Гипотезы теории факты 180

Гипотезы теории факты 180

б) Легенды о Моисее
Рождение
В последующие столетия личность Моисея в народном сознании превратилась в образ национального героя. Евреи запомнили астрологические приметы рождения пророка и при каждом их повторении ожидали его следующее перевоплощение вплоть до XVII века н. э. [13].
По устному преданию иудеев Моисей родился за 2 дня до трехкратного соединения на небе двух самых ярких планет Юпитера и Сатурна, происходящего приблизительно раз в 800 лет.
Ожидание прихода Моисея показывает, что иудеи в течении 16 столетий верили в переселение душ (как верят и по сей день представители эзотерического течения иудаизма), и что процесс построения догм их веры, скорее всего, не был полностью завершен к XVII веку н. э.
Образ пророка в последующие века был окружен целым комплексом мифов и легенд. Одна из них повествует о том, как мать Моисея тайно положила ребенка в корзину, замазала дверцу и пустила плыть по спокойной реке. Корзину выловила дочь фараона и усыновила ребенка.
Эта легенда о младенце весьма похожа на историю аккадского царя Саргона I (2370 г. до н. э.), жившего на тысячу лет раньше Моисея. Вот что писал Саргон о себе:
«Я, Саргон, могучий царь, царь Аккада. Мать моя была бедна, моего отца я не знал, брат моего отца живет в горах. Мой город Азупирану, расположенный на берегу Евфрата. Зачала меня моя бедная мать, втайне родила она меня, поместила меня в ящик из тростника, заделала дверцу асфальтом и пустила меня по течению, которое было не сильно».[6]
Примечательно, что легенды о рождении царей и пускании их в ящике или корзине по реке существовали и у других народов Месопотамии и Средиземноморья. У римлян таково, например, было сказание о Ромуле и Реме [3]. Возможно, здесь мы наблюдаем иногда встречающееся в истории явление соединения образов наиболее древних героев, которых уже никто не помнит, с образами более поздних.
Противореча гипотезе о тайном рождении, Книга Исхода (6:16-20) сообщает, что отцом Моисея и брата его Аарона (видимо плывшего в другой корзине) был левит Амрам, дедом — Кааф, а прадедом — сам Левий — родоначальник племени левитов. То есть мальчик знал имена деда и прадеда, но не имя матери!!!
Текст абсолютно серьезно сообщает, что только что родившая мать шла по берегу за корзинкой следя за ней. Любая рожавшая женщина прекрасно знает как это тяжело! Это не просто тяжело, это практически невозможно!
А те, кто своими глазами видел берега Нила, заметят, что далеко по илистым топким берегам, по зарослям камыша (см. голливудские фильмы на эту тему) она пройти бы и не смогла.
То есть либо «тайное» рождение должно было совершаться посреди столицы у самых стен дворца, никак не далее.
Либо сей бред сочинил мужчина довольно плохо знакомый с процессом деторождения. Кстати, именно таковыми были левитские священники более поздних эпох.
Казни Египетские
Во время пребывания Моисея в Египте Яхве, согласно Библии, сотворил несколько чудес. В их числе 10 бедствий (казней) насланных в наказание Египту за отказ фараона отпустить евреев. Казни эти следующие:
1. Вода в Ниле превратилась в кровь
2. Нашествие жаб
3. Нашествие мошкары
4. Нашествие песьих мух (оводов)
5. Моровая язва
6. Воспаления с нарывами
7. Град
8. Нашествие саранчи
9. Тьма над Египтом
10. Смерть всех первенцев
После этих казней евреи, уходя, обманом выпросили у египтян золото и серебро, обокрав их. Фараон с войском погнался за ними, но евреи перешли море посуху, а над войсками фараона воды сомкнулись и все погибли. Так гласит предание.
Можно заметить, что большая часть из этих 10 казней совпадает с реальными природными явлениями, случающимися в Египте. Например, нашествия саранчи, оводов, и мошкары.
Весной в половодье Нил в своем верхнем течении размывает большое количество красной глины, отчего вся вода в нем становится красной, похожей на кровь. Град в Египте выпадает очень редко, приблизительно раз в сто лет, но также имеет место быть. Тьма египетская возможно вызывалась песчаным вихрем сирокко, поднимающем большие массы песка и действительно закрывающем иногда солнце [4].
