А14. Елена Чалиева. Обзор редактора. Дольник
С вами редактор площадки и ведущая этого конкурса Елена Чалиева.
Я уже вам сообщила, друзья, что в этот раз сама напишу краткий обзор стихов, представленных участниками. Причём, не только тех, что я выбрала в свой шорт как лучшие стихи лонга, а всех двадцати стихов. Комментировать лучшее всегда приятнее, так как хвалить легко, а критику любят далеко не все авторы. Но критика необходима как воздух даже тем, кто в себе уверен. И мой обычный совет в таких случаях – пропускайте её через свою голову, и если посчитаете справедливой, то не поленитесь что-то поправить, а если не согласны, то спокойно забейте на неё, раз уверены в неправомерности. Тем более что итоги конкурса подведены (скоро их обнародую), и мой обзор на них повлиять не может.
Ещё напишу немного о дольнике, и для чего автору нужно владеть этим размером. Для меня в этом вопросе важны три момента. Во-первых, как я уже писала в анонсе этого конкурса, рваный ритм дольника усиливает напряжённый текст, помогает автору передать эмоции. Это всё понятно, но есть у дольника дополнительные важные бонусы. А именно, и это – во-вторых, у дольника не бывает сбоев ритма и смещений ударения из-за ритма, что может наблюдаться в силлабо-тонике (и за чем автору нужно там следить). Причина простая: сам дольник – сплошной сбой ритма. Ну и, в-третьих, в дольнике не нужны слова-затычки, которыми часто грешат начинающие авторы. Это – различные местоимения, союзы, предлоги и другие малозначащие слова, которые для понимания смысла не нужны, но автор их использует, чтобы соблюсти размер стиха. Причина – та же, что и во втором пункте. Как видите, преимуществ у дольника немало, и я могу только поздравить тех, кто в ходе конкурса впервые написал дольник или глубже его понял.
От вас, друзья, приму обратную связь: если кто-то захочет дать пояснения или возразить, то буду только рада пообщаться, так как в ходе обсуждения многое проясняется.
Итак, мой обзор.
1. Ида Лабен «Город»
http://stihi.ru/2018/12/11/9333
А какого мне счастья, какой мне еще любви,
Если вижу твои берега я, закрыв глаза,
Если путь мой полынью холмов твоих перевит,
Если так и живу я, главного не сказав,
Ибо главная суть – изгиб твоих берегов.
Горизонт не пуст – сторожит его равелин.
Город, в тебя спешу я лестницами веков
В своих снах и яви. Ты, город, всегда один.
Для того и разлука, наверно, с тобой дана,
Чтобы лучше видеть с годами, издалека,
Как в ночи над руиной собора стоит луна,
Светит в море точка сигнального огонька.
Да и я понимаю теперь, для чего нужна:
Я певец твой, во сне идущий на твой призыв,
Я птенец твой певчий, я голос, зурна, струна,
Я поющий стебель, отвод от твоей лозы,
Я пунктир и память, провал, цезура небытия,
Я тоска по дому, я боль надлома, семит, номад,
Я пылинка раскопа, былинка полыни – я.
И когда я иду вперед, то иду назад.
На мой взгляд, это – одно из лучших стихотворений лонга, не зря за него проголосовало так много авторов и оба эксперта. Очень эмоционально (чему помогает ритм) и поэтично о родном городе написала Ида – о Севастополе (как выяснилось в ходе голосования). Это – не экскурсия по городу с описанием его достопримечательностей, не путеводитель, а именно поэзия. Когда читаешь такие стихи, то не хочется ни к чему придираться, но всё же скажу о двух мелочах. Из текста не совсем понятно (как опять же выяснилось в ходе обсуждения), о каком конкретно городе речь. Может стоит отразить хотя бы в названии, что это о Севастополе? И ещё мне кажется, что начало с/т – вопрос по смыслу, хоть и задаёт его ЛГ сама себе, поэтому я бы поставила знак вопроса в конце четвёртой строки. В моём шорте.
2. Ирина Полюшко «Прометей»
http://stihi.ru/2024/07/21/5328
Незаметно как-то пошёл вразнос,
Словно кровля, лишившаяся стропил…
Раньше искры доверчивым людям нёс,
В трудный час оборону страны крепил.
