инертности существующих систем и отсутствия глобальных действий».
Итак, «Следствием отчуждения человека от природы стало беспощадное манипулирование материей и энергией, нарушившее механизмы жизнеобеспечение планеты. Преобладание в массовой культуре тенденций потребления… способствует дальнейшей эксплуатации и загрязнению природной среды». В.В. Флоренская «Единство человека и природы в традиционном обществе».

Какой вывод можно сделать? Информационное общество придаёт интеллекту в частности и ИИ в будущем ключевое значение, ископаемые энергоносители использует, так как они приносят баснословные прибыли, не взирая на страшные прогнозы о деградации экосистем и не беря в расчёт как будут жить будущие поколения землян, акцент в развитии делает на НИОКР, осваивает космос и планирует колонизацию планет, поскольку есть реальная угроза биологической жизни на Земле. И всё это на фоне угрозы Третьей мировой войны.

Какой фактор не учитывает цивилизация, в которой правит философия потребления? Что остаётся недооценнённым?

Предлагаю вспомнить библейские тексты, в которых говорится, что выгнал Творец первых людей из Эдемского сада, где росло Древо жизни, за то что вкусили они плоды с Древа познания добра и зла.

Другими словами, пока человечество не соблюдает законы этики, в том числе в познании, ему не будет доступна вечная жизнь на Земле.

Из истории мы знаем, что соблюдение законов этики всегда было краеугольным камнем в развитии человеческой цивилизации. Например, ещё в XVI–XII вв до Рождества Христова еврейский пророк и законодатель Моисей мечтал создать цивилизацию, живущую в соответствии с этическими нормами, однако попытка оградить новые поколения людей на 40 лет от дурного влияния прогнивших ценностей египетской цивилизации к планируемым результатам не привела. Вернувшись на землю обетованную, оказалось, что люди, выросшие в изоляции, так и не научились управлять своими собственными страстями. У них не выработался иммунитет против порока. Прошло около 2,5 тысяч лет, а человечество так и не смогло выучить несколько заповедей Моисея.

Возникает вопрос, готово ли человечество морально к управлению таким количеством энергии, которое поступает от родительской звезды? Здесь можно вспомнить как американцы обошлись с энергией атома, испытывая атомную бомбу.

Поэтому в настоящих условиях на первый план выходят далеко не только развитие интеллекта и НИОКР, но и развитие умений и навыков управлять своей собственной энергией. Накопление в себе не только человеческого капитала, но и развитие эмоционального интеллекта и воспитание этических норм.

Человеческий капитал и эмоциональный интеллект. Жёсткие и гибкие навыки

— А какой это Новосельцев?
— А никакой. Вялый и безынициативный работник.
К сожалению, таких у нас много.
К/ф «Служебный роман»

Впервые термин человеческий капитал использовал американcкий экономист Джейкоб Минсер в 1958 году в статье "Инвестиции в человеческий капитал и персональное распределение дохода", затем Теодор Шульц с 1961 г., а Гэри Беккер с 1964 г. развивали эту идею, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал и сформулировав экономический подход к человеческому поведению.

В настоящем проект развития человеческого капитала реализует Группа Всемирного банка, определяя человеческий капитал как совокупность знаний, навыков и здоровья, в которые люди вкладывают средства в течение жизни, что позволяет им реализовать свой потенциал в качестве полезных членов общества. «Инвестиции в людей путем улучшения качества питания, медицинской помощи, обеспечения качественного образования, создания рабочих мест и обучения профессиональным навыкам способствуют развитию человеческого капитала, а это является ключевым условием для искоренения крайней бедности и построения более социально сплоченного общества».

В 2018 году Группа Всемирного банка впервые рассчитала индекс человеческого капитала, который состоит из двух показателей – оцениваются здоровье и качество образования.

«…этот индекс измеряет вклад систем здравоохранения и образования в производительность отдельных людей и стран, основываясь на глубоком микроэконометрическом анализе.»

Отсюда видно, что в качестве ключевых ценностей берутся такие показатели как здоровье и обучение профессиональным навыкам. Или как их ещё называют hard skills – жёсткие или технические навыки. Их получает человек посредством образования, обучения и опыта.

