Гипотезы теории факты 178
2. Сказание о потопе
В XIX веке служитель британского музея археолог Джордж Смит обнаружил на одной из глиняных табличек, привезенных из Вавилона, начало сказания о потопе, весьма сходное с библейским. Он отправился в Вавилон и, к своему счастью, действительно нашел там вторую половину таблички.
На этой табличке N11, датируемой XXVII веком до н. э., содержался миф, входящий в эпос о герое Гильгамеше, очень похожий на ветхозаветный.
Главное действующее лицо мифа — человек по имени Ут-Напиштим рассказывал в нем Гильгамешу о вселенском потопе и о своем спасении, произошедшим при содействии богов.
Сделаем здесь отступление и заметим, что не только Шумеры, но многие другие древние культуры сохранили свои варианты сказания о потопе. Они есть у Греков, Ацтеков, Инков, Японцев, даже у полинезийцев. То есть, вероятно, этот катаклизм действительно некогда имел место на всей Земле. Геологические исследования Междуречья показали, что верхние слои почвы там повсеместно погребены под мощными наносами ила, что могло случиться только при многодневном стоянии воды [4].
Из всех описаний потопа шумерское для нас интересно тем, что в деталях повторяет библейское, и несомненно является его предком, поскольку написано приблизительно на 2000 лет ранее. Как и в Библии, в шумерском сказании потоп длился 7 дней, Ут-Напиштим спасся в ковчеге. Он так же трижды выпускал птиц чтобы узнать не спала ли вода. Шумерский ковчег тоже прибило к горам страны Урарту (в Библии «Урарат», это в греческом ее переводе — «Арарат». Греки вообще имели обыкновение сильно искажать иностранные слова). По окончании потопа богиня Иштар вознесла к небу дугу своего ожерелья в знак того, что потоп больше никогда не повторится.
Аналогично же и в Библии Яхве говорит: «…и не будет уже потопа на опустошение земли. … Я полагаю радугу мою в облаке, чтобы она была знамением завета между мною и землей» (Быт. 9:11-13).
Существенное различие между текстами только одно: В эпосе о Гильгамеше Ут-напиштим берет с собой «семя всякой жизни» — семена всех сельскохозяйственных растений, а в Библии Ноах (Ной) берет на ковчег всех животных, обитавших на земле. Первое действие вполне реально, второе не очень.
3. Сказание о Рае
Само понятие Рая (и Ада) в еврейской религии отсутствует и является изобретением религии Христианской. В Библии не содержится этого слова [3]. Там идет речь о вполне земном саде: «И насадил Яхве сад Эден на востоке, и поместил в нем человека которого создал… Из Эдена выходила река для орошения сада и потом разделялась на четыре реки. Имя одной реки Фисон. Она обтекает всю землю Хавила, ту где золото… Имя второй реки Гихон. Она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель. Она протекает перед Ассирией. Четвертая река Евфрат» (Быт. 2:8-14).
Исследователи единодушно отождествляют описанную местность с областью Междуречья.
Кстати, название «Эден» на иврите смысла не имеет. Близкое по звучанию слово «Эдем» означает «приятный» [3].
У народа Шумеров, обитавших в Междуречье тысячелетием ранее евреев, в эпосе о боге Энки существовал довольно похожий миф о райском саду на земле [5]. Шумерский сад назывался Тильмун, и располагался южнее Междуречья на островах Бахрейн в Персидском Заливе, где все вечно блаженствовали, и никто не старился. Там «… не крался на мягких лапах свирепый лев. Дикий пес не знал как схватить козленка …» [5].
На островах Тильмун жила богиня чистоты Нинсикила. От Энки она родила нескольких дочерей, но позже, за поедание Энки ее детей-растений и за супружескую неверность наслала на него 8 болезней. Позже она сжалилась над мужем и пришла его целить.
Помимо прочего, у Энки болело ребро, и Нинсикила родила дочь Нинти, чье имя значит «сделанная из ребра». Нинти и вылечила бога. Интересно, что другое значение имени Нинти — «дающая жизнь» [4]. Сказание об Энки говорит, что познание добра и зла ставит человека на один уровень с богами и дает ему бессмертие.
Позже Энки и Нинсикила покинули сад Тильмун, и в нем поселился некий благочестивый старец.
Образ Змея, связанный с растением вечной жизни, встречается нам в шумерском эпосе о герое Гильгамеше, в котором один из богов, не желая, чтобы Гильгамеш получил бессмертие, принял образ змея и, вынырнув из воды, вырвал у Гильгамеша добытое тем растение жизни [5].