Кто-то разноязычно кричал: «Огонь!» —
И летели изделия точно в цель.
А орёл, называвшийся «Оболонь»,
В безымянный раз предлагал дуэль.
Оболоня резко сменил Вискарь.
Памятуя, что печень всего одна,
Наш герой-оптимист полюбил рассказ,
Что к утру отрастает опять она.
«Нам, великим, положено пить до дна!" —
Просвещала его муравьёва тля.
В прометейство верила лишь жена
И держала в дому обогрева для.
А орёл прилетал и смотрел в глаза,
Не пытаясь главный открыть секрет:
Если всё на века отмотать назад,
Человечеству нужен огонь иль нет?
Стихотворение Ирины ближе к логаэду, чем к дольнику. Но в этом логаэде есть сбои ритма, которые и дают некоторую рваность ритма и позволили мне принять его на этот конкурс. Я надеялась, что в ходе обсуждения Ирина ритм доработает до полноценного дольника, но она написала, что сама не может это с/т квалифицировать определённо, но знает, что так писать можно. Можно-то можно – в смысле бумага всё стерпит, но автор должен же понимать, что он пишет, кмк. А иначе для чего идти на технический конкурс? Ну не ради же стихобаллов? Нет, Ирина, извините, но взять в шорт неполноценный дольник не могу.
3. Михаил Эндин «У кого-то...»
http://stihi.ru/2024/05/01/4040
...а шарик летит
Булат Окуджава
У кого-то — Арбат,
у кого-то — Невский.
Часовые стоят на своём посту.
Я иду не спеша, чтобы строчкой веской
попытаться понять эту красоту.
На Арбате — Булат,
а на Невском — Гоголь.
Часовые стоят, застолбив места.
Гоголь, впрочем, стоит Невского поодаль —
то ли случай такой, то ли неспроста.
У Булата — Арбат,
тихая гитара.
Часовые стоят — это их пора.
Гоголь смотрит, грустя, как за парой пара
белой ночью опять бродят до утра.
Не Арбат виноват
и не Невский тоже.
Часовые стоят — каждый в землю влит.
Не гитара звучит — колокол, похоже.
И не шарик уже, а шинель летит.
Я заметила, что Михаил не любит переделывать что-то в своих стихах. Это – его право, безусловно, поэтому пишу о его с/т очень кратко: я согласна с мнением Льва Щукина, которое он написал в ленте приёма. И было бы хорошо в случаях, когда автор не предусматривает переделку с/т, писать в заявке ремарку «Без обсуждения», чтобы я и принимающие редакторы не тратили зря время.
4. Арнаутова Мария «Молитва Великому Духу племени сиу»
http://stihi.ru/2024/07/22/3964
Песни наши про реку, про море большой воды,
Про потоки из чёрных тел ядовитых змей,
Про Великих Вождей, восставших из темноты,
Про крылатого Зверя - наш родовой тотем.
Подними же над нами бубен, вакан! Танцуй!
Пусть покинет сердца этот подлый, холодный страх,
Сила новая в жилах и будущей жизни пульс
Пусть сметут все преграды, как бурный поток в горах.
Мы добавим огня, снизойди, о, Вакан Танка!
Мы закружимся искрами в вихре твоих огней!
О, Великий, услышь и дай нам проводника!
Из долины бессилья, где смерть идёт по пятам,
К Белой Деве, в ней новая жизнь и спасенье в ней!
* вакАн - шаман у сиу
** ВакАн ТанкА - безликое божество, вечный дух природы, дарующий народу силу жизни.
Эмоционально написано, дольник здесь по ритму как родной. Мария написала на приёме, что часто пользуется этим размером, но не знала, что это называется пятииктовый дольник. Что ж, и так бывает, надеюсь, что она глубже разобралась в теме. Думаю, что это с/т – аллегория, но разгадывать её не берусь, да и нет, кмк, здесь однозначной разгадки. И я считаю это плюсом, а не минусом – пусть каждый читатель понимает по-своему. В моём шорте. И заранее поздравляю Марию с вступлением в наш Клуб (скоро опубликую итоги конкурса).
5. Лёля Строптивая «Валентинка на снегу»
http://stihi.ru/2024/02/13/5903
Где ты мой дорогой, единственный мой фантазёр?
