О чувственном восприятии

Из всех живых существ самая слабая способность обоняния у нас, и она самая слабая по сравнению со способностями, нам присущими, а способность осязания, наоборот, самая острая в сравнении с остальными живыми существами.

Аристотель. О чувственном восприятии.

Внесу уточнения: наша способность обоняния не обладает сильной развёрнутой потенцией - мы не ориентируемся в мире по запахам, запахи для нас лишь сопутствующая вещь - наша деятельность не имеет истока в обонянии, как например у лисы или волка, идущих по следу. Однако, это ещё ничего не говорит о качестве самой потенции этого рода чувств у человека. Специалисты утверждают, что до сих пор не могут создать машину, которая разбиралась бы в запахах столь же хорошо, как человек. По разным утверждениям машина не доходит даже до сотни различных оттенков, между тем как человек, хотя он этого совершенно не осознаёт, умеет различать свыше 300 запахов. Тут очевидно, что мы различаем гораздо больше, чем способны передать другому, и что вопрос упирается в то, что не существует развитого языка для передачи запаха.

Итак, мы не безнадежны в своём обонянии, а скорее покинуты. Покинуты собственной деятельностью, которая ушла куда-то вперёд вслед за глазами и ушами, и забыла, что где-то есть ещё и запахи. Наше обоняние, покинутое нашей деятельностью и речью, значительно ослабело в своей количественной потенции и значимой отчетливости, но и до сих пор, как ни странно, не деградировало в своей качественной значимости распознавания мира.

Быть может в будущем оно полностью увянет, быть может нет - и вдруг наоборот, очнётся и превратится в нечто гораздо более стоящее для человека - кто знает - что нас ждёт?

С другой стороны, осязание, как "оголенная кожа" - оголенная и для боли, и для тесной интимной ласки, действительно кардинально ушло вперёд по сравнению с животными, у которых мы можем наблюдать лишь отдельные резкие преобразования этого чувства, но не можем наблюдать широкого спектра "тотального ощущения в глубину".

И всё же, и здесь есть своё " но", которое необходимо противопоставить Аристотелю, который, почти как всегда, оказывается прав лишь отчасти.
Что насчёт растений? - вот какой вопрос нам следует задать. Боюсь, что невоображаемое, невозможное, может быть даже чудесное осязание нужно искать именно у них, а не у животных. У них, у тех живых организмов, которые предпочли движению статику, а точнее предпочли движению развитие через себя как через центр Вселенной. Потому что каждое дерево, каждая травинка - это законченный эгоцентризм, это "Солнце вращается вокруг Земли" или "Земля существует для моих соков".

Именно у такой жизни и должно было бы процветать осязание. И действительно, последние научные исследования, впервые, охая и ахая, открывают в растениях этот особый, совершенно уникальный путь - уже сейчас в растениях обнаружены до 22 типов различных чувств, и все они, естественно, осязательные, ведь растение не слышит и не видит, как те, кому это обязательно для их движения. Нюхает ли растение мы не знаем, но этот вопрос поставлен не правильно, растение не имеет специфических органов чувств и нервной системы, а значит оно не имеет вкуса, запаха, цвета и звука в нашем смысле. Всё, что у него остаётся это первоначальная база всех остальных чувств - осязание ( тут Аристотель без сомнения прав). Но эта первоначальная база не осталась просто недоразвитой, как мы раньше полагали, не находя у растений всех нам привычных чувств, она просто пошла в иную сторону.
И вот это то и есть настоящее "зазеркалье чувств" - их удивительные возможности прямо на нашей планете, а не на какой-то другой. И когда в этом месте Аристоиель не упоминает растения, он делает большую ошибку.


Рецензии