Акварельное

                И море, и Гомер — всё движется любовью…
                О. Мандельштам


Твои слова, как мята или липов цвет,
Как летний ливень, что смывает наносное –
Всё лишнее, ненужное, больное –
И вспыхивает радуга в ответ.
Ты прикормил и приручил "малютку-жизнь" –
Мурлычет кошка, отогретая любовью.
А солнца луч, играющий с листвою,
Разбрызгивает свет сквозь витражи.

Я знала, что отчаянно близки
Бывают люди. И поэты правы:
Всё движется любовью – птицы, травы,
Летят на свет слепые мотыльки...

Мне снится запах моря по ночам –
Оно бежит к моим ногам, рождая всхлипы,
Я погружаюсь в его волны, цвета липы,
И возвращаюсь к самому началу –
В ту безъязыкость, из которой рождена,
В тот сон, в то утро нежной акварели,
Где из морской уютной колыбели
Меня на берег вынесла волна…

Боялась я, что здесь не удержусь –
Не хватит воздуха мне от избытка
Цветов, что пенятся в саду. Но солнце слитком
Пролилось щедро на ладонь… Я не горжусь,
Я лишь благодарю – за слов твоих
Уверенность и нежность. И надежде
Я снова радуюсь. А мы с тобой, как прежде,
Пьем мятный чай и делим вечер на двоих.




Иллюстрация: акварель современного бразильского художника Fabio Cembranelli.


Рецензии
Если устранить сбои ритма то, по-моему, совсем хорошо.
.
Что не нравится, так это "прикормил и приручил малютку жизнь". Я не понял саму мысль - что Вы имеете ввиду? И эти сами термины.

Евгений Морозов 3   22.08.2024 09:03     Заявить о нарушении
Евгений, благодарю, что обратили внимание на эту строку, она здесь очень важна. В этом стихотворении есть отсылки к трём любимым мною произведениям. Мандельштам вынесен в эпиграф, так как практически цитируется в тексте. Там же содержится отсылка ещё к одному любимому автору - Арсению Тарковскому. "Малютка-жизнь" - это название его стихотворения. Так вот, у меня обратная Тарковскому история с этой малюткой. А прикармливают зверушку, которую затем можно приручить и взять в дом. Например, кошку ))
Излагаю туманно, простите, но глупо было бы разбирать на винтики метафору. Зачем тогда нужна была бы поэзия?

Мира Ольгина   23.08.2024 10:31   Заявить о нарушении
Я прочитал стихотворение Тарковского, но не понял почему он он написал МАЛЮТКУ-ЖИЗНЬ?
Так что мой вопрос к Вам остаëтся! А его как Вы поняли?
Считаю, что если автор этого не может сделать, то такой образ просто мыльный пузырь, красивость, оригинальность не наполненная содержанием.
Я, например, могу пояснить практически каждый свой образ, пусть и коряво, косноязычно или не вполне адекватно.
А как без этого писать стихи? В противном случае поэт превращается в кимвал звенящий (в размер и рифму).

Евгений Морозов 3   23.08.2024 17:22   Заявить о нарушении
Простите, но я с Вами не согласна. Я считаю, что объяснять каждую строчку - не только странно, но и в корне противоречит смыслу художественного творчества. Поэт создаёт образ. Если этот образ воздействует на читателя, значит, поэт достиг цели. Это вообще любого художника касается, не зависимо от вида искусства.
Кстати, интересно, что Вы цитируете апостола Павла. В первоисточнике речь идёт о любви: "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий". А про алгебру с гармонией в искусстве Пушкин написал нам в "Моцарте и Сальери".
Ну это ладно... Вы задали вопрос, попробую ответить. Думаю, что у Тарковского речь идёт о краткости жизни (жизнь коротка, она малютка) и о смерти, которой по сути нет. Во-первых, поэт перевоплощается в слово. Ну и наконец, как личность просто переходит в иное пространство - мировое, шаровое.
А я писала об отношениях между людьми, о любви как о приручении стихии и о том, что уют (бытие кошки) это тоже своего рода плата за выход из первозданного, стихийного, свободного состояния, которое может возвращаться во снах, ещё в какие-то моменты... Само название должно настраивать читателя на то, что это не история, не рассказ, а своего рода слепок, отражающий внутреннее состояние ЛГ. Мне вообще бывает свойственна импрессионистичность мысли и поэтического стиля, как Вы могли заметить.
Надеюсь, что после такого развёрнутого объяснения, Вам станет понятнее значение найденного тёмного места в данном стихотворении ))
Хорошего вечера!