Может, фанту пьёшь у каких-то чужих озёр,
а твоя рука лежит на каком-то чужом плече…
И зачем мне об этом знать? Да понятно, что ни зачем.
Я стою, губы сжаты в немой бесконечный знак.
До тебя дотянуться неужто совсем никак?
Ты мне очень нужен в мире снегурок и снегирей,
а иначе могу растаять – так ты приезжай скорей.
Люблю. Скучаю по тебе. Жду. Твоя Снежная баба.
Это – одно из двух конкурсных стихотворений (второе – №18 Елены Шипиной) , где дольник разностопный, но разностопность эта упорядоченная (первые две строки – 5 стоп, вторые две – 6 в каждом катрене), поэтому это – именно дольник с более сложной структурой, а не бесформенный текст. Понравилась игра со словом «фантазёр», а также губы, сжатые в знак бесконечность. Не дождалась, видно, снежная баба того, кто её слепил, бывает такое в жизни. Автор недавно представляла это с/т в нашем конкурсе «Валентинка», поэтому в шорт я не взяла. Пусть не ленится писать новое.
6. Владимир Евангулов «Исповедь гильзы»
http://stihi.ru/2020/12/14/5128
Время брызнуло ржавчиной,
Замедлив обманчиво ход.
"Увяданья золотом охваченный" -
Звучал последний аккорд.
Походя кто-то вышвырнул
На выжженную траву,
Подумалось: нет, не выживу,
А вот поди ж ты, живу!
Только душа надорвана
Прощальным взглядом зрачка,
Как могу - оживляю доброе
Пристанище для сверчка.
Осень печальноликая,
Шепни обо мне кузнецу:
Чтоб розам весной он выковал
Невесомо живую пыльцу.
Вот ещё одно стихотворение-аллегория о выброшенной гильзе, ставшей пристанищем для сверчка и мечтающей стать пыльцой для роз. Разгадать аллегорию в этот раз нетрудно. Трогательно и по технике хорошо, спасибо Владимир. Многим авторам и обоим экспертам тоже понравилось. Взяла и я в свой шорт. Но не поняла финал с/т: как можно выковать пыльцу из гильзы, тем более «невесомо живую»?
7. Татьяна Комарницкая «судьба»
http://stihi.ru/2024/07/22/5051
"Что такое судьба? Это только миф.
Отговорка тех, кто не верит в себя! -
Неведомо что себе возомнив,
Скажет скептик, зевнув, - Что такое судьба?!"
Другой, обленившийся мыслить и ждать,
Говорит: "Мы пешки на чьей-то доске.
Мечты о свободе оставь навсегда!
Молчи, покорись всевластной руке".
Что такое судьба? Поводырь земной:
Сквозь вьюгу и зной, суету и покой,
Меж злом и добром, светом и тьмой
Направляет меня незримой рукой.
Развилка. Судьба отпускает плечо:
"Выбирать, куда повернуть, - тебе".
Это время призвать, чтобы сдать зачёт,
Одну из тех сил в извечной борьбе.
То ли Богу, кто верит в Его любовь,
То ли силам иным несутся мольбы.
Я делаю шаг - опускается вновь
На моё плечо ладонь судьбы.
Я ведь не зря писала Татьяне в ленте приёма (а в начале этого обзора повторила), что одно из достоинств дольника – возможность убрать все слова-затычки. Но Татьяна не смогла воспользоваться советом и навтыкала в с/т этих затычек много, как обычно. Попробую объяснить на примере её с/т. Вот катрен:
Развилка. Судьба отпускает плечо:
"Выбирать, куда повернуть, - тебе".
Это время призвать, чтобы сдать зачёт,
Одну из тех сил в извечной борьбе.
Убираем всё, что не меняет смысл («это», «тех»):
Развилка. Судьба отпускает плечо:
"Выбирать, куда повернуть, - тебе".
Время призвать, чтобы сдать зачёт,
Одну из сил в извечной борьбе.
Я, правда, так и не поняла, что это за «иные силы» имеются в виду, которые нужно призвать, но в целом мысль автора понятна. Но мысль эту можно было выразить гораздо короче. Интересно, когда Татьяна научится не разжёвывать свои мысли в стихах?
