Один и без оружия 5

К чему я в предыдущее ОБО вклеил (в конце, перед датой оттиска) фотки Германа с Сокуровым?! – Так...
Во-первых, не просто коллеги по цеху, но – несмотря на разницу в возрасте – почти дружились. Вместе за «Ленфильм» стояли (стояли – да разошлись...). Ну, и в Эстетике – много общего. С «помрачённостью лучистой готики».
А и вся «тетрамахия» Александра Николаевича («Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст») заходит мне под тройку Алексея Юрьевича («Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталёв, машину!», «Трудно быть Богом»).
Ах! Чуть не забыл... О сокуровской «Сказке». Под «гравЮровку» от Альбрехта Дюрера – к германовской «капричной босхо-вангогии».
С восстающим из загробного сна Иосифом – к нему же, издыхающему в «Хрусталёве».
«Прекрасная» Эпоха!
С, казалось бы, точкой в том 53-м. С Лаврентием Палычем, коему поданная машина далеко улизнуть не помогла.
Время... Что-то (нехорошее) оттуда снова возвращается. Снова. Раз-пораз. Особенно в том «общинно-коммунальном мире-котле» (зато – «русском»), в коем так и не случилось Возрождения (тоже – совсем не сахарного в действительности).
Впрочем, уже Вы-рождения трудно избегнуть где бы то ни было. Се – Человек...
Трудно быть Богом и – хоть как-то – этим реанимациям-реинкарнациям воспрепятствовать. Как-то их – хотя бы подкорректировать-причесать-предупредить. Тем более, что от подобных благих потуг может статься ещё хуже.
А Александр Николаевич с Алексеем Юрьевичем, перед кончиной последнего, как бы и поссорились. Ну, не поссорились, так разошлись. По тому «Ленфильму». Мабыть, в том «расходе» и Светлана (с сынком бесталанным) подсобила...

[Александр Сокуров о Германах: я противник кланов и губительных узлов
2 апреля 2013 г., 19:32 Тихон Дзядко
Hard Day's Night
Александр Сокуров о «Ленфильме», Алексее Германе и семье Михалковых-Кончаловских.
Дзядко: Александр Николаевич, хотелось бы начать с того, что стало причиной вашего приезда в Москву. Вручение премии «Ника» – такая, отчасти забавная, возможность. Судя по всему, президентом «Ники» станет Андрон Кончаловский. Одновременно с этим существует премия «Золотой орел», возглавляемая господином Михалковым. Что это за странная братская война или братская ситуация противостояния в российском кино. Как вы на это смотрите?
Сокуров: Сразу так много вопросов. Приехал, потому что есть встреча одна важная с одним моим коллегой. И заодно я решил сходить на эту церемонию, я обычно не бываю, по причинам объективным и субъективным так складывается. То, что касается двух премий. Конечно, немножко это неловко как-то, ненормально я бы сказал. Так не должно быть. Но, тем не менее, надо сказать, что это, скорее, отражает ситуацию внутреннюю, чем внешнюю. Это никак не связано с политическими обстоятельствами в стране. Это просто истощение сил. Я так бы это сказал. Тенденция, когда какие-то группировки, семейные кланы или какие-то семейные объединения начинают структурировать всю жизнь, они стали почти нормой жизни в искусстве России. Я считаю, что это ненормально, неправильно, это наносит удар, во-первых, по молодым каким-то графистам, по тем, кто приходит. Потому что прорваться через семейные заборы, заборчики, условности бывает очень трудно. Может, где-то в других обстоятельствах это было бы проще, но все же, у нас немножко другая традиция, другое прошлое, и оно сказывается. Желание иметь власть характерно и для семейных кланов. Это вопрос власти.
Лобков: Говоря о семейных кланах, вы «Ленфильм» родной тоже имеете в виду?
Сокуров: Да, конечно.
Лобков: Мы знаем о вашем противостоянии с семьей покойного Германа и обмене довольно колкими письмами.
Сокуров: Не, ну, колкие письма… Я не считаю, что это нормально, я не считаю, что это правильно, что существует эта напряженность, потому что у меня никаких противоречий и конфликтов с Алексеем Юрьевичем, с точки зрения общегуманитарной кинематографической, никогда не было и быть не может. Вопрос просто… Это попытка все же одной семьи определять погоду, иметь отношение к власти, к распределению, наверное, средств и так далее. Мне кажется, это ненормально, это неправильно, когда Алексей Юрьевич был руководителем студии, жена – руководитель общественного совета, а сын состоит в совете директоров – ну, как абсурд, знаете. Как-то это так нехорошо, что даже не формулируется, почему это нехорошо. Я всегда противник кланирования, кланов, губительных, на мой взгляд, узлов. Это очень губительно сказывается на всей жизни художественного коллектива. Я свидетель этого был много раз.
Монгайт: Вы сейчас говорите конкретно о семье Германа – человек в общественном совете кто-то… да?
Сокуров: Да. Потому что на, мой взгляд, это…
Монгайт: Это финансовые интересы?
Сокуров: Это вопросы, наверное, и экономические. И конечно, вопросы распределения полномочий, вопрос допуска к власти, к формированию, наверное, студийного портфеля. Основные расхождения у нас начались, когда я предложил «Ленфильм» сделать базой для молодого кино. Это вызвало раздражительную реакцию супруги Александра Юрьевича, он мало участвовал в этих проблемах, активной энергетикой, такой электростанцией этих проблем, была его супруга и, наверное, и сын, которого надо все время куда-то пристроить, он сам пристроиться… Зачем это надо было, не знаю. Но это вызвало раздражительную реакцию, что этого не должно быть… И в итоге, мы пришли к тому, что, наверное, будет создавать творческое объединение «Дебют».
Монгайт: Отдельно от «Ленфильма».
Сокуров: Отдельно от «Ленфильма». В том состоянии, в котором находится сейчас студия, отношения внутри студии, внутри коллектива и полного распада… Работать там очень тяжело.
Лобков: Там нет такого криминала, как в Большом театре. Но как-то симптоматично стало. Большой театр – один из символов страны, там происходит, неизвестно что. Интрига на интриге, как будто вулкан. Там не балетом заниматься, а ядерные боеголовки строить. «Ленфильм» тоже… Вроде далеко это как-то от дележа нефтяных ресурсов, и там тоже бурлит какое-то... Почему?
Сокуров: Это все то, что было. На «Ленфильме» всегда была известная напряженность, и я был вынужден, кажется, дважды, с письмом обращаться к Алексею Юрьевичу с просьбой вести себя корректно по отношению к коллегам, не оскорблять их, не унижать. Это было, к сожалению, и вообще в художественных коллективах тенденция выделить какого-то лидера, который будет распределять «ты талантлив, ты не талантлив», «ты можешь, ты не можешь», – как советская традиция во многом существует. Потому что я знаю многих известных кинематографистов мира и коллективов художественных, и никогда ничего подобного там не было, и нет].

