Гипотезы теории факты 181
Книга Элле Гаддебарим (Второзаконие)
Состав книги:
• Главы 1-3 Войны Моисея
• Глава 3:18-29 Назначение Иисуса Навина преемником Моисея
• Главы 4-9 Моральные заповеди
• Главы 10-11 Смерть Аарона, переход власти к его сыну Елеазару. Продолжение заповедей
• Главы 12-13 Заповеди и законы
• Главы 14-28 Законы
• Главы 29-30 Заповеди
• Глава 31 Постановление Моисея о публичном чтении законов каждые 7 лет
• Глава 32 Песнь Моисея о необходимости поклонения одному Яхве. Заповеди
• Главы 33-34 Благословления Моисея коленам Израилевым и описание смерти пророка.
Книга Элле Гаддебарим по содержанию своему является сводом религиозных, юридических и общественных норм поведения. Эти нормы во многом повторяют аналогичные, данные в предыдущих частях Пятикнижия, расширяя или уточняя их трактовки. Вводятся также и новые законы.
Судя по единому стилю почти вся Элле Гаддебарим (главы 4-30 и 32-34) написана одним автором. Излагаемые им законы и моральные заповеди позволяют отнести этого автора к народу левитов.
Книга довольно однородна по стилю своего изложения и не содержит прерывающих повествование левитских вставок.
Даже наоборот начальный (гл. 1-3) и срединный (гл. 31) фрагменты книги (вставки, выделяющиеся по стилю повествования), в противоположность книгам Исход, Левит и Числа, относятся не к левитам, а к самому Моисею!
Содержание книги дает основание считать Второзаконие относительно поздним добавлением к Торе. Пожалуй, одним из первых такую версию выдвинул иудейский теолог XII века Абрахам ибн Эзра, записавший свои соображения из предосторожности в зашифрованном виде.
1. Комментарий Абрахама ибн Эзры к Второзаконию:
“За Иорданом” и т.д. и если ты поймешь тайну двенадцати, также: “И написал Моисей это учение”, “А ханаанеи тогда были в Стране”, “На горе Яхве явится”, также “Вот его ложе, железное ложе” ты постигнешь истину.
Несколькими столетиями позднее выдающимся еврейским философом Бенедиктом (Барухом) Спинозой (1632-1677) была сделана расшифровка комментариев Ибн Эзры. По мнению Спинозы, ибн Эзра хотел показать, что Элле Гаддебарим не могла быть написана лично Моисеем, как принято было считать согласно традиции.
2. Расшифровка Баруха Спинозы:
«За Иорданом» — означает, что рассказчик находился с Палестинской стороны Иордана, между тем Моисей никогда этой реки не переходил.
Выражение «и если ты поймешь тайну двенадцати» указывает на то, что все заповеди и законы Моисея по упоминанию книги были выбиты на 12 камнях жертвенника. Объем же Элле Гаддебарим настолько велик, что потребует много больше камней.
«И написал Моисей это учение» могло быть сказано об авторе третьим лицом, но не самим Моисеем. В иудейской традиции не принято говорить о себе в третьем лице.
Слова «А ханаанеи тогда были в стране» могли быть сказаны рассказчиком тогда, когда в настоящем времени их уже в Иудее не было. Между тем Ханаанеи жили в Иудее несколько столетий после смерти Моисея, о чем повествуют книги Царств.
«На горе Яхве явится» по мнению Спинозы представляет собой ошибку ибн Эзры, который в этом выражении рассматривал как единое понятие «гору Яхве». Под Горой Яхве ибн Эзра видимо понимал гору Сион, не называвшуюся так во времена Моисея.
Упоминание «Вот его ложе, железное ложе» относятся к знаменитому железному ложу Ога царя Васанского царства. Это ложе после победы Иисуса Навина над царем Огом было взято иудеями как военный трофей. То есть это событие, равно как и упоминание о нем, относятся к значительно более позднему времени, уже после смерти Моисея.
Аллавэрды:
Еще одним указанием на наиболее позднее происхождение Второзакония из всех книг Пятикнижия можно считать следующую цитату: «Повели сынам Израилевым, чтоб они из уделов владения своего дали левитам города для жительства, и поля при городах со всех сторон дайте левитам» [Втор. 35:2].
В предыдущих книгах неоднократно указывается, что левиты были безземельными кочевниками среди оседлых евреев. Получить города они могли только при обретении солидного общественного статуса. К тому же сделать это в сильном процветающем государстве без явного социального конфликта с другими племенами было бы довольно трудно.
Такое действие, скорее всего, могло бы иметь место после возвращения евреев из вавилонского плена, когда Иудея только начинала восстанавливаться.