8. Марина Быстрова-Докс «Шторм»
http://stihi.ru/2009/03/21/359
Разлохматившись шерстью пенною,
Мимоходом высадив дверь,
На свободу прорвался пленный -
Необузданный, дикий зверь.
С оглушительным ревом врезался
В беззащитный тыл берегов,
Упиваясь собственной дерзостью,
Наступление начал вновь.
Обратил боевое скопище
На затихший от страха пирс,
И рыча, будто он - чудовище,
Оголтело ринулся вниз.
Побезумствовал – успокоился,
Виновато у ног обмяк,
То ль опять напасть изготовился,
То ли буйствовал просто так.
И в объятия волн серебряных -
Снова в плен. Приутих пока…
Не иначе, из пены слеплены,
Высоко плывут облака.
Это с/т – чисто пейзажная лирика, не замутнённая философией и оригинальностью – сравнение разбушевавшегося шторма на море с диким зверем. Дольник здесь к месту, но для моего шорта этого маловато. Не поняла, скопище чего этот зверь обратил на пирс.
9. Николай Юрьевич Юрьев «Межсезонье»
http://stihi.ru/2024/07/28/1445
Здесь и сейчас я жив, а если точнее –
Словом нельзя убить, это просто звук.
Да, это больно, но было и побольнее.
Я прихожу в себя и смотрю вокруг.
Перебегают дорогу рыжие листья.
Смачно ворона каркнула на стекло.
Дворник включаю, стираю скользкую слизь я.
Липнет, как злость, но всё-таки всё стекло.
Акселератор запел, усмиряя нервы,
Адреналин рассеивает туман.
Самообман раскрылся, и морок прерван,
Это – твоя свобода и мой стоп-кран.
Где-то нужны добровольцы правого дела,
Я умираю и возрождаюсь вновь.
Что ты сейчас сняла, а потом надела –
Не будоражит больше надеждой кровь.
Это – другая судьба и другие люди,
Старых знакомых я не увижу впредь.
Если ты так решила, то так и будет.
Я не хочу того, что нельзя хотеть.
Николай обычно пишет гражданскую поэзию, а здесь – попытка написать о любви ЛГ, но неудавшейся (и почему меня, немного знающей характер автора, это не удивляет?). Но гражданская тема упорно не хочет оставлять Николая, поэтому и возникают в с/т добровольцы правого дела, смерть и возрождение вновь ЛГ, злость и адреналин, который аж туман рассеивает. Более подробно писать не буду, так как автор за неадекватное поведение на площадке попал в ЧС – пусть теперь усмиряет нервы с помощью акселератора.
10. Саша Сикирина «выхино»
http://stihi.ru/2023/09/30/1970
в синеве над платформой выхино
и над маленькой жизнью моей
кувыркался и гас и вспыхивал
белоснежный отряд голубей
словно смерть и боль и страдания
это просто кошмарный сон
и желтели деревья дальние
и торговец зайдя в вагон
закричал про пломбир и 'лакомку'
и на миг позабылось вдруг
что на кладбище еду в малаховку
навестить тебя милый друг
Саша умеет передать эмоции читателю – это её сильная сторона. За счёт минимализма, каких-то конкретных и важных деталей, контраста между описанием умиротворённой обстановки на ж/д платформе и словом «кладбище», куда едет лирическая героиня.
Всё это хорошо, но в шорт это с/т я не взяла. Причины две: лично я отношусь с осторожностью к теме смерти в стихах. «Вот, посмотрите, как кругом хорошо и мирно, а бедная ЛГ несчастна и одинока, так как умер её милый друг, и она едет к нему на кладбище, пожалейте её», – как бы говорит нам автор этого с/т. И многие голосующие и оба эксперта жалеют и берут в свои шорты. И только чёрствая Елена Чалиева жалеть и брать не хочет. Саша, а вы попробуйте вызвать у меня другие эмоции – не депрессивные, а радостные. Если получится, конечно: эта задача потруднее будет.
А вторая причина – отсутствие препинаков там, где они просто необходимы. Может это отсутствие и придаёт лёгкость стихам, как писали в комментариях, но и путаницу вносит в текст немалую. И писать стихи без этих самых препинаков – непростая задача на самом деле, нужно продумать порядок слов, а иначе невольно возникают такие незапланированные автором образы, как отряд голубей в качестве смерти и страдания, или пожелтевший вместе с деревьями торговец. Надо учитывать, что читатель не может наперёд знать следующую строку, а препинаков-то, которые помогают разграничить фразы и вовремя остановиться, и нет.
