Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная

"Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана"

Оторваться невозможно, поэтому я книгу читала (мне её дала подруга почитать) и слушала в то время, когда не могла читать. Проглотила за сутки.

Сразу скажу, что в аудиокниге звучит голос самой Лилианны, то есть я так понимаю, что Олег Дорман звуковую дорожку фильма предоставил для аудио-книги. Так что я ещё и голос рассказчицы услышала, это тоже ценно. Но ещё в аудио-версии голосом Олега Дормана озвучены дополнительные материалы, которых в книге бумажной нет. Аудио слушала на Литрес, и это версия самая свежая, 2022 года. Длительность 12 ч.

А в бумажной книге очень много фото из архива автора, и это абсолютно потрясающие документы эпохи. Не только фотографии людей, но и письма, открытки, вырезки из газет.

Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана

Издательство Астрель
Серия Corpus.
Год издания 2012
Количество страниц 384
Твёрдый переплёт

О чём?

Я думала, что книга будет в основном о знаменитых переводах "Карлсона" и других книг, о работе переводчика, как "Сундук Монтеня" Натальи Мавлевич, но оказалось, что Лилианна рассказывает именно о своей жизни, поскольку сами-то переводы с ней случились уже после рождения двух детей в возрасте довольно солидном.

Зато до этого была жизнь ребёнком в Берлине и Париже, Палестине и Ницце, переезд в сталинскую Москву в 30-е и учёба в школе, а затем в ИФЛИ (с Давидом Самойловым, например), репрессии, Великая Отечественная и опять репрессии, громкие процессы над врагами народа, антисемитизм и знакомство с Виктором Некрасовым, Твардовским и Евтушенко, Галичем и многими другими.

Что хорошо?

В книге много трогательных и подкупающих искренностью моментов. Например, Лилианна кается в том, что не уделяла внимания отцу, когда он умирал, настолько была увлечена студенческой жизнью. Или бросила маму в голодных Набережных челнах, а сама два месяца провела в сытой Москве во время войны.

"Так что надо стараться даже в минуты самого большого увлечения и самоутверждения в юности не забывать о родителях. Это потом очень больно отзывается, просто очень мешает дальнейшей жизни. Даже не из соображений морали, а из гуманности по отношению к себе, ради самосохранения, скажем вот так."

Несколько раз она подчёркивает мысль о том, что нам иногда кажется, что происходит что-то ужасное, а потом оказывается, что всё к лучшему. И приводит несколько примеров из своей жизни.

"Больше всего мне хотелось бы передать, что нужно надеяться и верить в то, что даже очень плохие ситуации могут неожиданно обернуться совсем другой стороной и привести к хорошему".

Очень понравился мне ответ Астрид Линдгрен на вопрос Лилианны откуда у писательницы столько фантазии и доброты: "Я росла в тени великой любви". И рассказ о любви её родителей действительно потрясающий.

О любви вообще много в этой книге, в том числе о любви к мужу, которого Лилианна зовёт Симой и рассказывает, что они были, как две камеи. Интересно, что в последние годы жизни мужа, который был одним из создателей, например, фильма "Добро пожаловать", киношники представляли его уже не как самостоятельную личность, а как отца Лунгина, потому что их сын Павел стал знаменитым режиссёром.

Много внимания уделено дружбе и личности Виктора Некрасова. Много про всеобщее пьянство в то время. Лилианна пытается осмыслить, что это было. Эпизод про две встречи с Солженицыным такой говорящий: "он не говорил, он проповедовал". Очень мне понравилось описание первого её впечатления от стихов Бродского, которые она услышала в авторском исполнении на встрече с переводчиками (Бродский тоже был переводчиком поэзии). То есть там именно такие непосредственные и честные впечатления человека. Смешно про встречи с Евтушенко. Он показался автору при первой встрече попугаем) Ещё интересный момент о встрече с Ахматовой:

"Для нее нашли стул, а мы стояли. Ахматова извинилась, что принимает нас здесь, – в ее палате еще пятнадцать больных, причем некоторые непрерывно стонут. Тем не менее она продолжала писать стихи и статьи и заканчивала работу о Пушкине. Я, не удержавшись, спросила: «Как же вам удается работать в таких условиях?» Она ответила: «Детка (мне было за тридцать пять), работать можно в любых условиях».

Огромное место занимает рассказ о диссидентах – как вообще всё это движение возникло, что не устраивало этих людей в советской системе, почему и как они с этим боролись. Лилианна всему этому симпатизирует, рассказывает о том, что это было мужество особого рода - интеллектуальное.

Посыл книги – это такая исповедь века, очень искренняя, доверительная. Лилианна анализирует причины своего "инакового" взгляда на советскую систему и понимает, что во многом она смотрела на всё глазами западного человека, то есть человека свободного – того, кто не боялся высказывать свои мысли, не скрывал своих желаний и несогласий, в отличие от тех, кого за инакомыслие просто сажали и расстреливали.

"Что же касается помощи… Все-таки в человеке честном, по себе знаю, есть большая потребность подавить страх и хоть чем-то помочь. Это потребность души. Просто чувствуешь себя безумно униженным, если не смеешь этого сделать. Это именно… вот точное слово я нашла: это именно унижение – не сметь протянуть руку. Это же фактически – человек тонет, а ты проходишь мимо. Посвистывая."

Лилианна пытается разобраться в природе страха интеллигентного человека перед системой и не обвиняет никого в малодушии. и доносах, просто правдиво рассказывает о том, как всё это было. И мне, если честно, в голову пришло сравнение с лягушкой, которую варят на медленном огне и она просто не замечает, что уже мертва. Вот так постепенно людей приучали к тому, что всё нормально, всё хорошо.

"В этом состоит один из самых катастрофических аспектов нашего режима: он деформировал личность каждого".

Но я не собираюсь пересказывать всю книгу, её надо читать или слушать – всё равно в каком виде, но очень вам советую. Не обязательно во всём соглашаться с автором, но знать из первых рук обо всём, что происходило в те годы в стране, по-моему, очень важно и нужно.

Что не так?

Сейчас многие говорят о том, что надо вернуть Сталина, что он был мудрым и добрым правителем, так вот если вы придерживаетесь такой позиции, читать эту книгу вам будет очень тяжело. Она как раз анти-сталинская в принципе.

И очень много места уделено еврейскому вопросу, природе антисемитизма в целом и советскому в частности. Кстати, в "Сундуке Монтеня" эти мысли тоже встречаются.

Мне лично (я росла в Севастополе на излёте СССР) кажется удивительным, что кого-то где-то преследовали по национальному признаку, но я по молодости лет могла просто каких-то вещей не замечать.

Читали? Собираетесь? Делитесь мыслями!

П.С. И вот что меня сильно удивило: где-то одновременно с Лилианной в Москву из Парижа вернулась и Цветаева с сыном, но Мур как раз изо всех сил пытался влиться в советскую жизнь, воспринимал всё советское с радостью и удовольствием, как пишет в книге о парижских мальчиках Беляков. Почему такая сильная разница в восприятии у Мура и Лиллианы?

Об этой книге я делала публикацию: "Парижские мальчики в сталинской Москве" Сергея Белякова


Рецензии