Записки о поэзии Александр Блок и Революция

Записки о поэзии.
Александр Блок, глашатай и невольник Революции

Музей-квартира Александра Блока

                "О, я хочу безумно жить!
                Всё сущее - увековечить!
                Безличное - вочеловечить!
                Несбывшееся - воплотить!"
                Александр Блок

Краткая историческая справка.
Александр Александрович Блок (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921) — русский поэт Серебряного века, а также писатель, публицист, драматург, переводчик и литературный критик.

Классик русской литературы XX столетия. Один из крупнейших представителей русского символизма.

Первые стихотворения Александр Блок написал в пять лет. В 10 лет создал два номера журнала «Корабль». С 1894 по 1897 год он вместе с братьями выпускал рукописный журнал «Вестник», всего вышло 37 номеров.

В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Дмитрия Ивановича Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме».

Александр Александрович Блок (1880–1921 гг.) стал классиком русской литературы ХIХ–ХХ веков, драматургом. Начинал свой творческий путь с символизма, но после событий революции 1905–1907 в его стихотворениях стала преобладать социальная тематика. В отличие от многих поэтов, во время Октябрьской Революции согласился сотрудничать с Советской властью.
   Этот день, 29 июля стал для меня не просто очередным днем в Санкт-Петербурге,
Но стал ярким, насыщенным событием от впечатления квартиры поэта Александра Блока на улице Декабристов при набережной реки Пряжки, ранее носившая название улицы Офицерской, Приказной.
   Пришлось вооружиться электронным путеводителем по улицам Северной Венеции и, двигаясь по живописным кварталам исторического центра города, пересечь Адмиралтейский район по мостам, переброшенным через Канал имени Александра Грибоедова и реки Мойка и далее по Казанской и Декабристов улицам. По маршруту подходил и городской автобус второго маршрута от Малой Морской и Исаакиевского Собора до река Пряжка.
   На доме - мемориальная доска.
   Фойе первого этажа. Касса с милой женщиной и множеством интересных книг поэтов Серебряного века, среди авторов: Саша Чёрный, Игорь Северянин, именно Блок, Анна Ахматова. Выбираю пару интересных книги оплачиваю доступ к святая - святых экспозициям на втором этаже к квартире поэта, а на четвертом в квартиру Бекетовых.
   По старой, дореволюционной постройке лестнице со следами кронштейнов от ковровых дорожек, поднимаюсь до второго этажа.
На входе обращаю своё внимание на человека в черной спецовке охранника, проверяющего билет.
   Представляюсь, вынимая удостоверение Пушкинского комитета. И тут же вижу открытую дружескую улыбку. Знакомимся. - Александр Васильевич, представляется товарищ.  Между нами завязывается непринуждённая беседа о Блоке, Дмитрии Ивановиче Менделееве, великом учёном и тесте поэта.
А сама квартира поэта, где сохранилась атмосфера быта  революционных горячих времен, предстала передо мной скромным видом аскетичного образа жизни владельца. По словам экскурсовода Блок тратил свои скудные средства на книги и путешествия, не позволяя себе роскошествовать.
В этом смысле разительно отличались своей викторианской обстановкой и роскошью жилищные условия музея-квартиры Пушкина на Мойке, дом 12, или квартира из 8 комнат Николая Некрасова на Литейном проспекте.
В одном из своих писем к отцу среди слов благодарности за финансовую помощь поэт писал в декабре 1900 года:
"Милый папа! Благодарю Вас за переданные мне дядей Петей 250 рублей, которые я получил вчера". ... Бросить бы все, продать, уехать далеко — на солнце, и жить совершенно иначе".
К тому же Александр блок был ограничен в жилищных условиях, - часть его квартиры с 1920 года занимал некий революционный матрос.
Узнав о том, что в квартиру Блока принудительно вселили «революционного» матроса, Гиппиус якобы ухмыльнулась и прокомментировала эту новость следующими словами: «Эх, жаль, что только одного… Надо бы — двенадцать!» Посвящение З. Н. Гиппиус от А.Блока, 1919года.
 А матрос поселился в квартире Блока на улице Офицерской после уплотнения в 1920 году.   По ночам матрос горланил, приводил девок и играл на гармошке, тогда поэт был вынужден переехать из квартиры № 21, где жил с 1912 года, в соседнюю квартиру № 23, к матери, где и умер 7 августа 1921 года. После смерти поэта, в квартире вплоть до 1942 года проживали близкие ему люди, последняя из которых была Анна Ивановна Шелгунова, или как ее еще называли «Аннушка», старая прислуга семьи Блоков-Бекетовых. Через 25 лет в 1960 году на доме была установлена мемориальная доска. А в 1980 году, к 100-летнему юбилею поэта было принято решение об открытие музея Блока.
Александр Блок.