3. Анализ глав о Моисее.
Прежде всего обратим внимание на следующий интересный факт:
• Законы дает народу только один Моисей. Он же единолично распределяет земли между коленами Израилевыми.
• Аарон не упомянут ни разу, хотя сообщается, что умирает 120-летний Моисей прямо у входа в Скинию завета.
Итак, Аарон не давал людям законов, не раздавал земли, не воевал вместе с Моисеем, не устанавливал систему старейшин и судей, чтений записанного закона каждые 7 лет, равно как и систему прощения долгов каждые 7 и 49 лет.
Из этого, в свою очередь следуют 2 важнейшие следствия:
• Аарон с левитами пришли к евреям, когда все вышеперечисленное у тех уже было создано и завоевано, то есть не ранее, чем в конце эпохи судей, когда народ разбогател, и смог их содержать. То есть приблизительно в 1000 году до н. э.
• Вписать Аарона в Пятикнижие братом и сподвижником Моисея можно было не ранее, чем через 3-4 столетия спустя смерти Аарона. Как раз в это время в истории Иудеи произошел крупный катаклизм — завоевание страны Вавилонией и принудительное переселение большой части населения в Вавилон. К тому же о некоем изменении св. текстов после возвращения евреев из плена упоминают книги священников Ездры и Неемии.
Далее обратим внимание на следующие детали. Упоминания о левитах в законах встречаются чрезвычайно часто. То есть законы подвергались большой обработке.
В тексте упоминаются праздники Пасхи и Кущей. Хотя в последующих книгах судей о них нет ни слова, и во второй книге царств сказано, что Пасха во времена судей не праздновалась. А это значит ни много ни мало, что евреи на несколько сот лет забыли один из главных своих праздников, пренебрегнув законом пророка?
В еще более поздних книгах Ездры и Неемии указывается, что люди неохотно подчинялись требованиям священников отмечать праздник кущей. Будто бы он был для них внове. Налицо еще одно нарушение закона Моисея!
Отсюда следует вывод о том, что значительная часть законов должна принадлежать не Моисею, а левитам.
В связи с этим обращают на себя внимание первые две главы законодательного фрагмента. В них почти все внимание посвящено скоту, который можно употреблять в пищу. А также тем животным, которых можно есть в путешествиях и на которых нельзя охотиться. Указываются сроки отпущения долгов соплеменникам. Эти законы хорошо подходят или скотоводческому племени, или только начинающему быть оседлым.
Земледельцам ведь всегда важнее раздел урожая, сохранность полевых меж, чем охота и путешествия. Подобные постановления как раз приводятся в дальнейших главах фрагмента. Вполне возможно, что большая часть из первых законов была составлена еще при Моисее и была включена в какую то другую книгу.
Экономическая стратегия еврейского государства
Надо особо отметить, что с экономической точки зрения система законов Элле Гаддебарим не имела аналогов в древнем мире и была крупным социальным изобретением.
Народ управлялся выборными судьями, избиравшимися исключительно по их достоинствам, а не по происхождению или богатству. Это гарантировало справедливую систему судопроизводства. Справедливый суд — это первейшее условие экономического развития и процветания общества.
Система семилетнего прощения денежных и земельных долгов, а также отпускания каждые 7 лет рабов соплеменников на волю хорошо препятствовала резкому обогащению одних слоев общества за счет обнищания других. Беднякам, попавшим в сложные обстоятельства, давались хорошие шансы поправить свои дела. То есть были созданы оптимальные условия для развития среднего класса.
Богатые граждане по той же причине были вынуждены вкладывать свои деньги не в ростовщичество, процветавшее в других государствах, в развитие внешней торговли.
Придумать такое мог действительно только выдающийся человек!
Книга Иегошуа бен Нуна (Иисуса Навина)
Книга Иегошуа бен Нуна представляет собой краткое изложение начала завоевания евреями Палестины. Традиционно считается, что Иегошуа продолжил дело Моисея после его смерти.
Подробное описание завоеванных городов и земель включает в себя только самые бедные маленькие горные территории, не упоминая о городах богатых равнин, принадлежавших Ханаанеям, Моавитянам, Амореям, Иевусеям и другим народам. Такое описание могло быть составлено только в начале завоевания земель небольшим пришлым народом.
В противоположность этому стиль изложения военных побед евреев восторженно хвалебный. Автор книги создает впечатление сокрушительной мощи иудейских войск покоривших единым махом всю землю обетованную. Третьей смысловой нитью в книге проходит тема параллельного совместного существования гражданской власти евреев и духовной власти левитов.
