Вальс АмурскиЕ ВолнЫ - дитя неразделенной любви
ДИТЯ НЕРАЗДЕЛЁННОЙ ЛЮБВИ
СВОЕГО СОЗДАТЕЛЯ
СТАВШИЙ РЕКВИЕМОМ
ПО НЕМУ.
Есть среди вальсов русских
Три жемчужины:
"Берёзка", "На сопках Манчжурии"
И "Амурские волны".
Все три рождены
Под ЗНАКОМ ЛЮБВИ
К к прекрасной
Природе России.
Из них
Вальс "Амурские волны"
Окрашен гукбоким
Чувством
Неразделенной любви.
Написан он был
Дирижёром
Российских
Военных оркестров
И посвящён им был
Красавице Кириленко,
Жене командира полка,
В который входил
Тот оркестр.
Написан он был
Музыкантом,
Влюблённым
В жену командира.
И вальс тот
Негаданно стал
Нерукоиворным памятником
Неразделенной любви
И реквиемом
Создавшему вальс , -
Воину-одесситу
Максу КЮСУ*.
Максу
* - См. нижеприведеннлое Приложение.
ПРОЛОЖЕНИЕ.
ИСТОРИЯ ВАЛЬСА «АМУРСКИЕ ВОЛНЫ» - ЭТО ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
Пятница, 27 Июня 2014 г. 02:15 + в цитатник
Цитата сообщения Бахыт_Светлана
Плавно Амур свои волны несет,
Ветер сибирский им песни поет.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.
Там, где багряное солнце встает,
Песню матрос об Амуре поет.
Песня летит над широкой рекой,
Льется песня широко
Песня широко льется,
И несется далеко.
Красоты и силы полны,
Хороши Амура волны.
Серебрятся волны
Серебрятся волны,
Славой Родины горды.
Плещут, плещут, силы полны,
И стремятся к морю волны.
Серебрятся волны
Серебрятся волны,
Славой русскою горды.
Красива Амура волна,
И вольностью дышит она.
Знает волна —
Стерегут ее покой.
Спокойны реки берега,
Шумит золотая тайга.
Дышит волна
Ее чудной красотой.
Величав Амур седой,
Мы храним его покой.
Корабли вперед плывут,
Волны бегут и бегут:
Ты шуми, Амур родной.
Ты шуми седой волной,
В грозном беге прославляй
Наш советский вольный край.
Плавно Амур свои волны несет,
Ветер сибирский им песни поет.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.
Композитор Макс Авелевич Кюсс
Написать биографию российского и советского композитора Макса Кюсса, автора вальса Амурские волны - задача довольно сложная, так как существуют две разные версии относительно даты и места его рождения, а точные обстоятельства и дата его смерти вообще не известны, и по этому поводу есть лишь предположения.
Одна из версий:
Макс Авелевич Кюсс родился 20 марта 1874 года в ОдессеМакс Кюсс с раннего детства любил музыку, хотел научиться играть на музыкальных инструментах, однако бедность родителей не способствовала исполнению этого желания.
Максу Кюссу пришлось работать учеником жестянщика, но больших денег эта работа не приносила. Однако ему всё же удалось накопить денег на уроки музыки, и он научился играть на кларнете.
Вскоре Макса Кюсса призвали в армию,и зачислили в "музыкантскую команду". Армия дала возможность Максу Кюссу заниматься любимым делом - играть на музыкальных инструментах.
В Одессе он написал свой первый вальс «Грёзы любви».
После окончания Одесского музыкального училища в 1903 году Макс Кюсс снова вернулся в армию, но уже не призывником, а, как сейчас бы сказали, "контрактником".
Было ему в это время 27 лет.
Макс Кюсс получил назначение в 11-й Восточно-Сибирский пехотный полк, дислоцировавшийся во Владивостоке, на капельмейстера (то есть дирижёра военного оркестра), где возглавил полковой оркестр во Владивостоке.
Уже через год, в 1904 году, началась Русско-Японская война, продолжавшаяся до конца 1905 года, и Макс Кюсс вместе со своим полком был направлен на фронт, в Маньчжурию (Северный Китай), где развернулись боевые действия.
После заключения мира Макс вернулся со своим полком во Владивосток.
