Вениамин, - главное лицо поэмы Две ЭЭпохи
в миру Иван Афанасьевич ФЕДченков;
рождён 2 [14] сентября 1880,
село Вяжля (Ильинка), Кирсановский
уезд, Тамбовская губерния;
почил 4 октября 1961 г. в СССР,
Псково-Печерский монастырь;
архиепископ Русской церкви;
с 22 ноября 1933 года экзарх
Московской Патриархии в Америке;
архиепископ с 14 июля 1938 года
митрополит Алеутский и Северо-Американский;
с 1948 года в СССР
управлял различными кафедрами;
православный подвижник, миссионер,
духовный писатель.
Отец: Афанасий Иванович Федченков
рождён около 1850, почил 28 октября 1918;
из семьи безземельных крепостных крестьян
Ивана Ильича и Натальи
в имении помещиков Баратынских
в Смоленской губернии.
В подростковом возрасте как хороший
писец и самородок-умелец
по мелким хозяйским ремонтам,-
отправлен Баратынскими
в принадлежавшее им поместье
в Тамбовской губернии,
где в дальнейшем служил конторщиком.
Мать — Наталия Николаевна
рождена' около 1858—1864
почила 29 декабря 1928,
урождённая Оржевская.
Дочь диакона Николая Васильевича,
отец которого также был диаконом.
Мать Наталии Николаевны,
Надежда Васильевна — дочь диакона,
служившего в приходе, соседнем
с приходом отца Василия Оржевского.
Семья — отец, мать, 6-ро детей
и бабушка Надежда Васильевна
жила бедно, порой находясь на грани
нищеты, но владыка впоследствии
вспоминал детство как один из самых
ярких и радостных периодов жизни.
Обстановка в семье доброжелательная;
стараниями родителей, в 1-ю очередь —
матери, доходившей до полного
самоотречения, трое детей,
в том числе Иван, получили высшее
образование, трое других — среднее.
10 сентября 1917 года
преподавательской корпорацией
Таврической духовной семинарии
избран на должность ректора
семинарии на конкурсной основе
из десяти претендентов !!!
В 1918 году член Всеукраинского
православного церковного собора,
был против церковного сепаратизма
под укро-націонал-шовінізьмой...
22 марта (ст. ст.) 1920 года,
получив предложение стать
главнокомандующим Вооружёнными
силами Юга России,- ВСЮР,
генерал Врангель прибыл
в архиерейский дом к епископу
Вениамину и присутствовавшему
там архиепископу Полтавскому,-
Феофану (Быстрову).
Генерал и барон Врангель
обратился с просьбой высказать
мнение, следует ли ему принимать
командование,- оба архиерея
дали положительный ответ,
после чего Врангель принял
предложение и был избран
главнокомандующим Белой Армией
по всему ещё белому Крыму.
В конце марта — начале апреля 1920
владыка принял предложение
Врангеля возглавить военное
духовенство Белой Армией
в Крыму с 11 мая 1920 года
и был назначен епископом
всей Белой Армии и флота !!
Таким образом,- Вениамин
стал 1-м более чем за 200 лет
и единственным за время
Гражданской войны архиереем,
официально возглавившим
русское воинское духовенство!
После прибытия русских беженцев
из белогвардейских семей
в Константинополь-Стамбул
и вошёл в созданный генералом
Врангелем «Русский совет».
Выступил одним из главных
сторонников организации
самостоятельной церковной жизни
русских беженцев и вошёл в Высшее
русское церковное управление
на Юго-Востоке России,
восстановленное в Константинополе
19 ноября 1920 года
на борту парохода «Великий князь
Александр Михайлович»,
в декабре преобразовано
во Временное высшее церковное
управление заграницей — ВРЦУЗ.
В 1923 году Вениамин согласился
на предложение архиепископа Пражского
и всея Чехословакии Савватия (Врабец),
кой пригласил владыку Вениамина
для помощи в миссионерства
и окормлении православных приходов
Подкарпатской Руси.
