Рецензия

По другому я теперь смотрю на человеческий фактор.
До революции люди иначе смотрели на окружающий мир и действительность.
Никому неизвестный Самаров пригодился, несмотря на праздное происхождение, определённую бесприютность,отсутствие материального достатка, но наличие самородного таланта. Когда-то термин "самородок" звучало даже в уничижительном смысле. Но это - не верно. На общепринятый взгляд, "самородок" - это лучшее, что может родиться и развиться в провинции, с учётом всех существующих локальных особенностей местности. Подобные Самаровы вызывают во мне большую симпатию, чем иные представители,по купеческому обычаю, торгующие бижутерией и прочими безделушками, или рассуждающие по-мещански. Диски не будут не погнутыми, ни вогнутыми. Это линзы бывают прогнутые и вогнутые.Вообщем, нечего хаять и придираться. Самаровы достойны и выпуска своих аутентичных дисков.

*******
 
В течение календарного года  мы стали очевидцами уникального события —
духовного рождения Самарского молодёжного камерного хора русской духовной музыки «Капелла»,
по благословению Митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия, в рамках Общественной благотворительной творческой программы «Русское Возрождение» (1989-2024).
Благолепному восприятию уникального репертуара способствует прекрасная акустика церковного зала и храмовые художественные фрески современных художников, выполненные в умеренных, «не громких» пастельных тонах.

Под храмовым сводом высочайшего купола Поволжья возносятся ввысь прекрасные, гармоничные созвучия, привлекающие музыкальный человеческий слух чистотой строя, сбалансированностью метро-ритмических нюансов,камерностью звучания, профессиональным музыкальным слаженным звучанием тембров юных хористов. В течение полного церковно-календарного года мы стали соучастниками большого количества вечерних и утренних служб, которые совершаются ежедневно. Запоминающиеся хоровые премьеры редких акапельных произведений
такие, как экспериментальное духовное песнопение «Прекрасный твой крест», естественным образом включены в обязательный литургический цикл полного обихода. Разнообразие музыкальных аранжировок и обработок:«Вечери Твоея тайныя днесь», «Херувимская», «Милость мира», «Достойно есть», с глубоким смыслом включённых в обязательную литургическую музыкальную канву целостного богослужебного цикла, привлекает внимание полнотой музыкального содержания. Исполнение вокально-хоровых миниатюр русской духовной музыки драматургическим образом чередуется с музыкальной речитативной декламацией традиционных духовных текстов канонических молитв и религиозных, назидательных, психологических поучений и возглашений,мастерски исполненных официальными носителями духовного сана самоотверженным патетическим образом. Впечатляет образное разнообразное наполнение множества праздничных чинов календарного годового религиозного христианского православного цикла. При статичности и эпичности Литургического жанра,присутствуют элементы сквозного развития, выраженные в музыкальном процессе произрастания духовной попевки.(Б.В. Асафьев «Музыкальная форма как процесс»).  По определению музыковеда Б.В. Асафьева, —  «иконописность древней попевки», свойственна исполнительской манере хорового ансамбля «Капелла», и ассоциируется со старинной, аутентичной, «старорусской» художественной манерой воспроизведения музыкальных образов и приёмов церковно-литургического регентования: с применением характерного греко-византийского, знаменного, валаамского исона (бурдона) и тембровыми вторами октавистов. Практикующие на церковном клиросе вокальную технику исполнения хористы-певчие, стремящиеся к ансамблевому слаженному, гармоничному воспроизведению мотивов и попевок «русских контрапунктиков», по определению медиевиста  С.В. Смоленского,
в современности представляют  музыкально-художественный образец явно выраженной характерной особенности раритетного, «антикварного», «аутентичного» исполнительского русского стиля. Древнейшая история церкви (РПЦ) творится во времени настоящего момента. Локальным образом музыкальный клиросный репертуар хорового ансамбля «Капелла» дополнен «колористическими», жанровыми, характерными миниатюрами, вносящими синтетический, синкретический элемент