Море, которое евреи уходя из Египта перешли посуху, называлось «Ям Суф» [4], буквально «море камыша». Камыш на побережье Красного моря не растет вовсе, зато в изобилии встречается в районе озер Суэцкого перешейка существовавших до постройки Суэцкого канала. В то время при бурях на Средиземном море, когда северный ветер гнал в озера большие массы воды, их уровень повышался за короткое время на десятки метров. Там действительно могла погибнуть какая либо армия. Однако, скорее всего, не та, которая гналась за евреями. Ибо на мумии фараона Рамзеса II, правившего в предположительное время исхода евреев (впрочем, равно как и на мумиях других фараонов) не осталось ни малейших следов морской соли. А если бы он утонул в морской воде, то непременно бы остались.
Возможно, семиты кочевники запомнили необычные для них природные явления и утопление какого-то войска как необычные особенности именно Египта как страны, написав некую «книгу путешествий». После чего жрецы объединили упоминания об этих чудесах с повествованием об исходе из Египта, и о роли в нем пророка Моисея.
С другой стороны, можно высказать гипотезу о том, что описания двух последних казней были вписаны в книгу Исхода иудейскими историками после захвата Египта вавилонским царем Навуходоносором в X веке до н. э. На такую мысль наводит описание египетских казней в книге пророка Иезекииля:
«Посему так говорит господь Яхве: вот я Навуходоносору, царю вавилонскому даю землю Египетскую, чтобы он обобрал богатство ее… …И пойдет меч на Египет и ужас распространится в Эфиопии, когда в Египте будут падать пораженные, когда возьмут богатства его, и основания его будут разрушены. …И пошлю огонь на Египет… …Молодые люди Она и Бубастиса падут от меча, а прочие пойдут в плен. И в Тафнисе померкнет день, когда я сокрушу там ярмо Египта, и прекратится там гордое могущество его. Облако закроет его, и дочери его пойдут в плен. …вот я на фараона, царя Египетского, и сокрушу мышцы его, здоровую и переломленную, так что меч выпадет из руки его. …А мышцы царя Вавилонского сделаю крепкими и дам ему мой меч в руку…» (Иез. Гл. 29-30).
У Иезекииля тьма над Египтом представляется как дым от горящих городов. А все первенцы — молодежь гибнет в битвах. Интересно, что и в книге Исхода, и у Иезекииля подобны концовки рассказов: и Моисей и Навуходоносор обирают египтян, унося золото и серебро; в обоих рассказах в итоге гибнет фараон и его войско.
Чудеса Синая
Третий комплекс чудес Моисея происходил когда пророк водил свой народ по Синайской пустыне [2]:
1. В пустыне выпала манна небесная
2. Перепела упали стаей у ног голодных евреев так, что их можно было брать голыми руками
3. Второй раз евреи отравились теми же перепелами
4. Моисей ударом посоха выбил из камня воду
5. Евреи перешли Иордан посуху
6. Моисей говорил с Яхве через горящий и несгорающий куст
7. Моисей бросил в воду ветку, и вода стала питьевой
И т. д…
Чудеса, сотворенные Моисеем в странствиях по Синаю, как и чудеса в Египте, описывают вполне реальные особенности природы этого полуострова.
Например, горящий и не сгорающий куст есть определенный вид тамариска, выделяющий самовоспламеняющиеся на жаре летучие эфирные масла [3],[4]. Эфиры сгорают очень быстро, не принося веткам ни малейшего вреда. Убедиться в этом можно наглядно. Если слегка смочить платок в медицинском эфире, отжать его и поднести на секунду зажигалку, то платок сгорит и останется целым.
Манна небесная представляет собой сладкие выделения в виде шариков другого вида тамариска. За день человек может насобирать их 1.5 кг, вполне достаточно, чтобы прокормиться. Эти шарики и поныне продают на рынках Багдада под названием “ман” [4].
