Заповедь почтения к родителям
Жемчужины Ѓалахи » Семья » Глава 01 - Заповедь почтения к родителям
Глава 01 — Заповедь почтения к родителям
01. Почтение к родителям и благоговение перед Небесами
Одна из заповедей-предписаний Торы гласит, что человек обязан почитать отца и мать и бояться их. Об этом сказано (Шмот, 20:12): «Чти отца твоего и мать твою», а также (Ваикра, 19:3): «Бойтесь каждый матери своей и отца своего». Наши мудрецы, благословенна их память, говорят (в Вавилонском Талмуде, трактат Кидушин, 30б), что Писание уподобляет почтение к родителям почтению к Всевышнему. Они приходят к этому выводу на основании стихов: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего» и (Дварим, 6:13): «Господа, Бога твоего, бойся».
Следует понять, почему Тора придает заповеди почтения к родителям настолько большое значение, что сравнивает ее с благоговением перед Небесами. Дело в том, что человек, не почитающий своих родителей, не может достичь истинной веры во Всевышнего. Тот, кто не почитает родителей, эгоистичен, думает только о себе, о своих личных потребностях и удовольствиях. Его не интересуют самые близкие люди, которые помогали ему и были к нему милостивы и милосердны. Его не занимают те, кто заботился о нем в детстве, ухаживал во время болезни, – он сосредоточен только на себе. Он уверен, что все жизненные блага полагаются ему по праву, и ему даже не приходит в голову, что он должен испытывать к кому-либо чувство благодарности. Само собой разумеется, что такой человек не думает и о своем Создателе, Который благ и ниспосылает благо, и непрестанно заботится о каждом Своем творении. Такой человек не задумывается о том, благодаря Кому он удостоился жизни, Кто дает земле дождь, Кто сотворил солнце, Кто вдохнул в него жизнь. Он не способен верить, не стремится приблизиться к Создателю, следовать Его путями и умножать в мире добро и благословение.
Вот почему Тора уподобляет почтение к родителям благоговению перед Небесами. Тот, кто почитает своих родителей, тем самым раскрывает душу мыслям о вере и чувству благодарности. Он привыкает смотреть в корень, и поскольку он ценит своих родителей и испытывает к ним благодарность, он способен проникнуться верой в Творца, о чем сказано: «Поднимите глаза ваши в высоту Небес и посмотрите: кто сотворил их?» (Йешаяѓу, 40:26).
Теперь нам становится ясен смысл еще одного изречения наших мудрецов: «Трое участвуют в сотворении человека: Святой, благословен Он, отец и мать. Если человек почитает отца и мать, то Святой, благословен Он, говорит: это засчитается вам, словно Я пребывал среди вас, и вы почитали Меня» (Вавилонский Талмуд, трактат Кидушин, 30б).
02. Связь между родителями и детьми – звено в цепи вечности
В Торе есть две основополагающие заповеди, касающиеся отношений между родителями и детьми. Одна из них относится к родителям, а другая – к детям. Это заповедь почтения к родителям, значение которой столь велико, что она является одной из Десяти заповедей; и заповедь воспитания детей в духе Торе, которая является, по сути, основной составляющей заповеди изучения Торы, а об этой заповеди наши мудрецы говорят, что она равноценна всем остальным заповедям, вместе взятым (см. Иерусалимский Талмуд, трактат Пеа, 1, 1).
Как мы можем заметить, Тора указывает нам, что мы должны ощущать себя частью цепочки поколений, а не ограничиваться индивидуальным видением мира. Она подчеркивает важность общенационального самосознания, которое должно преобладать над частным самосознанием каждого отдельного человека. Заповедь почтения к отцу и матери связывает нас со всеми поколениями, что предшествовали нам. А вторая заповедь – заповедь воспитания детей в духе Торы – связывает родителей со всеми последующими поколениями нашего народа. Воспитание, которое они дадут своим детям, свяжет их со своими внуками, правнуками и всеми потомками до скончания поколений.
С помощью этих двух заповедей Тора учит нас, что мы должны посвятить нашу частную жизнь приобщению к цепочке поколений. Исполняя заповедь почтения к родителям, мы черпаем от предыдущих поколений их мудрость и опыт. А благодаря исполнению заповеди воспитания детей в духе Торы мы передаем им полученные знания, прибавляя к ним и наш личный вклад.
Так короткое, мимолетное настоящее помогает нам приобщиться к вечности – к прошлым и будущим поколениям.
03. Четыре заповеди, связанные с заповедью почтения к родителям
Четыре заповеди Торы говорят об обязанностях детей по отношению к родителям. Две из них – заповеди-предписания (мицвот асэ), а две другие – заповеди-запреты (мицвот ло таасэ). Перечислим их:
Почитать родителей, о чем сказано (Шмот, 20:12): «Чти отца твоего и мать твою». Эта заповедь подразумевает, что дети обязаны помогать родителям во всем, что тем необходимо.
