Земля была безвидна и пуста

8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
Пс 32, 7 Пс 135, 6
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.]
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

(Книга Бытие, глава 1).


Всемирная Парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях / составил М. А. Орлов. — Иллюстрированное приложение к „Вестнику иностранной литературы“ 1900 г. — С.-Петербург : Типография брат. Пантелеевых, 1900. — 224 с., ил.

ИЗ предисловия:

Выставки начали устраивать сто лет тому назад. Сначала они были местные, ничтожные, потом, год от года расширяясь, сделались международными и, наконец, всемирными. Первую главу нашей книги мы посвятим историческому обзору всех выставок, с первой до последней.
 
С самого начала, с первых шагов за выставками укрепилась добрая слава. В них все видели наглядные доказательства роста промышленной деятельности и расширения рынка. Каждый производитель и купец, если он не желает идти в своем деле наугад, непременно по временам останавливается и внимательно присматривается к достигнутым им результатам, проверяя свой баланс. При этом он подводит итоги не только плюсам и минусам, но и развитию своего дела по отношению к развитию вкусов и потребностей своей публики; он учитывает, кроме внешнего успеха, и внутренний. Этим он исполняет мудрый завет древней философии: «Познай самого себя». Но ему надо еще выполнить и другой завет: «Познай других». Познание других необходимо всегда и становится все более необходимым по мере развития того связующего людей цемента, который именуется культурою, цивилизациею.
 
Таким образом, рядом с ростом цивилизации идет рост потребности в развитии сношений, способов «себя показать и людей посмотреть». Эта потребность как нельзя лучше и удовлетворяется выставками. Пока пути сообщения были в зачаточном состоянии, выставка могла стянуть к себе продукты только из ближайшей своей округи. Но очень скоро границы этой округи стали раздвигаться. Центральный город привлек на выставку сначала только своих граждан и их производительность, затем всю свою страну потом соседние государства, наконец и весь белый свет.
 
Выставки убедили народов, что ни один из них не может замкнуться в своей промышленности; ему необходимы другие народы, — во 1-х, как рынки для сбыта своих произведений, во 2-х как поставщики тех продуктов, которые его страна, по своим естественным условиям, не может производить. Выставки ясно показали, в какой именно степени и в чем именно народы нужны друг другу; народы поняли и оценили взаимно свои производительные силы и потребности. Знаменитый Ренан во время выставки 1855 года свысока и пренебрежительно отозвался об этом «скопище низменных интересов», на котором серьезные ученые разговаривают о ценах на сахар, да на хлопок, да на железо. Мишель Шевалье основательно ответил ему тогда, что эти презренные цены на железо и на вату служат мерилом удобств существования и общественного трудолюбия, a с удобствами этими тесно связаны и наука, и вообще духовное развитие народа, так что цены продуктов вовсе не такие достойные пренебрежения пустяки, как полагал Ренан.

НА фото: одно из научных развлечений выставки из области астрономических забав и удовольствий.

"Глобус архитектора Галерона".

Макет Землеустройства являет собой двойную модель: ядром служит громадный земной глобус 6 сажень (12,5 м) в поперечнике, на который нанесено всё любопытное и выдающееся, что известно из области географии. Публика может прогуливаться по  поверхности этого глобуса по особым дорожкам. 

Этот внутренний глобус будет окружен громадною сферою, на внутренней поверхности которой будут нанесены все светила Небесные.

"Земля" будет снабжена своим обычным правильным суточным вращением. Таким образом, все светила с поверхности этого глобуса будут казаться совершающими свой обычный земной путь: всходить над горизонтом данной местности, двигаться по известному направлению и опускаться за горизонт на западе.

Надо заметить, что та Небесная сфера, что отображает собой Вселенную, будет иметь в поперечнике 22 сажени (46 м), и, следовательно, зритель, находящийся на поверхности внутреннего глобуса, будет видеть свод Небесный довольно высоко над собой - саженях в 8...9. Это должно дать некоторую иллюзию настоящего неба. Электричество позволит изобразить светила в некотором ближайшем к своему естественному натуральному размеру виде.

На небе будут гореть Солнце, Луна, звезды и планеты. Солнце будет равномерно и плавно, со своей натурально скоростью, двигаться по небу и вместе с тем будет совершать своё годовое нормальное движение по эклиптике. Точно так же: луна, звезды, планеты, каждое светило будет описывать свой из вечности ему указанный путь. Само собой, что все светила будут обладать свойственным им цветом, величиной и  яркостью. Зритель, поместясь на Земле сможет совершать путешествие по Вселенной (Вселенский Патриарх).

Снаружи внешний исполинский шар будет украшен громадными созвездиями: всеми этими медведицами, драконами, камелеопардами  и пр. Просторная крытая галерея обовьет снаружи галактику спиралью, начиная с подножья до маковки. На смой вершине будет устроена платформа для обозрения города. Посетитель смогут вдоволь полюбоваться Парижем поскольку высота платформы над уровнем земли составит 35 сажень (73 м).

Кроме развлечения астрономического и географического в глобусе не забыты и другие. Само собою разумеется, на нем будет отведено место буфету. Читатели могут  даже на рисунке отыскать это место - в правом углу верхнего пояса пьедестала сферы (надпись BAR).

Внутри этого же верхнего пояса будет показываться любопытное зрелище, которое пока еще не вошло в обиход, именно - волшебный фонарь стереоскоп. Дело в том, что если стереоскопический снимок откинуть волшебным фонарем на экран (в подробности мы здесь ударяться не будем), то на экране получится такое же рельефное изображение, как то, которое мы видим в обыкновенный стереоскоп, только в натуральную величину.

Будет так же много ещё чего нового и интересного.

На громадной террасе у подножья глобуса известный композитор и органист Сан-Санс будет давать концерты на органе с оркестром. Эта терраса может вмещать до 2 000 зрителей.


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →