Гипотезы теории факты 177

Гипотезы теории факты 177

АНАЛИЗ СВЯЩЕННЫХ ПИСАНИЙ ИУДЕЙСКОЙ ВЕРЫ
В статье проведен анализ строения исторических книг Библии (+ книга пророка Иезекииля). На основе очень своеобразного строения текстов сделан вывод о том, что в учение Моисея жрецами народа Левитов (вошедшего в еврейский союз около 1000г до. н. э.) внесены многочисленные искажения. Выдвинута гипотеза о тождестве автора Когелет и Ионатана Маккавея.
Введение
Предмет нашего исследования — это изучение устройства некоторых книг Ветхого Завета, отыскание взаимосвязей их повествовательных линий, установление вероятных авторов, и построение общей исторической картины описываемых событий.
Почему я решил написать эту статью?
Дело в том, что религиозные вопросы, как правило, обсуждаются только историками, философами и людьми верующими. А каждый специалист всегда будет обсуждать вопрос только на своем профессиональном языке, с помощью каких-то традиционно принятых методик. За счет этого сильно сужается круг явлений, которые попадают в поле зрения исследователя.
Мне показалось интересным применить не исторический, а скорее политико-юридический метод изучения для вдоль и поперек изученной темы исследования Библии, с тем, чтобы обнаружить что-либо новое. Результат предлагается вам в виде сего опуса.
Методика
Сборник Библии довольно сложен и неоднороден по тематике входящих в него книг, по языку и стилю изложения материала. По подсчетам преподавателя Бостонской протестантской духовной семинарии пастора И. Т. Сазерленда св. писание содержит около 10 000 ошибок и внутренних противоречий [14].
Поэтому мы будем подходить к изучению книг Ветхого Завета с нерелигиозных чисто научных позиций полагая, что писались они разными авторами, в разное время, и что поздние переписчики вносили в текст всевозможные дополнения и изменения, «более правильные» с их точки зрения.
Итак, поскольку мы далее будем полагать, что имеем дело с искаженным материалом, исследование наше будет основано на следующих принципах:
1. Тот сделал, кому выгодно;
2. Многочисленные косвенные улики надежнее прямых показаний. Косвенные признаки гораздо тяжелее подделать.
3. Текст необходимо рассматривать по однородным смысловым фрагментам, рассматриваемым независимо.
4. Если кто-то в священном писании пытается что-то очень настойчиво доказать, то его утверждения — это, скорее всего, просто выгодная ложь.
Автор отдает себе отчет в том, что при использовании косвенных сведений существует вероятность сделать неправильные выводы. Для уменьшения этого шанса анализ будет проводиться по возможно большему количеству признаков. Часто по одному и тому же поводу таковые появляются постепенно от ранних книг, к более поздним. В таких случаях мы будем отдельно отмечать, в пользу какой ранее выдвинутой гипотезы свидетельствуют новые данные.
Почти все факты, используемые ниже, были открыты другими исследователями. Новизна работы заключается в их сопоставлении, рассмотрении в ином свете и сведении в общую картину.
Книга Берешит (Бытие)
Состав книги:
1. Легенда о создании мира (главы 1-4)
2. Сказание о потопе и о праведнике Ное (главы 5-7)
3. «Книга родословий человека» (главы 10-11)
4. Жизнь Абрахама и его сына Исаака, внука Иакова, и правнука Иосэфа (главы 10 — 50).
Книга Берешит довольно разнородна по жанру и масштабу описываемых событий. Начинается она космогоническим мифом о создании всего мира, затем приводится относительно локальный миф о поселении Адама и Евы в междуречье. После этого следует сказание о всеземном потопе, “Книга родословий человека” перечисляющая народы средиземноморья и ближнего востока, повествование о семье Ноя и его потомках.
На основании такого значительного колебания масштабов: вся вселенная, планета Земля, область междуречья, 1 семья; можно выдвинуть гипотезу о том, что книга Берешит является сборником ранее независимых произведений, позже объединенных в одну книгу.
1. Боги Угарита и бог Ветхого Завета
Согласно Библии все началось с сотворения мира богом Элохим (Яхве).
Бог сотворил мир двумя противоречивыми способами, приводимыми в книге Бытия непосредственно один за другим.
Согласно первому варианту Элохим создал небо и землю, и дух его витал над водами. Затем в 7 дней Элохим создал все существующее в мире, растения, животных и человека.
Согласно второму сначала Яхве сотворил человека, а лишь затем всех животных ему в помощь и пользование [2].
Далее, после двух легенд о сотворении мира, текст книги Бытия так и идет двумя чередующимися линиями. В одной действует бог Элохим, в другой — Яхве. Принято называть первую линию «Элохистом», а вторую «Яхвистом» [3]. Видимо некогда это были ранее 2 независимых сказания, впоследствии объединенные в одно и Яхве не был ранее тождественен с Элохим.
Имя «Элохим», как это ни удивительно, является множественным числом от «Эл» — бог. Иудеи считают слово «Элохим» особой библейской формой единственного числа, т. к. оно везде сочетается с глаголами в единственном числе [1]. Однако, во-первых, из того же Ветхого Завета известно, что после Моисея еврейская религия почти 1000 лет была политеистической, а, во-вторых, вот что Элохим говорит об Адаме в раю: «Вот, человек стал как один из нас знающих добро и зло». Дальнейшие указания на то, что изначально «Элохим» было все-таки множественным числом дают некоторые псалмы. Читаем буквально: «Велик Яхве, вознесен он над всеми Элохим…» (Пс.94); «Велик Яхве и достохвален, страшнее он всех Элохим…» (Пс. 95).
