Царевна-Лебедь М. Врубеля

 Отец, и первоначально мама, посещали занятия-репетиции  хорового коллектива в Доме культуры. Потом в хоре стал петь лишь отец,  мамы занималась нашим воспитанием.
Однажды отец побывал с хором в Москве на ВДНХа, откуда он привез немало впечатлений, подарков,  проспектов и книг.  Одна из книжек рассказывала о Третьяковской галерее, на ее обложке была  "Царевна -Лебедь" Михаила Александровича Врубеля.

Тонкое, загадочное лицо девушки в серебряной резной  короне, украшенной перламутром и нежно-голубыми камнями: дивные, печальные очи, белая накидка на плечах, отороченная серебром  и  белые волшебные крыла,- девушка-птица, чудесным образом превратились они из прибоя с его морской пеной в крылья  девушки-птицы.

Творчество художника Врубеля  вызывает несомненный интерес, будит фантазию, таит немало загадок. Моя подруга Надежда, зная мое увлечение творчеством этого художника, подарила мне прекрасную немецкую книгу с репродукциями художника.

Премьера музыкальной драмы, которая вдохновила Врубеля, состоялась в Частной опере С. И. Мамонтова 21 декабря 1900 года. Врубель создал эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди - «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина)- пела его жена Надежда Забела-Врубель.
Царевна –Лебедь, по сути, сценический портрет жены художника.

 По словам современников, голос у неё был «ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся… И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоумённая улыбка, тонкое и гибкое тело» (Михаил Гнесин).

История знакомства Врубеля с будущей женой

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург,
где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима — Татьяна Любатович. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел, и его заказ переходил Врубелю. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу, исполнявшую роль сестрички Гретель.

Сохранились воспоминания Надежды Забелы об их первой встрече с Врубелем:

    "Я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: «Прелестный голос!» Стоявшая здесь T. С. Любатович поспешила мне представить: «Наш художник Михаил Александрович Врубель», и в сторону мне сказала: «Человек очень экспансивный, но вполне порядочный».
 
...В годы студенчества мы  побывали в Киеве в Кирилловской церкви, на окраине Киева. Нашу группу отвела в церковь Нина Кругликова, с ней мы познакомились в Даугавпилсском пединституте. Творческий обмен.

Так мы и узнали, что  М.Врубель участвовал в реставрационных работах и расписывал иконостас Кирилловской церкви.

Его Мадонна в вишневой накидке с  ребенком на руках прекрасна и, на мой взгляд, вполне заслушивает сравнения с "Сикстинской  Мадонной" Рафаэля. Пока еще не побывала  Галерее старых мастеров в Дрездене, где с 1754 года находится шедевр Рафаэля.

И уже живя в Германии, будучи в Берлине, у Берлинской стены я увидела художника Дмитрия Врубеля. Он реставрировал свою картину «Поцелуй» (Брежнев и Хонеккер по-братски целуются) . Небольшой  металлический забор, ограждающий художника от чрезмерного внимания зевак, на асфальте мольберт  и дощечка с надписью : "Д.Врубель". Накануне прочитала заметку с фотографией художника в газете "Европа-Экспресс", поэтому сразу и узнала его.
 На секунду художник оглянулся, и тогда я спросила  о его родстве с Михаилом Врубелем.  " Родство по мужской линии. Брат деда," -  сказал он.

Фрагмент картины М.Врубеля. Из инета.


Рецензии