3 агрегатных состояния и уровня реальности времени

У воды, как известно, есть три агрегатных состояния: твёрдое (лёд), жидкое (собственно вода) и газообразное (водяной пар). Граница между ними пролегает по температурному уровню: ниже нуля градусов Цельсия при нормальном атмосферном давлении жидкая вода превращается в твёрдое вещество — лёд, выше 100 градусов Цельсия она превращается в летучий водяной пар. Агрегатные состояния вещества (от лат. aggrego «присоединяю»), которые зависят от температуры и от давления, хорошо знакомы нам не только из жизни, но и из школьных уроков физики.

Гораздо меньше известны уровни реальности, которые в школе не изучают и относятся уже не к физике, а к философии. Так, у буддистов существует три уровня реальности: иллюзорный, эмпирический и истинно сущий (Высшая, или окончательная реальность).

Дабы продемонстрировать эти представления, в одном из философских трактатов под названием «Рассмотрение трёх уровней реальности» один буддийский мудрец и наставник более полутора тысяч лет назад привёл такой пример:

«некий маг (здесь — иллюзионист-фокусник) силой мантры на глазах у публики из куска дерева создаёт слона. Что этот пример означает?» [1].

Вот одна из двух интерпретаций этого примера, с точки зрения трёх уровней реальности, данных самим этим мудрецом по имени Васубандху:

— первый уровень реальности — чистая иллюзия, «сконструированная реальность»;
— второй уровень — относительная реальность в виде формы слона или видимости слона, которая воспринимается сознанием зрителей и, следовательно, эмпирически наличествует;
— третий, глубинный, истинный уровень реальности — кусок дерева, из которого маг-иллюзионист творит иллюзию слона посредством мантры. Сознанием зрителей он не воспринимается, однако доступен истинному Знанию, йогической интуиции.

В трактате Васубандху первый уровень реальности — чистая иллюзия, «сконструированная реальность» — носит название «парикалпита», второй — уровень относительной реальности с опорой на восприятие — «паратантра», третий — уровень абсолютной реальности — «паринишпанна».

Первые два уровня реальности доступны сознанию простых смертных, третий уровень реальности — «паринишпанна» — доступен только совершенному Знанию, присущему Буддам.

Нечто подобное данной классификации уровней реальности буддийской школой йогачара существует и в индуистской философии адвайта-веданты, которую основал живший 4 века спустя после Васубандху индийский мудрец Шанкара. Хоть этим уровням реальности присвоены иные названия, но суть дела от этого не меняется.

А что можно сказать о времени, с точки зрения физики и древних философских воззрений?

Ньютон, живший 3 с лишним века назад, различал два вида времени: абсолютное (математическое) и относительное (эмпирическое). Если первый вид времени в некотором смысле был подобен истинной реальности буддистов, то второй вид соответствовал второму уровню реальности школы йогачары — относительной реальности с опорой на восприятие.

Математическое время Ньютона было вселенским Абсолютом, суть которого сводилось к длительности. Так, в «Математических началах натуральной философии» (1686 год) он утверждал следующее:

«Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительностью».

Это абсолютное, истинное, математическое время тикает одновременно с одной и той же скоростью во всей Вселенной.

В свою очередь, относительное, или эмпирическое время сводилось в его понимании к показаниям часов и календаря:

«Относительное, кажущееся или обыденное время есть или точная или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год».

Спустя 2 столетия Эйнштейн низверг абсолютное время Ньютона с его математического пьедестала. Отныне его уделом стала исключительно относительность в понимании Ньютона. Время Эйнштейна утратило функции математического Абсолюта Ньютона и превратилось всего-навсего в показания часов. Вместо слова «время» Эйнштейн готов был написать «положение маленькой стрелки моих часов»:

«Мы должны обратить внимание на то, что все наши суждения, в которых время играет какую-либо роль, всегда являются суждениями об одновременных событиях. Если я, например, говорю: “Этот поезд прибывает сюда в 7 часов”, — то это означает примерно следующее: “Указание маленькой стрелки моих часов на 7 часов и прибытие поезда суть одновременные события”» [2].