Макс Кюсс был не только дирижёром военного оркестра, но и композитором - он сам писал музыку.
Ит были написаны более 300 музыкальных произведений.
Пройдя со своим полком через суровые годы войны, Кюсс написал один из своих популярных и доживших до сегодняшнего дня вальсов «Разбитая жизнь».
Его полковой марш был даже удостоен высочайшей награды со стороны вдовствующей императрицы Марии Федоровны (вдовы бывшего императора Александра Ш-его, который, кстати, отличался каким-то зоологическим антисемитизмом, и, будь он жив, вряд ли бы одобрил супругу, отметившую заслуги еврея).
Именно при Алксандре Ш-м по голодавшей от недорода России прокатилась волна инспирировынных верхами врейских погромов, породивших первую волну эмиграции евреев их России в США.
Вдовствующая императрица наградила Макса Кюсса именными золотыми часами.
Однако самым известным произведением Макса Кюсса стала музыка сугубо гражданская. -
В 1909 году он написал знаменитый вальс "Амурские волны", и впоследствии получил известность, как автор этой замечательной музыки.
Изначально это было инструментальное произведение в фортепианном варианте. Вальс посвящен Вере Яковлевне Кириленко.
Вера Яковлевна Кириленко.
Вера Яковлевна Кирилленко была членом правления владивостокского отделения «Общества повсеместной помощи пострадавшим на войне нижним чинам и их семьям», организатором и душой благотворительных вечеров.
Вера Яковлевна была обворожительно красива: её мать была гречанкой, отец – генуэзцем. Да и муж, Александр Андреевич, тоже был хорош собой.
Макс Кюсс поначалу было хотел по совету Веры Яковлевны назвать свой вальс как раз «Залива Амурского волны», но при печати в типографии кто-то решил «укоротить»название, предложив озаглавить произведение как "Амурские волны". Либо это сделал сам Макс Авелевич, посчитав, что «Залива Амурского волны» звучит длинновато. При этом он не предполагал, что кто-то позже подумает про реку Амур.
Это своё произведениеМакс Кюсс посвятил Вере Кирилленко в честь её выдающейся общественной деятельности. Посвяшкениебыло приведено
на типографском оттиске .
Публика восторженно приняла новое произведение композитора.
На афишах, извещавших публику о предстоящем публичном исполнении валься был отпечатан профиль прекрасной гречанки.
В Первую мировую войну 1914-1918 гг. Макс Кюсс служил капельмейстером в 5-й Донской казачьей дивизии, а после Октябрьской революции и победы большевиков Макс Кюсс продолжал службу капельмейстером уже в Красной Армии, в 416-м стрелковом полку, а затем дослужился до командира музыкального взвода Кремлёвского почётного караула!
Ушёл Макс Кюсс в отставку в 1927 году, в возрасте 53-х лет, и вернулся из Москвы в Одессу.
Вернувшись в Одессу, Макс Кюсс работал преподавателем в Военно-музыкальной школе - это был аналог Суворовского училища, только специально для будущих военных музыкантов, и туда набирали в основном бывших детдомовцев.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, Одесса была захвачена немцами.
Макс Кюсс эвакуироваться из Одессы не успел, и вместе с другими евреями-одесситами 67-летний композитор попал в Одесское гетто.
Последний раз его видели живым зимой 1941/1942 гг., когда его вёл по улице немецкий конвой.
Что произошло с Максом Кюссом после этого и при каких обстоятельствах он умер не известно.
Существует версия, имеющая хождение среди старых одесситов (правда, документально не подтверждённая), что конвой доставил Макса Кюсса к одному из высших офицеров СС, который, будучи меломаном, слышал об известном композиторе и его вальсе "Амурские волны".
Этот офицер-эсэсовец потребовал, чтобы М. Кюсс сыграл нацистский партийный гимн "Хорст Вессель".
И Макс Авелевич его сыграл, но в такой издевательской манере, что эсэсовский "меломан" буквально взбесился, и приказал заживо сжечь Макса Кюсса в Одесских каменоломнях.
Так погиб выдающийся музыкант и композитор, написавший одну из красивейших инструментальных мелодий начала XX века.
История песни "Амурские волны".
В 1944 году ноты вальса "Амурские волны" попали к руководителю ансамбля песни и пляски Дальневосточного фронта Владимиру Александровичу Румянцеву.