Данные археологии позволяют выявить связи еврейской традиции с фольклором соседних народов.
В XX веке н. э. в северной Палестине были обнаружены развалины города Угарита сожженного вавилонянами в XVII веке до н. э. [3]. Угарит был столицей одноименного царства, а его народ, как и евреи, принадлежал к семье семитских народов. В угаритском пантеоне верховного бога именовали Илу, представлявшегося в образе благообразного седого старца. Илу восседал на троне поддерживаемом керубами (евр. херувимами). Имя его в языках семитской группы звучало как Эл, Элим, Илум, Аллах.
Илу, имел эпитеты «Творец всех созданий», «(Бог) Создатель богов», «Вечный отец», «скачущий на облаке» и часто представлялся в образе могучего быка. Жену его звали Ашера [1].
Бог Илу имел брата Дагану — подателя рыбы. Его имя происходит от общесемитского корня «Даг» — рыба. Дагану родил сына Балу — могучего богатыря, бога подателя дождя и росы, громовержца и воителя. Основным подвигом Балу была его победа над неким драконом Латану (другое имя дракона Раав), а повседневным занятием — борьба со своим братом Муту — богом жары и засухи [5]. Из табличек Угарита известен своеобразный обряд поклонения Балу, в котором царь исполнял ему ритуальный танец перед торжественной процессией.
Евреи, пришедшие в Палестину через 300-400 лет после падения Угаритского царства, перенесли многие черты Илу и Балу на бога Яхве.
• Его также представляли и в образе белобородого старца восседающего на облаке, и в виде могучего быка.
• Вторым именем Яхве было Элохим. Как составная часть имя этого бога «Ил» вошло в состав многих еврейских имен: Дани-ил, Миха-ил, Саму-ил, Ил-ия, и др…, а также в имена всех архангелов [3].
• Яхве обладал и многими эпитетами присущими Илу: «Творец всех созданий» (Быт. гл.1), «скачущий на облаке» (Пс. 68, 104), «Бог богов Яхве» (пс.49).
• Жену Яхве также звали Ашера!!! (Может это она же, но во втором браке?)
• Псалмы многократно подчеркивают верховное положение Яхве среди других божеств (см. цитаты в предыдущей главе).
• Как и Илу, Яхве представляли и в образе могучего быка. Такое заключение позволяют сделать упоминания в IV книге царств и II книге Паралипоменон. Из библии нам известно, что иудейский царь Иеровоам воздвиг статуи быка в городах Бет-Эле и Дане. Позже, видимо, этот образ перестал почитаться как облик Яхве, и стал запрещаем.
• О ритуале поклонения Яхве с торжественной процессией II книга царств рассказывает следующее: «А Давид плясал изо всей силы перед лицом Яхве, и Давид был одет в льняной эфод» (ритуальную одежду) Далее книга повествует, что уже в те времена значение этого ритуала не было понятно даже для дочери царя Давида [3]. То есть обряд был довольно старым.
• Библия также сообщает, что в древности евреи поклонялись Дагану и Балу, называя их Дагоном и Баалом (Баал букв. значит “хозяин”). С установлением единобожия у Яхве появились черты сходные с чертами Баала.
• Яхве, например, совершает главный подвиг Баала: «В тот день поразит Яхве мечем своим тяжелым, и большим и крепким Левиатана (др. перевод Левиафана)…» (Ис. 27:1). В Псалтири один из псалмов дает нам намек на то, кем мог быть Левиатан и у угаритян, и у евреев. Он содержит слова:«…Яхве, восседающий на драконе потопа».
• В той же книге Исаии упоминается и битва с Раавом.
Библеист И.Ш. Шиффман [3] пишет, что Ветхом Завете содержится множество других похожих черт с эпосом Угарита, его словесностью и обрядами. Например, в мифе о борьбе Балу с богом смерти Муту богиня Анату победила Муту следующим образом: «Она схватила сына Илу, Муту, мечом разрубила его, сквозь сито просеяла его, огнем опалила его, на мельнице смолола его, на поле посеяла его. Останки его — да! — поедают птицы…» [3].
Очень похоже и Книга Исхода описывает уничтожение Моисеем золотого тельца: «И взял он тельца, которого они сделали, и обжег огнем, и разбил его, пока он не измельчился, и рассыпал по воде, и дал пить сынам Израиля» (32:20).
Позже, во Второзаконии Моисей говорит: «А ваш грех, который вы сделали, я взял и обжег его огнем, и разбил его вдребезги, хорошо, пока он не измельчился в прах, и бросил его прах в реку, текущую с горы» (9:21).
Из более мелких подробностей можно отметить, к примеру то, что в угаритских храмах среди утвари имелось литое из бронзы «море» предназначенное для ритуального омовения царя. Такое же «море» согласно 3 книге царств (7:23-26) находилось и среди утвари храма Яхве построенного царем Соломоном [3].
На основе вышесказанного можно сделать вывод о хорошем знакомстве евреев с угаритской религией и об ассимиляции ими ее черт. Наиболее вероятно, такое явление могло иметь место при вхождении в союз евреев потомков угаритян. Пришельцы могли принести с собой свою религию, постепенно растворившуюся в иудаизме.
Можно констатировать также явление слияния в этой религии образов богов Яхве, Илу и Балу, объединивших в одном лице все высшие атрибуты божественного начала.


Рецензии