Время, которое раньше тикало одновременно во всей вселенной, вдруг стало якобы замедляться под магическим взглядом наблюдателя и под воздействием околосветовой скорости и гравитации. В теории относительности понятие «одновременность» из абсолютного вдруг стало относительным. Именно относительность одновременности является одним из важнейших столпов теории относительности.

Математическое время Ньютона из истинного Абсолюта и высшей реальности внезапно превратилось в бесправную иллюзию:

«Для нас, убеждённых физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим — не более, чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая» [3].

Время Эйнштейна есть подобие чистой иллюзии слона, или «сконструированной реальности» в буддийском трактате о трёх уровнях реальности. Абсолют Ньютона превратился в «подкаблучника» в брачном союзе с пространством. Брачный союз пространства и времени, заключённый в храме геометрии, получил название «пространственно-временной континуум».

Но эти геометрические фантазии, как и релятивистский принцип относительности одновременности, явно не работают в мире квантовой механики. Да и в привычном макромире  знаменитые парадоксы теории относительности, основанные на замедлении времени, вроде знаменитого «парадокса часов», или «парадокса близнецов», вызывают оторопь у людей здравомыслящих. Этот парадокс требует, чтобы каждый из братьев-близнецов старел медленнее, чем другой. Как сказал Герберт Дингл, «не нужно быть гением, чтобы понять, что это невозможно».

Не потому ли у теории относительности столь много явных противников среди далеко не последних людей в мире науки. Напомним, к примеру, высказывание полувековой давности (1972 год) выдающегося франко-американского физика Леона Бриллюэна об общей теории относительности Эйнштейна (ОТО) в книге «Новый взгляд на теорию относительности»:

«Общая Теория Относительности — блестящий пример великолепной математической теории, построенной на песке и ведущей к всё большему нагромождению математики в космологии (типичный пример научной фантастики)».

А выдающийся британский астрофизик Герберт Дингл (1890–1978), автор двух книг по СТО, ставший со временем из всемирно признанного авторитета в области теории относительности её ниспровергателем, в своей на сей раз антирелятивистской книге «Наука на перепутье» (“Science at the Crossroads”) выделил «четыре основных недоразумения, осознание которых облегчит понимание того, почему специальная теория относительности так давно получила признание, несмотря на её явную несостоятельность.

Они касаются:

во-первых, связи между математикой и физикой;
во-вторых, путаницы между различными значениями слова "время";
в-третьих, неправильного толкования понятия "систем координат" как "наблюдателей";
и, в-четвертых, того, что я вкратце могу охарактеризовать как буквальную интерпретацию метафор: считать прямыми наблюдениями то, что на самом деле является отдалёнными последствиями возможно ошибочных теорий».

Что касается пункта первого, «связи между математикой и физикой», то почему-то «меня терзают смутные сомнения», что безупречная математика теории относительности описывает несуществующую физику. Релятивистская физика базируется не на анализе движения вообще и света в частности и не на анализе понятия «время». По иронии судьбы знаменитая «Электродинамика движущихся тел» Эйнштейна на самом деле основана не на динамике как разделе физики, в котором изучаются причины любого движения, а на кинематике, которая изучает способы описать движение. В свою очередь, вся релятивистская кинематика основана на синхронизации часов покоящегося наблюдателя и движущегося относительно него с околосветовой скорости наблюдаемого. Время же, в понимании Эйнштейна, есть то, что показывают часы.

Вся Релятивистская Страна Чудес взгромоздилась на фундаменте синхронизации часов наблюдателя и наблюдаемого и конечной скорости распространения света, ведущей к запаздыванию передачи сигнала от движущегося тела к покоящемуся наблюдателю. Это запаздывание учитывается и в других областях науки и техники. Например, в радиосвязи радиосигнал может запаздывать на секунды, минуты, часы в зависимости от дальности источника сигнала, запущенного, например, на окраину Солнечной системы и дальше. Это запаздывание реальное и оно приносит кучу проблем.  В астрономии луч света, испущенный звездой, приходит на Землю спустя годы, века, тысячелетия, миллионы и миллиарды лет в зависимости от расстояния до неё. Так, если от Солнца до Земли свет идёт чуть больше 8 минут, то от ближайшей к Земле звезды Альфа Центавра до Земли ему уже необходимо добираться более 4 лет со скоростью 300 тысяч км/сек. Это тоже реальное запаздывание светового сигнала, который может рассказать астрономам о важных событиях в жизни светил даже спустя много-много лет после их гибели.