Владыка Вениамин ушёл с поста
Епископа армии и флота
и осенью 1923 года стал викарием
архиепископа Савватия в Карпатской Руси,
в связи с чем Архиерейский Синод РПЦЗ
постановил считать его в юрисдикции
Константинопольского Патриархата,
«которому подчинена вновь
образованная Карловацкая архиепископия».
Летом 1925 года по приглашению
митрополита Евлогия (Георгиевского)
приехал в Париж; исполнял обязанности
инспектора в Свято-Сергиевском
православном богословском институте.
Преподавал пастырское богословие,
литургику, сектоведение, славянский
язык и Священное Писание Ветхого Завета.
1926: принял решение о переезде в СССР.
С согласия митрополита Евлогия
обратился в советское торгпредство
в Париже с запросом.
На требование советской стороны
осудить Белое движение ответил отказом,
заявив, что лишь согласен
признать советскую власть.
Москва-РСФСР-СССР
дали положительный ответ
и указание выдать епископу Вениамину
визу для въезда в СССР.
За несколько часов до намеченного
оформления документов на въезд
получил срочное письмо
от митрополита Евлогия,
в котором последний умолял
его не ехать в СССР,
поскольку этот поступок мог
иметь непредсказуемые последствия
в среде белоэмигрантов...
Вениамин отказался от возвращения,
о чём в дальнейшем,
по его словам, сожалел...
В 1929 году по просьбе епископа
Шабацкого Михаила (Урошевича)
вернулся к настоятельству
в монастыре Петковица;
вскоре вновь был вызван
архиепископом Евлогием,
бывшим тогда в юрисдикции
Московского Патриархата, в Париж
для возобновления преподавательской
деятельности в Свято-Сергиевском
институте, вновь заняв должность
инспектора и преподавателя.
После увольнения 10 июня 1930 года
митрополитом Сергием Евлогия
от управления русскими церквами
в Западной Европе и поручения
24 декабря 1930 года
временного управления церквами
Московского Патриархата в Западной
Европе митрополиту Литовскому
Елевферию (Богоявленскому),
в отличие от большинства клириков
и паствы митрополита Евлогия,
епископ Вениамин остался верным
московскому Патриаршему Синоду,
вновь оказавшись единственным
русским архиереем в Западной Европе,
занявшим такую позицию,-
и был вынужден покинуть
Свято-Сергиевский институт
(митрополит Евлогий в феврале 1931
с большей частью паствы был принят
в юрисдикцию Константинопольского
Патриархата, как чужого Вениамину
по духу и разумению !!!
В мае 1933 года по благословению
митрополита Сергия,- архиепископ
Вениамин прибыл в Нью-Йорк
для чтения лекций о Православии,
а также для выяснения позиции
митрополита Платона (Рождественского)
по отношению к Московской Патриархии.
Митрополит Платон, формально отстранённый
от управления Северо-Американскими
приходами за неканоничные действия
патриархом Тихоном в 1924 году,
но возглавлявший фактически независимый
от какой-либо юрисдикции
Митрополичий округ в Северной Америке,
от переговоров с архиепископом
Вениамином уклонился.
Определением временного патриаршего
Священного Синода №61 к 16 августа 1933
митрополит Платон, как учинивший раскол,
был запрещён в служении.
22 ноября 1933 года определением
Священного Синода №92 владыка Вениамин
назначен архиепископом Алеутским
и Северо-Американским,
вступило в действие также имевшее
условный характер определение
Священного Синода 22 марта 1933 г.
№ 29 «О поручении Архиепископу
Вениамину управления
Северо-Американской епархией».
14 июня 1938 года
возведён в сан митрополита
«ввиду особого положения нашей
маленькой епархии в Америке
пред лицом воинствующих раскольников,
а также в воздаяние самоотверженной
готовности, с какой Преосвященный
экзарх наш несёт тяжкие лишения,
труды и поношения»
Указ от 14 июня 1938 года № 555.
УУУУххххххххххххххххУУУУ
После нападения Германии
на Советский Союз 22 июня 1941-го
выступал с призывами к русской
эмиграции забыть разногласия
и оказывать помощь СССР !!!
В декабре 1944 года получил
приглашение прибыть в Москву
для участия в Поместном соборе-1945,
созываемом для избрания Патриарха
Московского и всея Руси
после смерти патриарха Сергия.
31 января — 2 февраля 1945 года
участвовал в Поместном соборе
Русской православной церкви в Москве,
выборах и интронизации патриарха
Алексия I, после чего вернулся в США.
В Москве впервые после 1920 года
встретился с сестрой Надеждой,
умершей после 1955 года;
вдовой умершего в 1940 года
настоятеля храма Тихвинской иконы
Божией Матери в селе Алексеевском
священника Фёдора Шебалина,
с которой после эмиграции из России
не только не встречался,
но и не переписывался.
21 августа 1947 года Вениамин
назначен митрополитом
Рижским и Латвийским.
12 февраля 1948 окончательно
вернулся на Родину в СССР,
но для него всё равно,- Россию,
и 19 февраля — в Ригу.
25 февраля 1948 года совершил
в Рижском кафедральном соборе
Рождества Христова своё первое
богослужение в качестве главы
Рижской првославной епархии.
В июле 1948 участвовал в торжествах
по случаю 500-летия автокефалии
Русской православной церкви.
С 6 ноября по 15 декабря 1948
вновь отслужил сорок литургий,
записав свои мысли в дневник,
ставший известным под названием
«Сорокоуст на Родине».
27 марта 1951 года
Вениамин назначен митрополитом
Ростовским и Новочеркасским.
С 8 февраля 1954 года
именовался митрополитом
Ростовским и Каменским.
За годы пребывания на Ростовской
кафедре сблизился с архиепископом
Лукой (Войно-Ясенецким).*
На ростовской кафедре особо
не конфликтовал с местными
Уполномоченными по делам РПЦ:
подписался на государственный заём,
активно принимал участие в подписке
под воззванием Всемирного совета мира
и дал благочинным указания разъяснять
верующим о необходимости участия
в этих подписках, а также «всегда охотно,
лояльно выполнял советы, пожелания
и указания уполномоченного Совета».
Однако после того, как Вениамин
разослал по епархии в октябре 1955
доклад «Утешительное слово»,
поясняя о православная вере,
живущей во всех слоях советского
общества, митрополита вызвали
в Москву и по возвращении
он сообщил, что уходит с кафедры.
28 ноября 1955 года
назначен митрополитом Саратовским
и Балашовским с 26 декабря 1957,-
митрополит Саратовский и Вольский.
В Совет по делам РПЦ в СССР
на митрополита поступали
многочисленные доносы;
в конце 1956 рассматривался
вопрос о возбуждении против
него уголовного дела.
В начале 1956 года
саратовский Уполномоченный Совета
по делам РПЦ В. Филиппов писал
в Совет, настоятельно требуя
снять архиерея с кафедры:
«За короткий период пребывания
в Саратове митрополит Вениамин
проявил себя как махровый
реакционер, монархист,
для которого чужды советский
народ, родина, патриотизм,
о чём он намекает и даже
говорит в беседах со священниками,
преподавателями
и воспитанниками семинарии…
По моему глубокому убеждению
в лице митрополита Вениамина
мы имеем дело с плохо
замаскированным врагом
советского государства и народа!»
Для проверки в Саратовскую область
выехал старший инспектор Совета
по делам РПЦ А. М. Пашкин.
Проверяющий признал, что Филиппов
вмешивается в дела церкви,
но в конечном итоге пришёл к выводу,
что митрополита надо устранить.
26 декабря 1957 года
Совет по делам Русской СССР
православной церкви рекомендовал
патриарху отправить Вениамина
на пенсию...
20 февраля 1958 года
митрополит Вениамин был уволен
на покой с благословением пребывать
в Псково-Печерском монастыре.
27 февраля владыка поселился
в монастыре и проживая в монастыре,
совершал, когда позволяло состояние
здоровья, богослужения и проповедовал
в монастырских храмах, писал
на различные духовные темы
и редактировал написанное ранее,
завершил начатую в США книгу
«О вере, неверии и сомнении».
Незадолго до кончины
лишился дара речи.
Есть данные, что митрополит
Вениамин принял схиму
и великий обет молчания...
Свидетельство о публикации №124081803465