11. Бонгард Друидов Чайкин Андрей «Лестница»
http://stihi.ru/2004/02/04-268
Какие-то клоуны на нашей помолвке
Заставляют гостей бегать по кругу.
Пролетая над нами на боеголовке,
Ты направляешься к бывшему другу.
Какие-то зеки на твоём дне рожденья
Надувают щёки, дуя на свечи.
Пролетая над нами, ты ищешь спасенья
В этот гадкий, омерзительный вечер.
Какие-то черви на твоей панихиде
Съедают гроб, не дождавшись банкета.
Пролетая над нами в растрёпанном виде,
Ты оставляешь нас жить без ответа.
Я так и не поняла, почему визави ЛГ постоянно на чём-то летает: то на боеголовке на собственной помолвке, то ещё на чём-то неизвестном на дне рождения. Но долеталась она до своей панихиды, как выясняется в самом финале, где тоже умудрилась на чём-то полетать. Может Андрей пояснит нам такую тягу к полётам у девушки? Невольно вспомнила старый фильм «Вий», где панночка тоже любила полетать в растрёпанном виде на своей панихиде.
12. Алексей Пчельников «Желание»
http://stihi.ru/2024/07/24/1479
Пусть весь мир летит в тар-тарары,
Останься бесценнось которая- ты
И ещё она.. Да ещё одна..
И та, что просто любила меня.
Вас будет четверо в разных концах,
Концах одинокой, пустой земли
И звёзды будут смотреть на вас,
Мерцая в холодной, холодной любви
Думаю, что это с/т – скорее экзерсис, попытка автора написать дольник. Ритм получился, но по смыслу мне совсем не понравилось: я не хочу лететь ни в какие «тар-тарары» даже со всем миром. Голосующие и эксперты тоже почему-то не пришли в дикий восторг от такой перспективы, как видите.
13. Васина Валентина «Без моря...»
http://stihi.ru/2024/07/31/1777
В жизни пустынной, вдали от моря,
Среди великанш, волнистых дюн,
Пейзажей зыбких из гор аморфных
Всегда казалось, как прежде юн...
Силён и свеж перелётный ветер,
Преград не знает в любом краю.
Грусти нет, никаких запретов,
Любви заветной везде приют.
Купол небесный подобен морю,
Познать не в силах той глубины,
Помпезным тучам на нём просторно,
Добычу приносят из вод иных...
Летят подарки на берег песчаный -
Одни бриллианты! Иди лови!
И ливень званый уймёт печали,
Как слёзы счастья большой любви...
Я не поняла, кто же юн в жизни пустынной, да ещё и как прежде (когда прежде?). И про какую заветную любовь речь? И откуда в пустыне ливень? Для меня с/т непонятное. И про бриллианты прошу поподробнее – вдруг поймаю, мне пригодятся.
14. Галиаскарова Елена «Полночь пробили часы на старой башне...»
http://stihi.ru/2024/07/31/6292
Полночь пробили часы на старой башне,
Зноем запомнился ветреный день вчерашний;
Крики болотной совы в полумраке смолкли,
Дождь серебристый стучал по оконным стеклам.
Вышла из замка гулять на озёрный берег
Девица-лето, к ней ластиться стали звери.
Взгляд безмятежно-ясный хранил секреты,
Ярко пестрели на тонких руках браслеты,
Мальвы цветы вплетались в златые косы,
На сарафане блестели стальные росы…
Девица-лето взметнулась к небу птицей
И улетела над пустошами кружиться...
Такое таинственное начало у этого с/т: ровно в полночь под крики совы в дождь вышла гулять на берег озера Девица-лето. Да ещё с секретами какими-то. Ну, думаю, скоро что-то будет. А Девица взметнулась и улетела. Да на нашей Стихире такое сплошь и рядом случается – удивили называется, облом по кайфу просто. Чудес для шорта лично мне не хватило.
15. Екатерина Чаусова «Имя»
http://stihi.ru/2024/08/01/4645
(или Бесконечно сур/к/овое)
— Кто ты, девочка в платье бумажном?
