Читая Эннеады Плотина
На Успение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии с радостью от Феофила
"Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди Апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил"
[св. Дионисий Ареопагит]
* * *
Душа получила от Бога или от Блага (что по Плотину одно и то же) [1] дар Любви [2], которым она превосходит Ум. Возвышаемая Тем, от Кого получила эти дары, «она не может выйти за пределы Блага, так как дальше Него ничего нет» (Плотин. Эннеады. VI 7. 22. 8). И Любовь, и Ум – все это внутри нас. Говоря словами Благовестия, Царство Божие не далеко и не близко, Оно неприметным Образом «внутрь вас есть» [Лк.17:20-22]. Что же из двух больше? Ответ удивительный и точный: Любовь – больше всех даров благочестия и/или добродетели, ибо если я «не имею любви, – то я ничто» [1Кор.13:2] [3].
Поэтому Плотин, воспитанный на проповедях своего учителя христианина и богослова Аммония Саккаса, правильно говорит: «Обрати свой взор внутрь себя и смотри; если ты еще не видишь в себе красоты, поступай как скульптор, придающий красоту статуе: он убирает лишнее, обтачивает, полирует, шлифует до тех пор, пока лицо статуи не станет прекрасным; подобно ему, избавляйся от ненужного, выпрямляй искривления, возвращай блеск тому, что помутнело, и не уставай лепить свою собственную статую до тех пор, пока не засияет Божественный блеск добродетели (курсивы мои – Г.Х.)» (Плотин. Эннеады. I 6.9.7) [4].
Так к чему должно стремиться, что будет критерием совершенства? Конечно это наша способность любить. Соединение существ, обусловленное их стремлением друг к другу, называется любовью, даже если само сущее не только многоразлично, но и противоположно друг другу. Сама Любовь не есть Единство, ибо Единство всего сущего основано на Благе, а Любовь – Сила Его созидающее. «… Влечение и любовь принадлежат Прекрасному и Добру, в Прекрасном и Добре имеют основание и благодаря Прекрасному и Добру существуют и возникают» [Св. Дионисий Ареопагит. О божественных именах. Гл. 4] [5]. Поэтому «чем лучше ты сам, тем более ты доброжелателен ко всему окружающему и к людям» (Плотин. Эннеады. 9. 9. 44), так как Бог и Благо Творца всех, хотя бы малым Его касанием, есть во всем.
Аминь! Всем нам Аминь!
С Праздником Успенского поста!
———————
[1] «Никто не благ, как только один Бог» [Мф.19:17; Мк.10:18; Лк.18:29].
[2] Это выражается в христианстве простым, обращенным к человеку (образу и подобию Божьему), утверждением: «Бог есть любовь» [Ин 4:8,16].
[3] Сравни с Плотином: «Пока душа не испытала любви, ее не привлекает Ум, как бы прекрасен он ни был» [Плотин. Эннеады. VI 7. 22. 8].
[4] Обращает на себя внимание, что это рассуждение Плотина удивительным образом совпадает (текстуально и почти дословно) с рассуждением св. Дионисия Ареопагита о высшей цели истинного познания: «… истинное познание, созерцание и сверхъестественное славословие Сверхъестественного – это именно неведение и невидение, достигаемое (постепенным) отстранением от всего сущего, наподобие того, как ваятели, вырубая из цельного камня статую и устраняя все лишнее, что застилало чистоту ее сокровенного лика, тем самым только выявляют ее утаенную даже от себя самой красоту» (курсивы мои – Г.Х.) [«Дионисий Ареопагит. О таинственном Богословии. Гл. 2].
[5] Подробнее об этом см. мою заметку «Св. Дионисий Ареопагит о Совершенной Любви» на этом сайте.
ПОСЛЕСЛОВИЕ:
«Вся полнота свободы заключена в Любви, т.е. в Божьей Воле. Приблизиться к Ней, Соединиться с Ней и есть действительная свобода, даже если Она (Божья Воля) кажется противоречащей моим желаниям и моей личной свободе» – Г.Х. (Феофил)
Иногда нам нужно отдохнуть
От любви к себе в своей неволе...
Боль унять совсем Иной нам Болью,
Чтоб Страданием Счастье зачерпнуть.
Посмотри на эту Красоту.
Без Нея я Света не вкушаю...
От того здесь всякий раз грущу.
Восхищаясь, сердцем сокрушаюсь.
К иконе "Семистрельная: На умягчение злых сердец"
Свидетельство о публикации №124081402107