Один и без оружия 8
– Пройдёт шок от другого киноязыка и станет понятно, что это трагикомедия про нашу жизнь: так, как писал Гоголь, как пишет Беккет.
Алексей Герман говорит, что в фильме «Хрусталёв, машину!» стремился проследить истоки проблем России как «изнасилованной, опущенной страны», которая «всегда всем всё прощает». По его словам, это не столько фильм об атмосфере 1953 года, сколько
…наше представление о России, о том, что это такое, почему мы такие несчастные… Мы за миллионы убитых [в годы сталинского террора] просто сказали: «Ну ладно, ну нехорошо, забудем».
При желании можно отыскать и иные авторские характеристики. А к этим...
Во-первых... Гоголя (в своём стишке «ОБО 6») к «рябому чёрту» я наладил без согласования с приведенной цитатой.
А об «изнасилованной и опущенной стране», «всем всё прощающей» – жёстко, но...
Если кому-то покажется искать «насильника» на стороне (например, в лице англо-саксов), то вернитесь к эпизоду. По фильму.
Насилуют генерала свои. Из глубинного народа (пусть и зэки). Насилуют (в загоне машины) по указке невеликого гэбисткого начальства. Мабыть, тоже – «единокровно-русского». Так что и здесь скидывать происшедшее только на кавказца Берию (а и подыхающего «рябого») не стоит.
Так, и прощает-забывает. Опущенный. Генерал-интеллигент. Как «рябому», так и «народу-насильнику» (палачу-жертве), сладко засыпая на плече непосредственного исполнителя. Ну, и напоследок – в этот же «глубинный» уходя. Со стаканом пойла на лысом черепе.
А приведу я здесь и слова одного крымского историка (человека незлого, бывшего военного интеллигента, любящего музыку и сонеты Шекспира). Из его перекидки с другим любителем русской истории (дамой, мною уважаемой и не столь прямолинейной).
«Распад Советской Империи начался не с 91 го и даже не с 85 гг и даже не с 80 го с ввода «Ограниченного контингента» в Афганистан, а сразу после смерти вождя в марте 1953 го, когда лысый скоморох обгадил того на кого мы молились, перед кем сам плясал гопака. Вспомнился анекдот: америкос, француз и русский спорили чья медицина лучше. Первых опускаю... русский: «что там ваши падения с небоскрёба, с Эйфелевой башни, вот у нас медицина: один мудак упал с 10 го этажа: нашли только ж..пу и уши, взяли уши пришили к ж..пе 10 лет ещё страной правил».
Когда же верный последователь этого придурка – помощник комбайнёра, получил скипетр в 85 ом, начался реальный развал всего и вся (дурак что враг и даже хуже, если с заплаткой на башке).
Ты права, война и не прекращалась с 45 го.
Не только сила могла удержать Страну, а высокий интеллект руководства.
Я всю свою сознательную жизнь занимаюсь историей с древнейших времён до наших дней.
Считаю, что для России самой приемлемой формой правления является КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ, но во главе должны быть Государи уровня Александра III, но ни в коем случае Николая II.
Слабая власть опасна для страны такой как Россия – сожрут паразиты изнутри как в 17 ом, как в 91 ом».
Имеет право. Считать «приемлемой формой».
Я сам (где-то с середины 80-х, вплоть до своего охлаждения с «русским миром», случившегося лет этак десять назад) считал примерно так же. Ну, а теперь (и полагаю, уже до конца оставшихся дней) мне эти «русские предпочтения» – постольку-поскольку. Я – не о безразличии, ибо ни «общность судьбы» (нас перехлестнувшей), ни свою причастность к русской культуре отрицать не собираюсь. При всех моих критических пересмотрах и перетрусках.
Я – о Государстве. О его устройстве. Ну, и о Стране, конечно.
Уже – со стороны (пусть и не безразлично). Вне зависимости от того, что случится с моей Беларусью, опутанной паучьими тенётами совково-кащеевого Лукаморья.
Да. Ни я, ни мои родичи никогда не молились на того, кого «обгадил лысый скоморох». А некоторые историки ужо поспешают молиться на новое Солнце, взошедшее над Империей, попрекая сменивших То – Рябое, брошенное издыхать на Ближней даче своими холопами – руководителей и «невысоким интеллектом», и «комбайнёрской родословной». Чай, историкам чекистская ближе будет?!
Ниии... Ни спорить с ними, ни – тем более – поучать их я не собираюсь. Имеют право. И даже – никаких личных претензий. Одно заминает: нас-то они (молившиеся) отпускать не собираются. Захапали, подмяли, перелицевали. А ещё и Лукаморье это...
А мы тут – о фильмах Германа! Куды там... До них (из «народных глубин», да гэбистских заворотов).