Примеры жёстких навыков:
1. Переводчику требуется знание иностранного языка
2. Программисту требуются знания языка программирования
3. Кардиохирург должен уметь делать операции на сердце
4. Медсестра должна уметь делать инъекции и ставить капельницы
5. Главный бухгалтер должен уметь сводить баланс
6. Водитель должен уметь управлять транспортным средством
7. Повар должен уметь готовить блюда
8. Пекарь должен уметь выпекать хлебобулочные изделия
9. Сапожник должен уметь чинить и шить обувь
10. Дизайнер должен уметь пользоваться графическим редактором

Жёсткие навыки конкретны, измеримы и могут быть описаны с помощью определённых критериев. Овладеть ими можно за определённый промежуток времени, а качество освоения жёстких навыков может быть подтверждено дипломом, они перечисляются в резюме, могут быть представлены в портфолио и оценены в ходе выполнения тестового задания.

Важность профессиональных навыков в том, что они являются основой продукта или услуги, которые предоставляет компания. Обучение жёстким навыкам гарантирует что сотрудник сможет работать в конкретной области и выполнять определённые функции.
Тем не менее, чтобы полноценно овладеть компетенцией, недостаточно сформировать только жёсткие навыки. Поскольку многие компетенции представляют собой совокупность не только знаний, жёстких навыков и умений, но и включают модели поведения и личные качества, которые люди используют для выполнения задач и достижения целей.

В 1918 году (!) ученые из Стэнфорда, Гарварда и Фонда за международный мир мульмиллионера и филантропа Эндрю Карнеги (1835 – 1919гг) в ходе исследования выявили, что успех человека в профессиональной деятельности только на 15% зависит от жестких (узкоспециализированных) навыков. Остальные 85% — заслуга Soft skills (мягких, гибких навыков).

Ещё одно исследование, проведенное Стенфордским исследовательским институтом совместно с Университетом Карнеги Меллона среди генеральных директоров компаний из списка «Fortune 500», показало, что долговременный и стабильный успех руководителей компаний в работе на 75% определяется soft skills и только на 25% – hard skills.

Позже Дейл Карнеги (1888 – 1955), однофамилиц Эндрю Карнеги, и известный американский оратор и популяризатор идеи самосовершенствования, автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (1936г), которая вошла в топ-50 самых продаваемых книг в истории, полагал что «Успех человека в финансовых делах на пятнадцать процентов зависит от его профессиональных знаний и на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми». Таким образом подчёркивая, что коммуникационные навыки являются экономической категорией. Идеи Карнеги внесли большой вклад в трансформацию американцев от сдержанности в общении к улыбчивости, демонстрации открытости и заинтересованности в собеседнике. «В одной из биографий Михаила Горбачева говорится, что, только прочитав «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», он стал лучше понимать американцев и эффективнее вести с ними переговоры».

Критики книги упрекали Д. Карнеги в манипулятивности его идей, в воспевании неискренности и цинизма. Американский писатель Синклер Льюис говорил, что Карнеги учит людей: «Улыбаться и делать вид, что интересуешься хобби людей, с единственной целью вытянуть у них что-нибудь».

Так что не коммуникациями едиными…

Итак, Soft skills (мягкие или гибкие навыки) – это личностные, социально-психологические характеристики человека, которые влияют на его успешность как в продвижении по карьерной лестнице в любой сфере профессиональной деятельности, так и в повседневности. Они универсальны и не привязаны к конкретной профессии.
В 1959 году в Америке в ходе разработки научных подходов к военной подготовке солдат был сделан вывод, что солдатам для получения хороших результатов в военном деле нужны помимо профессиональных компетенций (hard skills) ещё и универсальные умения (soft skills), которые не так просто измерить и оценить.
 
Сюда относятся, например, способность к эффективным коммуникациям, навыки командной работы, организованность, пунктуальность, умение разрешать конфликтные ситуации, умение работать под давлением, способность убеждать, обучаемость и многое другое. Этими качествами человек может обладать от природы, но при желании может развить и наработать.

Жёсткие навыки можно освоить в специализированном учебном заведении в течение определенного периода времени. Их наработка происходит поэтапно от простого к сложному и зависит от интеллекта человека. Опыт работы оттачивает жёсткие навыки. Связаны они с левым полушарием мозга, которое отвечает за когнитивные способности и логическое мышление. Невозможно стать профессионалом, не имея жёстких навыков и не развивая их. Жёсткие навыки можно быстро обнаружить в ходе собеседования, тестирования, при выполнении заданий, о них можно судить из дипломов и сертификатов.