Мира Ольгина   23.08.2024 19:22   Заявить о нарушении
Я с удовольствием "поковырялся бы" в Ваших комментариях, но, боюсь, что это Вам не только не понравится, но Вы ещё и взбрыкнëте, занеся меня в ЧС.
.
Ну, почему за разъяснением неизвестного слова читатель может обратиться к словарю, а за разъяснением непонятного образа обращение к автору вызывает неприятие!? Мол, думай сам, понимай как хочешь, но не досаждай...

Евгений Морозов 3   23.08.2024 20:47   Заявить о нарушении
А "кривую воду" Мандельштама как Вы понимаете? ("Мастерица виноватых взоров") .
Это не тест на знание и понимание кумира, а попытка найти, наконец, ответ на давний вопрос.
"Глухой мешок" там же, наверное, попроще будет?

Евгений Морозов 3   23.08.2024 21:02   Заявить о нарушении
Следуя по тексту получается, что это кошку Вы подразумеваете по малюткой-жизнью, что весьма и озадачило меня, потому как собственно жизнь нельзя ни прикормить, ни приручить - это Вам не любовь. (Любовь зачастую можно - вниманием, заботой, обходительностью, подарками, приносимыми жертвами...)
.
Что собой представляет малютка-жизнь у Мандельштама и предположить не могу. Или это совсем короткий отрезок времени жизни перед исходом?
И потом он говорит об остатке жизни в старости, что, молодые, она хороша??? Зачастую она просто кошмарна, будучи наполнена, болью, тревогой, немощью, унижением и стыдом. Я бы сказал, что она не хороша, а очень бесконечно дорога. Это понимают здоровые люди на пороге смерти: бой, расстрел, получение травм не совместимых с жизнью.
.

Евгений Морозов 3   23.08.2024 21:59   Заявить о нарушении
Евгений, благодарю Вас за деликатность. Я понимаю, что мы с Вами смотрим на творчество, в том числе поэтическое, с разных сторон, у нас разный жизненный опыт и системы ценностей не совпадают. Тем не менее, удаётся вести плодотворный диалог.
Давайте, по поводу образности Мандельштама не буду сегодня писать, это отдельная большая тема. В последнем сообщении, видимо, случайно Вы связали и малютку-жизнь с ним, а не с Тарковским. Или это Вы уже к ними применили данный образ? Да, у Мандельштама жизнь была страшная, особенно в конце. А Тарковский пишет что "жизнь хороша, особенно в конце", именно потому, на мой взгляд, что человек особенно начинает дорожить каждой минутой, когда чувствует, что смерть близка. Ценность жизни автоматически возрастает (об этом говорят люди, побывавшие на войне).
А теперь к моей кошке. Это метафора уюта или жизни в уюте. И эту кошку вполне можно прикормить и приручить ))
А вообще интересно, что из одной строки выросла такая большая дискуссия .
По поводу Мандельштама можно будет продолжить на днях. Сейчас уже усыпаю.
Доброй ночи Вам! Всего самого доброго!

Мира Ольгина   24.08.2024 00:55   Заявить о нарушении
Да, оговорка с Мандельштамом.
Доброй ночи....

Евгений Морозов 3   24.08.2024 01:08   Заявить о нарушении
"Ты прокормил..." и "мы с тобой" - речь идёт об одном и том же человеке во втором лице?
Речь идёт о том, что Вашу любовь, Вашу привязанность, Вас прикормили как кошку? (А Вам неловко в этом признаться.,.) .
.
Не могу назвать наш диалог плодотворным. Я задаю простые конкретные вопросы, аВы дате на них развëрнутые, но такие общие ответы, которые и за ответ принять трудно. Скорее уклонение от ответа. По мне, так что проще - разъяснить свои слова? Или сказать, как понимаете сказанное другим.
.
Это же можно сказать и в отношении вопросов по Мандельштаму.

Евгений Морозов 3   24.08.2024 08:43   Заявить о нарушении
Простите, но мы с Вами говорим на разных языках. Говоря о продуктивности диалога, я выразила оптимистичную надежду, которой, видимо, не дано осуществиться.
Я не могу и не хочу отвечать на вопросы, как Вы предлагаете. Я не ученица младших классов и не на уроке математики, чтобы на вопрос учителя выдавать формулы. Мне претит упрощение и уплощение смысла художественного высказывания. Так что пусть тёмные места остаются тёмными, лучше уж так, чем дважды два - четыре.

Мира Ольгина   24.08.2024 20:47   Заявить о нарушении
Рассмотрение образа, его осмысление позволяет уяснить его содержание, глубину или понять, что это бутафорская пустышка - только обратившая на себя внимание форма, не имеющая реального смыслового наполнения.
.
И не цитировал я святого, а просто использовал термин, широко известный по его высказыванию.
.
Да, и прошу извинить за прямоту, лишëнную "реверансов", в противном случае трудно найти ребëнка (суть) в мыльной воде и пене обсуждения.

Евгений Морозов 3   25.08.2024 08:32   Заявить о нарушении