Именно на этом же запаздывании светового сигнала и построено всё громоздкое математическое здание специальной теории относительности (СТО). Не было бы этого запаздывания, распространялся бы сигнал мгновенно — не было бы и СТО со всеми её парадоксами. Именно запаздывание светового сигнала порождает у наблюдателя оптические иллюзии в виде отставания синхронизированных часов на движущемся с околосветовой скоростью теле, которое почему-то называют «замедлением времени», и сокращения его продольных размеров в направлении движения. Тем не менее НА САМОМ ДЕЛЕ никакие часы не отстают и никакие размеры в СТО не сокращаются. Если в теории эфира Лоренца сокращение тела в направлении движения вполне реально, вне зависимости от системы отсчёта, то в СТО это сокращением только кажущееся, иллюзорное. Специальную теорию относительности (СТО), основанную на относительном, кажущемся времени, следовало бы назвать «кажущейся теорией относительности» (КТО).

Вот в чём заключается истинный смысл СТО-КТО: в математическом расчёте ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ, которые якобы и приводят к постоянству скорости света в вакууме.  Соединив постулат постоянства скорости света с оптическими иллюзиями,  Эйнштейн получил инвариантность уравнений Максвелла для электродинамики движущихся тел. Причём сам Эйнштейн потом скромно признавался, что «срелятивиздил» принцип постоянства скорости света из теории покоящегося эфира Лоренца:

«Мы ввели позаимствованный из теории покоящегося светоносного эфира Лоренца принцип постоянства скорости света...»

Поразительная находка! Принцип постоянства скорости света, позаимствованный из теории покоящегося светоносного эфира, ввели, а вот сам покоящийся светоносный эфир выкинули за ненадобностью. Мол, вы лишний на этом релятивистском празднике скорости света. Столь же плодотворно «они ввели» позаимствованные у Лоренца преобразования пространства и позаимствованный у Пуанкаре принцип относительности, нигде при этом не упомянув его фамилии.

Только вот есть один небольшой нюансик: принцип постоянства скорости света для теории покоящегося светоносного эфира имеет вполне рациональное физическое объяснение. Скорость света в теории эфира есть скорость распространения колебаний среды, того самого светоносного эфира. Подобным образом, скорость звука есть скорость распространения колебаний воздуха, и она тоже есть величина постоянная. А как объясняется принцип постоянства скорости света, когда эту самую светоносную среду выкинули за ненадобностью? Никак! Один из двух постулатов теории относительности не имеет физического объяснения!

Вся теория относительности основана сплошь на заимствованиях по принципу «Здесь играем, здесь не играем, здесь рыбку заворачивали», мысленных экспериментах, оптических иллюзиях и математических уравнениях эфемерного пространственно-временного континуума. Как говорится, ловкость цифр и никакого мошенства!

Чем не математический слон, который сотворил при помощи скорости света релятивистский маг по имени Альберт Эйнштейн? Гудвин, великий и ужасный, раздал всем жителям и посетителям Изумрудного города в Волшебной стране зелёные очки, чтобы они думали, что обычные стекляшки — изумруды. Эйнштейн, великий и гениальный, раздал всем наблюдателям Релятивистской Страны Чудес синхронизированные часы, чтобы они думали, что время способно замедляться. Да здравствуют математические иллюзии,  давшие путёвку в жизнь кажущейся теории относительности!

В нашем примере со слоном и тремя уровнями реальности математика СТО есть первый уровень реальности — чистая иллюзия, «сконструированная реальность» четырёхмерного пространственно-временного континуума. А вот об истинном уровне реальности теория относительности помалкивает, ибо ничего не знает о его существовании.

Опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, готовят для науки вообще и релятивистов в частности массу «открытий чудных». Эти открытия призваны превратить время из математической иллюзии в физическую реальность. Именно взгляд на время как физическую реальность характерен для причинной механики профессора Пулковской обсерватории Н.А. Козырева (1908–1983). За открытие лунного вулканизма на основании выводов и предсказаний своей теории он был удостоен в 1969 году именной золотой медали Международной академии астронавтики.