Мягкие (гибкие) навыки связаны с правым полушарием мозга, которое отвечает за эмоциональный фон, являются врождёнными личностными характеристиками и формируются постепенно в течение жизни благодаря работе над собой. Soft skills зависят от натренированности эмоционального интеллекта и эмпатии. Для их наработки требуется намного больше времени, чем на получение hard skills. Их не оценить дипломами и сертификатами, но они проявят себя во время работы.

В статье из «Вашингтон пост» за 20 октября 2017 г. «Удивительная вещь, которую Google узнал о своих сотрудниках и что это значит для сегодняшних студентов» рассказано, что Google провела исследование внутри компании, которое называлось проект «Кислород», его цель определить, какие качества характеризуют наиболее сильные команды. Результат шокировал всех. Был сделан вывод, что среди восьми самых важных качеств лучших сотрудников Google экспертиза в области точных наук стоит на последнем месте. Семь главных характеристик успеха в Google – это soft skills: быть хорошим тренером; умение общаться и слушать; способность понимать других людей (в том числе других людей с иными ценностями и точками зрения); сочувствие и поддержка по отношению к своим коллегам; умение критически мыслить и решать проблемы; и способность устанавливать связи между сложными идеями.
 
Исследование проведённое LinkedIn, доказывает, что 57 % работодателей при приёме на работу ценят «мягкие» навыки больше, чем «жёсткие», так как последним можно обучить на практике. 

Исследование РЭУ им. Г.В. Плеханова «Какие специалисты нужны работодателю сегодня?» показало, что среди требований работодателей к соискателям 37% занимают именно гибкие навыки.

Согласно ресурсу «CareerBuilder Survey», около 70% работодателей в большей степени заинтересованы сотрудниками с высоким эмоциональным интеллектом (EQ), а не уровнем IQ.

В пример можно привести индустрию гостеприимства, где мягкие навыки у специалистов по туризму и гостиничному делу ценятся очень высоко. Сотрудник в данных отраслях может прекрасно знать профессиональные программы, документы, но не уметь общаться с людьми, работать в команде и спокойно решать конфликтные ситуации, что делает его профессионально непригодным.

Что касается управленческих компетенций, то в статье «С чего начинается лидер» Дэниела Гоулмана указывается: «эффективных лидеров объединяет одна существенная особенность – высокий уровень развития эмоционального интеллекта». Который включает:
1. самосознание – способность понимать свои сильные и слабые стороны, ценности и мотивы;
2. самоконтроль (self-management: умение управлять собой, управлять стрессом, управлять временем, способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции);
3. мотивацию – увлечённость работой, стремление к самосовершенствованию не ради высокого заработка или статуса, а ради самого процесса;
4. эмпатию – способность понимать эмоциональное состояние других людей, особенно при принятии сложных решений;
5. социальные (коммуникативные) навыки – умение налаживать контакты и управлять отношениями с другими людьми.

Специалисту в любой сфере для поиска адекватных решений в условиях ограничения ресурсов требуются такие качества как сообразительность и способность выйти из шаблона, умение мыслить нестандартно и прикладно. Развитие всех этих навыков предполагает выход за пределы зоны комфорта в зону риска. Но именно это является главным условием, при котором происходит развитие личности.

Институт Макса Планка из Мюнхена выделяет наиболее важные в современном мире «мягкие навыки»:

1. Личностная динамика: чувство ответственности; стремление к достижениям; уверенность в себе; высокая мотивация;
2. Межличностные отношения: контактность; объективная самооценка; сочувствие и сопереживание другим людям;
3. Стремление к успеху: самоотдача; мотивация к поддержанию статуса; склонность к систематизации; инициативность;
4. Выносливость: устойчивость к критике; устойчивость к неудачам; позитивная эмоциональная установка; твердость жизненной позиции; удовлетворенность работой.

В проекте «Атлас новых профессий», поддержанным Сколково и Агентством стратегических инициатив, указан перечень надпрофессиональных навыков, которые будут искать работодатели у сотрудников.

«Экологическое мышление. Включает в себя бережливое отношение ко всем используемым природным ресурсам (например, снижение энергопотребления, расхода воды или природного сырья), а также уменьшение объема производимых отходов (повторная переработка отходов, применение биоразлагаемых материалов и проч.). Природные богатства не безграничны, и каждый из нас несет ответственность за место, в котором мы обитаем, начиная с дома и заканчивая общей планетой.
Умение управлять проектами и производственными процессами. Данный навык перестанет быть прерогативой специально подготовленных менеджеров. Компании будут уходить от строгой иерархической структуры, поэтому лидерские качества, способность расставить приоритеты решения задач и подобрать нужную команду будут нужны многим специалистам.

Системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними. В том числе системная инженерия). Люди будут все реже заниматься одним и тем же делом всю жизнь, все чаще — переходить из проекта в проект. Чтобы оперативно включаться в работу, нужно будет мыслить системно — быстро разбираться в сложных процессах, механизмах или организациях, а при необходимости — переводить свои соображения на язык, понятный коллегам из других отраслей.

Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми. Именно этот навык мы развиваем в себе всю жизнь, начиная с младенчества, и именно здесь нас не сможет обойти робот. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности и эффективно разрешать конфликты - очень важные навыки, которые пока что доступны только человеку.

Работа в режиме высокой неопределенности и быстрой смены условий задач (умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий работы, умение распределять ресурсы и управлять своим временем). Понадобится умение быстро принимать решения и реагировать на изменения, распределять ресурсы и управлять своим временем. Важно будет уметь управлять своими ресурсными состояниями - как достигать состояния высокой концентрации на задаче, так и входить в состояние расслабления в стрессовых ситуациях. Принципиально важными станут гибкость и готовность к постоянным переменам.

Программирование, робототехника, ИИ. В некоторых областях конкурировать с машинами просто бесполезно. Но можно стать незаменимым для работодателя, научившись настраивать роботов и системы искусственного интеллекта под выбранные человеком задачи. Как минимум, полезно освоить программирование на базовом уровне — стандартного набора компьютерной грамотности скоро будет уже недостаточно.

Навыки художественного творчества. Способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса. Большой запрос на персонализированные товары и услуги увеличит потребность в изящных и нестандартных решениях, а творческого работника компьютером не заменишь (по крайней мере, еще долгое время). Поэтому работодатели будут очень ценить творческое мышление и развитый эстетический вкус.

Мультиязычность и мультикультурность (свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнеров, понимание специфики работы в отраслях в других странах). Сложные изделия, вроде компьютеров или автомобилей, все чаще производятся сообща коллективами из разных стран. Поэтому мы все чаще будем работать в международных командах — как находясь в одном офисе, так и в расcредоточенных по миру группах, коммуницирующих через интернет. Помимо свободного владения английским, нужно будет знать второй язык и понимать национальный и культурный контекст стран-партнеров. Кроме того, будет очень полезно знать специфику вашей отрасли в других странах.

Навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях). Многие передовые продукты производятся на стыке разных отраслей: IT и медицины, строительства и нанотехнологий, науки и искусства. Поэтому скоро многим специалистам понадобится понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях. Нужно обладать широким спектром знаний, чтобы оставаться востребованным специалистом.

Клиентоориентированность, умение работать с запросами потребителя. Уже к началу XXI века способность точно понять запрос клиента и предложить идеально подходящее для него решение стала критически важной для успешности компаний. В дальнейшем конкуренция за избалованного разнообразными сервисами потребителя будет только расти, поэтому все работодатели захотят видеть у себя клиентоориентированных сотрудников.

Бережливое производство (lean production) - это подход к управлению производственным процессом, основанный на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя. Философия бережливого производства, возникшая в Японии в конце 80-х годов, сегодня является востребованной в ведущих компаниях всего мира.»

Помимо надпрофессиональных навыков приведён список из 57 профессий, которым суждено уйти на пенсию ввиду развития инновационных технологий и ИИ. Среди них такие как лектор, бухгалтер, турагент, экскурсовод, журналист, переводчик, диагност, системный администратор, официант и тд…

Ещё в 2017 году на сессии "Молодежь 2030. Образ будущего", проходящую в рамках закрытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи, президент В. Путин отметил преимущества soft skills: «Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления».

Какой отсюда может быть сделан вывод?

Мы видим, что единого перечня soft skills нет, в разных источниках упоминаются разные навыки, однако, очевиден приоритет эмоционального интеллекта над рациональным.

Человеку в профессиональной деятельности помогает построить успешную карьеру логический (рациональный) интеллект (IQ) на 15%, а 85% отводится эмоциональному интеллекту (EQ).

«Человек, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную профессиональную подготовку, острый аналитический ум и бесконечно генерировать ценные идеи, но он всё равно не станет великим лидером». Дэниел Гоулман «С чего начинается лидер» 1996г.

Однако, всё ли так однозначно и именно с помощью развития навыков EQ можно воспитать молодых людей, которые смогут обеспечить устойчивое будущее планете и сохранить на ней вечную жизнь?

