По улице Росси в Санкт-Петербурге прогулка

По улице Росси в Санкт-Петербурге прогулка
Из цикла «Путешествие»

Была в Ленинграде… - красивейший город земли.
Запомнились здания Росси – само совершенство…
Все улицы града Петра не влюбить не могли
меня, что в ту пору едва лишь покинула детство…

«По улице Росси прогулка» - на «Вести-ФМ» … -
бросаю дела, чтоб услышать и вспомнить былое,
ведь Росси строенья прекрасные памятны всем,
не часто «на слух», восприятие будто живое…

И вместе с ведущими «в Питере снова бреду»:
Марьинский театр, что Карсавина* в книге воспела,
хотя в восемнадцатом, страшных событий году,
блеснув в «Баядерке», Россию покинуть успела…

Вагановой** книги, балета секреты раскрыв,
шедевр мировой и сейчас по Искусству балета…
По улице Росси прогулка – сплошной позитив
и радость души «с пролистанием книг» до рассвета…

Достойно России служил итальянец, ведь он
в «строений гидравлики знАковый член Кабинета…»
Отец неизвестен, мать – немка, в Россию влюблён,
служил от души, избегая тщеславия «света»,
и умер в России, не зная её языка:
жена – итальянка, вторая – из Швеции дама…
а деточек кровных десяток… - судьба нелегка,
при всех достиженьях, настигла жестокая драма…

Почил от холеры, на семьдесят третьем году,
в местечке Коломна, что в петербургском районе,
тогда непрестижном, но память о нём берегут…
«По улице Росси прогулка» любого затронет,
сколь многое сделать успел архитектор в стране,
по крови чужой, но совпавшей по духу, наверно…
«Пропорции Росси строений***» приятны вполне,
их надо увидеть хоть раз, полюбив непременно…
***
Сюжет построен по передаче «Культурное путешествие» на «Вести-ФМ», ведущие Полина Ступак и Марат Сафаров.

Росси Карл Иванович /1775-1849гг./, российский архитектор. Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих облик города: Русский Музей (бывший Михайловский дворец 1819-25) с площадью Искусств и Михайловской улицей перед ним: Дворцовая площадь со зданиями и аркой бывшего Главного штаба (1819-29); ансамблю (1816-34) - Российского Академического театра драмы /бывшего Александринского/ с площадью Островского, улицей Зодчего Росси и площадью Ломоносова. («Новая Иллюстрированная энциклопедия» БРЭ,2002г)

*- Карсавина Тамара Платоновна (1885-1978гг.) – рус. артистка балета. В 1902-18г. балерина Мариинского театра; в 1909-29гг.выступала В «Русских сезонах и в труппе «Русский бвлет» С.П. Дягилева /гл. партии в постановке Фокина/ В 1930-55гг.- вице-президент Королевской Академии балета в Лондоне. (Сов. энциклоп. словарь, М. 1981г.)

Карсавина Тамара – ведущая балерина С.П. Императорского театра, выступившая последний раз в России в спектакле «Баядерка» в мае 1918 года, будучи в эмиграции, надиктовала воспоминания о Санкт-Петербурге, его театральной жизни и архитектуре, по которым за границей вышла книга, ставшая бестселлером на долгие годы… Обратный перевод с английского, на русский язык, осуществлён в 1971 году, когда книга была опубликована в СССР и разошлась мгновенно…

**- Ваганова Агриппина Яковлевна (1879-1951гг.), артистка балета, педагог, народная артистка РСФСР /1934г/…В 1937-37гг. художественный руководитель балетной труппы Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова. /Впоследствии переименован в Академию балета им. Вагановой / Лауреат Государственной премии СССР 1946г. (Сов. Энциклоп. словарь, М,1981/

Педагогическая система А.Я. Вагановой «Основы классического танца», 1934г., до настоящего времени применяется во многих странах. Среди коллег и учеников Вагановой: М.Т. Семёнова, Г.С. Уланова, Н.М. Дудинская и др.

Баланчин Джордж / настоящее имя и фамилия – Георгий Мелитонович Баланчивадзе, р. 1904г/ американский балетмейстер. В 1921-24 в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924г. за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» в 1933г. и труппы /с 1948г. «Нью-Йорк сити балле» / («Сов. Энциклоп. словарь», М., 1981г)

В передаче рассказывается, что Георгий Баланчин учился в Санкт-Петербургской Академии балета и с удовольствием вспоминал об этом периоде. В частности, он пояснил, что все театры и творческие учебные заведения Санкт-Петербурга были объединены в одну структуру, называемую «Академические Императорские театры», которая курировалась самим государем Николаем I, а руководилась специально назначенным директором.