А разошлись так, что – даже...

[Сведение счетов у гроба
Герман-младший отлучил Сокурова от похорон Германа-старшего
Алексея Германа-старшего похоронили 24 февраля на Богословском кладбище Петербурга. С ним прощались друзья, родные и простые зрители. Но были люди, которым запретили проводить в последний путь режиссера. Не прошло и дня после смерти мэтра, как его сын Алексей Герман-младший обнародовал в своем блоге письмо, где обвинил режиссеров Александра Сокурова и Любовь Аркус (она еще и главный редактор журнала «Сеанс») в предательстве.
Мэтров поссорил «Ленфильм»
«Большая просьба не заниматься пиаром в газетах с фальшивыми соболезнованиями и не приходить на похороны», – так жестоко звучали слова Германа-младшего. Для «отлученных» это стало настоящим шоком. Герман-младший и Сокуров конфликтовали из-за «Ленфильма», но, что это затронет даже похороны, никто не предполагал.
Поначалу боровшиеся за спасение студии вместе, Герман-старший и Сокуров потом предложили разные концепции развития «Ленфильма». С этого момента и начались распри, а в итоге в прошлом году Сокуров вышел из состава совета директоров студии, обвинив Германа в «семейственности».
Образовались два лагеря, Любовь Аркус оказалась между двух огней и выбрала сторону Сокурова. С тех пор оказалась отлучена от дома Германа-старшего, с которым дружила много лет. В обличительном письме сын ушедшего режиссера утверждает, что она бросила его отца, как только тот перестал быть нужным. Но это заявление возмутило людей, знавших ситуацию изнутри, многие кинематографисты встали на защиту Аркус.
Киностудия имени Германа?
…На похоронах Германа-старшего было много народу, больше 500 человек. Соболезнования приходили пачками – и от российских чиновников самого высокого ранга, и от таких людей, как президент Римского кинофестиваля Паоло Феррари. Плакал Олег Басилашвили, говорил о том, каким трепетным человеком был его друг, Алексей Учитель, не могли прийти в себя Юрий Смирнов и Анастасия Мельникова, но «отлученных» там не было.
Самую проникновенную речь произнес, пожалуй, мультипликатор Юрий Норштейн:
– Невозможно понять, как мальчик, который – он все время об этом писал – был обласкан своим детством, няньками со всех сторон… И повар, и личный шофер у папы… Как он все переживал в себе? И по частям восстанавливал невероятную правду страны. Хотя он не мог быть документальным свидетелем того, о чем делал кино.
Это действительно так. Герман-старший был очень талантливым человеком, и для российского кино его смерть – большая утрата. Тем не менее, инициатива работников «Ленфильма» и членов петербургского парламента присвоить студии имя ушедшего режиссера, которую активно стала продвигать Анастасия Мельникова, а министр культуры Владимир Мединский обещал рассмотреть в ближайшее время, многим горожанам кажется странной.
Как и тот факт, что на «Ленфильме» после смерти Германа-старшего уже закипели новые страсти. Продюсера и композитора Андрея Сигле, уволенного когда-то по решению общественного совета, суд на днях восстановил в прежней должности гендиректора «дочки» киностудии – «Продюсерского центра «Ленфильм». Кстати, он один из авторов альтернативной концепции развития «Ленфильма», отвергнутой нынешними владельцами.
40 дней молчания
Получается, что «общественные» страсти смешали со страстями человеческими. И, увы, сын великого режиссера сгоряча написал то, что теперь «не вырубишь топором». И для Сокурова, и для Аркус смерть друга (пусть их взаимоотношения в последний год были сложными) большая трагедия. Но эти двое, как интеллигентные люди, не стали поливать Германа-младшего в ответ на его выпады. А договорились молчать, до тех пор, пока со дня смерти мастера не пройдет 40 дней. Молчать в память о друге, чтобы не опускаться до мелочных склок в такой тяжелый момент.
НАТАЛЬЯ ЧЕРНЫХ]

Ох, уж эти кланы да семейственность...
Ладно... Эти дела (минувших дней) – замнём.
А о том, о чём повёл в «Без оружия», надо бы и продолжить. Хотя «перешибы» и здорово заминают...

11.08.2024


Рецензии