Манифестом представлений о времени как фундаментальной реальности мироздания стала изданная в 2013 году книга Ли Смолина «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего» (англ. “Time Reborn: From the Crisis in Physics to the Future of the Universe”).

В этой книге, как и в своей предыдущей книге «Неприятности с физикой» (2006 год), автор ставит вопрос о необходимости «разморозки» математического времени, «замороженного» на графиках:

«Построив график по записям, мы сделали удивительную вещь. Кривая на рисунке  представляет измерения чего-то, что изменяется во времени, но сами измерения постоянны, то есть сделанные однажды, они не меняются. И представляющая их кривая тоже постоянна. Таким образом, мы преобразовали движение (изменение в мире) в предмет изучения математики, которая имеет дело с неизменяемыми объектами.

Возможность “заморозить” время — большое подспорье для ученых. Поскольку нет необходимости наблюдать движение во времени, мы можем изучать измерения, сделанные в прошлом. Но кроме пользы для науки, это имеет большое значение для философии, поскольку подтверждает ИЛЛЮЗОРНОСТЬ ВРЕМЕНИ. Метод “замораживания” настолько безупречен, что физики не догадываются, какую роль он сыграл в их миропонимании. Этот метод послужил ИЗГНАНИЮ ВРЕМЕНИ из описания природы, подтолкнув нас к поиску корреляций между реальным миром и миром математики» (выделено мной. - С.Г.)

Именно на «замороженном» на графиках времени и движении, иллюзорности времени и изгнанию его из описания природы, а также на поиске «корреляций между реальным миром и миром математики» и основана кажущаяся теория относительности (КТО).

По сути дела, релятивизм Эйнштейна отрицает течение времени, дискретный ток момента настоящего. Релятивизм порождает этернализм (от английского “eternity” — «вечность»). В свою очередь, вытекающая из неё релятивистская концепция блок-вселенной, напоминающей замёрзшую глыбу льда, также искусственно «замораживают» Вселенную в вечности. Таким образом, «замороженное» время «замораживают» Вселенную подобно Снежной королеве.

У релятивистов «замороженное» на графиках и в блок-вселенной математическое время, образно говоря, — инертный «лёд». Однако как лёд способен таять, превращаясь в воду, так и «замороженное» на графиках и в вечности математическое время Ньютона-Эйнштейна начинает «подтаивать», стоит только запустить стрелу в полёт и попытаться проанализировать её движение. Именно это сделал более двух тысячелетий назад Зенон Элейский.  Сей любитель мудрости из Древней Греции, который кинематике предпочитал динамику, резонно заметил, что каждый элементарный миг времени стрела покоится.

То же самое в наши дни можно воочию узреть на любой современной киноплёнке, на которой запечатлён полёт всё той же вечной стрелы. На каждом кадре, которых насчитывается аж 24 в секунду, стрела покоится.

Что же тогда движется?

Сам «мудрец брадатый» сделал парадоксальный вывод, что ничего и не движется. Весь мир покоится. Покоится как Целое.

Чтобы опровергнуть вывод сей и веско возразить, достаточно нам пред Зеноном-греком  просто походить. Эврика! Мы движемся! Зенон не прав!

Но можно сделать и иной парадоксальный вывод: движется само время! В промежутке от одного элементарного состояния покоя, или кинокадра вселенского бытия, к другому движется… само время! Элементарным квантом движения является движение из прошлого в будущее. Именно этот миг между прошлым и будущим является источником любого движения. В этот миг весь Мир, вся Вселенная как Целое, греческий Холос, находится в состоянии движения.

Этот миг является Абсолютом в понимании Ньютона, тикающим одновременно во всей необъятной Вселенной, без всякой релятивистской относительности одновременности. В этот миг весь Мир, вся Вселенная как Целое, греческий Холос, находится в состоянии движения. По окончанию этого молниеносного мига движения наступает миг вселенского покоя, который моментально сменяется новым молниеносным мгновением движения. И так без конца… Как поётся в песне, «есть только миг между прошлым и будущим...»