Музыканта и композитора сразу очаровала мелодия вальса, и как раз он первым её ассоциировал с волнами великой реки Амура.
Румянцев попросил написать слова к мелодии Макса Кюсса - солиста коллектива Серафима Александровича Попова, который так об этом вспоминал:«Когда Владимир Александрович дал задание написать к музыке этого вальса слова, я несколько раз прослушал его. Слушая, представил себе наш полноводный Амур. Только не бурный, а спокойный, каким он бывает в светлые, тихие лунные ночи. Именно этот образ подсказывала и навевала мне музыка.
И вскоре родились первые строчки…Ансамбль песню разучил, стал её исполнять. Она стала популярной на Дальнем Востоке…»
И не только там.
Уже в 50-х годах о вальсе узнали на Балтике, где его приметил другой художественный руководитель ансамбля песни и пляски Краснознамённого Балтийского флота Г. А. Колышкин, предложивший своему солисту Константину Васильеву сочинить новый текст.
Колышкин сочинил, но взял половину строк из текста Серафима Попова.
И именно этот текст в исполнении АПП Балтфлота в 1952 году впервые прозвучал на радио.
ПЕСНЯ "АМУРСКИЕ ВОЛНЫ"
слова С. Попова,К. Васильева,
музыка М. Кюсс
Плавно Амур свои волны несет,
Ветер сибирский им песни поет.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна,
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.
Там, где багряное солнце встает,
Песню матрос на Амуре поет.
Песня летит над широкой рекой.
Льется песня широко,
Песня широко льется
И несется далеко.
Красоты и силы полны,
Хороши Амура волны.
Серебрятся волны,
Серебрятся волны,
Славой Родины горды.
Плещут, плещут силы полны,
И стремятся к морю волны,
Серебрятся волны,
Славой русскою горды.
Красива Амура волна,
И вольностью дышит она.
Знает волна —
Стерегут ее покой.
Спокойны реки берега.
На них золотая тайга.
Дышит волна
Ее чудной красотой.
Величав Амур седой,
Мы храним его покой.
Корабли вперед идут,
Волны бегут и бегут.
Тихо шумит над Амуром тайга,
Ходит пенная волна,
Пенная волна плещет,
Величава и вольна.
Через два года третью хоровую версию "Амурских волн" представил дирижёр Владислав Геннадиевич Соколов, который разучил её вместе с Московским хором молодёжи и студентов, который регулярно участвовал во Всемирных фестивалях. На IV фестивале в Бухаресте руководимый им хор завоевал I премию, а о вальсе узнал весь мир.
Вальс "Амурские вроны" Макс КЮСС посвятил В.Я. Кирилленко - жене полковника Кирилленко, непосредственного командира М.Кюсса.
Влюбленный композитор сождал музыкальный шедевр, и это - музыка любви, нежности, страсти, боли, страдания.
Говорят, название для вальса предложила Вера Яковлевна - "Залива Амурского волны", которое при издании нот несколько редуцировалось до "Амурские волны".
Этот вальс принес автору колоссальную популярность, но при этом не сделал его счастливым - даже наоборот. -
Полковник Кирилленко посчитал такое посвящение на изданных нотах оскорбительным для себя, а в самом вальсе слышал именно то, что туда и вкладывалось композитором.
В связи с этим капельмейстер Кюсс через некоторое время вынужден сменить место службы, откуда попал с новой своей частью на подоспевшую к ьому времени Пнрвую Мировую (Империалистическую) войну.
Есть в таком повороте событий что-то трагически-захватывающее - вальс, в котором композитор выразил свою любовь разлучил его с любимой. -
Ирония судьбы.
любви.
В качестве постскриптума:
Вальс в 1935 году [Скачать]
Вальс в исполнении трио баянистов [Скачать]
Несколько ссылок по теме:
http://www.geohistory.ru/sservice/max-kuss/1.html
http://2003.novayagazeta.ru/nomer/2003/31n/n31n-s44.shtml
http://www.e-slovo.ru/193/12pol2.htm
http://www.lechaim.ru/ARHIV/114/dudakov.htm
Источник: https://www.liveinternet.ru/users/3886875/post329045145
28 мая 2020-го года.
Свидетельство о публикации №124081305631