в Литургический цикл. Акапельные духовные миниатюры, усложнённые: характерным звучанием увеличенных секунд (ув.2); «золотым ходом валторны» (б3 — Ч5 — м6); классическими кадансами — с введением исключительного, редкого «западноевропейского» звучания уменьшенного вводного септаккорда (ум.вв.VII-7);
музыкальными фрагментами не только «в духе церковных песнопений», по определению композитора А.Т. Гречанинова, но и «в духе строгих протестантских хоралов» — с введением созвучий классической западноевропейской гимнографии и применением полифонических фугированных форм, что,по мнению композиторов А.Д. Кастальского и А.Т. Гречанинова, является не столько музыкальной эклектикой, сколько допустимым явлением собирательного образа и жанра Литургического цикла,в качестве образной музыкальной иллюстрации и характеристики религиозного сюжета. Проблема церковного стиля – одна из центральных и важных проблем «русского музыкального ренессанса».В частности, А.Т. Гречанинов отмечает: «Нередко также приходится слышать рассуждения о стиле духовно-музыкальных сочинений, но я думаю, что этот вопрос настолько тонкий и зачастую спорный, что едва ли два музыканта сойдутся в понимании его. Говорят, например: стиль западной церковной музыки не пригоден для нашей православной, - а какой же стиль у наших архицерковных, по мнению большинства, Бортнянского, Веделя и др? Существует ли русский стиль? Если да, то насколько он самостоятелен и насколько проглядывает в нем влияние все того же западного стиля?» — [см.: А. Т. Гречанинов. Несколько слов о «духе» церковных песнопений. //
Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III – Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1861-1918). Поместный Собор Русской православной церкви 1917-1918 годов. — М.: Языки славянской культуры, 2002. – (Язык. Семиотика. Культура.), с.431]
Автор «Братского поминовения», стремящийся в своём творчестве к музыкальному колористическому эксперименту, синтезу различных эклектичных религиозных тем и обновлению духовных форм и жанров, следовал заветам М.И. Глинки, сформулированным в кратком тезисе: "Я почти убежден, что можно связать фугу западную с условиями нашей музыки узами законного брака". А.Д. Кастальский считал допустимым включение отдельных локальных попевок и тем в богослужебный контекст традиционных духовных циклов Всенощной, Литургии, Панихиды. В начале этого пути стоит основоположник М.И. Глинка, рассуждавший: "Кстати, было бы мне дельно поработать с Деном над древними церковными тонами; это привело бы меня к хорошим результатам. <...> Как образцы, мне Ден предлагает Палестрину и Орландо Лассо. <...> желание изучить с Деном церковную музыку глубоко и навостриться в канонах и других музыкальных кунштюках, дабы впоследствии написать опыт (а не образец) в русско-славянском православном роде Литургии. <...> Материалы для сего, сиречь собрание разных старинных напевов, со мной привезены". Данные глинкинские принципы, в основе которых - компилятивный подход к процессу создания и формирования песнопений Всенощной и Литургии, активно востребованы и сегодня.
 Таким образом, в современности наполнено звучат не только реставрационные древние «аутентичные» темы, но и не вполне привычные для традиционного каноничного музыкального правила —  оригинальные мотивы, привносящие локальный, «географический», этнический колорит и черты духовного концерта в синтетический строй целостного богослужебного цикла,
в зависимости от порядка календарного праздника и образной наполняемости полного праздничного чина.Специального профессионального внимания заслуживают творческие старания школы колокольного звона с воспроизведением различных техник, приёмов, способов и колокольных жанров, в ряду которых:«Пасхальный», «Благовест», «Праздничный»,«Ярославский», «Вятский», «Карельский»,«Валаамский», «Ростовский», «Красный звон «Сысой», «Спасский» и другие славянские перезвоны. В богослужебный обиход дополнительно введены сводный детский хор и профессиональный клиросный состав Воскресного большого концертного хора со специальным партесным репертуаром. Отдельно отметим и воспитательный момент, «свершающихся во Времени и Пространстве духовных событий»: c внутренне-осознанным чувством ответственности, серьёзности, взрослости, важности, духовной глубины и значимости коллективного музыкального сотворчества, усложнённого путём духовного миссионерского служения.
Спаси Вас Господь!
 