Родился 16 (28) ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье (отец – профессор, мать – писательница).  В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сначала на юридическом факультете, а затем на историко-филологическом. К слову, ректором университета был его дедушка А.Н. Бекетов, известный русский ботаник.
В юности Блок был хорош собой. «…Красивый, стройный юноша, со светлыми вьющимися волосами, с большими мечтательными глазами и печатью благородства во всех движениях» - таким остался он в памяти А.И. Менделеевой, матери его будущей жены.
По словам его друга, Владимира Алексеевича Пяста (настоящая фамилия — Пестовский) — русского поэта-символиста, прозаика, литературного критика, переводчика, теоретика литературы в каждом движении Блока были видны «смелость, благородство и вместе мягкость – рыцарство», сам же  он, «стройный, как Аполлон», вызывал мысль «о Боге».
Максим Горький так описывал Блока: «Нравится мне его строгое лицо и голова флорентийца эпохи Возрождения».
Анне Ахматовой, назвавшей Блока в «Поэме без героя» «трагическим тенором эпохи», запомнился его «античный локон над ухом».
Сам Александр Блок высоко ценил своих родных, семью, чем себя.
 В набросках к поэме «Возмездие» он писал следующее:
Он был заботой женщин нежной
От грубой жизни огражден,
Летели годы безмятежно,
Как голубой весенний сон.
Однако несоответствие внешнего мироустройства и внутреннего взгляда на вещи привело поэта к критическим мыслям, что нашло свой выход в поэзии.
Став свидетелем кровавого воскресенья 1905 года поэт написал следующее:
Шли на приступ. Прямо в грудь
Штык наточенный направлен.
Кто-то крикнул: - Будь прославлен!
Кто-то шепчет: - Не забудь!
Александр Блок всю короткую жизнь был и остался верен России, своей стране, любимой родине.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней
                воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь – степной, наш путь – в тоске
                Безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
  ---------------------------------------------------
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
(«На поле Куликовом» 1908)
Революцию Блок принял с энтузиазмом, что резко расходилось с мнением в его окружении среди интеллигенции, поэтов, писателей.
Одно за другим появляются стихотворения, в которых поэт выражает сочувствие угнетённым и осуждает «сытых». Эта тема просматривается в его опусах в творчестве «Ангел-Хранитель», «Деве-Революции».
Друзья Блока - поэты Андрей Белый, Сергей Соловьев осуждали его «за измену идеалам «соловьёвцев», за отказ от утопической  веры в преобразование жизни, за его отказ от прежних устоев царских времен.
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
--------------------------------------
 Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла)
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела…
Ожидание очистительной бури, сметающей прежний мир, отразилось Блоком в приветствии Революции. Откликом на ее события стала поэма «Двенадцать». В этом эпическом произведении друзья и враги увидели политический акт. Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Иван Бунин  резко осудили поэта, упрекали в измене самому себе.
Другие приветствовали поэму, так среди них были Андрей Белый, Сергей Есенин, Сергей Городецкий.
Последние годы поэта стали драматичным периодом жизни. Блок выглядел усталым, больным и разбитым из-за трагичности гражданской войны.
В этот тяжкий час Блок обращается к творчеству Пушкина, уходя от зловещей реальности голода, убийств, болезней. Он выступает в 84-ю годовщину смерти Пушкина 13 февраля 1921 года на торжественном собрании с речью «О назначении поэта» и в это время пишет стихотворение «Пушкинскому дому», в котором лейтмотивом звучит мысль о необходимости свободы для поэта-творца.
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе.
Александр Александрович Блок стал единственным из символистов, признанный еще при жизни поэтом общенационального значения.  В нашей русской поэзии он занял достойное место, как яркий представитель символизма, перешагнув рамки и каноны этого поэтического направления, значительно расширив его. Блок стал зачинателем новой эпохи в поэзии нашей страны и оказал огромное влияние на последующие поколения поэзии России.
Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!
В заключение приведу слова младшего друга поэта, литературоведа, поэта, писателя Владислава Ходасевича:
«Был Пушкин и был Блок. Все остальные – между».

Литература
1.Википедия, Александр Блок, краткая биография,
2.Поэзия Серебряного века, «Эксмо», Москва, 2019,661 стр.,
3.Серебряный век, Стихотворения. ООО «Издательство «Эксмо», М., 2015
4.Судьбы поэтов Серебряного века, Из-во «Книжная палата», М.,1993
5.Александ Блок, Жизнь без начала и конца…,СПБ, ООО» Полиграф»2018 

4 - 9 августа 2024 г.


Рецензии