Переход войском реки Иордан посуху мог случиться во время одного из обвалов его глинистых берегов в верхнем течении, где Иордан течет по узкому оврагу. Последний раз такой обвал был в 1929 году, когда Иордан был остановлен почти на сутки. [4]
Чудо с перепелами могло случиться во время сезонного перелета этих птиц из Африки. После чрезвычайно длительного полета над морем перепела так изнемогают, что едва способны двигаться. Во время своей предыдущей остановки в Судане птицы иногда питаются ягодами безвредными для них, но ядовитыми для человека. Соответственно и мясо их становится ядовитым [4].
Так же рационально объясняются и другие чудеса.
Для жителей горной Палестины эти природные явления Синайского полуострова могли представляться чем-то весьма необычным, даже чудесным. И они добавили их к своей «книге путешествий».
Остается загадкой почему и кому надо было приписывать Моисею чудотворные функции. Или может кого-то что-то не устраивало в «книге путешествий» так, что именно от нее такой переделкой и хотели избавиться?
А может необходимо было создать единый комплекс легенд о былых притеснениях и страданиях евреев в плену, чтобы во времени настоящем был отличный повод мстить обидчикам?
2. «Книга законов»
Касательно второй смысловой линии — «Книги законов» можно заключить, что она, как и третья линия, написана была уже значительно позже времени исхода евреев из Египта. Многие исследователи указывают на то, что ее законы написаны для оседлого земледельческого общества, но не для народа кочевников скотоводов каковыми были евреи во времена исхода [3].
3. «Книга устройства Скинии завета»
Как мы доказывали выше, Аарон, (а значит и народ Левитов) не были изначально с союзом еврейских племен. «Книга устройства Скинии завета» и книга Чисел позволяют подкрепить это убеждение еще несколькими аргументами:
1. Сколько профессиональных жрецов могло прокормить маленькое скотоводческое племя, у которого уже был действующий пророк Моисей, ну и, допустим, Аарон? От силы 10-20 человек. Для охраны, обслуживания, перевозки и ежедневных богослужений в шатре Скинии, судя по описанию ее размеров и пышного богатого устройства, народу требовалось значительно больше.
2. Жрецы Скинии были кочевым народом, в то время как евреи во времена написания «книги законов» уже вели оседлое земледелие. То есть по социальному устройству эти племена отличались. Книга Чисел в добавление к этому отмечает, что Яхве не дал левитам никакой земли среди евреев.
3. Читаем в гл. 29: «И тельца за грех приноси каждый день для очищения, и жертву за грех совершай на жертвеннике для очищения его, и помажь его для освящения его;… …Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних [без порока] каждый день постоянно [в жертву всегдашнюю]; одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером, и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца; другого агнца приноси вечером: с мучным даром, подобным утреннему, и с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу. Это — всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями Скинии собрания пред Господом…». Маленькое племя евреев физически не могло приносить каждый день в жертву тельца и двух овнов, а также много мучных подношений!!! Последнее еще раз свидетельствует о том, что дары Скинии взимались с земледельцев, представлявших собой уже довольно многочисленный народ.
4. Читаем в гл. 25: «Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их [чистым] золотом;… … И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе. Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя; и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;». И далее в гл. 28: «Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною; и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, — это один ряд; второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз; третий ряд: яхонт, агат и аметист; четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они.» Спрашивается, откуда у полунищих кочевников столько золота, тканей и драгоценных камней? У Египтян уходя отобрали? Тогда понятно чего фараон за ними так гнался!!! Еще бы!!! (вот он, первый в мире антисемит!)
5. Описываемое устройство Скинии завета и богослужений в ней никак не связаны с другими положениями иудейской религии.
6. Содержимое Скинии хранилось под большим секретом. Никто, кроме левитов, не мог под страхом смерти войти в шатер Скинии. Допустим, что там, как утверждается в «книге устройства Скинии завета», действительно лежали скрижали Моисея. Но в таком случае мы имеем вопиющее противоречие. Потому, что законы, написанные на скрижалях, были известны каждому еврею. Сами же камни какой-либо божественной силой не обладали. Моисей впоследствии разбил их и не пострадал. Зачем же тогда их прятать? Разве заповеди выбивают на камне с тем, чтобы потом их сокрыть? Наоборот Моисей, будучи при смерти, законы приказал привселюдно читать каждые 7 лет.