Испытывать трепет перед родителями, о чем сказано (Ваикра, 19:3): «Бойтесь каждый матери своей и отца своего». Имеется в виду, что запрещено унижать и оскорблять родителей, называть их по имени, сидеть на стуле, на котором обычно сидит кто-то из родителей, и т.п.
Запрещено бить родителей. Важно отметить, что Тора запрещает бить любого еврея, однако запрет бить родителей гораздо более строг, поэтому и наказания за эти грехи полагаются разные. Тот, кто побил ближнего своего, приговаривается к 39 ударам плетью (малкот), а если он нанес тому телесный ущерб, то должен выплатить ему компенсацию за причиненный ущерб, и тогда он избегает наказания малкот. А тот, кто побил отца или мать, так, что у них выступила хотя бы одна капля крови, приговаривается к смертной казни. Если это произошло на глазах у свидетелей, которые предостерегали его от совершения этого страшного греха, то бейт дин приговаривает его к смерти через удушение (хенек), о чем сказано (Шмот, 21:15): «И кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти».
Запрещено проклинать родителей. Как и в отношении предыдущей заповеди, в данном случае Тора тоже запрещает проклинать любого еврея, но совершенно очевидно, что тот, кто поступает так по отношению к своему отцу или матери, совершает гораздо более тяжкий грех, что выражается в тяжести наказания, которое за это полагается. Тот, кто проклинает ближнего, присуждается бейт дином к наказанию малкот, а того, кто поступает так по отношению к одному из своих родителей, бейт дин приговаривает к смертной казни через побиение камнями (скила), о чем сказано (Ваикра, 20:9): «Так всякий, кто будет злословить на отца своего или мать свою, смерти должен быть предан. На отца своего или мать свою он злословил: кровь его на нем». Такой приговор выносится, если при совершении этого греха присутствовали двое свидетелей, которые предостерегали грешника, но, несмотря на это, он все равно совершил этот тяжкий грех, проклиная родителей на глазах свидетелей и при этом упоминая одно из святых Имен Всевышнего. Но если он проклинал родителей, упоминая эпитеты, которые применяются к Всевышнему, – например, Милостивый или Милосердный, – то на него распространяется тот же закон, что и на того, кто проклинал любого еврея, и его приговаривают к наказанию малкот. Особая строгость закона касательно совершившего этот страшный грех выражается еще и в том, что даже если он проклял своих родителей после их смерти, его также приговаривают к смертной казни.
Интересно отметить, что тот, кто проклинает своих родителей, получает более суровое наказание, чем тот, кто их бьет. Хотя в обоих случаях преступнику полагается смертная казнь, того, кто проклинает родителей, приговаривают к побиению камнями – наиболее суровой казни, а того, кто их бьет, – к удушению, самой легкой из четырех казней бейт дина. Рамбан (в комментарии к Шмот, 21:15) объясняет, что проклинающий родителей достоин более сурового наказания по двум причинам. Во-первых, этот грех более распространен, так как глупцы в минуту гнева склонны ругать и проклинать, и чтобы отвратить их от этого, Тора предусматривает для них более строгую кару. Во-вторых, речь идет о человеке, который проклинает, упоминая Имя Всевышнего, а это является для его родителей еще большим оскорблением, поэтому его грех наиболее тяжек[1].
Скрыть комментарии
[1]. Этот закон – согласно которому проклинающий родителей приговаривается к побиению камнями, а избивающий родителей приговаривается к удушению, – действует только в случае, если они совершили эти преступления в присутствии двух или более свидетелей, и те предостерегали их, но преступники не послушались. Но если человек преднамеренно побил или проклял кого-то из родителей без свидетелей, то, по мнению отдельных авторитетов, ему полагается за это небесная кара карет (истребление души). Имеется в виду, что он умрет в цвете дней, и его потомство тоже будет уничтожено. Так говорится в Иерусалимском Талмуде (трактат Санѓедрин, 7, 11) по поводу того, кто проклинает родителей; и так сказано в Сефер ѓа-хинух (48) по поводу того, кто бьет своего отца. Тем не менее, большинство ранних законоучителей считает, что тому, кто проклял или побил своих родителей преднамеренно, но без свидетелей, не причитается небесная кара карет; Небесный суд приговаривает его к наказанию, соответствующему тяжести совершенного им греха. Так написано в Тосафот к трактату Ктубот, 37б, со слова митот; в Тосафот Роша, там же; в Сефер ѓа-мицвот Рамбама (Заповеди-запреты, 352); в комментарии Меири к трактатам Санѓедрин (65б) и Макот https://ph.yhb.org.il/ru/category/11/11-01/#halacha7
Свидетельство о публикации №124081106643