Таких мигов движения-покоя в одной секунде будет уже не 24, как у киноплёнки, а 18,5 миллионов триллионов триллионов триллионов:

1 секунда, делённая на планковское время 5,4•10^-44 сек = 1,85•10^43 квантов времени в секунду

То есть все материальные тела, включая пресловутую стрелу Зенона, движутся в дискретном потоке времени. Движение тел производно от движения времени. В этом случае «замороженное» на графиках математическое время начинает «таять», превращаясь во время физическое! А иллюзия Эйнштейна начинает потихоньку-полегоньку превращаться в Высшую реальность.

Это «размороженное» время — уже не ось координат, неразрывно связанная с пространством. Это время — уже не измеритель длительности событий, не часы, как у Эйнштейна. Это время — уже не релятивистская иллюзия. Это время уже нельзя изгнать из описания природы.

Это время — некая скрытая физическая реальность, сутью которой служит само воплощённое движение! Это движение уже не заморозишь на графике! Оно существует вне и помимо пространства и материи! Это некий неуловимый и эфемерный флюид (от лат. fluidus — текучий), который заключает в себе сам принцип движения! Вот к каким неожиданным выводам приводит динамика как глубинный анализ движения вопреки кинематике как поверхностному математическому описанию движения!

Чтобы понять это, достаточно вспомнить о киноплёнке. Хотя на каждом кадре киноплёнки стрела покоится, но зато движется сама киноплёнка со скоростью 24 кадра в секунду. А что движет киноплёнку? Кинопроектор, в котором есть электромоторчик. Движение киноплёнки в кинопроекторе, установленном в будке киномеханика, мы и воспринимаем на экране кинотеатра как движение стрелы.

А что, если весь наш мир, включая стрелу, лучника, древнегреческих любителей мудрости и нас с вами, и есть проекция некоей условной «киноплёнки», на которой все стрелы и люди, включая мудрецов брадатых, записаны некоторым непостижимым разуму высокотехнологичным образом?  Этакие божественные высокие технологии, небесный Hi-Tech!

Тогда движение этой скрытой от взора людского космической «киноплёнки» и приводит в движение всю Вселенную! А движет её то самое «размороженное» физическое время — воплощённое движение — понятие о котором в современной науке напрочь отсутствует. Назовём его Временем с большой буквы в отличие от «замороженного» на графиках математического времени (с маленькой буквы).

В отличие от обычного кинопроектора, во Вселенском проекторе условная «киноплёнка» движется не плавно, а прерывисто, дискретно, скачкообразно. В отличие от обычной киноплёнки, где оптическое изображение видно обычному кинозрителю, в условной Вселенской «киноплёнке» бытия голографическое изображение в виде квантовой информации незримо оком. В отличие от обычного кинокадра, несущего изображение отдельной части Вселенной, например, летящей стрелы, каждый «кинокадр» Вселенского блокбастера бытия содержит в себе информацию о всей Вселенной!

Движение приобретает двойственный характер: как первичное движение нелокального энергоинформационного Целого, Холоса, Вселенской Системы в потоке времени и как вторичное и производное движение в пространстве локальных материальных подсистем, начиная от элементарных частиц и кончая скоплениями галактик.

Дискретный, скачкообразный, прерывистый характер движения Времени из прошлого в будущее предполагает появление двух выделенных состояний: движения и покоя. Нечто подобное предполагает и Ли Смолин:

«Иными словами, Эйнштейн был неправ. И Ньютон. И Галилей. В движении нет относительности.

Это наш выбор. Либо квантовая механика является окончательной теорией и нет возможности проникнуть за её статистическую завесу, чтобы достичь более глубокого уровня описания природы, либо Аристотель был прав и выделенные системы движения и покоя существуют».

В новой картине мира, основанной на Времяцентризме, выделенная система движения соответствует движухе Времени из прошлого в будущее. В дискретном потоке Времени движется квантовая информация Мира как Вселенской Системы. Весь Мир представляет собой нелокальное внепространственное Единое.

В выделенном состоянии покоя вся Вселенская Система замирает на мгновение, из нелокального Единого трансформируюсь во множество локальных атомов, разбросанных в необъятном пространстве.