7. При служении в Скинии жрецы использовали благовоние «стакти» (30:34) явно индийского происхождения. Если бы оно было местным, то имело бы и местное название.
Анализ
Все вышесказанное позволяет утверждать, следующее:
• Книга Вэелле Шемот была написана после смерти Моисея, образ которого стал легендарным.
• Пришлый кочевой народ левитов обманом сделался у евреев кастой жрецов, или вошел в ее состав.
• Левиты позднее переделали книгу Исхода, вписав себя куда нужно.
• Возможно, этот народ пришел в Палестину с территории Индостана. Ведь в последующие столетия при богослужениях индийскими благовониями не пользовались. В следующих книгах Библии среди многих тысяч мелочей описывающих убранство Скинии, а позднее и храма, куда она была перенесена, индийские благовония не упоминаются ни разу.
Книга Вайикра (Левит)
Состав книги
• Главы 1-10 посвящены правилам принесения в Скинии завета жертвы на сожжение.
• Главы 11-15 содержат правила соблюдения ритуальной чистоты, правила поведения при обнаружении больных заразными инфекционными заболеваниями.
• Главы 16-17 сообщают о правилах принесения жертвы во всесожжение в Скинии завета.
• Глава 18 излагает закон о прелюбодеянии.
• Глава 19-и правила социальной организации общества.
В строении книги обращает на себя внимание то, что первая ее часть вполне может быть по смыслу присоединена к предыдущей книге Вэелле Шемот. Разделение этих двух книг чисто условное. Главы о Скинии конца Вэелле Шемот никак принципиально не отличаются от начальных глав Вайикры. Это еще один аргумент в пользу того, что кто-то в последствии переделал Пятикнижие.
Вайикра в своих положениях и законах все время отделяет Аарона и его потомков от народа Израиля, придавая им функции жреческой касты.
«Скажи Аарону и сынам его, чтобы они осторожно поступали со святынями сынов Израилевых» (Лв 22:2). «Объяви Аарону и сынам его и всем сынам Израилевым…» (Лв. 22:18). «И сказал господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им …» (Лв. 21:1).
Здесь впервые начинают встречаться положения, цель которых — монополизация жрецами (левитами) духовных аспектов жизни. Это видно из следующих цитат:
«Не обращайтесь к идолам, и богов литых не делайте себе. Я Господь Бог ваш» (Лв. 19:4). «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите …» (Лв. 19:31). «Мужчина или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать, да будут преданы смерти…» (Лв. 20:27).
Книга Левит утверждает, что иудеи всегда поклонялись только богу Яхве и все верующие в других богов несли наказание от него. Такое представление, несомненно, возникло в результате поздней обработки текста, поскольку известно, что во времена Моисея иудаизм был религией политеистической. Этот факт зафиксирован в Книгах Судей, Книгах царств и Книгах Паралипоменон. Другие примеры дают иудейские глиняные таблицы, найденные близ города Телль-эль-Амарны. Там встречается имя чтимой иудеями богини Анат. Арамейские папирусы из Элефантины в Верхнем Египте свидетельствуют, что еще в 408г до н.э. израильтяне клялись именем Анат-Яхве. Также имеются исторические данные о том, что евреи поклонялись богам природы Баалам, покровителям народов, богам городов и идолам семейных родов — терафимам. «Сколько у тебя, Израиль, городов, столько и Богов» говорит один из папирусов [1].
Судя по столь возросшим претензиям касты жрецов левитов на духовную власть, можно утверждать, что Вайикра была написана позже Вэелле Шемот, в то время, когда положение левитов в еврейском союзе стало весьма прочным.
Книга Вемидбар (Числа)
Книга Чисел начинается со списков переписи населения Израиля и Иудеи проведенной левитами. Учтенные колена евреев составили 603,55 тыс. чел. Колена левитов — 22,3 тыс. чел.
Кроме глав о переписи книга Чисел также содержит места еще раз утверждающие постулат о духовной монополии левитов и их особом положении среди евреев.
«А левиты не вошли в исчисление вместе с сынами Израиля …» (Чис. 2:33). «Аарону же и сынам его поручи, чтобы они наблюдали священническую должность свою; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти» (Чис. 3:10). «Это имена сынов Аарона, священников, помазанных, которых он освятил, чтобы священнодействовать» (Чис. 3:3). «Приведи колено Левитов, и поставь его перед Аароном священником, чтоб они служили ему …» (Чис. 3:6).
