Конкурс на досуге - 214. Задание!

Здравствуйте, друзья! И снова пятница, пора начинать! Несмотря на то, что недавно только закончили предыдущее...

   Хорошо ли мы понимаем друг друга? И по оценкам и по реакции, замечаниям, и даже по молчанию, видно, что не всегда. Интересно, есть одна латинская фраза, которая может толковаться по-разному. А это то, что нужно для самовыражения! Остановимся на ней, пожалуй...


Объявляется тема 214 конкурса На досуге:

              Non omnia possumus omnes.

         НЕ ВСЕ УМЕЮТ ВСЁ или НЕ ВСЕ СПОСОБНЫ НА ВСЁ

                /Из Вергилия/
              _____________________
              (НОН ОМНИА ПОССУМУС ОМНЭС)
 

   Согласитесь, в приведённых переводах виден совершенно разный подход по смыслу. Есть большая разница между выражениями "быть способным на что-то" и "уметь всё".

  Во всяком случае, никто не умеет всё, даже если захочет и это будет необходимым. А вот быть способным на что-то часто определяет совесть человека. Но есть ещё один перевод рассматриваемого изречения:

           НЕ ВСЕ МЫ ВСЁ МОЖЕМ.

    По свидетельству Макробия (Сатурналии, VI, 1, 35) выражение восходит к римскому сатирику Луцилию (II в. до н. э.), творчество которого известно только по фрагментам у позднейших писателей.
Вергилий, "Буколики", VIII, 62-63:

H;ec Dam;n: vos qu;e resp;nderit ;lphesib;eus,
D;cite, P;erid;s: non ;mnia p;ssumus ;mnes.

Кончил Дамон. А речь ответную Алфесибея
Вы, Пиериды, пропойте: не всё мы, смертные, можем.

  Заметьте, даже от перестановки слов смысл меняется:
 - не все мы всё можем (кто-то, получается, всё-таки может то, что другие не могут)
 - не всё мы все можем! (А здесь речь об ограниченности возможностей смертных людей. Этот перевод уравнивает возможности всех людей)

   А чего ВСЕ НЕ МОГУТ? И на что способны могут быть одни, а другие нет?

 В любом случае речь идёт о возможностях и в их необходимости.

Давайте что-то подыщем подходящее у известных поэтов, но начнём с одного стихотворения, опубликованного на нашем сайте Стихи.ру, которое так и называется:

            Non omnia possumus omnes
                /Анна Лексина/
              http://stihi.ru/2019/02/27/9346

Не все мы можем всё.
Никто всего не может.
Однако, те из нас,
Кто, волею судьбы,
Желают всё познать,
Тем жизнь всегда дороже.
Ведёт их интерес вперёд.
И каждый раз,
Когда лихая жизнь
Обложит путь ежами,
Зажав зубами грусть,
Убрав в карман тоску,
Взбираются они
Наверх – за миражами,
Которые казались
Истиной вдали.
Поймать мечту за хвост
Им тоже не по силам.
Но, «сидя на санях»*,
Пред вечности лицом,
Свой путь перелистав,
Решат, что было – мило
Идти вперёд и вверх
С улыбкой на устах.
                27.02.19
___________
*идиома, использовавшаяся в древнерусской литературе, в частности, в «Поучении детям» Владимира Мономаха.

             Булыжник и Алмаз
                Иван Крылов

Потерянный Алмаз валялся на пути;
Случилось, наконец, купцу его найти.
 Он от купца
 Царю представлен,
 Им куплен, в золоте оправлен,
И украшением стал царского венца.
 Узнав про то, Булыжник развозился,
Блестящею судьбой Алмаза он прельстился
И, видя мужика, его он просит так:
«Пожалуйста, земляк,
 Возьми меня в столицу ты с собою!
За что? здесь под дождём и в слякоти я ною?
 А наш Алмаз в чести, как говорят.
Не понимаю я, за что? он в знать попался?
Со мною сколько лет здесь рядом он валялся;
Такой же камень он, и мне набитый брат.
Возьми ж меня. Как знать? Коль там я покажуся,
То также, может быть, на дело пригожуся».
Взял камень мужичок на свой тяжёлый воз,
 И в город он его привёз.
Ввалился камень мой и думает, что разом
 Засядет рядом он с Алмазом;
Но вышел для него случай совсем иной:
Он точно в дело взят, но взят для мостовой.

         ***
             Николай Некрасов

Блажен незлобливый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья,-

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!
             21 февраля 1852, в день смерти Гоголя

      ***
              /Александр Блок/

Для меня возможны все желания,
И великие и малые мечты.
Мне понятны бездны, содрогания,
Тишина, и день, и ночь, и ты.
                5 июля 1902

          Я не люблю
                /Владимир Высоцкий/

Я не люблю фатального исхода.
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда веселых песен не пою.
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют в спину,
Я также против выстрелов в упор.
Я ненавижу сплетни в виде версий,
Червей сомненья, почестей иглу,
Или, когда все время против шерсти,
Или, когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза!
Досадно мне, что слово «честь» забыто,
И что в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные крылья,
Нет жалости во мне и неспроста —
Я не люблю насилье и бессилье,
Вот только жаль распятого Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
Досадно мне, когда невинных бьют,
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю,
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.

      Есть, над чем подумать
                /Терентий Травник/

За миг беспечного веселья,
За то, что догоняешь, ждёшь,
За недоверье и сомненья –
Ты время жизни отдаёшь.

За пересуды и молчанье,
За всё, что ищешь, что найдёшь,
За переезды и скитанья –
Ты время жизни отдаёшь.

За увольненья и работу,
За обвиненья, дрязги, ложь,
За лень и равно за заботу –
Ты время жизни отдаёшь.

За всё что, в сущности, неважно,
За то, что каждый день похож,
Как ни крути, на день вчерашний –
Ты время жизни отдаёшь.

И пусть ты что-нибудь и значишь,
Но только за проезд судьбе
Ты, как и все, не златом платишь,
Но жизнью, вверенной тебе!
***

   Возможно, у вас своё видение и подход к этой теме, и представленные стихи, вам показалось, вообще не в тему. Но вы задумались, что-то вспомнили, на что-то обратили внимание - а это уже соприкосновение с тем, что кому-то удалось воплотить. А вам по силам будет что-то воспроизвести достойное? Надеемся на это...

Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

 Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  3. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 12.00 ВОСКРЕСЕНЬЯ!!!  И по просьбе можем еще продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение! И не думайте, что такая похвала будет лицемерием! В стихах каждого найдётся своя изюминка!
______________________

Иллюстрация: Диего Ривера. Мексиканский живописец, монументалист

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   18.08.2024 13:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.