*******

Традиционно, у коллектива "Капелла" непростая судьба. Изначально возникший из студенческого фольклорного ансамбля в 2002 году на базе церковного клироса РПЦ, он видоизменялся на протяжении четверти века: от инсценировок фольклорных обрядов - до введения в богослужебный календарный цикл. Тогда они не знали, что встали на тернистый путь. Студенты часами выстаивали коленоприклонённые молитвы, чтобы получить официальный допуск к клиросному пению. На практике им во многом приходилось, буквально, "переучиваться" - от навыков, воспитанных художественным руководителем, - до локального акапельного звучания клиросного состава. Постепенно проходил процесс введения в богослужебный годовой круг. Были периоды забвения, жизненных невзгод, междоусобиц и неурядиц, больших творческих и жизненных разочарований, споров и отрицаний различных исполнительских школ, но и творческих побед. Не имея стабильной материальной поддержки, коллектив то "исчезал", растворяясь в городской суете и пустоте, то появлялся заново, подобно птице Феникс. Обрастая новым жизненным опытом и репертуаром, совершенствуя приобретённые знания, ансамбль возродился в преображённом виде в честь праздника Преображения Господня.
В праздник Сретенья Владимирской иконы Божьей Матери в концертном зале ко дню города Москвы и в день избрания нового губернатора Самарской области ФёдораИщеева, камерный хор исполнил программу обработок народных песен, продемонстрировав отточенность музыкального исполнения, тембровую чистоту и аккуратность звукоизвлечения. "Хороши цветы весной", "На улице мостовой", "Самара-городок" (в лирической аранжировке), авторскую обработку "Наша вера православная". Финальный хор М.И. Глинки из оперы "Жизнь за царя" исполнен в лучших акапельных традициях и посвящён 220-летию со дня рождения композитора, основанных общественным деятелем, музыкальным критиком и композитором В.С. Серовой - женой композитора А.Н. Серова в XIX столетии. Музыкальные критики В.В. Стасов и А.Н. Серов - правозащитники М.И. Глинки. И подобно тому, как Ф. Мендельсон возродил из небытия "Страсти по Матфею" И.С. Баха, так и А.Н. Серов занимался переложениями партитур М.И. Глинки. В авторских воспоминаниях «Музыкальная экскурсия судосевцев», опубликованным в «Русской мысли» в ноябре 1902 года, Валентина Серова писала: «Судосевцы очень любят музыку, уже в убогом Судосевском театре исполнялись сцены из «Жизнь за царя», «Игоря» и прошлыми святками представили «Рогнеду», хотя в сокращенном виде,но  с весьма малыми изменениями, к которым пришлось прибегнуть вследствие убогого помещения и отсутствия оркестра». Метафоричным образом, спустя почти полтора века спустя, самородный коллектив церковного клироса (духовный учредитель Фёдор Княгинин) исполнил хоровую аранжировку, прозвучавшую не в сопровождении глинкинского оркестра, а акапелла. Таким образом, музыкальная традиция, основанная В.С. Серовой, подобно оброненному музыкальному зерну в XIX веке, проросла в современности. Мы стали свидетелями исторического исполнения русского гимна собирательными силами потомком языковских крестьян!   
В ближайшие творческие планы коллектива входит освоение и изучение фрагментов опер А.Н. Верстовского "Аскольдова могила" (по благословению М.П.), "Вражья сила" и "Сон на Волге" А.Н. Серова. Творческая работа ансамбля отмечена музыкальным дипломом. 

C чувством особой ритуальности был осуществлен Успенский погребальный чин,символизирующий прощание.
К сказанному "подтянулись" дополнительные силы, и наиболее полно и проникновенно прозвучала служба Саратовским святым, вероятно, за годы наиболее прочно вошедшая в общий волжский обиход, "накрывшая" хорошо изученными, "впетыми" интонациями народных песен, трансформированных в духовные песнопения. Словом, наиболее характерные, узнаваемые мотивы по песенному тематизму Волжского народного хора и бурлацких артельных хоров. Торжественный, но более отдаленный "северный" характер носили песнопения чинов Ярославским, Новгородским, Петербургским, Владимирским святым. Служба Саратовским святым носила явно-выраженный доминирующий характер по "толщине", плотности, широте звучания, характерного для нижней Волги. И если песнопения северных земель и Верхней Волги - это полет и царение духа, то мотивы нижней Волги - это голос земной плоти. Чин Самарским святым был отмечен большой образностью эпизодов и даже - драматичными элементами трагического сюжета, в котором прочитывались эпизоды столетней истории края с антифонным звучанием хоров.   
Спаси Вас Господь!

Кроме того, хотелось бы ознакомиться с гармоническими и теоретическими способностями хористов. Еженедельно нужно решать по 10 задач по гармонии и полифонии, и также - в каком объёме они знакомы с "искусством фуги", сочинением фуги и "анализом музыкальных форм". В том-то и вопрос - ни в каком! Поэтому каждый должен заниматься своей наукой: хористы должны быть исполнителями сочинений композитора, а теоретик и композитор должен писать критические статьи. Доктор музыки - специальность европейской музыкальной иерархии. И только в России она переживает не просто "кризис жанра", а попросту прервана и утрачена. И каким образом осуществляется взаимосвязь древней методической триады: композитор-исполнитель-слушатель. Слушатели бывают трех видов: праздные (любопытствующие), интересующиеся (любители) и профессиональные, практикующие (пишущие, изучающие предмет музыкальной науки). Так к какой категории вы себя относите? И не требуется никаких тестов, без согласия подопытных кроликов.
И запретить (!) исполнять хулиганские слова и тексты, не несущие смысловой нагрузки! Как Вы собираетесь ещё противостоять (!) пошлости и бороться (!) за чистоту интонирования и стиля?
Прекрасный автор - А.Н. Серов.

Автор - аспирантка Государственного Института Искусствознания.
Научный сотрудник г. МОСКВА
PDF

НИКТО НЕ ИМЕЕТ ПРАВА ПОКУШАТЬСЯ НА НАШИ СОЦИАЛЬНЫЕ И ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ!
За покушение на социальные права и свободы граждан - юридическая ответственность по ЗАКОНУ и КОНСТИТУЦИИ предусмотрена!


Рецензии