Сопоставляя эти эпические сказания можно видеть серию аналогий библейскому сказанию об Эдеме. Адам обитал в приятном саду с Хаввой «дающей жизнь» и «сделанной из его ребра». Он был наказан за поедание плодов растения познания. Это растение было связано с вечной жизнью: «Вот, человек стал как один из нас знающих добро и зло. А теперь как бы он не простер свою руку и не взял бы также от древа жизни, и не стал бы жить вечно!» (Быт. 3:22). По окончании истории Адам и Хавва были изгнаны из Эдена, и бог поставил у ворот архангела-стража сада.
Сходство библейского и Шумерского мифов несомненно.
Видимо предки евреев старались сохранить в своих священных книгах наиболее древние истории и мифы, дошедшие до них самих. Позже этот древний эпос был литературно-идеологически обработан.
4. Субботы
Влияние шумерской культуры на формирование иудаизма не ограничилось только общностью мифологий. Под влиянием каких-то неизвестных астрологических данных шумеры считали каждые 7, 14, 21 и 28 дни весенних и осенних месяцев особо неблагоприятными для полевых работ, и в эти дни отдыхали. Этот обычай позже переняли у шумеров вавилоняне (называя эти дни «Шабату»), а от вавилонян — иудеи, которые стали праздновать все лунные циклы [3].
5. Книга родословий человека и жизнь семьи Абрахама
Для дальнейшего изложения нам потребуется привести вкратце библейскую последовательность происхождения человечества.
В начале бог Яхве (Элохим) сотворил Адама (евр. «человека»), а из ребра его Хавву. Хавва («жизнь»), родила двух сыновей: Каина («кузнеца») и Авеля («пастуха»). Каин убил Авеля, и Хавва родила еще одного сына Сифа взамен Авеля. От Сифа пошел род, в котором родился праведник Ноах. От Каина пошел некий другой род, расселившийся к востоку от области Междуречья.
В какой-то момент Яхве наслал на землю потоп, длившийся 7 дней (в греческом переводе Библии — 150 дней). После потопа уцелел лишь Ноах с семейством.
От сыновей Ноаха Сима, Хама и Иафета произошли все народы Средиземноморья, Палестины, Египта, Междуречья и Аравии. Устная традиция иудеев добавляет к ним и все другие народы мира.
Еврейский народ по легенде произошел от Сима. В роду Сима через несколько поколений родился праведник Абрахам, как и Ноах особо почитаемый иудеями.
Абрахам вышел из города Ур, располагавшемся в устье Евфрата, и прошел вдоль этой реки до северной Палестины. Затем он спустился на юг вдоль Иордана, а оттуда пропутешествовал в Египет.
Абрахам родил сыновей Ишмаэля и Исаака. Ишмаэля (Измаила) считают своим прародителем племена арабов, Исаака — евреи.
Исаак родил сыновей Иакоба и Исава. Иакоб однажды боролся ночью с Яхве, не узнавая его. Наутро Бог дал Иакобу новое имя Ишраэль (букв. «победит бог») [2].
Любимый сын Ишраэля Иосэф был продан братьями из зависти в рабство в Египет. Однако Иосэф в Египте быстро возвысился при дворе фараона и вскоре стал править страной. В конце жизни он покинул Египет и возвратился со своими родственниками обратно в Палестину[1].
Вот, пожалуй, вкратце и все, что нам известно об истории протоевреев до прихода к ним Моисея.
Необходимо заметить, что книга Бытия по времени своего написания отделена от последнего события описанного в ней — путешествия Иосэфа минимум 4-5 веками.
К такому утверждению приводят нас названия стран, упоминаемых в книге. Они соответствуют первой четверти I тысячелетия до н. э. [4]. Например, город Ур назван принадлежащим Халдейскому царству, а границы «земли обетованной» совпадают с территорией Иудеи при царе Шломо (Соломоне) правившем в X веке до н. э. Неоднократно упоминается в Бытии использование патриархами верблюдов, одомашненных в Палестине не ранее XIV-XIII веков до н. э. [3].
Рассмотрим теперь какие сведения о протоевреях можно почерпнуть из других источников.
Во II тысячелетии до н. э. существовала на Ближнем Востоке страна Мари. Между Мосулом и Дамаском есть холм называемый арабами Тэль-Харири. Французский археолог Андре Пуаро при раскопках холма случайно обнаружил статуэтку с надписью: «Я Лами-Мари царь Мари…». Он заинтересовался и вскоре раскопал руины царского дворца сожженного вавилонянами в XVII веке до нашей эры. Во дворце им были найдены обширные царские архивы.
