Бронзовый век с фиговым листком
«Побежденный» — по замыслу Родена — это не умудренный опытом воин, но почти женоподобный юноша, зажимающий правой рукой кровоточащую рану на голове, а левой опирающийся на копье, юноша — в противовес Давиду начисто лишенный мужественности. Такой солдат есть в любой армии. Роден это отлично знал, особенно тогда, когда еще свежи были воспоминания о поражении Франции в войне 1871 года.
Заветной мечтой Родена было представить «Побежденного» на Брюссельском салоне 1876 года. Скульптура благодаря титаническим усилиям Ван Расбурга была выставлена и потерпела поражение, в котором в качестве побежденных оказались сам Роден, как автор работы, и натурщик Нейт, служивший действительную службу, который во избежание наказания скрылся на военных полевых сборах. Критики и публика по всем статьям признали скульптуру слишком: натуралистичной, обнаженной, скандальной.
Потерянный Роден не находил себе места и в качестве моральной компенсации за неудачу поставил новой, почти недосягаемой целью, выставить «Побежденного» на Парижском салоне 1877 года. Переработки скульптуры были минимальны и сводились к следующему: мужское естество юноши было задрапировано фиговым листком, а копье, не придававшее мужественности, а скорее служившее опорой или костылем, было беспощадно отрезано от держащей его левой руки.
Требовалось придумать новое название измененному образу, который должен был символизировать все что угодно, только не поражение.
Нам известно, что в новейшей литературе, в частности в книге Галины Вячеславовны Лебединской «Облик далеких предков», представлены интереснейшие образцы антропологической скульптурной реконструкции людей различных временных периодов и культур, включая бюсты мужчины и женщины бронзового века. Внимательное рассмотрение которых позволяет найти определенное сходство с работой Родена.
Достоверно не ясно, какими соображениями руководствовался Роден, придумывая скульптуре новое название «Бронзовый век», но качестве одной из рабочих версий, можно предположить, что это название навеяно работами древних антиков.
Скульптура, выполненная Роденом для выставки в Брюссельском Салоне, была с еще большим скандалом представлена в Парижском 1877 года.
«Создается впечатление, что «Бронзовый век» изображение гермафродита» — так описывала впечатление своего корреспондента одна из Парижских газет. К самым мягким отзывам можно отнести реплики подобные этой: «Господи, какой он голый!»
И совершилось очевидное, но невероятное. Публика, подогретая общественным мнением, жаждущая острых ощущений, буквально ринулась на выставку в надежде собственными глазами увидеть скандальную скульптуру. Жюри Салона, рассерженное нарастающим скандалом, дало указание немедленно убрать скульптуру с выставки, однако по письменному требованию Родена согласилось назначить искусствоведческую экспертизу с представлением автором обоснований его работы: рисунков, эскизов, фрагментов модели, а главное фотографических снимков бельгийского натурщика. Тем временем скульптура была безжалостно вынесена из салона.
Родена, как часто бывает, спас его учитель — месье Лекок, который из гуманистических побуждений разрешил Родену держать скульптуру в его мастерской до «следующей триумфальной выставки».
Но и этого жюри оказалось недостаточно. В качестве основного доказательства Родену была назначена экспертиза в виде публичного ваяния скульптуры на выбранную им тему под неусыпным оком всевидящего жюри Большой школы искусств из пяти скульпторов.
«Ваши обнаженные фигуры столь жизненны, что вызывают эротические чувства — заявил председатель комиссии месье Гийом. — А обвинения в том, что при работе Вы использовали слепки, жюри салона вовсе не выдвигается, а спровоцировано ни чем иным, как мнением широкой публики». Через некоторое время «Бронзовый век» и «Идущий человек», которого изобразил Роден в присутствии комиссии, будут приняты Парижским салоном.
Свидетельство о публикации №124081303880