Непрерывная череда свёртываний-развёртываний нелокального квантово-информационного Единого в пространстве предполагает появление двух уровней реальности:

1) трансцендентный нелокальный внепространственный квантово-информационный уровень реальности внутри кванта Времени;

2) имманентный эмпирический материальный уровень реальности, распростёртый в пространстве.

Эти два уровня реальности весьма напоминают два уровня порядка в голографической парадигме Бома-Прибрама: свёрнутый, «импликативный» порядок, который творит материю, жизнь и сознание, и развёрнутый, «экспликативный» порядок, напоминающий трёхмерный экран Вселенского блокбастера бытия. По сути, этот механизм напоминает Вселенский голографический калейдоскоп. 

По всей видимости, именно эти особенности движения в потоке времени и объясняют все загадки квантовой механики: от квантовой нелокальности и запутанности до квантовой неопределённости и корпускулярно-волнового дуализма. Возможно, именно они объясняют и особенности электродинамики движущихся тел без привлечения эфемерных инструментов теории относительности, превращающих время из всемогущего физического, а то и метафизического Абсолюта в иллюзорного математического мальчика на побегушках.

Таким образом, взгляды науки XX и XXI веков на роль времени в мироздании диаметрально разделились. Время из иллюзии так и норовит превратиться в Высшую реальность. А явному этернализму (от английского “eternity” — «вечность») теории относительности противостоит презентизм (от английского “present” — «настоящее»). Именно такой неортодоксальный научный взгляд на время разделяет  Ли Смолин. Именно такой взгляд на время даёт возможность «разморозить» его и мир, застывший в вечности. Именно такой диалектический взгляд на время  превращает его вновь в Абсолют Ньютона без всякой релятивистской относительности одновременности. Спираль познания сделала один виток, вернувшись к старым представлениям на качественно новом уровне.

Как говорится, новое есть хорошо забытое старое. Ключевым положением буддизма является «кшаникавада» — учение о мгновенности бытия.  Именно безостановочный дискретный поток мгновений настоящего, элементарных мигов между прошлым и будущим, а не застывшая, как глыба льда, вечность служит Творцом каждых новых форм, новых комбинаций психофизических дхарм, которые подвержены закону взаимозависимого происхождения.

Именно метафора киноплёнки  наглядно демонстрирует буддийское учение о мгновенности (кшаникавада), которое вытекает из тезиса о всеобщности непостоянства:

«Таким образом, согласно теории мгновенности, поток дхарм, образующий живое существо, не только континуален, но и дискретен в одно и то же время. Если использовать современную метафору, его лучше всего сравнить с киноплёнкой: она состоит из отдельных кадров, которые, однако, мы не видим, когда смотрим фильм, и поэтому воспринимаем его как чистый континуум. Вместе с тем различия между двумя соседними кадрами настолько ничтожны, что эти кадры представляются невооруженному взгляду практически тождественными, различия же нарастают и проявляются постепенно. В этом примере каждая новая жизнь — новая серия безначального сериала, нирвана — конец фильма» [4].

Современная концепция Времяцентризма также основана на презентизме и напоминает древнюю буддийскую концепцию мгновенности бытия. В этой концепции Время с большой буквы, поставленное в центр мироздания, и является условным «электромоторчиком», который движет условную «киноплёнку» с записанными на ней неким высокотехнологическим способом информационными кадрами бытия. Каждый их этих дискретных кадров есть квант времени, момент настоящего, миг между прошлым и будущим, а их поток составляет КВАНТинуум.

Проекция в потоке Времени этих нематериальных и нелокальных кадров бытия на трёхмерный «киноэкран» пространства и порождает иллюзию движения материи. На самом же деле движется Время с большой буквы, порождая в процессе своего движения весь эмпирический мир материи, закодированный в иной — нематериальной, нелокальной, информационной — реальности.

Такой неортодоксальный взгляд на вещи предполагает, что время, образно говоря, — динамичный и энергичный «пар» в «паровом» Вечном двигателе Вселенной, который движет уже не паровоз с вагонами, а всё мироздание: http://proza.ru/2018/03/02/1134

При новом физико-философическом взгляде на роль времени в науке, жизни и мироздании, у времени, как и воды, также появляются 3 «агрегатных состояния», а точнее говоря, 3 уровня реальности: :

1) застывшее в вечности и на графиках иллюзорное математическое время,

2) эмпирическое психологическое время, движение которого мы интуитивно ощущаем,  наконец,

3) Время с большой буквы, Время как Высшая физическая реальность — паринишпанна буддистов и парамартхика индусов.