Сопоставление названий некоторых городов-государств и народов Мари с именами родственников Абрахама дало следующую картину [4]:
То есть патриархи возможно были не людьми, а народами или городами, происходившими один от другого (на иврите, кстати, имена людей и народов пишутся одинаково). Подтверждение этой гипотезе мы можем обнаружить в надписи на стелле в городе Карнаке, относящейся к началу XV века до нашей эры. Египетский фараон Тутмос III, повелевший поставить стеллу, выбил на ней, что завоевал в Палестине две местности: Иосэф-эль и Иакоб-эль.
Под женами патриархов, вероятно, подразумевались местности, находившиеся у них в подчинении как данники.
При рассмотрении с этой точки зрения, библейская книга Бытия дает нам уникальный исторический материал о характере взаимоотношений древних народов (например, Египет родил Крит). «Книга родословий» подробно указывает, какие народы и в каких связях находятся с племенем Абрахама, Иакова, Исава от берегов Испании и до Ирана (возможно до Индии) [4].
Описываемое в Бытии путешествие Иосэфа в Египет и счастливое пребывание его там в течении около 110 лет с значительным возвышением при троне фараона довольно похоже на упоминающееся в древнеегипетских хрониках нашествие с востока племен Гиксосов, правивших Египтом также около 110 лет (по [13] 1650 — 1540 гг. до н. э). Город Аварис, в котором Иосэф возвысился при царском дворе, являлся также и столицей Египта во времена Гиксосов. Вероятно, Иосэф и Гиксосы были одним и тем же племенем.
По крайней мере, можно точно утверждать, что реальный человек Иосэф никак не мог занять в Египте при дворе фараона важный руководящий пост, так как к управлению страной в те времена иноземцы еще не допускались.
Египтяне, что для них очень не характерно, не сохранили никаких письменных свидетельств относящихся к этому периоду, будто бы желая стереть память о господстве пришельцев [3].
Аналогичное явление наблюдается и в еврейской Книге Бытия. Имя фараона оказавшего так много благодеяний Иосэфу оказалось забыто. Для книг Библии это абсолютно не характерно. Имена лиц, содействовавших или помогавших евреям, упоминаются всегда!
6. Анализ
Итак, вкратце подсуммируем вышесказанное. Народ протоевреев, который по легенде встретил Моисей в Египте пришел туда скорее всего из области Междуречья, принеся с собой свои летописи — родословные. Предки евреев чтили священные книги и праздники Шумеров и Вавилонян, а также некоторые законы Вавилонского царя Хаммурапи. Многие исследователи, к примеру И. Ш. Шиффман [3], указывают на их схожесть.
Например:
В ходе многовекового развития религии иудеев шумерские легенды и обычаи были довольно сильно изменены и литературно обработаны в новом стиле.
После исхода из Египта евреи не остались одним народом, а стали союзом племен, включив в себя народ угаритян и другие племена. Об одном из таких вхождений в союз жителей города Гаваона повествует книга Иегошуа Бен Нуна (Иисуса Навина) [И.Н. гл.9]. О другом упоминает книга пророка Иезекииля (гл. 37).
Объединение это произошло именно после исхода евреев из Египта, а не до него, так как 600 семей — это очень мало даже для одного народа (см. след. главу). К тому же «книга жития семьи Абрахама» угаритян не упоминает ни под каким именем.
Следующая за Бытием книга Исхода также говорит о евреях в Египте как об одном народе. За факт относительно позднего объединения их с другим народом свидетельствует и наличие в Библии двух различных описаний сотворения мира, двух разных имен верховного божества.
Религия евреев долгое время оставалась политеистической, они чтили богов местностей и городов. В Междуречье и Палестине каждый народ имел своего бога покровителя. Яхве, судя по дальнейшим упоминаниям Пятикнижия, был племенным божеством евреев.
Впоследствии жрецы создатели монотеизма объединили всех богов в лице Яхве, изменив соответствующим образом шумерские мифы и легенды.
Предположение о том, что Яхве был богом покровителем евреев, позволяет выдвинуть еще одну гипотезу. Скорее всего, неотъемлемым условием для вступления племен в еврейский союз являлось признание Яхве над их собственными богами и переход под его покровительство. После чего, естественно, пришельцы переставали считать себя отдельным народом. В Библии приводится перечисление 12 колен израилевых. Видимо столько же было и племен в союзе.
Свидетельство о публикации №124081101874