Впрочем, без разницы, имя не важно.
— Напротив! Алёнушкой я у запруды
братца зову. Каждый день. Трудно.
И Элизой пыталась – не помогает.
То ли груз тяжелей, то ль крапива – другая.
Назвалась Гретель – замкнулся круг.
Игра?! Не хватает ни сил, ни рук!
Снова – дыра. Устала играть!
Теряю братьев – опять и опять!
Шарманщик ты? Сказочник? Нет – не в упрёк.
Я не дева нежная – книжный сурок.
Понедельник лишний – лживее будней.
Шелестенье страниц…
— Алисой буду!
Екатерина, как у неё это и раньше случалось, любит убить сразу двух зайцев, что в данном случае означает написать одно с/т сразу на два конкурса. Это с/т написано по картинке, которая представляет собой коллаж, для конкурса на одной из площадок Стихиры. И как с/т по картинке оно вполне себе. Но мы в этом конкурсе не рассматриваем картинки, а только самостоятельные произведения. Прошу автора учесть это на будущее, но в этот раз в шорт взяла с натяжкой.
16. Сергей Мотылев «Эскиз»
http://stihi.ru/2024/07/29/5549
Дерево сохло на странном поле;
Кривые ветки без листьев давно;
Ствол змеиным грехом распороли;
Тело небесным огнём сожжено;
Куском вылезли ржавые корни;
Земля предаёт, сбегает от них,
Но старая плоть живёт упорно
И ждёт, чтобы новый росток возник,
Росу вбирает по каждой капле,
Танцует с ветром в проклятой жаре,
Верит надежде, ветки оскаля,
Утром внимает пернатую трель.
С древа познаний крошится злоба;
Отдаётся опыт в обмен на жизнь;
В даль уходит запретная зона.
Адам и Ева глядят на эскиз.
Поглядела на картинку на странице автора, так как не поняла про «змеиный грех». Видимо, так трещину в стволе он назвал, хотя я такого значения этого словосочетания не слышала. Обычно змеиным грехом называют зависть. Корни тоже, судя по картинке, вылезли не куском, а кусками. Не поняла связь этого дерева «на странном поле» с «древом познаний»: древо познаний превратилось в это старое дерево? И финал тоже непонятен. Может автор объяснит, что он хотел сказать?
17. Олег Соглобов «Переборы гармошки»
http://stihi.ru/2024/08/02/5156
Переборы гармошки ладные
Растяну на "калашный ряд".
Раскраснелись щёчки пятнами,
Приодетых в шелка девчат.
Разудалые парни хОхрятся,
И у каждого выпляс свой,
Отбивают коленца и с хохотом,
Зазывают девчат за собой.
Вечеринка выдалась жаркая,
Наигрался на восемь потов.
Угостите-ка лучше сигаркою,
И продолжить я буду готов.
Не жалей каблучков родимая,
Улыбайся, пляши, кружи.
Заметались взгляды взаимные,
И сразила ты светом души.
Как я поняла, это – один из первых дольников у автора. Что ж, для начала неплохо. Автор поработал над с/т (первоначальный вариант заметно улучшен), но недоработки остались. Написано от лица деревенского гармониста, который играет на вечёрке. Но нет в с/т чего-то нового-интересного – очень банальный сюжет и штампы, такие как раскрасневшиеся щёчки у девчат, разудалые парни, свет души и т.д. Вызывает сомнение использование здесь выражения "калашный ряд" и «сигарка» (уменьшительное от «сигара»).
18. Елена Шипина «Гадкие лебеди»
http://stihi.ru/2024/08/03/4101
(по мотивам одноимённой повести А. и Б. Стругацких)
Это не сон: то в унисон
стоны с шести сторон.
Дикие лебеди,
гадкие лебеди
пересекли небосклон.
Крыльями плещут,
каверзно хлещут,
хлещут по лицам нам.
Дикие лебеди,
гадкие лебеди!
Где же полиция?!
Мы будто пленные!
Что же военные?
Что же молчит президент?
Совести поиски?
Ротшильдов происки?
Истины страшный момент?
Что пишут медиа? –
Трагикомедия!
Дождь...
Не прервать...
Не объять...
Это конец!..
О, не-ет, интермедия.
Дрожь...
И могу предать...
Это не сон: то в унисон
стоны с шести сторон.