Здесь можно вспомнить таких исторических персонажей, как Гитлер, Гиммлер, Муссолини и множество других нацистских преступников. Очевидно, что все они обладали развитым эмоциональным интеллектом и были, как сейчас принято говорить, эффективными менеджерами, иначе бы не смогли убедить в истинности своей идеи и манипулировать сознанием такого огромного количества людей, среди которых было много интеллектуалов - учёных, просто хорошо образованных людей и даже врачей, проводивших чудовищные исследования во благо науки. Суть идеи заключалась в создании ницшеанского сверхчеловека, под которым Третьим Рейхом понимался истинный ариец. А средством достижения великой цели было насилие. И этот сверхчеловек был бесчеловечным. Выше законов этики.

Если взять настоящее время, то не удивительно, что мы всей планетой пришли к глобальному кризису в экономике, политике и экологии, в фундаменте которого лежит извращённая ценностная система, нивелирующая этические нормы.

Отсюда очевидно, что и не EQ единым…

«Не сумма знаний,
а правильный образ мышления
и нравственное воспитание –
вот цель обучения».
М. В. Ломоносов

Х фактор

Образовательные организации готовят молодёжь для профессиональной жизни в социуме. Согласно исследованию МБУДО ДПШ, учебные учреждения сосредоточены на том, чтобы дать ученикам знания и практические навыки, необходимые для будущей карьеры. Но для карьерного роста нужны не только hard skills. Работодатели подчёркивают, что новые сотрудники не готовы выполнять свои должностные обязанности на требуемом уровне.

Также, чтобы стать востребованным сотрудником на рынке труда, следует учитывать ускоряющуюся автоматизацию многих производственных процессов, в результате которых труд человека заменяют автоматы и компьютеры, а в скором времени ИИ.

А большинство образовательных программ не ставят целью воспитать у учащихся качества и навыки, которые ищут в потенциальных сотрудниках современные работодатели, плюс которые способны противостоять в конкурентной борьбе ИИ и привести экономику и системы жизнеобеспечения Земли к устойчивому состоянию.
Таким образом, время требует усовершенствовать подходы к образовательной парадигме и внедрять в процесс обучения и воспитания молодёжи программы, нацеленные на развитие гибких навыков и воспитание устойчивого нравственного стержня.

Гибкие навыки (soft skills) это не отдельные или разрозненные навыки, они представляют единый комплекс навыков, необходимых для плодотворного общения и решения совместных задач. Это и способность к лидерству, адаптивность, коммуникабельность, творческий подход… Без развития таких мягких навыков как пунктуальность, самодисциплина, ответственность, умение работать в команде, умение работать в условиях неопределённости, стрессоустойчивость, способность регулярно и быстро осваивать новые знания, которые являются активом в условиях информационного общества, освоение жёстких навыков с высокой степенью их освоения осложняется.

Поскольку навык это действие, доведённое до автоматизма путём многократного повторения. Физиологически он обусловлен формированием в головном мозге нейронной цепи и нейронного узла. Что возможно только в результате регулярного упорного труда как в учебных аудиториях, так и при выполнении домашних заданий. Например, подготовить учащихся к успешному участию в соревнованиях в условиях, когда перечисленные выше мягкие навыки нивелируются, не представляется возможным.

Таким образом, комплекс мягких навыков в сочетании с жёсткими помогает сформировать целостную личность, которая, согласно эмерджентности, есть нечто качественно новое, уникальное, когда целое больше, чем сумма его частей.

Одним из фундаментальных отличий работника-человека от работника-машины и ИИ является тот факт, что последний может в совершенстве выполнять конкретную задачу, может обучаться и демонстрировать отдельные «человеческие» качества, но весь комплекс гибких навыков ему недоступен.

Исследования показывают, что современный тренд в экономике на развитие инновационных технологий и Искусственного интеллекта, роботизацию трудовых функций и информатизацию производства приведёт к резкому сокращению численности работников и переводит человека, который обучен только жёстким навыкам, в зону риска потери работы и средств к существованию. Пока, на данном этапе человеку отводится роль разработчика, наладчика и контролёра автоматизированного и высокотехнологичного наукоёмкого производственного процесса. Но технологии ИИ стремительно развиваются.

Искусственный Интеллект внедряется во все сферы экономической деятельности – от сельского хозяйства и производства до сферы услуг, в которой сосредоточена основная часть трудоспособного населения.

