Как слово наше отзовётся...

На фотографии: Станислав Золотцев (слева) и Георгий Куликов. Псков. Апрель 1998-го. Фото Сергея Старшинова


     Это краткое слово о моём умершем друге я забыл вставить в книгу (1), но он пришёл ко мне в предутреннем сне 18 августа 2022 года и напомнил об этом, указывая пальцем в раскрытую книгу в мягком переплёте. Сразу я не понял, что он от меня хочет и что это за книга. Она была похожа на журнал. Скорее всего, подумал я, это – «Наш современник»: там друг мой печатался довольно часто. Поднявшись на чердак, где храню старые журналы, просмотрел несколько годовых комплектов. Из найденных публикаций некоторые решил освежить в памяти. И когда начал читать эссе «Ещё звенят Словенские Ключи» («Наш современник», №7, 2003), моментально  вспомнил о том, что в журнале, который я возглавлял, была опубликована подборка стихотворений моего друга с моим предисловием: вот на что он мне указывал! Порывшись в давних журналах, я его, конечно же, нашёл (2)

     Весною 1998 года нашу редакционную группу (3), приглашённую мэрией Пскова, Городской писательской организацией и Городским культурным центром, писатель Станислав (4) ЗОЛОТЦЕВ, неизменно нас сопровождавший, привёз в Изборск. По дороге он признался, сколь очарован этим городом, сколь влюблён в него и сколь желает нас приобщить к этому чудному уголку западной России, откуда (имеется такая учёная версия) «есть и пошла Великая Русь». А чтобы мы как можно больше и подробнее узнали о городе, пригласил в качестве гида сотрудницу местного музея.
     Наш пеший поход по тихим улочкам и вокруг старинной крепости был недолог. И когда мы подошли к легендарным Словенским Ключам (их ещё называют Ключами 12-ти апостолов; некоторым источникам местные жители дали и житейские названия, например, Ключ здоровья, Ключ верности, Ключ любви…), наша милая спутница, без малейшей рисовки и кокетства, обратившись к Золотцеву, сказала:
     – Станислав Александрович, я со школьных лет помню ваши стихи, знаю и современные…
     И тотчас вслух начала их читать. Мы, признаться, несколько оторопев, и после чтения с минуту стояли притихшие. Молчание нарушалось лишь журчанием ключевой воды. Станислав Александрович, окаменев, потупил взор. Казалось, он был чуть ли не напуган и никак не мог найти соответствующих ответных слов. Удивительная встреча поэта с его поклонницей! Ну, как тут не вспомнить знаменитое тютчевское четверостишие:

Нам не дано предугадать,
 Как слово наше отзовётся, –
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…

     А вот как эта «благодать» в душе поэта отозвалась, какие потаённые струны затронула, се тайна тайн.
     Вскоре Станислав Александрович принёс в редакцию своё «ключевое» стихотворение «Словенские Ключи» (да простится мне невольный каламбур!). Я назвал бы это большое стихотворение балладой. Напомню её начало:


Порою судьба на нежданной излуке
готова порваться, как тонкая нить,
в пустой маете опускаются руки,
и просто не можется верить и жить.
И если со мною затменье такое,–
являются мне наяву и во сне
 высокая крепость над синей рекою
и древняя церковь на той стороне.

Сколь помню себя, с детских лет и поныне
они предстают в перекрестье лучей,
где плещут в лесной заповедной долине
волшебные воды Словенских Ключей.
Здесь тысячелетья работу вершили,
и вот – излучают вселенский покой
седая твердыня на светлой вершине
и храм православный над синей рекой…

     Судьба поэта всегда натянута до предела и всегда на «нежданной излуке» готова порваться… Казалось бы, банальные слова, как и выражение: поэт трудной судьбы. А у кого из поэтов она легка? У всех – сложна и своеобычна… Каждое определение вроде бы подходит, но показывает лишь одну грань. Недаром Сергей Есенин, перечислив в своей автобиографии несколько вех судьбы, резко оборвал рассказ такими словами: «Вся моя жизнь – в моих стихах!» Тысячу раз так. В его стихах, в его летучем слове ищите поэта. И всё же… Хотя бы кратко нельзя не сказать о судьбе Золотцева, о его нелёгком искании своего пути.
     Родился он 21 апреля 1947 года в псковском селе Крестки, в семье сельских учителей. Трудовую деятельность начал слесарем на заводе Аппаратуры дальней связи, окончил школу рабочей молодёжи. Затем – Ленинградский университет, по специальности преподаватель и переводчик с английского языка. По окончании университета два года работал переводчиком в Индии, затем два года преподавал в одном из московских вузов (5). После чего три года служил офицером морской авиации на Северном флоте. Вернувшись со службы, окончил аспирантуру МГУ при кафедре зарубежной литературы, кандидат филологических наук.
     Первая книга стихов вышла в 1975 году. Он автор 16 книг стихотворений (6), трёх книг литературно-критических эссе, одного романа и множества статей, очерков и исследований,
опубликованных в газетах и журналах. Перевёл более 20 книг поэзии Востока и Запада – с английского, французского, фарси-таджикского, хинди и др.
     В 1990 году Золотцев был избран, а в 1994 переизбран секретарём Союза писателей России. В 1992 году избран председателем Московского Литературного фонда, с 1995 года эту должность совмещает с должностью руководителя Псковской писательской организации (7).
     Но главное в судьбе Станислава Золотцева, несомненно, его стихи, которые о многом могут сказать чуткому сердцу.  http://stihi.ru/avtor/stzol

2000

ПРИМЕЧАНИЯ

1) Георий Куликов. Собрание сочинений в трёх томах. Том первый (проза). Калуга.: «Эйдос», 2022. С. 306
      2)   В журнале «Культурно-просветительная работа» («Встреча»), №10 за 2000 год.
      3)   Со мною были: ответственный секретарь редакции Глеб Михайлович Кузьмин      (+2005) и фотокорреспондент Сергей Николаевич Старшинов (+2020)
     4)  Незадолго до своей кончины (+ 4 февраля 2008) он мне сказал, что при крещении был наречён Николаем.
     5)  Московский Историко-архивный институт
     6)  С.А. Золотцев успел издать ещё шесть книг стихотворений и четыре книги прозы. Тут же замечу: он автор слов гимна Пскова.
     7)  С 2001 г. — на творческой работе; вёл мастер-классы на различных всероссийских и региональных совещаниях и форумах молодых литераторов. Жил по преимуществу в Пскове, не порывая творческих связей с Москвой.


Рецензии