Одним из достойных и успешных директоров Академических Императорских театров, спустя десятилетия, назван Владимир Теликовский, умеющий улаживать и решать все творческие и организационные вопросы, в том числе и в Академии балета…

Кроме воспоминаний об учебных процессах в Академии балета, Георгий Баланчин вспоминает о посещении Академии государем и государыней, которые «всем учащимся подарили по сувениру и шоколаду в серебряной обёртке-коробочке». Благодаря вниманию царственных особ Санкт-Петербургские театры, имеющие статус государственных, процветали, и именно это сделало их такими успешными и знаменитыми на весь мир.

В книге «Страсти по Чайковскому» Джордж Баланчин замечает: - «Стихи Пушкина о Санкт-Петербурге увеличили его красоту и известность в мире…» /суть выражения передана своими словами/. Кроме воспоминаний об учёбе в Академии балета, Баланчин писал о любимых композиторах Игоре Стравинском и Чайковском…

Среди знаменитых на весь мир балерин – Улановой, Павловой, Плисецкой прозвучало незнакомое имя – Фангополо /?/ Мариетта Харлампиева – балерина Ленинградского театра балета периода до Второй Мировой войны и после…

Эта замечательная женщина, понимая, что театр будет эвакуирован, собрала коллекции пачек, принадлежностей театральных костюмов, документы, - в том числе и письма Вагановой…, аккуратно упаковала, уложила до выезда на Урал, куда театр был отправлен, и за несколько лет скитаний НИЧЕГО НЕ ПРОПАЛО, ВСЁ В ЦЕЛОСТИ И СОХРАННОСТИ ВЕРНУЛОСЬ в Ленинградскую Академию балета имени Вагановой… Именно по её инициативе и был организован «Кабинет истории русского балета» …

«Кабинет истории русского балета», переросший впоследствии в «Музей Театрального и музыкального искусства», позже разделившийся на два самостоятельных музея, которые до настоящего времени пользуются вниманием поклонников и самих актёров…
В настоящее время директор Санкт-Петербургской Академии балета им. Вагановой Николай Максимович Цискаридзе…

***- «Пропорции Росси» -улица, называемая сейчас «Улица зодчего Росси», состоит из зданий, высота и ширина которых 20 метров, а длина улицы, где эти пять великолепных зданий размещены, длиной 220 метров…

Карл Иванович Росси –один из лучших архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, / Монферан, Воронихин и другие известные мастера архитектуры работали там же, по персональным заказам/ состоял на службе «Санкт-Петербургского Кабинета гидравлических работ», что позволяло ему строить целые комплексы зданий…

По проектам Росси построено 11 площадей, 12 «центров», «Театральная улица», называемая сейчас «Улица Зодчего Росси», привлекает жителей и гостей Санкт-Петербурга.

В 1832 году Карл Иванович вышел в отставку и работал только по индивидуальным заказам, то есть несмотря на хорошие гонорары, не имел постоянного оклада, при наличии от двух браков на попечении 10 детей…

Не говоривший по-русски, «не придворный человек», Росси жил скромно в Коломенском районе Санкт-Петербурга /сейчас этот район стал престижным- «Новая Голландия» /

Заслуг архитектора никто не отменял, но и не вспоминали о нём…

Карл Иванович умер в 1849г., в возрасте 72 лет, в эпидемию холеры, был похоронен на Волковском лютеранском кладбище, но в 30-40- годы двадцатого века, как и некоторые другие заслуженные граждане Ленинграда, перезахоронен на кладбище Александро-Невской Лавры….

Сбылось предсказание известного живописца и искусствоведа, руководителя первого научного издания «История русского искусства» (1909-16) Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960гг), сказавшего когда-то: - «Пройдёт время, и в Петербург будут приезжать, чтобы прогуляться по улице Театральной, самой совершенной и красивой улице Европы, которую создал великий Росси…» /цитата пересказана по памяти, «своими словами»/
05.08.2024г. Векшина Л.А.


Рецензии
Люда! Прекрасная прогулка
по улице Росси.

С уважением и теплом.

Валентина Шеломова   20.08.2024 18:17     Заявить о нарушении
Благодарю, Валя, за доброе понимание.
Всего самого доброго!
С уважением и теплом души, Л.

Векшина Людмила2   20.08.2024 18:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 29 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.