Гипотезы теории факты 179

Гипотезы теории факты 179

Книга Вэелле Шемот (Исход)
Вэелле Шемот может быть условно разделена на несколько частей:
• В главах 1-15 рассказ о том, как Моисей вывел народ евреев из Египта.
• Главы 16-18 краткое описание странствий народа по Синайской пустыне.
• Главы 19-23 законодательные положения.
• Главы 24-30 устройство Скинии завета.
• Главы 31-34 повествовательно-законодательный фрагмент.
• И остальная часть книги опять посвящена устройству Скинии завета.
По-видимому, такое чередующееся фрагментарное строение текста возникло из совмещения трех разных книг. Будем далее условно называть их таким образом:
1. «Книга исхода евреев из Египта»
2. «Книга законов»
3. «Книга устройства Скинии завета»
Как могло возникнуть именно такое, запутанное и крайне сложное для чтения строение текста?
В богослужениях такие крупные фрагменты за один прием не читаются, да и гораздо легче создать систему ссылок, чем радикально переформировывать все писание. Ведь в этом процессе возможно возникновение всяческих ошибок.
Рассыпать же еврейские рукописи по страницам, а затем неправильно собрать невозможно. Они представляют собой длинные непрерывные свитки пергамента.
Зато возможно, что после смерти Моисея кто-то захотел изменить его учение в нужную ему сторону и для этого намеренно переставил части книг, незаметно добавив среди них свои собственные. Для такой задачи перепутывание фрагментов — прием почти идеальный.
При других целях этот автор вполне мог бы присоединить свои книги в конце под собственным именем, как это делали многие пророки иудаизма.
Касательно реальности факта исхода евреев из Египта исследователь И. Ш. Шифман привел следующее соображение: Сам народ евреев (главное действующее лицо) играет в повествовании второстепенную роль. В мифах и легендах это явление встречается крайне редко. Следовательно, исход очень вероятно действительно имел место быть[3].
В первой смысловой линии, обращает на себя внимание следующее загадочное явление.
• Все физические действия совершает почти всегда только один Моисей.
• Зато все теоретические — пара Моисей-Аарон.
Аарон вошел в повествование книги Исхода следующим образом:
«И возгорелся гнев Господень на Моисея, и он сказал: разве нет у тебя Аарона брата левита? Я знаю, что он может говорить… Ты будешь ему говорить, и влагать слова в уста его, а я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас что вам делать. И будет говорить он вместо тебя народу. Итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо бога» (Исх 4:14-16). «И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израиля. И пересказал Аарон все слова которые говорил господь Моисею, и сделал знамения перед глазами народа. И поверил народ. … и преклонились они и поклонились» (Исх 4:29-31).
То есть Бог говорил Моисею, Моисей Аарону, а Аарон народу.
 
