Концы света

Концы света случаются, когда их не ждут. А готовятся когда к катастрофе, тогда как-то не спешит свет кончаться. Светом тут я называю нам привычный мир-мирок или, иными словами, действительность, реальность, зонну комфорта, да мало ли как ещё можно назвать болото, пребывание в котором большинство из нас едва ли согласятся оставить, хотя и устали в нём основательно. Так вот, конец именно этого света бывает неожиданным–всегда!
   А когда ждёшь, надеешься, что вот-вот обрушится всё это зыбкое строение привычного и надоевшего положения вещей, когда, нетерпеливо и с затаённым трепетом выбегаешь на дорогу каждого нового дня: не появится ли на горизонте пусть медленно, но растущая точка другой жизни, где, конечно, и дышится иначе, и думается вернее, и живётся светлее; когда так всё это ждёшь, то старый мир незыблем.  А вырваться, не то чтобы хочется, вырваться необходимо, потому что нельзя прожить поле верного пути, постоянно возвращаясь туда, где «мёртвые хоронят своих мертвецов». Но конец света, как я сказал в начале, всё никак не приходит, ведь они, эти концы света случаются согласно каким-то мало понятным мне законам.
   Что это за такие законы и так ли они неведомы? Неведение это, если уж без лукавства, неведение добровольное. Все, кто слышал и хотел услышать, должны были уяснить, что без отвержения себя, та самая новая жизнь невозможна. Но тут сразу побогословствовать хочется, потолковать текст(без этого нам истина скучна!), а стоило б просто услышать и просто исполнить. Рыбаки, оставив богатый улов соработникам отправились вслед за Учителем*–стали апостолами; иностранный купец, поражённый только красотой храмов Новгорода и православного богослужения, оставил не только родину и купеческое дело, но и от разума и чести этого мира отказался–юродивый Христа ради.** А были и те, которые пренебрегли законами своего времени, не пожелали вполне справедливо оспорить у властолюбивого брата право на вотчины, предпочтя смерть мести, потому только, что они христиане***. Ну какой здесь метод толкования, какая богословская школа? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»****–вот и всё богословие. Вся проблема, получается, в неверии Богу, в неспособности поверить Его слову.
    Но точно ли неспособность виновата? Человек, верящий в существование Бога, ни раз убедившийся в Его могуществе, получавший просимое, нередко продолжает озираться вспять, вроде бы взявшись за дело, став на путь спасения–почему? Да потому, что трудно, больно и страшно оставить привычный мир-мирок, созданный тобой же на основе собственных представлений и каких-то общечеловеческих ценностей. И этот придуманный мир имеет свойство болота, а вот способности вместить в себя Бога не имеет:идеи и идолы здесь в великом множестве, а вот истинный Бог в нечистоту этой виртуальной реальности человеческой самости не входит. И надо бы покончить с этим миром, но конец света, конец именно этого мира наступает, когда его не ждёшь: как смерть, болезнь или катастрофа. Но, если ты хочешь, чтобы он закончился, перестал существовать, больше не смыкал над тобою уста неумолимых трясин...
       Если хочешь всего этого, то перестань ждать и начни слушать: проси–и слушай Слово, которое всегда у Бога и всегда–Бог.. А услышишь– иди, как сказано.
     И тут становится ясно, что слова эти я слышал, вот только не спешил их принять, богословствуя или вовсе делая вид, что не слышал. Вот поэтому большинство рыбаков навсегда остаются рыбаками, купцы продолжают торговать, в лучшем случае помогая нуждающимся и строя храмы, не умея оставить всё, а князья продолжают бороться за власть. Мёртвые хоронят своих мертвецов!


            18 08 2024г.

*Евангелие от Луки 5. 4–11.

**Имеется ввиду Прокопий Устююжский–первый русский юродивый

***Имеются ввиду князья Борис и Глеб

****Послание к Римлянам 4,3.


Рецензии