Таланту Толстого. Кто создавал Наполеона глупым?

Кто создавал Наполеона глупым, жестоким и подлым?
 
     Основной, существенный смысл европейских событий
в начале девятнадцатого столетия,
где пытался расцветать за счёт войн европейский запад,
 есть воинственное движение масс европейских народов с запада на восток
и потом с востока на запад.
   Первым зачинщиком этого движения
было движение с запада на восток.
Для того чтобы народы запада могли совершить то воинственное движение –
до Москвы, от Парижа – на восток,
необходимо было, чтобы они имели во главе своей человека,
который и для себя и для них
мог бы оправдывать будущие обманы, грабежи и убийства,
которые сопутствовали этому движению их.
    Начиная с французской революции во Франции
такой человек приготовливается,
он должен стоять во главе будущего движения на Восток
и нести на себе всю ответственность имеющего совершиться.
    Этот человек должен быть  без убеждений,
без привычек, без преданий,
без имени, может быть даже не француз,
но самыми, кажется, странными случайностями продвигается с места на место
между всеми волнующими Францию партиями
и, не приставая ни к одной из них, выносится на заметное место.
    Невежество сотоварищей, слабость и ничтожество противников,
искренность лжи и блестящая и самоуверенная ограниченность этого человека
выдвигают его во главу армии, им казалось - до скончания века!
   Блестящий состав солдат итальянской армии,
нежелание драться противников, чтоб не создавать ему побед славу,
ребяческая дерзость и самоуверенность приобретают ему военную славу. 
    Бесчисленное количество так называемых случайностей
сопутствует Наполеону везде.
   Немилость, в которую он впадает у правителей Франции,
служит ему в пользу в годы те.
Попытки его изменить предназначенный ему путь не удаются:
его не принимают на службу в Россию и не удается ему определение в Турцию,
но случайности в его судьбе удаются.
   Во время войн в Италии он несколько раз находится на краю гибели
и всякий раз спасается неожиданным образом сам.
Русские войска, те самые, которые могут разрушить его славу там,
по разным дипломатическим соображениям не вступают в Европу -
до тех пор, пока он находится там сам.
      По возвращении из Италии он находит правительство в Париже
в том процессе разложения, в котором люди, попадающие в это правительство,
неизбежно стираются и уничтожаются,
несмотря на то, что они – члены правительства.
И сам собой для него является выход из этого опасного положения,
попавшего в бурлящую политическую реку,
состоящий в бессмысленной, беспричинной экспедиции в Африку.
   Опять те же так называемые случайности сопутствуют ему….
Неприступная Мальта сдается без выстрела ему;
Неприятельский флот…
пропускает по морю целую армию. Случайно ли это вот?
В Африке над безоружными почти жителями совершается целый ряд злодеяний.
 И люди, совершающие поток этих злодеяний,
и в особенности их руководитель –
Наполеон –
уверяют себя, что это прекрасно, что это слава, что это похоже на Кесаря
и Александра Македонского и что это хорошо. –
Так считал он.
        Тот идеал славы и величия, состоящий в том,
чтобы не только ничего не считать для себя дурным,
но гордиться всяким преступлением своим,
приписывая ему непонятное сверхъестественное значение притом, —
этот идеал, долженствующий руководить этим человеком в Африке,
на просторе вырабатывается в его злодеяниях в миролюбивой Африке.
     Всё, что он ни делает, удаётся ему.
Чума не пристаёт к нему.
Жестокость убийства пленных не ставится в вину ему самому.
   Ребячески неосторожный, беспричинный
и неблагородный отъезд его из Африки от товарищей в беде, -
ставится ему в заслугу,
и опять неприятельский флот два раза упускает его в своей морской воде.
     В то время, как он, уже совершенно одурманенный
совершёнными им жестокими преступлениями его,
готовый для своей роли, без всякой цели приезжает в Париж,
то разложение республиканского правительства, которое могло погубить его -
всего год тому назад,
теперь дошло до крайней степени и присутствие его,
свежего от партий человека, теперь только может возвысить его.
    Наполеон не имеет никакого плана; он боится всего;
но партии требуют его участия  и ухватываются за него.
       Он один, со своим выработанным в Италии и Египте
идеалом славы и величия, со своим безумием самообожания, коим он гордится,
со своею дерзостью преступлений, со своею искренностью лжи, —
он один может оправдать то, что имеет совершиться.
    Он нужен для того места, которое ожидает его,
и потому, почти независимо от воли его 
и несмотря на его нерешительность, на отсутствие плана, на все ошибки его,
которые он делает с успехом,
он втягивается в заговор, имеющий целью овладение властью,
 и заговор увенчивается успехом.
    Его вталкивают в заседание правителей.
Испуганный, он хочет бежать, считая себя погибшим для себя самого;
притворяется, что падает в обморок; говорит бессмысленные вещи,
которые должны бы погубить его.
   Но правители Франции, прежде сметливые и гордые,
теперь, чувствуя, что роль их сыграна, не восхитив никого,
смущены ещё более, чем он,  говорят не те слова,
что им нужно бы было говорить, для того чтоб удержать власть и погубить его.
       Случайность, миллионы случайностей дают Наполеону силу власти
и все люди, как бы сговорившись, содействуют утверждению этой власти. 
Случайности делают характеры тогдашних правителей Франции, подчиняющимися ему; 
случайность делает против него заговор, не только не вредящий ему,
но утверждающий его власть Наполеону самому… 
   Случайность делает то, что он напрягает все силы на экспедицию в Англию, которая, очевидно, погубила бы его после сражения,
и никогда не исполняет этого намерения,
а нечаянно нападает на Мака с австрийцами, которые сдаются без сражения. 
   Случайность, гениальная случайность 
дают ему победу под Аустерлицем,
и случайно все люди, не только французы, но и вся Европа,
за исключением Англии,
которая и не примет участия в имеющих совершиться событиях (случайность?),
все люди, несмотря на прежний ужас и отвращение к его преступлениям,
теперь признают за ним его власть
и название, которое он себе дал,
и его идеал –
идеал величия и славы, который кажется всем чем-то прекрасным и разумным.
Но на самом деле – через его подлость, жестокость и глупость -  безумным.


Рецензии