Заметим, что выражение «а ты будешь ему вместо бога» указывает именно на такую последовательность передачи информации. То есть Аарон выступал пророком Моисея, а дух Яхве проявлялся в нем преимущественно в самой способности говорить от Моисея.
В небольшом племени такая конструкция выглядит довольно странно. Ведь каждый еврей мог спросить Моисея непосредственно. Тем более, что в Библии нет свидетельств о том, что Моисей не желал или не мог говорить со своим народом. Только в больших государствах возникает реальная необходимость жрецам или правителям обращаться к людям через посредников.
Парадокс, по всей видимости, разрешается следующим образом. Спустя несколько столетий после смерти Моисея пришел к евреям некто Аарон и объявил, что он пророк, говорящий от имени Моисея. Аарон произвел убедительные «знамения» и, таким образом, стал духовным лидером народа. Со светской властью он в конфликт не вошел, а стал существовать с ней параллельно. Затем Аарон передал свои функции сыну, а тот своему сыну, и так далее (см. кн. Иегошуа Бен Нуна)… То есть основал жреческую династию.
Позже для подтверждения боговдохновленности Аарона были соответствующим образом подправлены священные книги, так, что Аарон даже оказался братом Моисея.
Касательно времени исправления священных книг можно утверждать, что произошли они не ранее чем через 5 — 6 поколений после смерти Аарона, т. е. минимум спустя 200 — 300 лет, когда мало кто уже помнил точно его родословие.
1. «Книга исхода евреев из Египта»
а) Моисей
Некоторые семитские племена в XIV веке до н. э. вели кочевой скотоводческий образ жизни. Обитали они в Палестине, Междуречье и на Синайском полуострове. А в голодные годы испрашивали разрешения у фараонов и приходили со своими стадами на пастбища Египта. Пастбища Египта могли прокормить лишь весьма небольшое количество таких людей. Судя по книге Исхода, Моисей вывел из страны 600 «элим», что означает одновременно и «тысяча» и «семья». Традиционный вариант перевода «тысяча» абсолютно неправдоподобен, так как вместе с женами и детьми (считали всегда только мужчин) получится, что Моисей вывел около 2 100 000 человек. Это намного больше, чем может прокормить весь Синайский полуостров. А армий в 600 тысяч не было в то время даже у самых крупных государств [4]. Вариант «семья», наоборот, подтверждается тем, что в Египте у евреев было всего две повивальные бабки (Исход 1:15).
В свете этого довольно странно выглядит библейское описание конфликта евреев с фараоном. Вряд ли правитель позарился бы на столь незначительную добычу, нарушив при этом данное им же самим разрешение на свободное посещение страны. Зачем это было нужно, если почти каждый военный поход на Ближний Восток позволял приводить в Египет многие тысячи рабов?
Попробуем найти объяснение этой парадоксальной ситуации.
Судя по поступкам Моисея, он был человеком довольно высокоразвитым интеллектуально и духовно. Не каждый смог бы встать во главе народа, дать ему законодательство, создать из людей, привыкших к подчинению фараону, армию и создать на будущее систему самоуправления.
В Египте же такой человек по местным обычаям имел полное право потребовать для себя какую либо высокую должность в жреческом сословии. Для этого необходимо было только доказать свои способности.
То есть пройти довольно сложные испытания в искусстве аналогичному индийской йоге. Согласно древнеегипетским текстам, кандидат на пост верховного жреца должен был пролежать сутки в саркофаге с горячим маслом и остаться живым. Йоги могут вводить себя в состояние комы на несколько суток и не чувствовать в нем боль.
В военное сословие Египта попасть со стороны было невозможно, а если верить утверждению книги исхода, Моисей считался принцем, и военный статус он уже и так имел.
Итак, допустим, что Моисей пожелал обладать высоким духовным статусом. Видимо ему в этом было отказано, несмотря на то, что он успешно прошел экзамены. О возможности таковой ситуации можно сделать вывод по упоминанию в книге Бытия эпизода, когда Моисей состязался с жрецами в искусстве превращения жезлов в змей и т.п., и не уступал им ни в чем.
Здесь хочется заметить, что, с одной стороны, сам факт такого состязания для обоснования каких-либо положений иудейской веры, или для подтверждения ее статуса абсолютно не нужен.
Если бы в состязании победили жрецы, то все равно это не было бы каким либо аргументом в пользу удержания евреев в Египте. Ведь победа Моисея не была поставлена Фараоном в качестве условия отпускания его племени.
Книга Вэелле Шемот непременно содержала бы указания на такой важный факт.
Итак, предположим, что Моисей выполнял в Египте личные задачи. Тогда выходит, что племена семитов он встретил, скорее всего, после провала своих начинаний (если бы Моисей достиг успеха, то он остался бы в Египте).
Зачем могли бы племена кочевников понадобиться пророку? Судя по тому, что Моисей 40 лет водил будущих евреев по Синайской пустыне, и тренировал в разбойничьих набегах на караваны из них народ воинов (до тех пор, пока не умерли все старики с рабским воспитанием), пророк собирался серьезно и долго воевать.
Кстати, этот же факт говорит в пользу того, что Моисей реально существовал, а не был вымышленным персонажем.
Согласно Библии свои военные планы при жизни Моисей выполнить не успел и перед своей смертью заключил с народом евреев некий договор (завет) [1].
Содержание договора Библия, упоминающая сам факт его заключения много раз, везде обходит глубоким молчанием!!!
Не совсем ясно, зачем какой-либо договор вообще был нужен Моисею?
Возможно следующее объяснение этому. Пророку нужно было царство не столько для себя лично, сколько для воплощения некоей сверхзадачи. Его народ, согласно описаниям книг Иисуса Навина, Судей и Паралипоменон, почти постоянно находился в состоянии захватнических войн. По тем же источникам, в первые столетия прихода евреев в Палестину задача расширения своих владений была у евреев главной.
Если бы Моисей стремился к завоеваниям как обычный царь, то он вполне мог бы обойтись как без новой идеологии, так и без новой веры. Достаточно было создать крепкую армию. Если же его люди бились во имя БОГА (т. е. во имя какой то идеи олицетворяемой образом божества), то логично заключить, что конечной задачей Моисея было установление в своем царстве некоего «правильного» порядка, «закона божьего» (если понадобится, то силой оружия).
Если, пророк желал дальнейшего воплощения своей великой идеи, то, в таком случае, его предсмертный договор с евреями действительно становился необходим.


Рецензии