Кто жил на территории будущего Тогучина?
Меня умиляет наш школьный курс истории. Нас знакомят, хоть и поверхностно, с цивилизациями Древнего Египта, Древней Греции, Древней Месопотамии, но практически ничего не рассказывается об истории народов, населяющих нашу страну. Нам известно о столетней войне между Англией и Францией, но, кто из нас слышал о столетней войне между русскими и телеутами? Да и вообще, мало кто ответит на вопрос: кто такие, эти телеуты?
В качестве ликбеза. Телеутская землица – Теленгетский улус представлял собою феодальную организацию с единой контролируемой территорией, армией, судебными и налоговыми органами, своей знатью («лутчими людьми») и своим курултаем. Причём, армия у телеутов была довольно сильная. Они, например, дали достойный отпор Кучуму* и подобным же образом встретили приход русских.
В конце XVI — начале XVIII в. телеуты («белые калмыки») кочевали в Верхнем Приобье, в предгорьях и горах Алтая. Они занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей и собиратель¬ством, знали различные домашние промыслы. Структуру их общества мы считаем типичной для раннего феодализма: верхушку его составляла феодализирующаяся племенная знать («князья», «мурзы», «лучшие люди»), а основанием служили рядовые улусные люди, которые могли самостоятельно вести свое хозяйство, но политически зависели от знати, а также различные группы обедневших соплеменников, находившихся в личной зависимости от «князцов» и «лучших людей» («работные люди», «дворовые люди» и др.) и холопы (рабы). В политическом отношении Телеутская землица составляла единый Большой улус, разделившийся затем в конце первой трети XVII в. на два Больших улуса: во главе одного стояли потомки князя Абака, а во главе другого — князь Мачик и его наследники. Большие улусы делились на малые и мелкие улусы, возглавляемые членами княжеского рода и «лучшими людьми».
Собственной письменности телеуты в то время не имели. В религиозном отношении они были шаманистами.
В XVII в. «белые калмыки» составляли сравнительно круп¬ную группу и долго доминировали в политической и экономической жизни Юго-Западной и Южной Сибири. В начале XVII в. В едином улусе князя Абака насчитывалось 1000 мужчин-воинов, или около 5000 человек**. В середине XVII в. у телеутов было 2000 воинов, или 10 000 человек***. В первой половине XVIII в. лишь отток телеутов в Джунгарию насчитывал 4000 кибиток, или 20 000 человек****. Они главенство¬вали над другими алтайскими племенами, в орбите их политического влияния некоторое время находились западносибирские татары (тарские, барабинские, чатские, еуштинские), а также некоторые группы тувинцев (орчаки, керзалы и др.).
Телеуты вели, в основном, кочевой образ жизни и пасли свои стада от реки Ини на севере, до слиянии Бии и Катуни на юге, от Иртыша на западе, до Томи на востоке*****.
Они раньше, чем другие алтайцы, познакомились с русскими людьми и установили многосторонние (экономические, политические, культурные и др.) связи с администрацией и русским населением сибирских уездов: меняли скот и пушнину на русские товары, князья Телеутской землицы и русские воеводы обменивались посольствами и т. п. Скажу больше: 31 марта 1609 года случилось уникальное событие – был заключен единственный в истории покорения Сибири межгосударственный Договор о военно-политическом союзе между Русским царством и Теленгетским ханством. Этот договор с теленгетской стороны выносился на курултай и принимался «лучшими людьми» государства******. Договор просуществовал до прекращения существования Теленгетского государства в 1717 году и первые восемь лет неуклонно выполнялся.
В 1617 году действие договора о военно-политическом сотрудничестве обеими сторонами было приостановлено. С 1617 года по 1621 год между Теленгетским ханством и Русским царством начинаются военные действия. Абак начинает бить ясачные русским народы. В 1617-м – чатов, в следующем – разоряет «кузнецов», уводит к себе целыми семьями ясашных шорцев. Русские ставят первый Кузнецкой острог. Прерывает работу «колмацкий торг». Осады Чатского городка (несколько севернее Колывани) в 1617, 1624, 1629, столкновения у озера Чаны, походы на Томск в 1930-м. Русские отвечают, а то и провоцируют телеутов, походами вглубь телеутских территорий. В 1624 году происходят многочисленные пограничные стычки под Томском и Кузнецком. Внезапные нападения отмечены с обеих сторон*******.
В 1628 году начал формироваться антирусский союз Кучумовичей, телеутов, барабинских и чатских татар. Переговоры велись даже с ойратским тайшой Хара-Хулой********.
В 1632 году отношения между телеутами и русскими снова смягчились. Но пограничные стычки все-таки возникали, хотя и редко. Официально же, Русское царство и Большой Теленгетский улус с 1635 года по 1642 год решали все спорные вопросы путем дипломатических отношений, не прибегая к военной силе. Однако в 1643 году отношения двух государств снова были испорчены.