Вот здесь и возникает вопрос как человеку противостоять суперновым технологиям на рынке труда? Где ИИ вытесняет многие профессии.

Ответ прост. Поскольку машина не следует этическим нормам, не обладает эмоциями, чувствами и совестью, необходимо акцент в развитии человека делать на воспитании качеств, не подвластных логике машины. Тех, что делают человека человеком.

Сервисно ориентированная экономика, где человек взаимодействует не с природой, не с промышленными объектами, а с людьми, повышает роль коммуникаций и значение «человеческого фактора» - Х фактора, как некой иррациональной, но весомой величины, включающей состояния человека, проявляемые в различных условиях и ситуациях:
1. личностные характеристики: психические, физические, созидательные (творческие),
2. функциональные: обслуживающие созданное.

Не все они поддаются измерениям и оценкам, но все влияют на окончательный результат любого производственного и социального процесса.

Изначально понятие человеческого фактора было применено Фредериком Уинслоу Тейлором (1856—1915) в контексте производственного процесса, в котором человек воспринимался как обслуживающий машины придаток, не имеющий воли и самостоятельности. Позже человеческий фактор начали воспринимать как совокупность качеств, влияющих на успех или не успех производственного процесса. В последствии возникло понимание, что влияние человеческого фактора не ограничивается сферой экономики и рынком труда. Каждый из нас является жителем этой планеты. А в холистическом контексте, частью экосистемы не только Земли, но и космоса, причём, частью - влияющей на их качественные характеристики и будущее.

Учебные заведения в ходе подготовки молодёжи к самостоятельной жизни должны формировать качественно новую, целостную личность в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные. Включая в учебную программу дисциплины, нацеленные на развитие не только профессиональных, но и «гибких» навыков, а главное, воли, совести и нравственных начал, которые невозможно оцифровать, и которые недоступны искусственному интеллекту.

Таким образом, переориентация образования на человекопостроение как диалектический процесс в условиях постиндустриального общества - ключевое звено к решению задачи устойчивого развития и долгосрочного существования человеческой цивилизации на Земле и во Вселенной.

PS: А Новосельцев в конечном итоге стал начальником статистического отдела и обрёл личное счастье. Рациональное мышление в этом вопросе сыграло далеко не первую роль.


Иллюстрация найдена на просторах Интернета

Используемые источники
1. Постиндустриальное общество БР Энциклопедия
2. Евлоева Ф.Р. Содержание, связи и различия понятий «Общество», «культура», «цивилизация»
3. Теории цивилизаций
4. М. Бутусов «Человеческая цивилизация. Создавая – уничтожаем».
5. Стратегия научно-технологического развития РФ: курс на фундаментальность и независимость
6. Указ Президента РФ №145 от 28 февраля 2024 г.  «О стратегии научно-технологического развития РФ»
7. Качество жизни
8. Расчёт Индекса лучшей жизни
9. Индекс лучшей жизни ОЭСР
10. Флоренская В.В. Единство человека и природы в традиционном обществе
11. Фельдман В.Р.Традиционная цивилизация в контексте «сущность» и «явление»
12. Пленков О.Ю. Индустриальная цивилизация ХХ века: особенности эволюции и динамика, О.Ю. 
13. В.И. Ильин «Общество потребления: общее и особенное»
14. Климатическая шкатулка для учащихся (программа развития ООН)
15. БРЭ Лесли Уайт
16. Шкала Кардашёва, сторонники и критики
17. В каком типе цивилизации мы живём. Экспансия под вопросом
18. Маск предположил, сколько просуществует человеческая цивилизация
19. «Крестные отцы климатического хаоса»: глава ООН призывает к глобальному запрету рекламы ископаемого топлива»
20. Достижение нулевых выбросов парниковых газов имеет решающее значение для ограничения рисков изменения климата
21. Группа Всемирного банка о человеческом капитале
22. Как родиться на ферме и написать одну из самых популярных книг в мире
23. Разрыв в навыках межличностного общения. Национальная ассоциация гибких навыков
24. Т.М.Гадиева «Человеческий фактор». «Форум молодых учёных»6/1(22)2018
25. «Римский клуб: идея устойчивого развития». Вестник университета им. О.Е.Кутафина №2. 2017г.
26. Давлетшина Ю. М. Ивонина А.И. Чуланова О.Л. «Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников».
27.     В.Д. Шадриков «Воспитание совести»


Рецензии