Где-то ещё в нулевых моё внимание привлекло сначала словосочетание, а затем и концепт – «органическая демократия». Чем привлекло?! Да веянием как новизны, так и «здорового консерватизма». В противовес как экспансии глобализации, так и очевидному срыву потуг с «демократизацией» на постсоветском пространстве.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что никакой «новизны» там не было (впрочем, как и «здоровья»). За благозвучной упаковкой (шильдой) скрывался обыкновенный фашизм. От самого Бенито М. и «иже с ним».
Так и спровоцировавший меня на интерес к этой «склейке» приятель и коллега В. У. откровенно причитал о «православном фашизме». С фашизмом как таким, как мне казалось, я рассчитался (разобрался-открестился) ещё к концу 80-х. Без какого-либо соблазнения, но – сугубо критически, ибо ни ряженая васильевская «Память», ни неоязыческие «коловраты» типа баркашовского РНЕ (скорее, даже национал-социалистского, чем фашистского) никакой симпатии у меня не вызывали.
И вот, пришлось возвращаться (уже в нулевые). К критическому осмыслению. Ибо, по наивности своей, я к тому часу уверился, что христианство (мною воспринятое) с фашизмом склеиваться никак не может. Особенно – православие. Будто я о «Чёрной сотне» ничего не слышал-не знал. Знал, конечно...
Знал, но списывал на пережитки (рецидивы) язычества.
Мабыть, так оно и было (есть). С теми «пережитками»... Однако!
Пришлось копнуть поглубже. А когда стал копать, мало не показалось.
Оттого и своё отношение к «соборности» как такой пересмотрел. Со всем славянофильством от Хомякова (Алексея Степановича). Пересмотрев, не то, чтобы отбросил, но насторожился.
Формулы-то больно красивыми казались. От истового Православия. Единство в Свободе и Любви – замест католического «единства без свободы», да протестантской «свободы без любви». А ведь сам Хомяков (да нормально я к нему отношусь!) симпатизировал англиканству! «Коварным» англо-саксам. Кстати, как и сын его – Николай Алексеевич (1850-1925). Член Государственной думы Российской империи аж трёх созывов. От Смоленской (считай, наши!) губернии. Из потомственных дворян (Хомяковы-то).
Британский вектор... Как он стал поперек (с некоторых пор до сих) следующим «патриотам»!
Нормально я отношусь к Алексею Степановичу (мыслителю и поэту), но...
А ведь и расшифровка (одна из) той «соборности» мне – символисту – симпатична. Как отличное от однобокости коллективизма и индивидуализма. Как их умное сочетание.
Эх! Кабы оно от слов к делу не через пень-колоду воплощалось... Исторически да политически.
Община, земство... Вроде, как и при молодом Иване Васильевиче оно недурно зачиналось. Судебная реформа...
А и по 1864-му...
А закончилось!? Да и перешибалось ещё по ходу...
Что-то в Русском мире никак не срастается-не образуется... Всё – через... А ещё и с рецидивами своего (доморощенного) фашизма. Слово, конечно, можно и иное подыскать. Не итальянское. Не столь скомпрометированное и пугающее, дабы, при случае, навешивать жуткие ярлыки (вплоть до «нацизма») на всех – кто поперек. На «врагов народа», «инагентов», с иноземными «разведками» якшающимися, их духом проникшимися.
Фашизм и есть (а то – и хуже)! Я – о «навешивающих». О «бесогонах»...
Ну, это – опять «по верхам». Без аналитики.
Однако – не без «органической демократии». Я – о чьей-то претензии на такую. С – «один народ», «один Вождь», «одно (государство, рейх)». Ну, или как-то чуть иначе.
«Органической» – в противовес «формальной». То бишь – как-то «механической». Либеральной...
Государство... У марксистов – «организация господствующего класса». Машина для подавления и насилия.
И попробуй этому возразить!? Класс, группа, партия, клан, «семья»...
То-то Ильенков (правоверный марксист) руки заламывал: – Не отмирает, мол, Собака! Хотели, как лучше, а получилось...
То ли поспешили, то ли – уклонились. В общем, всё – «по-русски».
А «формальная» (демократия, право...)... Нииии! Не надо нам их «институтов» и прочей машинерии. С их сдержками и противовесами. Нам хоцца – истового. Органического. Из самой почвы прорастающего. Святым (Родимым?!) духом вскормленного-напитанного.
От Средних веков (но – наших!). А то...
Так... Фашизм (а то и хуже) – пусть в своей облатке – и получается, господа-товарищи-братья (и сестры).
Даже минуя Возрождение и Просвещение. Пусть и с судорожными заимствованиями оттуда.
Самый раз – снова к Герману вернуться.
Как к «Хрусталёву», так и к подвинутому в сторону «Богу» (ТББ).
18-19.08.2024
Свидетельство о публикации №124081902653