С образованием Джунгарского ханства (1635 г.) телеуты попали в кыштимскую зависимость от ханов. Но эта зависимость долгое время была крайне слабой, подчас номинальной. В 50— 60х гг. XVII в. Телеутская землица вела упорную борьбу против джунгарского кыштимства и на время добилась полной незави¬симости от Джунгарии. Однако в начале XVIII в. телеутские князьки стали подданными джунгарских контайши.
В один прекрасный день русские разъезды вышли в степь и не нашли там ни одного стойбища. Основное население Теленгетского ханства, как перед тем и Кыргызского, еще с 1713 года «на четырех тысячах телег» стало переселяться джунгарским ханом в глубь своей страны за реку Или.
Контайша Цэван Рабдан объяснял российскому послу сотнику Ивану Чередову, что русские власти «теленгутам чинили многие обиды… и теленгутам стало жить невозможно, и он не хотя ссоры и теленгутов взял к себе», но через несколько лет прямо говорил другому послу Ивану Унковскому, что увел к себе енисейских кыргызов и телеутов, «чтоб от него не ушли к русским»*********.
Часть телеутов в течение XVII в. перешла в русское подданство и переселилась на территорию русских уездов, образовав здесь своеобразные колонии. В 1756—1758 гг., спасаясь от неминуемой гибели, которую им несли маньчжуро-китайские захватчики, разорившие дотла побежденную Джунгарию, телеуты и другие южные алтайцы по доброй воле перешли в подданство России.
Так что, если кто и мог в 1600 году построить заимку на месте впадения Тогучинки в Иню, так это телеуты. А стали они Балаганскими то ли при последующем крещении, то ли продали землю казаку ро фамилии Балаганский, сказать трудно.
Поскольку река Иня являлась северной границей Телеутской землицы, не стоит забывать и о народах, проживавших на этом приграничье. А частности, это чатские татары.
С точки зрения этногенеза чаты, как и другие группы сибирских татар, представляют собой потомков коренного населения региона — лесных угорских племён, близких современным хантам, в IX-XI вв. воспринявших тюркский язык и, частично, южносибирский фенотип от своих степных соседей — кимаков и кыпчаков.
Реликтовый эуштинско-чатский говор томского диалекта сибирско-татарского языка сохранился в употреблении лишь немногих представителей старшего поколения, вытесненный татарским и русским языками. Отмечается близость этого говора к телеутскому языку. Наличие у тубаларов рода (сёока) чагат (тёлёсского происхождения) также говорит в пользу существования ранее тесных связей между чатами и телеутами. Так что местные названия могут быть как телеутского, так и чатского происхождения.
Во второй половине XVI века чатские татары вели осёдлый образ жизни на берегах Оби, в это время в их хозяйстве происходил переход от мотыжного к пашенному земледелию. Из письменных источников следует, что земли чатов и эуштинцев были территориями, находящимися в определённой зависимости от хана Кучума, а на последнем этапе существования Сибирского ханства (1594-1598 гг.) входили в его состав. Ханство своим авторитетом и, вероятно, реальными боевыми отрядами прикрывало эуштинские и чатские земли от набегов «калмыков» — ойратов и телеутов. В 1598 году у места впадения речки Ирмень в Обь состоялось столкновение русского отряда под командованием воеводы Андрея Воейкова с отрядом хана Кучума, результатом которого стало окончательное падение власти Кучума над сибирским населением. После этого чаты, возглавляемые местной родоплеменной аристократией — мурзами («князцами»), приняли русское подданство и начали платить ясак в Тару, а затем в Томск. Одновременно началась массовая запись чатов и эуштинцев в служилые люди — служилые татары ясака не платили. В 1627 году томские татары и чатские мурзы составляли около трети служилого населения Томска.
На территории Тогучинского района Новосибирской области расселение чатских ясачных татар отмечается с 1687 года, в частности в этом году они основали поселение на левом берегу реки Иня на территории современного города Тогучин.
Но кто им мешал строить заимки на южных границах своих владений несколькими десятками лет раньше?
* Нечволодов А.Д. «Сказание о Русской земле», СПб, 1913., ч.4, стр.233.
** Миллер Г. Ф. История Сибири т. 1; М.-Л., 1937, прил. 55, с. 411-412; и др.
*** ЦГАД, ф. 126 оп. 1,1658, д.2, л. 29.
**** Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л. 1969, с. 116.
***** Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969, стр. 85, 99.
****** Тенгереков И.С. «Теленгеты», 2000.
******* Дорусская этническая история Новосибирской области.
******** Миллер Г.Ф. «Истории Сибири», гл.9, §41, Прил.427.
********* Самаев Г.П. «Горный Алтай в 17-середине 19 в.: проблемы политической истории и присоединения к России», Г-А., 1991.
Свидетельство о публикации №124081900617