Состав книги:
• Главы 1-4 Перепись населения колен Израиля и Левитов.
• Глава 5. Закон о ревности, метод выявления измены и наказания женщины за нее.
• Глава 6. Закон о назорействе (посвящении себя служению богу на несколько месяцев)
• Глава 7.Перечисление жертв Скинии завета от начальников колен Израилевых.
• Глава 8.Закон о Левитах
• Глава 9:1-14.Правила совершения праздника Пасхи.
• Глава 9:15-23.Правила путешествия со Скинией завета.
• Глава 10.Перечисление военных сил Израиля.
• Главы 11-12.Нравоучения о роптании и женитьбе на иноплеменницах.
• Главы 13-14.Путешествия Моисея по Синайской пустыне.
• Главы 15. Правила принесения жертвы на всесожжение.
• Глава 16.История жестокого истребления Корея и всех его сподвижников, которые восстали против присвоения права жреческой власти Аарона и колена Левитов.
• Главы 17-18.Утверждение права Аарона и Левитов на жреческую власть среди колен Израилевых.
• Глава 19.Закон о ритуальной нечистоте.
• Главы 20-22 Путешествия Моисея по Синаю.
• Главы 23-24.Развитие дипломатических отношений Моавитского царя Валака с царем Валаамом
• Глава 25 повествует о необходимости вражды с Моавитянами, поскольку израильтяне стали поклоняться моавитскому богу Фегору.
• Глава 26. Исчисление военных сил израильтян.
• Глава 27:1-12.Закон о наследовании.
• Глава 27:13-23.Обоснование права жреческой власти сына Аарона Елиазара Утверждение положения о том, что он действует от имени Моисея и Иисуса Навина
• Главы 28-29.Правила принесения жертв и соблюдения праздников.
• Глава 30.Закон об обетах.
• Главы 31-34.Приход Моисея в Палестину, его военные достижения и раздел земель между коленами.
• Глава 35.Закон о десятине для Левитов. Закон об убийствах.
• Глава 36 Закон о чистоте колен Израилевых.
Если книгу Вемидбар по смыслу разделить на однородные части, то мы получим следующие самостоятельные произведения, так же, как и в книге Вэелле Шемот изрядно перепутанные друг с другом (для пущей простоты чтения):
• Книга путешествий Моисея с народом евреев.
Первые войны Моисея. Перечисление военных сил, путешествия, военные походы, политика царей Валаама и Валака, раздел захваченных земель между коленами.
• Книга религиозных и общественных законов.
Правила празднования Пасхи, принесения жертв, принесения жертвы на всесожжение, ритуальной чистоты, обетов, назорейства, закон о ревности, закон об убийствах, закон о наследовании.
• Книга об утверждении жреческой власти только за Аароном и левитами.
Закон о жреческой власти Левитов. История подавления восстания Корея против Левитов. Глава о необходимости вражды с Моавитянами. Повторение закона о жреческой власти Левитов. Утверждение происхождения власти сына Аарона Елиазара от Моисея и Иегошуа бен Нуна. Закон о десятине для Левитов.
При анализе главных действующих лиц Вемидбар можно видеть, что если в книге Вэелле Шемот действует Моисей, а Аарон только упоминается. То в написанных позже Вайикра и Вемидбар ситуация меняется на противоположную:
• Все активные физические действия совершает исключительно Аарон
• Моисей только получает откровения от Бога.
На основе этого можно считать, что к моменту написания книг Вайикра и Вемидбар Моисей уже умер и от его имени действовал Аарон, многократно упоминаемый как живой человек.
Количество учтенных левитов позволяет утверждать, что этот народ ко времени переписи уже не менее 200 лет находился среди евреев. Ведь для кочевого народа путешествующего по небогатой местности и 1000 семей уже довольно большая цифра. Вырасти же от 1000 до 22000 мужчин пришлый народ в условиях непрерывных войн, да еще и при кочевом образе жизни мог никак не быстрее 8-10 поколений, т. е. минимум за 200 лет.


Рецензии