Как это ни странно, но человека по имени Иисус Навин, скорее всего, никогда не существовало. Дело в том, что у народа Ханаанеев, населявшего к тому времени Палестину было божество с таким именем, почитавшееся как великий воитель.
Несмотря на это противоречие и явно пропагандистский тон книги повествование ее довольно исторично. Стиль его более походит на хронику, чем на миф о боге Навине. Во-первых, как уже было сказано, вполне достоверно выглядит описание завоеванных евреями территорий. Во-вторых, множество городов Палестины и их географическое расположение в тексте упоминаются правильно в том смысле, что археологические раскопки действительно обнаружили развалины городов разрушенных приблизительно в то время и именно там, где они указаны в тексте.
А это все значит, что, по видимости, мы имеем дело с историческим повествованием, в котором главное действующее лицо — вымышленное. Как такой парадокс может быть? Может, одно имя с пергамента стерли, а другое поверх него вписали? Такое уже было в книге Бытия, когда слова «боги» заменяли словом «бог», причем сделали это неаккуратно, и в некоторых местах так и осталось: «и сказали боги…». Посмотрим, нет ли в книге Иисуса Навина таких же упущений:
• «и стали… …одна половина у горы Гаризим, а другая у горы Гевал, как прежде повелел Моисей, раб господень благословлять народ израилев.» (8:32-33) (Предложение, кстати, логически не согласовано. Курсив мой А. С.);
• «Моисей, раб господень, и сыны израилевы убили их» (12:6);
• «и дал ее Моисей, раб господень, в наследие колену гадову» (12:6);
• «Моисей дал удел колену Гадову…» (13:24);
• «Моисей дал удел и половине колена Манасина» (13:29);
• «вот, что Моисей дал в удел на равнинах Моавитских за Иорданом против Иерихона к востоку» (13:32);
• «Как повелел господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы» (14:5);
• «И клялся Моисей в тот день» (14:9);
• «Вы исполнили все, что повелел вам Моисей» (22:2).
Парадоксально, но получается, что Иисуса вписали поверх самого Моисея! Как иначе он мог убивать, раздавать конкретные земли и «клясться в тот день» после своей смерти?
Более того, Иисус Навин совершал и другие действия сходные с Моисеевыми. Например, он так же дал евреям законы и записал их: «И заключил Иисус с народом завет в тот день, и дал ему постановления и закон в Сихеме. С вписал Иисус слова сии в книгу закона божия, и взял большой камень, и положил его там под дубом… И сказал Иисус всему народу: вот камень сей будет нам свидетелем: ибо он слышал все слова господа, которые он говорил с нами…» (24:25-27).
Далее в священных текстах, и в устном предании иудеев ни этот второй договор, ни его содержание нигде не упоминаются.
То есть мы имеем дело с намеренной фальсификацией некоего первоисточника, который мы условно назовем «книгой войн Моисея».
Автор фальсификации не особо заботился о реальном отражении исторических событий, скорее имел целью убедить читателя в былой мощи его народа (что могло быть актуальным в период упадка, например после Вавилонского плена).
Преувеличивая подвиги Науна, книга сообщает о взятии им городов Иерихона и Гая. Раскопки на месте этих городов показывают, что к моменту появления евреев в Палестине, Иерихон уже около 100 лет лежал в руинах, а Гай — около 500 лет. В другом месте упоминается о созыве Иисусом собрания вождей иудеев в городе Сихеме. Этого события также не могло быть, потому, что Сихем в то время был и еще много столетий оставался владением Филистимлян, одних из самых непримиримых врагов иудеев [1], [3].
Обобщая вышесказанное, мы видим типичную для библейских источников картину: Был взят подлинный исторический документ и намеренно подделан. Скорее всего это могло понадобиться для адаптации религии при объединении еврейского союза с одним из сильных Ханаанейских племен чтивших бога-воителя Иегошуа Бен Нуна. Поэтому Моисей и оказался воевавшим вместе с ним, а позже и вовсе был вытеснен, возможно, что для состыковки всего повествования в целом. Столь вольное обращение с текстом в свою очередь свидетельствует о том, что жрецы левиты не продолжили дело Моисея, а заменили его выполнением своих собственных задач.
В текст книги Иегошуа бен Нуна, как обычно, были добавлены 2 вставки, касающиеся истории Левитов. Вероятно, эти вставки были призваны завершить единую линию доказательств Пятикнижия о том, что Левиты были с евреями всегда, с самого начала выхода из Египта. Что они избранные из избранных и имеют, таким образом, полное право на монопольную жреческую власть.
Свидетельство о публикации №124081101898