Хапа

Хотелось показать на примере моё понимание проявления в реальном нашем мире Сингуляроности - простейшим проявлением сингулярности является, на мой взгляд, переход количества в новое качество.

Если обратиться к той же архитектуре, с которой я начала описание Явления, мне на ум приходят  мечети в Исфахане, Куме и Ширазе (Иран) - одна из них на фото из статьи АРХИТЕКТУРНАЯ ПСИХОДЕЛИКА (ссылка в рец.). 

Тест статьи следующий:

 "Когда смотришь на эти фото, то первое, что видишь, это улей с геометрически выверенными очертаниями сот. Все идеально ровно, правильно, сухо. Но в следующую же секунду, каким-то непостижимым образом замечаешь, что соты движутся.

 А еще через мгновение понимаешь, что это не соты, а тысячи небесных пчел облепили потолок – они живут, они шевелятся, они творят мед из райских цветов прямо на твоих глазах.

 А ты все смотришь, и смотришь, и смотришь, и смотришь - и не можешь оторваться. И уже почти слышишь божественную музыку сфер, и видишь, как раздвигается небо, и чувствуешь, что вступаешь в вечность...

 Средневековый архитектор, первым придумавший вот так оформлять купола, был гением, не меньше. Можно представить себе, какая психоделика лезла в голову человеку, ежедневно рассматривающему подобные фракталы у себя над головой. В принципе, сакральная архитектура и рассчитана на то, чтобы вводить человека в транс. Весь вопрос в том, насколько сознательно ближневосточные архитекторы декорировали свои творения такими элементами? Чем это было для них: просто удачной находкой, эффектно украшающей интерьер, или вполне осознанным приемом, призванным настраивать людей на определенную «волну» мистического созерцания?"

Лично я убеждена, что это не творение рук человеческих. 

Это как раз она - Сингулярность.

Ни одна из этих сотовых форм повторена человеком быть не может!

В понятийном аппарате человечества есть такое состояние, которое называется гапакс (др.-греч.  — «только раз названное») - единственное и неповторимое, остановись мгновенье, в одну реку нельзя войти дважды и т.п. В слове гапакс "hapax" - первая буква h (нечто типа глухого звука "х") - хапа. Русский глагол - хапать, наиболее близкое слово по звучанию. С суахили "хапа" - можно перевести как притяжательное местоимение: её, его. В белорусском и украинском фольклоре Хапун — мифическое существо, похищающее маленьких непослушных детей.

  Экзистенциальный гапакс - суть такие радикальные и основополагающие переживания, во время которых в теле человека возникают озарения, экстазы, видения, порождающие откровения и видения, никогда индивидуумом ни до ни после не испытываемые.

Вот примерно описано мною на другой моей странице: http://stihi.ru/2015/08/05/7096.

Последнее свидание Поэта

                посвящается русскому поэту
                Владимиру Сергеевичу Соловьеву



На Три Свидания был приглашен Поэт
Три раза в Трех Лазурях возникала
Она (да кто она? пожалте имя) - Нет, -
Ответствовал Поэт, - отныне жалок
Любой из слогов, коим приземлить
Подобно слову, можно то виденье.
Непревзойденный образ облачить
В эпитеты... пустое искушенье.

Последней встрече суждено случиться
В Сахаре, ночи холодом объятой.
Среди барханов принуждён поститься
Поэт-невольник мысли... лишь тогда-то
Явилась явь, что вдаль его манила,
Звездой входила, Солнцем обжигала.
Внутри и вне кольцом Любви накрыла,
Душа молилась Храму и внимала

Открытым взору тайнам всех столетий,
Тому, что было, что должно придти,
Вся мудрость мира, глупость лихолетий
Слились в единый миг, где обрести
Поэту суждено было Прозренье.
Как поцелуй, пронзило разом разум.
Она была, и есть, и будет упоеньем.
Лазурным бликом горнего алмаза.

«Конечно, ум дает права на глупость,
Но лучше сим не злоупотреблять:
Не мастерица ведь людская тупость
Виды безумья точно различать."*
Так встречен был рассказ Поэта,
Когда в Каир дорогу отыскав,
Влюбленный в ту, что от людей сокрыта,
Пытался объяснить им за Астрал.


*Владимир Соловьев. "Три свидания".


Рецензии
АРХИТЕКТУРНАЯ ПСИХОДЕЛИКА http://golos.id/ru--arkhitektura/@weesparrow/arkhitekturnaya-psikhodelika

Татьяна Ульянина-Васта   16.08.2024 16:48     Заявить о нарушении