Первое время — замороженное на графиках, формулах-уравнениях и в вечности математическое время-«лёд» — пассивно. В потоке второго времени — психологической реки времени — мы все плывём по течению из прошлого в будущее. Третье агрегатное состояние времени — Время с большой буквы, физическое время-«пар» — активно. Если первое время есть математическая иллюзия, второе — движение стрелки на часах,  то третье время есть физическая реальность.

Как пар, вода и лёд являются тремя агрегатными состояниями одной и той же сущности — H2O, так время математическое, психологическое и физическое есть три агрегатных состояния одной и той же реальности — движения.

Чтобы «разморозить» застывшее на графиках и в вечности математическое время Ньютона и Эйнштейна необходимо, как и в случае с водой, поднять температуру. Во всяком случае, именно в этом уверена Фотини Маркопулу, которая утверждает:

«Я полагаю, что принципиально не существует не время, а пространство, геометрия и гравитация. Квантовая теория гравитации будет без пространства, но со временем. Мы можем выбросить пространство, но сохранить время — игра стоит свеч» [5].

И квантовая теория поля, на которой базируется физика элементарных частиц, и общая теория относительности, на которой основана теория гравитации Эйнштейна, относятся к низкоэнергетическим теориям. Каждая из них действует в своих специфических типах пространства и времени. При этом теория гравитации Эйнштейна работает только в макромире и не работает в микромире, в квантовом мире чудес. Почему?

Может, потому что теория квантовой гравитации должна относиться к высокоэнергетическим теориям, при энергиях масштаба Планка, порядка 10^22 МэВ, что на 20 порядков выше, чем в субатомной физике. По пути к этим фантастическим энергиям лежит фазовый переход, который отделяет мир с пространством, мир с понятиями «здесь» и «там», мир с локальностью, от мира, где пространство вовсе не существует. Нет ни пространства, ни размерности пространства, ни локальности, ни понятий «здесь» и «там». Это и называется словом «нелокальность».

Как твёрдый лёд при высоких энергиях, выше 0 градусов Цельсия, исчезает и превращается в жидкую воду, а вода при температурах выше 100 градусов закипает и превращается в пар, так и пространство при высоких энергиях, порядка Планковской энергии, исчезает и превращается в некую нелокальную сеть, мир без пространства, где всё связано со всем. Это и есть искомый фазовый переход.   

А что происходит со временем? Если считать, что Время есть некая физическая реальность, а не просто математическая иллюзия, геометрическая ось координат и пассивная длительность событий, которую показывают часы, то оно превращается в источник любого движения и любой энергии.   

На смену времени как иллюзии мы получаем Время как Высшую физическую, а то и метафизическую реальность. На смену времени как «подкаблучнику» пространства, которое явно просматривается в пресловутом брачном «пространственно-временном континууме» релятивизма, мы получаем Время как Абсолют, порождающий как пространство, так и материю. На смену «замороженному» на графиках «льду» математического времени мы получаем «пар» физического времени, Время как Вечный двигатель Вселенной, Время как источник любого движения и могучий всеобъемлющий поток энергии в скрытом высокоэнергетическом мире, перманентно творящим низкоэнергетический мир пространства и материи.

Вот этот скрытый высокоэнергетический мир временного КВАНТинуума, в котором физическое время в виде момента настоящего, кванта времени, дискретно скачет из прошлого в будущее, и есть аналог высшей реальности буддистов — паринишпанны. Это и есть «пар» времени.

С лёгким паром!


            Примечания:

1. Е.А. Торчинов «Введение в буддизм»
2. А. Эйнштейн К ЭЛЕКТРОДИНАМИКЕ ДВИЖУЩИХСЯ ТЕЛ*
3. Albert Einstein — Michele Besso Correspondance 1903–1955. Paris: Hermann, 1972. P.537–538.
4. Е.А. Торчинов  «Пути философии Востока и Запада»
5. Геометрогенезис, или Рождение геометрии континуума


            17 августа 2024 года


Рецензии