Дикие лебеди перечеркнут,
выпотрошат небосклон
и пресекут наших времён
ход!..
Не лебези –
лебеди впереди.
Думаю, что от Стругацких тут мало что есть, скорее это о современности, а Стругацкие – чтобы я с/т на конкурс приняла. Посыл стихотворения мне не нравится, как и все эти возгласы, типа «Это конец!..», «Не лебези – / лебеди впереди», тоже. Думаю, что по этой причине многим голосующим и экспертам с/т не пришлось по душе.
19. Маруса «И. Бродскому»
http://stihi.ru/2024/05/22/3921
Стук молотка
вечным ритмом станет...
И. Бродский
Он, безусловно, - гений. Из-под его пера
Падает рваный ритм как молоток на шляпку
Ярко блестящего гво;здя. Он, несомненно, раб
И господин словесных конструкций. Снимаю шляпу.
В наш стремительный век, век больших скоростей,
Когда глотают стихи, как "кофе с собой", - поспешно,
Паузы ритмов его встречаю я, как друзей,
И замедляю бег, споткнувшись о них, конечно.
Я ежедневно, как он, не читаю (Увы!) словарей.
Может и зря, ведь мозг мой скрипит, как дверные петли,
В момент прочтения "Позднего". Сложность мыслей, идей,
Понятий и рифм ассонансных, бесспорно, внушает трепет.
Злюсь и бессильно бросаю книгу на стол опять,
Не просидев десяти минут за прочтением оной.
Знания? О поэзии? Забыть, зачеркнуть, изгнать...
Нельзя применить к нему. Он - гений. Что, - безусловно.
Об этом с/т хоть кратко, но хорошо написала Илина Гумер в комментарии к своему шорту. Полностью согласна с оценкой Илины, поэтому повторять не буду, просто взяла в свой шорт. Рада, что новый интересный автор войдёт в члены нашего Клуба.
20. Потеряшечка «Дольник»
http://stihi.ru/2024/08/04/4564
В жизни скромный дольник,
Сыплю золой трут.
Низмен мой треугольник:
Сытость, любовь, труд.
Хочется доли славы -
Душу встряхни навывес,
Молодость с опытом сплавлю -
Гляжу - стихи зародились.
В слове найдусь избитом,
Надкушу яблоко спелое,
Долей упьюсь с избытком!
К шуту облако целое.
Караваями сочности мчатся
В хрусте заезженных слов -
Урываю кусочек счастья,
Пусть не совсем любовь.
Чертит баркас доле
Мелкой юдоли ник...
К черту просторы, раздолье,
Мне б возделать дольник.
----
дОльник - участник дележа, участия в чем-то
дольнИк - узкий вытянутый надел
(словарь Даля)
В этом стихотворении мне понравились авторские рифмы: «труд – трут», «избитом – избытком», «юдоли ник – дольник», «баркас доле – раздолье» – шикарно, интересно. И понравилась игра вокруг слова «дольник»: «В жизни скромный дольник», «хочется доли славы», «Долей упьюсь», «Чертит баркас доле», «юдоли ник», «возделать дольнИк». Не могла это не оценить и не взять с/т в свой шорт, но часто такие игры с рифмами и словами слишком отвлекают читателя от сути с/т и не дают автору передать свои чувства, вызвать эмоции, т.е. дают пищу только для ума, а не для души.
Свидетельство о публикации №124081404057
Скажу честно, поначалу мне казалось, что Вы недолюбливаете меня (мои стихи, то есть)), но постепенно становилось всё яснее, что предвзятости за этим не стоит. Просто дело вкуса, а о вкусах, как известно, не спорят. Главное - мне здесь интересно и, если я Вам не очень мешаю, надеюсь на "продолжение банкета").
Благодарю Вас, Елена - за обзор и критику, а Илину Гумер - за доброе слово. Вместе взятое - как раз то, что надо!
С уважением, признательностью и немного с улыбкой!
Марина Быстрова-Докс 15.08.2024 15:06 Заявить о нарушении
Я с удовольствием веду эти конкурсы, тем более что сама многому в них учусь. Всегда рада вашему участию.
С уважением!
ЕЧ
Сетевой Клуб Поэтов 15.08.2024 20:40 Заявить о нарушении